Семинар 2. Психология личности в правоохранительной деятельности
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Введение в юридическую психологию
Вопросы для обсуждения
1. Предмет и содержание юридической психологии.
2. Задачи юридической психологии.
3. История развития юридической психологии.
4. Основные методы научного познания, используемые в юридической психологии.
5. Место юридической психологии в системе общенаучных знаний, ее междисциплинарные связи.
Доклады
1. История становления предмета юридической психологии.
2. Юридическая психология в системе правового регулирования.
3. Теоретическая и прикладная юридическая психология: понятие и соотношение.
4. Общие и специальные разделы юридической психологии.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. Что составляет предмет юридической психологии?
2. Какие задачи призвана решать юридическая психология?
3. Перечислите основные принципы научного познания, используемые в юридической психологии
4. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным
5. и гражданским процессом, уголовным и гражданским правом, криминалистикой и криминологией?
6. Какие требования предъявляются к методам научного исследования в юридической психологии?
7. Дайте характеристику методов юридической психологии по способам исследования.
Задание 1. Тест.
Юридическая психология – это
1. специальная часть психологической науки
2. отрасль уголовного процесса
3. прикладное направление
Задачами юридической психологии является необходимость
1. показать специфику психических закономерностей в правовом регулировании
2. разработать способы розыска психически больных
3. оказать медицинскую помощь осужденным в местах лишения свободы
Кто изобрел детектор лжи
1. Ю. Ю. Бехтерев
2. Ч. Ломброзо
3. А. Р. Лурия
Выделите ученых, внесших большой вклад в историю развития юридической психологии
1. А. Ф. Кони
2. А.В. Петровский
3. Ж.-Ж. Руссо
4. В.М. Бехтерев
Методами юридической психологии являются
1. метод анализа
2. метод синтеза
3. ассоциативный эксперимент
4. судебно-психологическая экспертиза.
Выделите теории, необходимые для психокоррекции пенитенциарной психологии
1. социопатической личности
2. свидетельских показаний
3. мозговых рефлексий
Задание 2. Тест.
1. Предметом юридической психологии являются:
1. различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности
2. закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в отношениях с окружающими его людьми, с самим собой, с окружающим миром
3. психологические закономерности и механизмы реализации правопонимания и правотворчества, формирование индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения.
4. преступность, её причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности.
2. Одним из первых российских авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма был:
1. И.С. Баршев
2. Л.Е. Владимиров
3. М.М. Щербатов
4. К.Я. Янович-Яневский
3. Кто из нижеперечисленных представителей первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания:
1. В. Штерн
2. О.Б. Гольдовский
3. А. Ф. Кони
4. Альфред Бине
4. Назовите представителей, которые впервые начали изучать причины преступности как социального явления и, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения:
1. Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер
2. Ч. Ломброзо, Франц Йозеф Галь
3. Кречмер, Шелдон, супруги Глюк
4. Годдард, Кинберг, Лонге.
5. Методы юридической психологии по способам исследования подразделяются на:
1. методы научного исследования, методы психического воздействия на личность, методы судебно-психологической экспертизы
2. метод наблюдения, анкетный метод, метод интервью (беседы), метод эксперимента
Задание 3.Установите междисциплинарные связи юридической психологии с общей психологией, уголовным правом и уголовным процессом, гражданским правом, криминалистикой, криминологией, судебной психиатрией.
Задание 4. Кроссворд
По горизонтали:
1. Метод преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических и социальных явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания скрытого смысла этих явлений. Метод предполагает прямую регистрацию всех факторов, относящихся к изучаемому объекту.
2. Известный русский и советский ученый, юрист, профессор Московского университета, опубликовавший в 1926 году книгу «Криминальная психология. Преступные типы», которая стала итогом осуществленных исследований личности преступника, причин преступлений, совершенных отдельными лицами.
5.Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
6. Юридическая психология имеет с этой наукой междисциплинарную связь, в частности, с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений.
9. Юридическая психология имеет с этой наукой междисциплинарную связь, в частности, с ее разделами, посвященными причинам совершения преступлений, механизму преступного поведения, типам личности преступника.
15. Наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Юридическая психология выступает для нее прикладной наукой.
18. Метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.
19. Именем этого американского врача назван синдром, согласно которому хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин 46ХУ среди преступников встречаются в 36 раз чаще.
По вертикали:
3. Выдающийся российский ученый, невропатолог, физиолог, психолог, психиатр. Внес значительный вклад в развитие мировой юридической психологии, использованию экспериментальных методов в праве, активно участвовал в разработке судебно-психологических проблем, он и его последователи издали ряд работ об использовании принципов рефлексологии для изучения преступника и раскрытия преступлений.
4. Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
7. Название книги, опубликованной в 1900 г. французским психологом Альфредом Бинэ, посвященной научно обоснованным приемам получения показаний свидетелей, в частности, показаний несовершеннолетних свидетелей.
8. Немецкий психолог, проводивший эксперименты по определению достоверности свидетельских показаний. Опираясь на свои данные, он утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключение».
