Теоретическое введение. Цели, направляющие профессиональную деятельность учителя

Цели, направляющие профессиональную деятельность учителя, формулируются в виде некоторых эталонных представлений о качествах педагога-профессионала. Чтобы стать эталоном, образцом для учащихся, учитель должен чётко осознавать и развивать у себя те качества, которые присущи авторитетному учителю и делают его, по выражению американского психолога Дж. Брунера, «Эффективной моделью компетентности», уровня которой ученик стремиться достичь. Личность педагога, как и любая другая, может быть интерпретирована через совокупность определённых качеств. Качества личности педагога индивидуально воспринимаются учащимися и через призму собственного восприятия трансформируются в качества личности ученика. Психолого-педагогическими исследованиями труда учителя доказано, что на эффективность учебной деятельности школьников большое влияние оказывают следующие профессионально важные психологические качества педагога.

Педагогическая эрудиция – запас современных знаний, которые учитель гибко применяет при решении педагогических задач.

Педагогическое целеполагание – потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации.

Педагогическое мышление – процесс выявления учителем внешне не заданных, скрытых свойств педагогической действительности, в ходе обнаружения причинно-следственных связей в ситуациях.

Педагогическая интуиция – это быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения, с учётом предвидения дальнейшего развития ситуации, без развёрнутого осознанного анализа.

Педагогическая импровизация – нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение.

Педагогический оптимизм – подход учителя к ученику с верой в его возможности, резервы его личности, способность увидеть в каждом ребёнке то положительное, на что можно опереться.

Педагогическая находчивость – умение гибко перестроить трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность.

Педагогическое предвидение – умение предвосхищать поведение и реакцию учащихся до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать их и свои затруднения.

Педагогическая рефлексия – обращённость сознания учителя на самого себя, учёт представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность ученика.

Индивидуальный стиль деятельности – характерное для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения.

Стиль педагогической деятельности есть интегративная ее характеристика, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль учителя, что наиболее полно выражается в четырех типах стиля труда учителя, по А.Я Никоновой, А.К. Марковой. (И.А. Зимняя). (См. ниже)

Практическая работа

Задание 1.. Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трёх вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек).

Вопросы Варианты ответов
ЭИС ЭМС РИС РМС
1. Вы составляете подробный план урока? нет да нет да
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах? да нет да нет
3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? да да да нет
4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? нет   да да да
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? да да нет нет
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? нет   да да да
7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросом в процессе объяснения? нет да да да
8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? нет нет да да
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? нет да да да
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? нет нет да да
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? да да да нет
12. Вы часто меняете темы работы на уроке? да да нет нет
13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешёл в коллективное да да нет нет
обсуждение или объяснение нового учебного материала?        
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? да нет нет нет
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? нет да нет нет
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? да да нет нет
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? да да нет нет
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока? нет нет да да
19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? нет да нет да
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? нет да да да
21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? да нет нет нет
22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? да да да нет
23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? нет да нет да
24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся? нет да нет да
25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал? нет да да да
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? нет да да да
27. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? да да да нет  
28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? да да да нет
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? да да нет нет
30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? нет да нет нет
31. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? нет да нет да
32. Вы всегда требуете чёткого соблюдения дисциплины на уроке? нет да нет да
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? нет да нет да

Примечание: Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определённой долей вероятности о преобладании у педагога стиля, названного в этой колонке.

Индивидуальные стили деятельности учителя:

1. Эмоционально - импровизационный стиль.

Достоинства: Высокий уровень знаний, артистизм, контактность, умение интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся), недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке. В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

2. Эмоционально - методичный стиль.

Достоинства: Высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения. В результате у ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения.

Недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

3. Рассуждающе - импровизационный стиль.

Достоинства: Высокий уровень знаний, контактность, требовательность, умение ясно и четко преподать учебный материал, внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся, объективная самооценка, сдержанность, проницательность. У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.

Недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, редкое использование коллективных обсуждений, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обуславливает некоторое замедление темпа урока.

4. Рассуждающе – методичный стиль.

Достоинства: Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся), внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся, высокая требовательность, рефлексивность.

Недостатки: Неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся. В результате у ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Задание 2. Диагностика уровня сформированности качеств педагога (Левитан К.М.)

Инструкция: оцените по пятибалльной шкале (поставьте + в соответствующей графе) уровень сформированности качеств личности педагога у себя или попросите сделать это своего коллегу. Цифра «5» означает высшее проявление качества, а цифра «1» свидетельствует о его полном отсутствии.

