Методологические проблемы исследования. Методы социально- психологического исследования

Лекция 3

Цель: рассмотреть специфику научного исследования в социальной психологии, методологические принципы социальной психологии, изучить методы социально- психологического исследования.

Основные понятия: методология (общая, частная, как совокупность конкретных приемов), метод, методика, гипотеза, наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, опрос, тестирование, социометрия.

Теоретическая часть:

1. Методологические проблемы в современной науке.

2. Методологические принципы социальной психологии (принцип детерминизма, принцип гносеологического подхода, принцип личностного подхода, принцип единства сознания и деятельности).

3. Специфика научного исследования в социальной психологии.

4. Методы социальной психологии.

1. Методологические проблемы социально-психологического исследования

Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией. В современном науч­ном знании термином «методология» обозначаются три различ­ных уровня научного подхода.

1. Общая методология — некоторый общий философский под­ход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Об­щая методология формулирует некоторые наиболее общие прин­ципы, которые — осознанно или неосознанно — применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо оп­ределенное понимание вопроса о соотношении общества и лич­ности, природы человека. В качестве общей методологии различ­ные исследователи принимают различные философские системы.

2. Частная (или специальная) методология— совокупность ме­тодологических принципов, применяемых в данной области зна­ния. Частная методология есть реализация философских принци­пов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология фор­мируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рас­смотреть принцип деятельности, как он применяется в отечест­венной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятель­ности сущностью способа бытия человека. В социологии деятель­ность интерпретируется как способ существования человеческого I общества, как реализация социальных законов, которые и прояв­ляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменяет конкретные условия существования ин­дивидов, а также общества в целом. Именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В пси­хологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное от­ношение, в котором человек — субъект — определенным образом относится к объекту, овладевает им. Категория деятельности, та­ким образом, «открывается теперь в своей действительной полно­те в качестве объемлющей оба полюса — и полюс объекта, и по­люс субъекта» (Леонтьев, 1975. С. 159). В ходе деятельности чело­век реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет потребности, при этом же рождаются но­вые потребности. Таким образом, деятельность предстает как про­цесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.

Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования — группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа дея­тельности раскрывается в следующих положениях:

а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей

б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества

в) при условии понимания группы как субъекта деятель­ности открывается возможность изучить все соответствующие ат­рибуты субъекта деятельности — потребности, мотивы, цели груп­пы и т.д.;

г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к про­стой констатации актов индивидуальной деятельности вне опре­деленного «социального контекста 3. Методология — как совокупность конкретных методических приемов исследования,что чаще в русском языке обозначается термином «методика». Однако в ряде других языков, например в английском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом понимается методика, а иногда только она. Конкретные методики (или методы, если слово «метод» понимать в этом узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологи­ческих соображений.

Суть внедрения предложенной «иерархии» различных методо­логических уровней заключается именно в том, чтобы не допус­кать в социальной психологии сведения всех методологических проблем только к третьему значению этого понятия. Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или эксперимен­тальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием — анкета, тест, социометрия — всегда применяется в определенном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Суть дела заключается также и в том, что философ­ские принципы не могут быть применены в исследованиях каж­дой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же касается конкретных методи­ческих приемов, то они могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в оди­наковой форме в рамках различных методологических ориента­ции, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их приме­нения, конечно, несут методологическую нагрузку.

Теперь необходимо уточнить, что же понимается в современ­ной логике и методологии науки под выражением «научное иссле­дование». Следует помнить при этом, что социальная психология XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции XIX в. состоит именно в опоре на «исследования», а не на «спеку­ляции». Противопоставление исследования спекуляции законно, но при условии, что оно соблюдается точно, а не подменяется противопоставлением «исследование — теория». Поэтому, выяв­ляя черты современного научного исследования, важно корректно ставить эти вопросы.

Наши рекомендации