10. То, что юридическая психология имеет объектом своего исследования, находится в центре ее внимания, отражает ее методологическую особенность.
11. Комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
12. Наука, являющаяся методологической основой юридической психологии, и изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
13. Тюремный итальянский врач, родоначальник антропологической школы, создавший теорию «врожденного преступника», который в силу своих атавистических черт не может быть исправлен.
14. Свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
16. Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма, который считал источником деструктивного поведения неосознаваемое врожденное влечение к разрушению.
17. Советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сформулировал принципы работы «Разоблачителя лжи».
20. Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Рекомендуемая литература:
основная 1-9;
Дополнительная 9, 12,16, 19, 20, 21, 23, 31, 32.
Семинар 2. Психология личности в правоохранительной деятельности.
Доклады
1. Правовая психология личности и общности.
2. Использование методики контент-анализа текста для выявления криминального подтекста сообщения.
3. Использование гипнорепродуктивного метода в оперативно-розыскной деятельности.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие личности в юридической психологии. Соотношение категорий индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность.
2. Сознание и неосознаваемое в структуре личности.
3. Правовое значение понятия личности.
4. Процесс развития и формирования личности, критерии оценки уровня сформированности личности. Аномальное развитие личности.
5. Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний.
1. В чем состоит сущность понятия «личность»?
2. Раскройте основные научные подходы к изучению личности человека.
3. Раскройте правовое значение понятия личности.
4. В чем состоит процесс развития и формирования личности человека?
5. По каким критериям оценивается уровень сформированности личности?
6. Что представляют собой черта, фактор, тип личности?
7. Раскройте психологическую структуру личности.
8. Назовите методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности юристами.
9. Раскройте содержание понятия «психодиагностика». Что она дает юристу?
10. Какие вам известны наиболее распространенные тестовые методики, применяемые при проведении судебно-психологической экспертизы в уголовном или гражданском судопроизводстве?
11. Что дает применение этих методик?
Задание 1. Тест
1. Под личностью в психологии понимается:
1. Человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.
2. Отдельно взятый человек, представитель человеческого рода.
3. Совокупность физиологических и психических особенностей человека, характеризующих его своеобразие
4. Видовое понятие, включающее в себя биологическую и духовную системы
2. Какую из перечисленных типологий личности разработал швейцарский психолог и психиатр (1875-1961) К. Юнг:
1. Астенический, пикнический, атлетический, диспластический типы личности
2. Интровертированный, экстровертированный типы личности
3. Сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики
3. Назовите динамическую структуру личности, разработанную К.К. Платоновым:
1. Система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно» (подсознание), «Я» (сознание, арена борьбы для «Оно» и «Сверх-я»), «Сверх-Я» (система усвоенных нравственных норм)
2. Интеллектуально-познавательная, потребностно-мотивационная, эмоциональная, волевая подструктуры личности
3. Подструктура направленности, подструктура опыта, подструктура психических форм отражения, подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств.
Задание 2.
1. Ознакомьтесь с характеристиками двух воспитанников колонии:
2. Составьте психологический портрет каждого из двух подростков. Что у них общего?
3. Осознали ли они свою вину?
4. Как можно охарактеризовать их нравственный облик?
5. Возможно ли, по Вашему мнению, возвращение этих подростков к преступному образу жизни после освобождения?
1) И.(16 лет) осужден на 3 года за участие с группой подростков в краже 300 кг яблок из железнодорожного вагона. Родители И. живут в Царицыно. Отец - бригадир слесарей-монтажников, мать - продавец. Кроме И., в семье еще два сына младшего школьного и дошкольного возраста. В начальной школе И. учился хорошо, но уже в V и VI классах оставался на второй год. Сам И. причину этого видит в том, что, во-первых, ему было неинтересно и не хотелось учиться, и поэтому он часто прогуливал, во-вторых, он очень много времени уделял авиамоделизму. И. посещал этот кружок в Доме пионеров, а, став инструктором-общественником, вел авиамодельный кружок в школе. Надо сказать, что увлечение моделированием - отличительная черта И. Это проявилось в его ответах на многие из наших вопросов: говоря о том, чем он любил заниматься в свободное время дома, И. ответил: «Авиамоделизмом». Если бы он имел много денег, купил бы детали для моделей. Приятным событием для И. был тот день, когда он получил в Доме пионеров 2-й разряд общественника-инструктора по авиамоделизму.
Но фактически в числе причин, мешавших И. хорошо учиться, был не только интерес к техническому творчеству: в V классе у него появились друзья, которые были намного старше его. Некоторые из них учились в РУ, некоторые работали. Вместе с ними он и украл продукты из железнодорожных вагонов станции Царицыно. Об этом «увлечении» И. откровенно говорит, отвечая на вопрос о его любимом занятии дома: «Кроме моделирования, за продуктами лазил: масло, фрукты, мясо воровали». Украденное продавали, деньги И. тратил на кино и покупал радиодетали, «электромоторчики для моделей летающих самолетов». (Его товарищи по воровству расходовали свою долю денег иначе -на папиросы, вино.) В краже участвовали и взрослые, в частности машинист электровоза, который в определенном месте замедлял скорость, чтобы его младшие сообщники могли сбросить краденное и выпрыгнуть сами.
