Предмет и методы педагогической психологии
План
1. Предмет и задачи педагогической психологии.
2. Методы педагогической психологии
Дополнительная литература: 17, 18, 22, 23, 32, 41, 69,82.
Теоретическое введение
Педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. (Л.Д.Столяренко)
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом. (И.А.Зимняя)
Задачами педагогической психологии являются:
1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
3. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
5. Изучение психологических основ деятельности педагога, определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения;
6. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирования операционального состава деятельности на основе процесса решения разнообразных задач;
7. Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами;
8. Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
В практической деятельности каждого педагога основными методами исследованиявыступают наблюдение и беседа с последующим анализом продуктов учебной деятельности обучаемых и обобщением независимых характеристик, а также достаточно широко используются такие методы как эксперимент, опрос и тестирование.
Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским (ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер), научным(является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике), включенным (предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает), невключеным (участие исследователя в деятельности, которую он изучает, не требуется).
Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Эксперимент может быть лабораторным (протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией), естественным (изучение осуществляется в естественных условиях), констатирующим (изучаются лишь необходимые психологические явления), формирующим (в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых).
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Опрос– метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге или с использованием компьютера, устным, когда вопросы задаются устно и в форме интервью(беседа), во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым, для получения от сведений о его деятельности. В этих сведениях проявляются свойственные испытуемому психологические явления. Беседа – широко распространенный в педагогической психологии метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя, способствующих установлению определенных психических качеств человека.
Практическая работа
Задание 1. Методика проведения наблюдения.
Цель: Составление индивидуальной психолого-педагогической характеристики на ученика, выявление детей «группы риска».
Карта наблюдения за деятельностью и поведением ученика
I. Внешний вид ребенка
Не норма:
- физические дефекты (увеличенный или уменьшенный объем головы, неправильный прикус, косоглазие, экземы, язвы и т.п.)
- неопрятность, неаккуратность внешнего вида (непричесан, грязная несвежая одежда и т.п.) – возможно предположить педагогическую запущенность со стороны родителей.
II. Особенности двигательной сферы
а) Ассиметрия коры больших полушарий (левша или правша).
б) Походка.
Не норма:
- замедленность
- ускоренность
- неуверенность
- раскоординированность
- рассогласованность движений рук и ног.
в) Мелкая моторика (включая особенности подчерка).
Не норма:
- тремор рук
- замедленность
- ускоренность
- раскоординированность.
4. Мимика.
а) отсутствие мимических реакций, невыразительность, маскообразность лица.
б) средний уровень выразительности, изменение мимики при реагировании на происходящее
в) ярко выраженные мимические реакции, богатство выразительных средств.
5. Жестикуляция во время речи.
а) отсутствует
б) средний уровень выраженности
в) ярко выражена.
6. Речевые характеристики:
а) темп
- дрожание голоса, заикание
- замедленный темп речи
- ровный темп речи, уверенность, спокойствие
- ускоренный темп речи (тараторит, проглатывает слова)
- неравномерный темп речи
б) интонация
- бедный интонационный рисунок, речь невыразительна, монотонность
- использование интонации для постановки смысловых акцентов
- богатый интонационный рисунок, яркость, выразительность речи.
в) громкость
- низкий уровень (тихий голос)
- средний уровень
- высокий уровень (громкий голос)
Отмечается наличие голосовых модуляций.
7. Общий темп работы:
а) низкий, медлительные, тормозные двигательные реакции
б) средний
в) высокий
г) неравномерный.
Необходимо обратить на наличие импульсивных реакций. Они могут свидетельствовать о том, что ребенок перенес черепно-мозговую травму.
8. Работоспособность:
а) низкая (быстрая утомляемость, истощаемость)
б) средняя
в) высокая.
III. Эмоциональный фон (фон настроения)
а) снижен (плаксивость, грусть)
б) ровный, спокойный
в) повышен (радость, удовлетворение)
г) неустойчивый.
IV. Познавательные процессы
1. Внимание
а) частые колебания внимания, отвлекаемость, рассеянность либо расторможенность в поведении
б) сосредоточенность, способность сконцентрировать внимание на выполняемой деятельности
в) устойчивость внимания, продолжительность сосредоточения на выполняемой деятельности
г) переключаемость
д) внимания, переход от одного вида заданий к другому (отмечается шаблонность, персеверация, что может свидетельствовать о ЗПР, УО, ригидности, инертности).
2. Память
а) логическое либо механическое запоминание, что позволяет сделать вывод о понимании учебного материала.
Возможно определение преобладающего типа запоминания.
3. Мышление
а) низкий уровень развития логических операций (сравнение, установление аналогий, обобщение)
б) средний уровень
в) высокий уровень развития логических операций (способность к детальному анализу и систематизации информации, наличие проблемных вопросов, способность к самостоятельному конструированию алгоритма решения учебных задач)
г) нестандартность мышления, креативность.
4. Речевое развитие
а) правильность речи, произношение, употребление слов, их согласование
б) легкость и точность выражения мысли, или затрудненность речи
в) наличие связной речи
г) словарный запас
V. Степень вовлеченности в учебный процесс, особенности мотивации
Выделяют следующие виды мотивов:
а) мотив общения
б) игровая мотивация
в) состязательная мотивация
г) мотив оценки
д) познавательная мотивация
VI. Оценка ребенком своих результатов
Студент, организующий обследование, либо учитель, проводящий урок, используют вопросы:
а) хорошо ли ты сделал?
б) что получилось, что не получилось?
в) доволен ли ты своим результатом?
