V./. предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития
Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений. Самые большие научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития сле-поглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.
Предметом этой области специальной психологии является изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям.
Задачи психологии детей со сложными нарушениями развития заключаются в:
1) описании общих и специфических закономерностей их развития;
2) разработке методов их диагностического изучения;
3) психологическом обосновании содержания и методов их обучения и воспитания;
4) изучении особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе.
Любая группа детей с нарушениями развития неоднородна по составу. Внутри каждого вида нарушения развития принято выделять подгруппы детей в зависимости от выраженности нарушения и его характеристики. Часть детей имеет осложненный, часть сложный вид нарушений.
Сложными нарушениями, как уже было сказано, принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; разные виды одновременного нарушения зрения и слуха, которые принято относить к слепоглухоте; слепота и системное нарушение речи и т.д. Эти достаточно выраженные слож-
|ые нарушения развития должны диагностироваться у детей как йожно раньше.
Одновременное поражение нескольких функций внутри одной |истемы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора можно назвать осложненным дефектом. 1апример, результатом родовой травмы может стать выраженное органическое поражение ЦНС, вобравшее в себя ликвородина-(Шческие, двигательные расстройства, нарушения поведения и развития речи. Эти симптомы, в зависимости от тяжести их про-1ений, могут стать характерными для осложненной формы ЗПР, )НР и олигофрении. Исходя из вышесказанного дискуссионной проблемой остает-отнесение к сложному дефекту тех видов глубокого органического поражения ЦНС, следствием которых являются нарушения развития у ребенка с глубоким отставанием в умственном развита. В этом случае можно говорить о множественном виде нарушений, поскольку выраженная умственная отсталость сопровожда-гся нарушениями развития или поражениями многих областей (соры головного мозга, отвечающих за сенсорную, двигательную речевую сферы человека.
Самый известный отечественный исследователь в области сле-юглухоты И. А. Соколянский относил к истинной слепоглухоте элько детей с врожденным или приобретенным, полным или Частичным нарушением функции в периферической части зри-вльного и слухового анализаторов, без грубых нарушений центральных отделов мозга. Умственно отсталых детей с выраженными рарушениями зрения и слуха он относил к «церебрально недостаточным».
У.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Первый слепоглухой ребенок был принят в 1894 г. в только что Организованный Е. К. Грачевой Петербургский приют для глубоко умственно отсталых детей. В тот же приют, получивший название «Братство во имя Царицы Небесной», в 1905 г. был помещен 1Я воспитания другой слепоглухонемой ребенок. Тогда в этом олаготворительном учреждении консультировал известный врач преподаватель М. В. Богданов-Березовский, который обратил внимание на положение слепоглухих детей в России и сделал ряд /бликаций в научной и популярной прессе об этом. В России в 80-х гг. XIX в., благодаря публикации переводов |«Американских заметок» Ч.Диккенса и некоторых других сообщений, стала известна история американской слепоглухой Лауры §Бриджмен, получившей воспитание в Институте для слепых Пер-синса в Бостоне. Затем на весь мир прогремела история обучения
другой слепоглухой, Елены Келлер, воспитанницы Анны Сулли-ван из того же института Перкинса. С 1884 по 1913 г. в России вышло 11 публикаций, касающихся истории жизни и творчества Е. Келлер. Стали известны факты успешного обучения слепоглухих в Бельгии, Франции, Норвегии, Шотландии и Швеции. Благодаря тесным научным контактам с Германией специалисты в России следили за успехами обучения слепоглухих в Приюте для калек в Нововесе около Потсдама, где они обучались с 1887 г. и где в 1906 г. была открыта специальная школа для слепоглухих. В 1908 г. в русском ежемесячном журнале «Слепец» был опубликован перевод книги немецкого педагога и исследователя Г. Ри-мана «Психологические наблюдения над глухонемыми слепцами», изданной в Берлине в 1905 г.
