Теоретическое введение. Специфика труда учителя проявляется в следующих профессиональных особенностях:
Специфика труда учителя проявляется в следующих профессиональных особенностях:
- учитель есть носитель общественно-исторического опыта;
- неизменность существования профессии;
- феминизация профессии учителя;
- объединение когнитивной и аксеологической плоскостей;
- необходимое качество педагога – уважение к личности ученика;
- относится к типу профессии – человек –человек (по Климову Е.А.)
Из перечисленных особенностей вытекают профессиональные свойства учителя:
- умение руководить, учить, воспитывать;
- умение слушать, вслушиваться;
- широкий кругозор;
- речевая культура;
- наблюдательность;
- проективные способности;
- эмпатия;
- убежденность в правильности своих действий;
- рефлексия;
- стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
Психолог Каптерев П.Ф. выделяет две группы педагогических свойств: специальные – объективные (научная подготовка учителя) и субъективные (владение педагогическими технологиями); нравственно-волевые (ответственность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и др.).
Психолог Кузьмина Н.В. также выделяет две группы педагогических свойств:
- Проектировочно-гностические способности (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление).
- Рефлексивно-перцептивные способности (педагогический такт, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия).
Выделим нежелательные качества учителя.
Во-первых, это слабое здоровье, которое не позволит справляться с большой нагрузкой педагогического труда, провоцируя физическое и эмоциональное истощение.
Во-вторых, отсутствие речевых возможностей. Так, например, отсутствие звучности голоса, не позволит донести информацию до всей аудитории; дефекты речи, дикции приведет к фонетическому барьеру непонимания.
В-третьих, отсутствие склонностей, способностей к работе с детьми. Если у учителя нет стремления к людям, умения видеть в каждом своем ученике личность, то можно предположить профессиональную непригодность.
Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15 - 20 лет характерны "педагогические кризисы", "истощение", "сгорание". В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми - врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т. д. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому "эмоционального выгорания».
Термин был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы. На развитие синдрома "эмоционального выгорания" влияют внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями; завышенные нормы контингента например, учащихся в классе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность за исполняемые функции (за благополучие пациентов, учащихся, клиентов); неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе "руководитель - подчиненный", "коллега - коллега", "учитель - ученик"); психологически трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: "не обращать внимания", "беречь нервы", то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.
К внутренним факторам, влияющим на развитие "эмоционального выгорания", относят склонность к эмоциональной ригидности. "Эмоциональное выгорание" быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов "выгорания" проходит медленнее. С другой стороны, данное психическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты. Стимулирует развитие "эмоционального выгорания" слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы "выгорания" - безразличие, равнодушие, душевная черствость. Наиболее подвержены "выгоранию" те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К "сгорающим" относят и "трудоголиков" - тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.
Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов "выгорания": чувства эмоционального истощения, изнеможения; развитие негативного отношения к клиентам; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева); упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д.). Все изложенное выше заставляет всерьез задуматься об охране здоровья учителя, его профессиональном долголетии.
Профессиональная помощь при "эмоциональном сгорании" предполагает применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии. Однако учителю в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая - по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме. Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога.
Важнейшими показателями эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.
Практическая работа
Задание 1. Опросник на «выгорание» MBI.
Авторами данной методики являются К.Маслач и С.Джексон. Она предназначена для степени выгорания в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н.Е.Водопьяновой.
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Текст опросника
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих приобщении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов.
Опросник имеет три шкалы: «Эмоциональное истощение» - изменение самопознания, для которого характерно ощущение потери своего я и переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе, и др. В легкой форме наблюдается у психически здоровых людей при эмоциональных перегрузках, соматических болезнях и т. д..
Эмоциональное истощение характеризуется психической слабостью, утомляемостью и снижением чувствительности, крайней неустойчивостью настроения, нарушением сна.
Восприятие внешних событий и явлений, при эмоциональном истощении, лишается эмоциональной окраски: вокруг все становится тусклым, безразличным.
Эмоциональное истощение возникает в результате различных заболеваний, а также при чрезмерных умственных и физических перенапряжениях, длительных отрицательных переживаниях и конфликтах.
«Деперсонализация» проявляется в отсутствии стремления к самосовершенствованию; - выражена в большей или меньшей степени объективная утрата индивидом возможности быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, обнаружить способность быть личностью.
«Редукция личных достижений» проявляется в уменьшении значения, которое приобретает для индивида успех или неудача в деятельности, направленной на получение результата. Роль личностных перспектив в жизнедеятельности индивида резко снижается. В личности начинают проявляться такие черты как безынициативность, вялость и безразличие.
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
Ключ к опроснику
«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1,2,3,6,8,13,14,16,20 (максимальная сумма баллов – 54) -
«Деперсонализация» - тветы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений - ответы «да» по пунктам 4,7,9,12,17,18,19,21 (максимальная сумма баллов – 48) -
Вывод: Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме всех шкал.