Сознание и бессознательное. КАТЕГОРИЯ СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

КАТЕГОРИЯ СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Основные характеристики сознания:

· социальность – 1) происхождение: сознание появляется у человека только при жизни в обществе, 2) природа: содержание сознания определяется содержанием культуры общества;

· опосредованность – непосредственное отражение мира прелом-ляется через систему выработанных значений и сугубо человеческих способов жизнедеятельности, ребенок учится видеть предметы круглыми, синими и пр., думать понятиями, называть свои состояния и действовать как человек;

· произвольность – используя средства осуществления деятельности, человек не может не осознавать, средством чего именно он пользуется, поэтому психические средства делают человека хозяином своей психики.

Свойства сознания

1. В структуре сознания в каждый конкретный момент времени можно выделить два компонента или поля: поле собственно сознания (менее ясного и отчетливого) и поле внимания (более ясного и отчетливого). В первом случае говорят о периферии сознания, во втором случае о фокусе сознания.

2. Ограниченность сознания (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Фокус сознания (поле внимания) характеризуется определенным объемом. Этот объем измеряется количеством объектов, которые могут быть ясно и отчетливо представлены в сознании одновременно – обычно это 7 +/- 2 элементов. Например, человек осознаёт, что сейчас читает – в данный момент времени это содержание находится в фокусе его сознания, а все остальное на его периферии (то, что происходит за окном, в другом конце помещения и т. д.). Но вдруг кто-то хлопнул дверью или за окном раздался громкий звук и фокус его сознания, словно луч прожектора, переместится на новый объект.

3. Из этой «двойственности» сознания вытекает другая его характеристика – избирательность: в потоке сознания отражаются не все объекты окружающего мира, а только наиболее значимые для нас в данный момент времени, связанные с нашими актуальными потребностям, интересами, ценностями. Но для отражения даже этих предметов необходимо проявить психическую активность.

4. Отсюда следующее свойство сознание – активность и направленность. Активность сама по себе является свойством всех живых существ и необходимым условиям любого психического отражения. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции(направленности).

5. Но при этом мы можем сами направлять наше сознание на те или иные предметы – в этом также проявляется активность нашего сознания и его произвольность. Соответственно, человек способен управлять процессами своего сознания => произвольность высших психических функций.

6. Рефлексивность – способность наблюдать за собственным потоком сознания, произвольно делать какие-то его элементы более осознанными и отчетливо представленными в сознании.

7. Разделение «Я» и «не-Я»: кому принадлежат эти фантазии, чувства, мысли, переживания?

8. Сознание – это не только статичный образ мира, картинка, это в первую очередь процесс – «поток» (по Джемсу). Этот поток течет беспрерывно во времени: проснувшийся утром человек не ощущает перерыва в своем потоке сознания.

9. Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это может происоходить непроизвольно или под управлением внимания. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

Сознание не только способствует лучшей адаптации человека к окружающему миру, но и в отличие от психики животных, позволяет человеку самому приспосабливать мир под свои потребности.

Сознание – это не только образ или картинка окружающего нас мира. Благодаря сознанию человек, в отличие от животных, способен отличить этот образ от самого внешнего мира. Например: эксперимент с очками, переворачивающими мир. Для слепого человека мир не исчезает, он продолжает существовать объективно, просто образ мира в сознании человека меняется, беднеет, становится более ограниченным.

Благодаря такому разделению образа мира и самого мира, человек способен иметь отношение к этому миру, может противопоставить себя миру. Животное на это не способно – оно само является частью природы и функционирует по ее законам.

Отсюда следует более объективное, беспристрастное отражение человеком мира в отличие от животных. Человек отражает и такие свойства и стороны окружающего мира, которые напрямую не связаны с его потребностями и даже те, которые могут противоречить его потребностям.

Структура сознания(А.Н. Леонтьев):

· чувственная ткань сознания – система образов и ощущений, формируемых в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающей средой. Чувственная ткань создает ощущение реальности отражения мира, связывает человека с действительностью;

· система значений– культурно выработанное и обобщенное обозначение явлений реальности и их субъективного переживания. Имея сходный жизненный опыт, человечество выработало общепринятые средства его обозначения: понятия (выражаемые прежде всего в речи), категории, эталоны, нормы, ценности;

· система личностных смыслов – наполнение индивидуальным смыслом и отношением общепринятых понятий и категорий окружающего мира, «значение для меня».

Сознание и бессознательное

В психике представлены сознательные и неосознаваемые явления (человек может не осознавать механизм выполнения действия, установку, источник побуждений и интересов). Будучи носителем сознания, человек способен осознать неосознанное явление по следующему механизму осознания (С.Л. Рубинштейн): бессознательное переживание переходит в сознательное, когда осознается предмет переживания, система связей, в которую включен этот предмет, объект, на который направлено переживание.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

2) неосознаваемые побудители сознательных действий;

3) «надсознательные» процессы.

В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят в свою очередь три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля. Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые – группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые – автоматизированными действиями, или навыками.

Рассмотрим явления неосознаваемой установки. В советской психологии существует целое направление – грузинская школа психологов – которое разрабатывает проблему установки в очень широком масштабе. Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе, который создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы силами большого коллектива.

Понятие «установка» – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Т. е. речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует.

Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д. Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку. Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка «у страха глаза велики» отражает явления перцептивной установки. Когда вам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям. Это пример умственной установки.

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т. е. более эффективно.

Далее охарактеризуем неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты действий имеют одинаковую функциональную нагрузку. Некоторые из них реализуют сознательные действия – и они отнесены к первому подклассу; другие подготавливают действия – и они описаны во втором подклассе. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия, и они выделены нами в третий подкласс.

Обратимся ко второму большому классу неосознаваемых процессов – неосознаваемым побудителям сознательных действий. З. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.

Обратимся к третьему классу неосознаваемых процессов, которые условно обозначаются как «надсознательные» процессы. Если попытаться кратко их охарактеризовать, то можно сказать, что это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение.

Наши рекомендации