Успехи в обучении слепоглухих в разных странах мира пробудили в определенных кругах российского общества живой интерес к проблемам слепоглухих детей. В 1909 г. в России было создано Общество попечения о слепоглухих, и при Петербургском детском саде для глухонемых началось обучение трех детей. Летом того же года педагоги и воспитатели упомянутого учреждения познакомились с опытом обучения слепоглухих в Швеции и Германии и начали работать в приюте для слепоглухих детей, открывшемся на средства Общества в 1910 г. и принявшем уже семерых детей с глубокими нарушениями зрения и слуха.
Это было первое учебно-воспитательное учреждение для слепоглухонемых детей в России. Там началась работа с этими детьми педагогов М.А.Захаровой и Ю.А.Якимовой, которые продолжили свою деятельность и после революции 1917 г., когда слепоглу-хие воспитанники вошли в состав группы глухих при Петроградском отофонетическом институте (позднее ставшем Ленинградским институтом слуха и речи), где и обучались до 1941 г. Научные наблюдения, сделанные на основе обучения этих детей, отражены в работах известного психолога А. В.Ярмоленко. С 1923 по 1937 г. очень интересно работала организованная И.А.Соколянским школа для слепоглухих детей в Харькове. Самой известной воспитанницей этой школы стала знаменитая слепоглухая писательница О. И. Скороходова. Впоследствии этот опыт был продолжен И. А. Со-колянским и А. И. Мещеряковым в Москве в Институте дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО), где с 1947 г. велись научные исследования и осуществлялась практическая работа со слепоглухими детьми. Под руководством известных психологов А.Н.Леонтьева и А.И.Мещерякова было организовано обучение четверых слепоглухих студентов на психологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в 1971 — 1977 гг. Двое из них — А.В.Суворов и С.А.Сироткин имеют ученые степени и являются авторами нескольких научных и научно-популярных книг. Широко известная в настоящее время школа —
Детский дом для слепоглухих в Сергиевом Посаде Московской
области — с 1963 г. успешно работает в системе Министерства ^
руда и социальной защиты населения Российской Федерации.
Отечественный опыт обучения слепоглухих пользуется больной известностью и признанием в других странах. С 1969 г. существует международная организация, координирующая развитие доследований и служб для слепоглухих в мире, в мероприятиях которой участвуют и российские специалисты.
По данным этой организации, число слепоглухих людей в мире юставляет около одного миллиона человек. К ним в настоящее ремя принято относить всех людей, имеющих нарушения зрения | слуха: это дети с врожденной или рано приобретенной слепо-Лухотой; дети с врожденными нарушениями зрения, теряющие [возрастом и слух; глухие или слабослышащие с рождения люди, (арушения зрения у которых появляются с возрастом; люди, поверявшие слух и зрение в зрелом или пожилом возрасте. ;' Современное определение слепоглухоты различно в разных странах. Оно во многом зависит от того, как содержание этого поня-ия трактуется в нормативных документах, принятых в том или иом государстве. Например, отнесение ребенка или взрослого [нвалида к категории слепоглухих в США или Скандинавских транах гарантирует ему место для бесплатного обучения в специ-Льной школе и особое социальное обслуживание (перевод, со-дэовождение, транспорт и т.д.). В этих странах категория «слепо-Яухой» включена в государственный регистр инвалидов. Слепо-лухота там определяется как комбинация нарушений зрения и луха, которая создает особые трудности общения и требует обес-[ечения специальных образовательных нужд этих детей. ' В нашей стране до настоящего времени не существует официального определения слепоглухоты и других видов сложного нарушения как особого вида инвалидности. Инвалидность до сих пор иределяется по одному, наиболее выраженному нарушению.
г
У.З. ПРИЧИНЫ СЛОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ.
ЮДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ
I НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Г
| Для ранней диагностики сложного нарушения очень важны
Шания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких функций организма. Когда мы имеем дело с одним Первичным дефектом развития у ребенка, мы рассматриваем вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или Эесколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.