Преступление свое И. осуждает и глубоко в нем раскаивается, причем раскаяние его эмоционально окрашено: трижды приходилось прерывать беседу с ним, так как он не в силах был сдержать слез, когда речь заходила о семье, об отношении к прошлому, о товарищах. О том, что его раскаяние искренне, свидетельствуют и воспитатель и классный руководитель. Классный руководитель пишет в дневнике: «И. осуждает свое поведение до колонии, переживает, что причинил горе своей семье. Очень скучает, пишет родным ласковые письма». «И. – хороший пример другим ребятам в учебе и поведении». Воспитатель так характеризует И.: «В отделении И. пользуется уважением за свою образованность и начитанность. Принципиален, трудолюбив. Заметно серьезное отношение ко всему, что происходит в отряде».
И. считает, что в колонию его поместили, чтобы исправить. На вопрос: «Правильно ли тебя наказали?» - ответил: «Не совсем, зачинщика не осудили вовсе». В сочинении И. высказал одно желание, «чтобы мать с отцом вечно жили». Он хотел бы походить на своего друга, с которым вместе занимался в Доме пионеров авиамоделированием. Друг нравится тем, что хорошо учится и будет поступать в авиационный институт.
2) К. (17 лет). Со дня рождения и до 8 лет К. воспитывался бабушкой, так как отец находился в тюрьме, а мать вскоре вышла замуж. С 8 лет он жил в новой семье матери. Учился хорошо до 8 класса. Снижение успеваемости повлекло за собой ухудшение отношений с отчимом. Поэтому после окончания 8 класса К. ушел из дому и поступил в ПТУ, которое закончил по специальности сантехника. Еще в училище у К. появились приятели, с которыми он начал воровать. По специальности К. работал недолго, затем бросил работу и полгода нигде не работал. Жил продажей краденого. Воровал в палатках, в школах, где брал фотоаппараты, магнитофоны.
В колонии К. находился 1 год 3 месяца. Воспитатель, характеризуя К., говорит о нем: «Незапущенный парень». За время пребывания в отряде он дисциплины не нарушал. По свидетельству воспитателя, К. имеет авторитет среди воспитанников. Учится К. отлично. Он был единственным отличником в колонии. Классный руководитель в дневнике пишет о нем: «Охотно помогает отстающим, сам учится очень хорошо. На уроках активен. Добровольно берется за любое общественное поручение. Бескорыстен».
Нравственный облик К. раскрывается и в его отношении к труду. Обучаясь в группе слесарей, он, по свидетельству мастера, «показал себя за время работы только с хорошей стороны. Производственное задание выполняет на 100-105 %. Его изделия хорошего качества. Имеет авторитет среди воспитанников». Записи воспитателей в дневнике говорят о том, что К. добросовестно относится к общественной работе, принимает активное участие в спортивном соревновании, хорошо работал на уборке картофеля в совхозе. Хорошее поведение и работа К. неоднократно поощрялись: несколько раз приказом по колонии ему объявлялась благодарность «за примерное поведение и добросовестное отношение к труду», «за достигнутые успехи в соревновании, посвященном окончанию учебного года», «за высокие показатели в труде и хорошее поведение».
Помимо этого официального признания положительных качеств К., есть еще одно свидетельство его морального роста: он избран председателем совета отряда воспитанников. На эту должность, как и на все другие выборные должности в колонии, кандидатуры предварительно подбираются воспитателем из числа морально окрепших ребят. Запись воспитателя в дневнике свидетельствует о том, что К. «обязанности председателя совета отряда воспитанников выполняет добросовестно». Свое прошлое он осуждает. Об этом классный руководитель пишет так: «В беседах откровенен, самокритичен. Рассказывая о прошлом, искренне сожалеет». По словам воспитателя, после отбывания срока в колонии К. намеревается учиться в строительном техникуме.
Наши материалы также свидетельствуют о том, что К. осознал аморальность своих поступков и дал себе соответствующую нравственную оценку: «Раскаиваюсь. Все осознал, ругаю себя за это». К. говорит, что ему было стыдно перед некоторыми товарищами в группе по ПТУ, но особенно стыдно ему перед мастером и бабушкой (бабушку он любит и уважает больше всех своих родных). На вопрос, кто ему нравится из знакомых людей, и на кого он хотел бы походить, К. назвал своего дядю (25 лет). К. отмечает у него как главную, импонирующую ему черту - упорство в достижении общественно-значимой цели: дядя учился в Московском институте железнодорожного транспорта и одновременно работал на железной дороге. Сейчас он заканчивает институт.
Все сказанное о К., его моральные взгляды и поведение заставляют думать, что для него невозможно возвращение к преступной жизни.
Задание. Составьте психологический портрет каждого из двух подростков. Что у них общего? Осознали ли они свою вину? Как можно охарактеризовать их нравственный облик? Возможно ли, по Вашему мнению, возвращение этих подростков к преступному образу жизни после освобождения?
Рекомендуемая литература:
основная 1-9;
Дополнительная 9, 19, 20, 21, 23, 28, 30, 31, 32