  Качества личности
Чуткость          
Справедливость          
Требовательность к другим          
Уравновешенность          
Ответственность          
Терпеливость          
Доброжелательность          
Инициативность          
Творчество          
Самоконтроль          
Общительность          
Требовательность к себе          
Чувство собственного достоинства          
Трудолюбие          
Эмоциональность          
Целеустремлённость          
Чувство такта          
Чувство юмора          
Оптимизм          
Искренность            

Интерпретация результатов:

Уровень сформированности профессионально значимых качеств определяется суммой баллов, набранной при оценке (или самооценке). За высокий уровень принимается сумма в пределах от 81 до 100 баллов, средний - 60, выше среднего - от 61 до 80, ниже среднего от 59 до 40, низкий - от 39 до 20 баллов. Содержательная интерпретация уровня производится на основе приведённых личностных качеств.

Задание 3 . Диагностика понимания профессиональной роли педагога (Левитан К.М.).

Инструкция: Каковы, по вашему мнению, главные знания и умения педагога (оцените по десятибалльной шкале: 5 - первоочередной важности; 4 - важное; 3 - достаточно важное; 2 - не играет решающей роли; 1 - не играет роли; 0 - нейтрально; -1 - скорее отрицательная роль; - 2 - видимо играет отрицательную роль; -3 - явно отрицательная роль;-4 - приносит вред в педагогическом процессе; - 5 - приносит сильный вред).

1. В любой ситуации помнить, что школьник - это личность, беречь его достоинство;

2. Умение грамотно и правильно говорить, обладать богатым словарным запасом, быть эрудитом;

3. Умение доверительно и открыто общаться, вести диалог;

4. Умение превращать учащихся в соавторов учебного процесса;

5. Умение ставить на место нарушающих дисциплину, беречь достоинство учителя;

6. Умение слушать ребёнка, интересоваться его мнением;

7. Знание потребностей и интересов учащихся;

8. Оберегать симпатичных вам учащихся от мешающих им учиться, невоспитанных, дурно влияющих на них учеников;

9. Умение обеспечить активную роль учащихся на уроке;

10. Умение адаптировать любой материал к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

11. Умение держать дистанцию, не выходить за рамки роли учителя, не становиться на один уровень с учениками;

12. Умение добиться того, чтобы все ученики следовали за ходом мысли учителя, слушали его внимательно;

13. Не выделять любимчиков, равно принимать всех учащихся;

14. Умение достигать дисциплины на уроке, добиваться того, чтобы все учащиеся усвоили материал;

15. Умение при любых обстоятельствах следовать плану урока;

16. Умение выделять в ученике главное - его учебные возможности и работоспособность, отвлекаясь от второстепенных черт личности;

17. Умение оставить все свои чувства в стороне, руководствуясь в общении с учеником только целесообразностью;

18. Умение вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему;

Ключ к оценке ответов .Вопросы разбиты на пары: 1-5; 13-8; 3-11;9-14;4-15;6-12;7-16;10-2;18-17, где первый номер - свидетельство об интересе к личности учащегося, ориентации на его творческое развитие и сотворчество с ним, желание вжиться в его внутренний мир независимо от того, нравится или не нравится он нам, о стремлении адаптировать учебный материал к ученику. Второй номер в паре говорит о том, что вы мало интересуетесь личностью учащегося, ориентируетесь в основном на свои действия, независимо от их влияния на детей, не стремитесь к сотрудничеству, склонны к авторитарному поведению, делите детей на любимых и не любимых.

В соответствии с этим нормальные ответы: положительное число для суммы баллов вопросов 1,3,4,6,7,9,10,13,18 и отрицательная сумма баллов вопросов 2,5,8,11,12,14,15,16,17. Если это не так, задумайтесь над своим пониманием профессиональной роли педагога. В любом случае проанализируйте свои ответы по парам: на какую чашу весов склоняются установки? Что за этим стоит?

Задание 4. Составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания.

Задание 5. Проанализируйте ситуации и ответьте на вопросы

1. Звенит звонок на урок. 8 класс у кабинета истории ожидает учительницу. Кабинет заперт. Учительница подошла к двери, вставила ключ в замочную скважину, но замок не открылся. Присмотревшись, она заметила, что замочная скважина забита бумагой. Обведя ребят подозрительным взглядом, учительница спросила: «И кто до этого додумался, надеетесь таким образом сорвать урок?» - накинулась она на ребят. Ученики пробовали возразить, но учительница, не слушая, продолжала их обвинять, высказывать угрозы. Она почти кричала от негодования… И в этот момент к кабинету подошел завхоз: « Простите, Елена Ивановна, опоздал к началу урока. Я вам другой класс открою, - в этом окрашены парты. Замок я специально бумагой закупорил, чтобы никто не вошел и не испачкался».