I 377
Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:
• один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);
• оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);
• каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника);
• оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;
• два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.
Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.
В настоящее время описано более 250 наследственных синдромов, связанных с нарушением слуха. Примерно одна треть этих наследственных нарушений слуха у детей сочетается с другими видами нарушений (заболеваниями внутренних органов: эндокринной системы, сердца, почек и т.д.; заболеваниями ЦНС; нарушениями скелетно-мышечной системы; зрения и т.д.). Наиболее изучен ряд наследственных синдромов и заболеваний, приводящих к комплексному нарушению зрения и слуха. В ряде случаев симптомы такого наследственного заболевания проявляются неодновременно. Например, при синдроме Ушера нарушение слуха может возникнуть с рождения, а поражение зрения в виде дегенерации сетчатки начинает проявлять себя только в дошкольном возрасте в виде ночной или сумеречной («куриной») слепоты, и только к подростковому или более старшему возрасту наступает резкое ухудшение зрения из-за сужения полей зрения до так называемого «туннельного» зрения.
К экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим сложному и даже множественному нарушению развития, отно-|тся различные пренатально (внутриутробно) и постнатально ^ренесенные заболевания. Наиболее известными из таких внут-иутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, >ксоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др. ; Вирус краснухи проникает от заболевшей матери через пла-енту в плод и может вызвать множественные пороки развития |рбенка. Наибольший риск множественного поражения плода воз-йкает на ранних сроках беременности, когда органы зрения, слуха кровообращения развиваются наиболее интенсивно. Считается, ГО примерно треть детей, перенесших краснуху в утробе матери, оявляются на свет со сложными врожденными нарушениями. При-!ерно 87% пораженных детей имеют нарушения слуха; 46% — рожденный порок сердца; 34% — врожденные нарушения зре-йя и 39 % — трудности в обучении. У части детей все эти пороки азвития встречаются одновременно в виде врожденной катаракты боих глаз, глухоты и врожденного порока сердца. С начала 70-х гг. развитых странах мира проводятся профилактические прививки отив краснухи, которые свели до минимума случаи рождения тей с синдромом врожденной краснухи. В России такие привив-проводятся с 1998 г.
Другим известным внутриутробным хроническим вирусным болеванием, которое может привести к сложному дефекту, яв-ется цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Вирус этого завоевания передается при близком контакте и считается наиболее аспространенным среди всех врожденных инфекций. Заболева-;ие часто протекает у детей почти без видимых симптомов и под-ерждается только после лабораторных исследований. Как след-вие этой врожденной инфекции у детей могут возникать изоли-ованные нарушения (врожденная косолапость, глухота, дефор-ация нёба и микроцефалия) или комплексные (глухота и нару-ения зрения в виде хориоретинита или атрофии зрительных (Ёервов, ДЦП и глухота и т.д.). Поскольку в последние годы успешно проводится профилактика внутриутробной краснухи, ЦМВ остается наиболее опасной инфекцией, последствием которой мо-|ут быть врожденные сложные нарушения у детей. I Причинами врожденных нарушений зрения и слуха, нарушений зрения и умственной отсталости может стать заболевание матери токсоплазмозом, сифилисом и пр.
'•' Такие постнатальные заболевания, как корь или скарлатина, (Тяжелый грипп или нейроинфекции, перенесенные в детском возрасте, также могут привести к сложному нарушению развития У ребенка. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом Может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.
К Ч 5
к
В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Примерно у 11 % недоношенных детей обнаруживаются аномалии развития глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения и даже слепоте. Ретинопатия недоношенных (поражение сетчатки) развивается у глубоко недоношенных детей при неадекватном кислородном режиме во время искусственного вынашивания в кювезах. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться и нарушения слуха. Иногда к би-сенсорному дефекту добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробно перенесенных инфекционных заболеваний. Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.
