Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии
В соответствии с концепцией К. Юнга, область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Их содержание берет свое начало в бессознательном, являющемся источником творчества.
Материал бессознательного, рождающийся в душе, в ней же и остается, проявляя себя в виде проблем во внешнем мире. Эти проблемы и адаптация к ним выражаются символически в продуктах творчества, в частности, в изопродукции. Поэтому, ориентируясь по символу, можно найти путь к событиям, «психологически не переработанным» в полной мере в прошлом.
Психологу необходимочутко реагировать на движение энергии, исходящей из области бессознательного. Рисунки, коллажи и скульптуры - это прямые сообщения бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как средства вербальной коммуникации [Грегг М.Ф. Тайный мир рисунка. 2003].
Основные аспекты интерпретации рисунка
1. Какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура.
2. Что выглядит странным.
3. Чего не хватает у данного объекта (изучите рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов).
4. Где на рисунке расположены «барьеры», то есть вертикали.
5. Что находится в центре (то, что находится в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным).
6. Есть ли растушевка. На изображение предметов с тенью требуется больше времени и энергии, чем на изображение без тени. Эти затраты энергии могут служить отражением проблемы.
7. Где расположено изображение по отношению к краю листа. Некоторые рисунки изображают фигуры или объекты, помещенные вдоль границы листа таким образом, что они как будто выходят за пределы бумаги и нарисованы лишь частично. Край листа можно расценивать как своеобразную границу. Это способ и присутствовать, и в то же время находиться в стороне.
8. Соответствует ли изображение текущему времени года. Если оно ему не соответствует, то можно узнать у автора, что произошло в изображенном сезоне, повторения чего хочется в настоящее время.
9. Есть ли на рисунке инкапсуляция, то есть создание оболочки вокруг персонажей рисунка. Если инкапсуляция присутствует, то можно узнать у клиента, для чего это необходимо персонажу.
10. Есть ли подчеркивание. Если подчеркивание имеется, то можно узнать у клиента, для чего оно необходимо изображенному объекту.
11. Было ли исправление изображения ластиком. Можно обратить внимание на эти места, это может быть местом конфликта.
12. Большое значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос: что преувеличенно? Большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные - принизить. Искажение форм и/или пропорций может символизировать проблемную область, которой уделяется большее внимание.
13. Следует обратить внимание на повторяющиеся объекты. Их число во многих случаях имеет большое значение для клиента, поскольку оно имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем.
14. Необходимо обратить внимание на то, в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может свидетельствовать о противоречиях в жизни автора.
15. Особое внимание следует обратить на подписи работ. Они могут использоваться, для того чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что может отражать степень доверия к невербальному способу общения.
16. Постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора. Рассматривая изопродукцию совместно с автором, можно акцентировать его внимание на вышеупомянутых деталях, пробуждая к движению сопряженную с проблемой энергию, которая уже не может находиться в состоянии покоя на уровне бессознательного.
Этапы изотерапии.
Этап 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом - непосредственное переживание.
Этап 2. Процесс творческой работы - создание феномена, визуальное представление.
Этап 3. Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
Этап 4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы [Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. 2002].
Этап 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом
Для клиентов, ранее не знакомых с арт-терапией, это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с художественным материалом. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.
Непосредственные переживания пробуждают сенсорные ощущения от художественного материала, а также разнообразные эмоции и мысли. Для ознакомления клиентов с процессом самовыражения при помощи художественного материала полезно использовать называние цветов, описание проб художественных материалов и осознание чувств, порождаемых этими пробами.
Кроме того, существуют и иные достоинства «игровой деятельности» с художественным материалом - клиенты создают новое, из отдельных частей собирают целое, при посредстве художественного материала начинают осознавать свои проблемы и добиваться их разрешения.
Сам промежуток времени, посвященный данной деятельности, зависит от клиента, его потребностей, проблем и его возраста. Один клиент может «поиграть» двадцать минут в течение первой сессии, а затем двинуться дальше ко второй части процесса. Другой клиент может растянуть игровые пробы на несколько сеансов. Есть и такие, кому необходимо «поиграть» в течение нескольких минут в начале каждого сеанса.
Но в конечном счете все отказываются от игровых проб в пользу более серьезной деятельности - выбора художественного материала, необходимого для второго этапа творческого процесса.
Этап 2. Процесс творческой деятельности
Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, что происходит даже тогда, когда с ними рядом есть терапевт.
Такая трансформация первого этапа прослеживается у клиентов всех возрастов, даже у маленьких детей. К тому же на этом этапе большинство клиентов любого возраста демонстрируют поведение, характерное для художников в процессе работы, - сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем и иногда их решение.
Этап 3. Дистанцирование
Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко смотреть (например, ее вешают на стену). Клиента побуждают принять активное участие в размещении художественной работы. Символически клиент принимает ответственность за свои проблемы посредством принятия ответственности за размещение своей работы. То есть каждый этап, с самого начала терапии, обладает определенной психологической и терапевтической ценностью.
Необходима достаточно большая комната, чтобы психолог и клиент могли выбрать себе место на удобном расстоянии от художественной работы. Сам акт дистанцирования помогает не только физически видеть, но и создает необходимую отстраненность клиента от своего продукта творчества.
По завершении данного этапа понимание клиента становится более глубоким и обогащается новыми наблюдениями, которые затрагивают определенные воспоминания и ассоциации. Клиенты могут заметить такие новые и важные детали, как соотношение компонентов в художественной работе (например, контрастное или гармоничное сочетание двух цветов, необычное расположение чего-либо или линию, выделяющуюся за счет своей толщины, неровности или мягкости, и т.п.).