Почему возник конфликт? Можно ли было избежать его? Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно сориентироваться в подобной ситуации?

Предложите свой вариант решения ситуации (проиграйте его).

2. 1 сентября. Первое классное собрание в 10 классе. Учитель обращается к ученикам: «Ребята! Дирекция школы решила заработанные вами в колхозе деньги передать на приобретение технических средств». Ребята некоторое время молчат, а затем шквал реплик: «Не согласны!», «Раздайте деньги!», «Мы сами можем решить!».

Пренебрежение какими принципами педагогического такта стало причиной возникновения конфликта? Какими качествами должен обладать педагог, чтобы продуктивно решить эту ситуацию? Предложите свои варианты решения ситуации.

3. Учитель заранее предупредил ребят, что даст им контрольную работу, и объяснил, что результаты её очень важны - не для того, чтобы поставить ту или иную оценку, а для выяснения, как каждый из учеников понял предыдущий материал. При выполнении работы один ученик заметил, что его сосед по парте списывает из учебника, а учительница не видит этого.

Спрогнозируйте возможные варианты дальнейшего развития ситуации, используя следующие характеристики участников этой ситуации:

1. Ученик, который списывает:

а) отличник - «зубрила»; б) отличник, пользующийся авторитетом в классе, не успевший подготовиться к контрольной из-за выполнения общественного поручения; в) посредственный ученик, которому дома попадает за каждую двойку; г) известный лентяй; д) … (дополните сами)

2. Ученик заметивший это:

а) известен своей принципиальностью; б) безразличный ко всему, что не касается его; в) известный «ябеда», всегда пользующийся случаем «угодить» учителю; г) сам не готов к контрольной; д) (дополните сами).

3. Учитель:

а) известный своей строгостью, принципиальностью, ребята его побаиваются; б) пользующийся доверием, понимающий, входящий в положение учеников: в) …(дополните сами).

Проследите развитие ситуаций, возникающих при каждом варианте сочетаний, и опишите мысли и чувства, возникающие у каждого участника ситуации.

Задание 6. Ответьте на вопросы:

1. Каковы, по вашему мнению, профессионально важные (полезные и вредные) качества педагога?

2. Охарактеризуйте динамику формирования профессионально значимых качеств личности педагога в послевузовский период.

3. Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать учитель, чтобы его оценки успеваемости учащихся были объективными и стимулировали учащихся к самосовершенствованию

4. Какими качествами личности должен обладать учитель и директор школы, чтобы правильно оценивать действия и поведение ученика и принимать педагогически оправданные меры наказания за его проступки?

5. Докажите, что педагогический такт в общении с учащимися является важнейшим условием утверждения авторитета учителя.

6. В чём, по вашему мнению, заключается главное отличие эффективно работающих педагогов от остальных?

Задание 7. Выполните упражнения на тренировку профессионального воображения учителя:

1. Студентам даётся начало рассказа: «Иван Петрович, учитель истории, вошел в класс. Всё как обычно: ребята стоят у парт, приветствуя его. На доске висят карты. Вдруг…» Продолжите рассказ.

2. Написать письма ученикам: а) 10 класса современной школы: чтобы вы хотели посоветовать им, готовящимся к вступлению в большую жизнь; б) ученикам, которые будут учиться через 50 лет.

Задание 8. Ролевая игра: «Конкурс педагогических ситуаций».

Группа студентов делится на 2 команды. Каждая команда заранее готовит и на занятии инсценирует педагогическую ситуацию, оборвав её показ в кульминационный момент. Команда - соперница за определённое время (1-2минуты) должна найти решение и проиграть развязку ситуации.

Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиции педагогической целесообразности. Подводя итог, преподаватель анализирует типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиций, учет перспективы, творчество при решении и подборе ситуаций, мастерство инсценировки.

ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА

План

  1. Особенности профессии педагога. Профессиональные свойства учителя.
  2. Профессионально-нежелательные качества учителя как предпосылка развития профессиональной деформации.
  3. Феномен эмоционального выгорания.

Дополнительная литература: 26, 37, 38, 39,50, 51,65, 75.

Наши рекомендации