К неясным по природе причинам множественных, в том числе и сенсорных, нарушений относят пока и СНАКОЕ-ассоциацию, которая все чаще встречается у детей с двойным сенсорным и множественным нарушениями. Это название сложилось из сочетания первых латинских букв шести слов, обозначающих разные нарушения (нарушение зрения в виде колобомы радужки или сетчатки; нарушения Сердечной деятельности; трудности глотания и дыхания из-за сужения или атрофии носовых отверстий —хоан; отставание в росте; недоразвитие половых органов; нарушения органов слуха).
Знание причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, может существенно помочь в диагностике этих нарушений, в выделении новорожденных детей группы риска и внимательному наблюдению за их развитием.
Поскольку обучение слепоглухих детей представляет собой наиболее разработанную модель подхода к изучению и воспитанию детей со сложными нарушениями, рассмотрим подходы к классификации именно этого вида сложных нарушений.
Первая классификация слепоглухих была сделана в 1940-е гг. А.В.Ярмоленко на основании анализа 220 историй жизни слепоглухих детей как в нашей стране, так и за рубежом. В основу классификации было положено время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными:
• слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи (врожденная слепоглухота);
• слепоглухие, у которых потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь (приобретенная слепоглухота);
• слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты, осложненные умственной отсталостью.
Современный уровень науки и практики оказания помощи де-[М со сложными недостатками развития позволяет выделить сле-уюшие варианты разных сочетанных нарушений.
1. По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов
южных и множественных нарушений. Это могут быть различные
■очетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как со-
[етание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное Нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения р движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отста-
гость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения Щ умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости И сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).
2. По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей
этим видом сложного нарушения можно разделить на:
■Тотально или практически слепоглухих; Ьлепых слабослышащих; 'слабовидящих глухих; слабовидящих слабослышащих.
Детей с сочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:
{слепых алаликов; Слабовидящих алаликов; слепых детей с ОНР; 'слабовидящих детей с ОНР.
Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на: «яепередвигающихся самостоятельно слепых; Непередвигающихся самостоятельно слабовидящих; ^слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП); слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.
Сочетание нарушений слуха и движений можно разделить на: тяжелые формы ДЦП и глухоты; тяжелые формы ДЦП и тугоухости; !Легкие формы ДЦП и глухоты; легкие формы ДЦП и тугоухости.
Возможно множество сочетаний, разных по выраженности сен-Гсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.
Такая классификация позволяет достаточно адекватно подойти к решению вопроса о месте обучения ребенка в определенном типе школы. Но при этом необходимо учитывать условность подобного разделения и зависимость выраженности нарушений от применяемого лечения.
Например, ребенок, рожденный слепым или ослепший от раннего проявления врожденной катаракты обоих глаз, имеет большой
шанс возвращения зрения после удаления катаракты в раннем возрасте. Однако при этом необходимо помнить о большом количестве осложнений после операций, о возможности вторичных катаракт и даже потери зрения в юношеском возрасте из-за отслойки сетчатки у части детей с внутриутробно перенесенной краснухой. При хорошо подобранном лечении и правильном воспитании яркая положительная динамика может наблюдаться у детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича, у детей с кондуктивной тугоухостью и т.д.
Известны наследственные синдромы, которые дают прогрессирующее ухудшение движений, слуха и зрения уже в дошкольном возрасте. Например, при врожденной атрофии зрительных нервов обоих глаз и сахарном диабете у ребенка с нормальным при рождении слухом может наступить нейросенсорная глухота.
Известен также высокий риск тотальной отслойки сетчатки у детей с врожденной тяжелой близорукостью и тугоухостью (синдром Маршалла). От 3 до 6% детей с врожденным нарушением слуха страдают прогрессирующим с возрастом нарушением зрения в виде необратимого сужения полей зрения (синдром Ушера).
Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений.