Этими вопросами оцениваются самооценка ребенка, его критичность.
VII. Установление контакта со взрослыми
Выделяют следующие виды эмоциональных отношений со взрослыми:
а) интимно-личное – стремление к физическому контакту, такое стремление, как правило, является признаком острого дефицита такого общения
б) активно-положительное – ребенок радуется
в) спокойно – положительное
г) пассивно – положительное.
д) конфликтное, амбивалентное: двойственность, противоречивость отношения
е) индифферентное.
При наблюдении за ребенком, его отношения со взрослыми определяют сформированность чувства дистанции. Оно может быть от фамильярного «ты», что говорит о заниженном чувстве дистанции и может свидетельствовать о задержке психического развития или низком культурном уровне социальной среды; до повышенного чувства дистанции: беспрекословное послушание (как правило, это воспитывается в семье с авторитарным стилем отношений, говорит о выраженной ориентации на взрослого).
VIII. Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Эти показатели в процессе наблюдения определяются по мере того, как использует, принимает помощь испытуемый.
Существуют разные квалификации видов помощи.
Например, по содержанию:
1. Стимуляция – тип помощи, когда говорят: «Подумай!», «Проверь еще раз», «Ты хорошо подумал?» и т.п. Это дополнение недостаточно сформированного контроля. Такой вид помощи бывает достаточен тем детям, которые обладают слабыми волевыми усилиями, у них недостаточно выражена мотивация.
2. Эмоционально-регулирующая помощь. Она, как правило, выражается в словах: «Ты же умный мальчик, у тебя все получается» и т.п. Такой вид помощи необходим неуверенным, тревожным детям.
3. Направляющая – заключается в активизации произвольного внимания ребенка. Для этого используют следующие высказывания: «Не спеши», «Как ты говоришь?», «Посмотри внимательно на образец», «С чего ты начнешь?», «Дальше?..»
Можно использовать другие приемы. При этом необходимо придерживаться следующих ограничений: не следует давать никаких конкретных указаний относительно того, какие действия надо делать: не следует оценивать ни избранные ребенком способы работы, ни полученный результат.
4. Организующая – это такой вид помощи, при которой ребенок выполняет исполнительские действия, а контроль и оценку производит взрослый. Происходит как бы разделение функций между ребенком и взрослым. Примером наиболее выраженной формы организующей помощи является так называемый «пошаговый контроль» а работой ребенка. Здесь дается полная программа действий.
5. Обучающая – взрослый непосредственно сам предлагает ребенку способ действия, и объем оказанной помощи имеет существенное диагностическое значение, поэтому она оказывается в минимальном объеме. Например, взрослый указывает ребенку возможность применения иного способа действия, но не объясняет, как надо действовать. Больший объем помощи предполагает задавание вопросов – «подсказок», наталкивающих ребенка на нужный способ работы. Только после того взрослый переходит к специальным приемам, как ограничение объема, предъявленного материала, обсуждение отдельных операций, совместное выполнение некоторых из них. Показ способа работы, с его одновременным объяснением, является самой большой по объему обучающей помощью. Вне зависимости от объема обучающей помощи, оказанной ребенку, необходимо предложить ему сходное задание для того, чтобы проконтролировать усвоение способа решения.
Задание 2. Ориентированная схема составления психологической характеристики ученика
1. Общие сведения о школьнике (фамилия, имя, отчество, возраст, состояние здоровья, особенности физического развития);
2. Характер условий семейного воспитания (сведения о семейных условиях, родители, преобладающий стиль семейного воспитания (авторитарный, либерально-попустительский и пр.), бытовые условия и.т.п.);
3. Словесный портрет ученика;
4. Характеристика межличностных отношений (его друзья и товарищи в классе и в среде неформального общения, симпатии и антипатии);
5. Интересы в общественной жизни класса, школы, вне школы, круг интересов во внеурочное время (кружки, секции, хобби и т.п.).;
6. Мотивация учебной деятельности, направленность личности (интересы, их глубина, широта. устойчивость и действенность), любимые предметы, увлечения, средний балл за предшествующую четверть;
7. Уровень притязаний (заниженный, завышенный или адекватный), его соотношение с самооценкой ученика, отношение к критическим замечаниям учителей, одноклассников;
8. Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти; характеристика внимания; особенности воображения; степень развития мышления (образность и отвлеченность, систематичность и критичность, последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение рассуждать и делать выводы; самостоятельность в суждениях и выводах; степень развития устной и письменной речи;
9. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер эмоциональной реакции на замечания учителей и товарищей; развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических; глубина и устойчивость чувств; степень эмоциональной возбудимости ученика, быстрота протекания и смены эмоций; внешняя выраженность эмоциональных переживаний; эмоциональная устойчивость в напряженной ситуации и при неудачах; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание и т.д.);
10. Способности (общие и специальные);
11. Темперамент (проявление некоторых особенностей типа высшей нервной деятельности: сила, уравновешенность, подвижность; проявление некоторых свойств темперамента: интроверсия – экстраверсия, активность – реактивность, пластичность – ригидность эмоциональная возбудимость и т.п.);
12. Характер (прилежание, дисциплинированность, чувство ответственности и долга перед товарищами и учителями, трудолюбие, добросовестность, исполнительность, инициатива, доброта, общительность, внушаемость, аккуратность или неряшливость, самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость, смелость и т.д.);
13. Психолого-педагогические выводы (возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учеником: со стороны учителей, родителей, одноклассников и со стороны самого ученика).
РАЗДЕЛ 2
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