Лекция 9. Управление коммуникациями в международных компаниях

Успешность руководителя в своей деятельности на 85% зависит от его коммуникативных навыков, и только на 15% - от профессиональных способностей. С точки зрения науки «организационное поведение», система коммуникаций позволяет:

- модифицировать поведение сотрудников;

- формировать благоприятный социально-психологический климат в коллективе;

- управлять стрессами и конфликтами;

- налаживать передачу достоверной информации;

- повышать качество и производительность труда;

- повышать доверие между руководителем и подчиненным.

Вопросами коммуникаций в организации наиболее активно стали заниматься в 1950-1960-е годы. К 1980-му году в России вышло достаточно работ по «человеческому общению в организации».

Коммуникация понимается как процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в организации в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и жестов.

Существуют две основные системы управления коммуникациями в коллективе: формальная (ее еще называют механистической, административно-организационной, жесткой) и неформальная (или органическая, социально-психологическая, мягкая). Также выделяют и смешанный тип коммуникаций.

Первой свойственна: - строгая иерархичность; - связи между подразделениями, расположенными на одном уровне организационной структуры, осуществляются через центр; - в ходу жесткие должностные инструкции; - подчиненным даются исчерпывающие задания, в сотрудниках поощряется исполнительность; - главное для человека - сделать так, как сказал начальник. Содержанием формальных отношений являются взаимная требовательность, ответственность, сотрудничество. Вторая система коммуникаций: - не запрещает действовать, перескакивая через ступеньки служебной лестницы; - дает простор горизонтальным связям; - от людей ждут, что они сформируют свою должность сами, невзирая на инструкции; - подчиненному лишь ставятся задачи, и его дело, как он будет решать их; - поощряются инициатива, творческий подход к делу; - главное для человека - решить проблему, представить результат.


Отношения в коллективе в иностранных компаниях зависят от внешней среды и во многом определяются национальными особенностями. Так, во многих компаниях США поощряется командный стиль работы, неформальные и дружеские отношения (неформальное обращение к начальнику и т.д.). Распространен совместный отдых после работы, посещение мест по интересам, а границы между начальником и подчиненным зачастую незаметны, они работают, как правило, в одних помещениях, за соседними столами.

В большинстве немецких компаний принят формальный способ коммуникаций. В отношениях между руководителем и сотрудниками здесь прослеживается четкая иерархичность, а на прием к руководству необходимо записываться заранее, обращаться к шефу нередко следует не только по имени и фамилии, но и с названием его должности. Это олицетворяет формальные отношения между начальником и подчиненным, и в коллективе в том числе.

Немецкие компании – это традиционные, малоподвижные организации, со сложнейшими системами руководства и субординации, со строгой иерархией и порядком. Иерархия является обязательной составной частью организационной культуры, и руководитель выступает обособленной и закрытой единицей системы вертикальных отношений.

К другим особенностям традиционной немецкой культуры и коммуникаций можно отнести:

- формальные отношения между руководителем и подчиненными;

- предельную информированность персонала о выполняемой работе;

- дисциплинированность, аккуратность, пунктуальность в ежедневной работе;

- умение управлять временем, которое является одним из способов организации жизни;

- нацеленность на рост профессионализма и квалификационных характеристик;

- неприятие изменений в менеджменте, системе коллективных отношений, принципах руководства, внутренней культуре организации;

- справедливое отношение к сотрудникам и всестороннюю взаимопомощь.

Наиболее характерными особенностями культуры и коммуникаций английских компаний являются:

- важность как английских национальных, так и внутрифирменных традиций;

- формализм в отношениях в группе и четко выстроенная иерархия;

- полное доверие как к руководителю, так и к подчиненному;

- рационализм в принятии решений;

- важность внутрифирменного имиджа.

Особенности коммуникаций во Франции проявляются через:

- неформальные отношения в коллективе;

- экстравертный, личностный, эмоциональный, но подчиненный логике стиль коммуникаций;

- четко выстроенную иерархию и значимость социального положения, связей и знакомств;

- закрытость, выражающуюся в неприятии иностранного опыта ведения бизнеса,

- осторожность в проявлении резкой критики,

- умение налаживать дружеские контакты и связи, коммуникабельность и общительность как внутри коллектива, так и за его пределами.

Коммуникации китайских фирм уникальны. Их отличают:

- соблюдение неравенства в отношениях;

- строгая внутрифирменная иерархия;

- авторитарный стиль руководства;

- учтивость и уважение к руководителю и к иерархической системе;

- ярко выраженный коллективизм и неприятие проявления индивидуализма;

- упорство, самопожертвование, прилежание, чувство долга;

- дружественные взаимоотношения с коллегами;

- помощь и взаимовыручка в коллективе;

- уважительное отношение к старшим членам коллектива;

- чувство собственного достоинства, выражающееся в неприятии открытой критики;

- отсутствие мобильности.

Главная особенность японской культуры является общество, в котором все его члены стоят на иерархических ступенях моральных и социальных обязанностей как по вертикали, так и по горизонтали. Все элементы этой системы жестко взаимосвязаны. Основными социо-психологическими установками японцев являются: а) коллективизм с его ориентацией на коллективные (групповые) ценности; б) гармония, как принцип сосуществования групп (выражается в стремлении достижения консенсуса на основе уважения и учета мнений всех заинтересованных сторон).

Кроме того, для японцев характерно ощущение себя как части целого, ориентация на достижение коллективных целей и готовность принести личные интересы в жертву интересам коллектива, выработанных в течение многих веков. Это способствует возведению государственных чиновников на высшую ступень общественной иерархии, т.к. они считаются носителями и гарантами общенациональных интересов.

Японские работники готовы сообща разделить риск, финансовые потери, при этом все группы равны и обладают одинаковыми правами и обязанностями. Старшинство и возраст имеют не только привилегии, но и обязанности. Обязанности определяются в строгом порядке как в семье, так и в рабочем коллективе. Главными ценностями японского сотрудника являются преданность фирме, моральная устойчивость, учтивость и уважение к руководителю, трудолюбие и чувство принадлежности к группе. Руководство каждой компании, в свою очередь, заботится о том, чтобы работники были благодарны и преданны.

Самая важная задача японского менеджера состоит в том, чтобы воспитать у сотрудника отношение к корпорации как к родной семье, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров - одна судьба. Наиболее успешными являются те компании, которые сумели создать конструктивные отношения между персоналом и администрацией. Японские менеджеры полагают, что люди трудятся не только ради денег, и деньги являются не самым главным и не самым эффективным средством мотивации. Чтобы мотивировать людей, необходимо сделать их элементами одной семьи и обращаться с ними, как с ее самыми уважаемыми членами. Это и является одним из главных секретов организационной культуры японских компаний. К руководителям в Японии проявляется такое учтивое и уважительное отношение, как ни в одной стране мира. Руководитель является и вторым отцом, и наставником, и учителем. Высшее руководство компании должно обладать способностью управлять людьми, ведя их за собой, и японские руководители это успешно демонстрируют на практике.

Наши рекомендации