3. В случае сложного нарушения принято выделять детей с одновременно или разновременно наступившими нарушениями. Это могут быть врожденные нарушения зрения и слуха у ребенка, одновременно наступившие после заболевания менингоэнцефали-том в определенном возрасте. Это могут быть различные случаи разновременной потери слуха и зрения (одно нарушение врожденное, другое наступило в результате травмы или прогрессирующего наследственного заболевания в более позднем возрасте). В других случаях это может быть врожденная слепота и неподвижность после травмы позвоночника в подростковом возрасте.
Этот подход к классификации сложного нарушения у детей дошкольного возраста также помогает нам понять неоднозначность течения многих видов сложного дефекта, возможность перехода этих детей из одной категории нарушений развития в другую и т.д. Учет времени наступления нарушений особенно важен для детей с сенсорными нарушениями: для оглохших детей является очень важным степень сформированности их речи ко времени заболевания; для ослепших — запас их зрительных впечатлений, на которые можно опереться при ориентировке в окружающем.
4. По времени наступления сложных нарушений можно разде-ить на такие группы:
с врожденным или ранним сложным дефектом;
со сложным нарушением, проявившимся или приобретенным младшем или старшем дошкольном возрасте;
с нарушением, приобретенным в подростковом возрасте; I с нарушением, приобретенным в зрелом возрасте;
с нарушением, наступившим в старческом возрасте.
Врожденное или очень рано наступившее сложное нарушение чрезвычайно осложняет процесс развития ребенка и требует самого пристального внимания со стороны специалистов разного профиля в течение всей его жизни. Рождение ребенка с комп-ексным тяжелым нарушением в семье почти сразу ставит воп-ос о возможности его семейного воспитания. Именно эти дети ,.аще всего попадают в специальные Дома ребенка и клиники и прогноз их развития там самый печальный. Мы не знаем ни одного случая благополучного развития ребенка со сложными на-ушениями, от воспитания которого с рождения отказались его родители.
, Для всех случаев приобретенного с возрастом сложного нарушения чрезвычайно важно установление особенностей развития гребенка ко времени заболевания, его знаний и умений, психологического возраста ко времени наступления нарушений. > Специалистами обсуждается вопрос о том, какую роль в развитии слепоглухого ребенка играет уровень психического развития, достигнутый им к моменту наступления дефекта. Считается, что дошкольник с более поздней потерей слуха и зрения имеет преимущества в развитии перед ребенком с врожденной слепо-глухотой. С другой стороны, специалисты обращают внимание на чрезвычайно серьезные психологические проблемы людей, потерявших слух и зрение в подростковом и более старшем возрасте.
Главной особенностью детей, слепоглухота которых наступила в подростковом возрасте, оказывается противоречие между уже ^сложившимися планами на будущее, уровнем притязаний и теми препятствиями, которые ставит на пути их достижения наступивший дефект. Подросток очень болезненно переживает нарушение контактов со сверстниками, невозможность общения с ними. Наблюдения показывают, что у подростка в такой ситуации наиболее ярко в поведении проявляется стремление к самоутверждению, порой неадекватное. Если в этот период окружающие взрослые не понимают причин его вызывающего поведения, его агрессивности и не оказывают необходимой помощи, то могут возник-• нуть очень тяжелые личностные изменения и даже психические срывы.
Описанные выше подходы к классификации сложных нарушений у детей показывают огромное многообразие и нестабильность
вариантов таких нарушений в детстве. Это многообразие проявлений и их динамизм является главной особенностью категории детей со сложными нарушениями развития.
У.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Психическое развитие детей со сложным сенсорным нарушением опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность) возможности и их совершенствование. Наблюдения за развитием маленьких детей с врожденной слепоглухотой и сохранными возможностями познавательного развития показывают большие возможности осязания и обоняния. Если не препятствовать развитию сохранной активности такого ребенка и способствовать его своевременному хватанию, сидению, прямохождению и самостоятельности в бытовых действиях, можно добиться совершенно свободной ориентировки в помещении и развития полноценных предметных действий. Такой ребенок способен уже в раннем детстве совершенно свободно передвигаться по знакомому помещению, узнавать близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощупыванию ног и обуви, доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ним в соответствии с их назначением.
Ощущение и восприятие у детей со сложными сенсорными нарушениями имеет ряд особенностей.
Кожная чувствительность и двигательная память становятся у сле-поглухих особым способом познания окружающего. И. А. Соколян-ский описывал, как легко слепоглухие дети находят окна и двери даже в незнакомом помещении благодаря восприятию кожей лица изменений воздушной волны и температуры, излучаемой окном.
Известно, что осязание складывается из тактильной и кинестетической чувствительности, которые включены в пространственную схему организованного движения всего тела человека. Будущая ориентировка человека в окружающем его пространстве постепенно складывается из ориентировки в движениях собственного тела, из его осознания. Слепой или слабовидящий с детства ребенок не может полноценно контролировать свои движения с помощью зрения. Нарушенный слух лишает такого ребенка возможности ориентироваться в движениях по направлению звуков. Слепоглухой должен опираться во всем на свой собственный двигательный и обязательный опыт. Поэтому от своевременного появления самостоятельной разнообразной двигательной активности — переворачивания, подтягивания, хватания, сидения, вставания, ползанья и хождения во многом зависит будущая ориентировка в пространстве и восприятие слепоглухого человека. Развитию
- движении слепоглухого ребенка с раннего детства нужно прида--вать самое большое значение.
Тактильная чувствительность позволяет воспринимать предме--ты только касанием и действием с ними в непосредственном контакте. Однако человек, лишенный зрения и слуха, может получать информацию от окружающего и на расстоянии, дистантно. Ряд авторов отмечали необыкновенную тонкость обоняния у слепо-глухих людей. Описаны случаи, когда слепоглухой человек полно-'стью ориентировался в помещении на основе запахов или мог отличить из груды перчаток не только две перчатки, составляющие пару, но отобрать две пары, принадлежащие двум сестрам. 4 Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на Мулице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы. Известны наблюдения О. И.Скороходовой, когда она из запаха букета разных цветов йгразу выделяла аромат белой лилии или на фоне запаха чернил ; вычленяла запах ранее бывших в чернильной бутылочке духов. щ Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности к звукам, ^производимым при передвижении предметов и людей, ребенок §может ощущать происходящее вокруг него также на определен-1ном удалении. С возрастом слепоглухие способны определять на расстоянии приближающихся людей по походке, узнавать, что жто-то вошел в комнату, слушать рукой звуки музыки, определять ногами направление громких звуков, производимых в доме и Ш& улице и т.д. Вибрационные ощущения могут стать основой для ||осприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка. Шапример, в Петербургской школе слепоглухих детей учили воспринимать устную речь ладонью руки с горла говорящего и контролировать подобным образом свою собственную речь. | Наряду с этими полностью сохранными возможностями обо-Шятельной, вкусовой, осязательной, тактильно-вибрационной чувствительности слепоглухие должны по возможности пользоваться Юстаточными зрением и слухом. Раннее аудиометрическое обсле-рование и правильный подбор слуховых аппаратов (на оба уха) розволяет существенно расширить и развить слуховые возможности у ряда слепоглухих детей. Специальные занятия по развитию Зрительного восприятия у слепоглухих детей с остаточным зрением (с потерей вплоть до светоощущения) могут научить их правильно пользоваться даже самыми минимальными остатками зре-1шя для ориентировки в окружающем мире. Успехи современной .медицины сделали возможным возвращение способности слышать Некоторым слепоглухим благодаря кохлеарной имплантации1.
г-
К-----
Кохлеарная имплантация — вживление во внутреннее ухо звуко-Рнимающего устройства.