Называние предметов и действий
Исследование перцептивно-вербальных функций было бы неполным без анализа номинативной функции речи. Оценка возможности к называнию предметов и действий позволит лучше понять механизм перцептивно-вербальных трудностей, уточнить уровень развития вербальной составляющей.
Материал. В этой пробе для называния предлагаются 10 картинок с изображениями предметов и 10 картинок с изображениями действий. Картинки должны быть отобраны так, чтобы не вызывать трудностей опознания и неоднозначности толкования.
Для называния предметов и действий должны быть использованы слова со средней и низкой частотностью.
Анализ выполнения заданий. Дети дают следующие варианты ответов, которые могут быть оценены по трехбалльной системе:
- точное наименование — 3 балла;
- поиск слова с нахождением правильного названия или ответ словосочетанием - 2 балла;
- близкие вербальные замены, искажение звуковой структуры слова — 1 балл;
- отказ, далекая вербальная парафазия, замена глагола существительным - 0 баллов.
За каждое задание максимальная оценка 30 баллов.
Дети 7 лет в начале школьного обучения не добирают 3 — 4 баллов при назывании как предметов, так и действий.
Наиболее распространенным типом ошибок являлись близкие вербально-перцептивные замены (пальто — «шуба», «куртка»; вяжет — «шьет», «плетет»; рубит — «распиливает»). Такие ошибки свидетельствуют о том, что у детей диффузно, недифференцировано значение слова, точнее — его предметная отнесенность. Это может быть обусловлено бедностью как словаря (одному слову соответствуют разные зрительные образы), так и зрительных представлений (нескольким словам соответствует диффузный зрительный образ).
Проба «невербализуемые фигуры»
Испытуемому предлагается для запоминания шесть фигур (один ряд фигур). Необходимо запомнить их как можно точнее и нарисовать. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза (рис. 13).
Проба Тейлора
1. Тест Тейлора (с 7 лет). Перед ребенком кладется фигура Тейлора и чистый лист. Инструкция: «Нарисуй такую же фигуру». Ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет для последующего анализа рисунка (по порядку цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Развороты образца не допускаются; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента воздерживаться от любых замечаний. Время копирования фиксируется.
Рис. 21. Фигура Тейлора
По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой.
Рис. 22. Фигура Рея-Остеррица
Нарушение акустического гнозиса у детей с речевой паталогией
Акустический гнозис обеспечивается височными отделами левого и правого полушария. Правым полушарием человек различает различные шумы, негармонические и музыкальные, просодический, мелодико-интонационный компонент речи. За фонематическое восприятие отвечает левая височная область.
Акустический гнозис.
1. Узнавание неречевых шумов(природных, включая голоса животных, и предметных) — можно использовать диктофонные записи шумов.
Комментарий: Неспособность узнавать и дифференцировать неречевые шумы свидетельствует о наличии неречевой слуховой агнозии и соответственно о неполноценности функционирования височной доли правого полушария.
2. Узнавание знакомых мелодий.
Комментарий: Неспособность узнать знакомую мелодию свидетельствует о наличии амузии и соответственно неполноценности функционирования правой височной доли.
3. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур
1) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».
Примечание: предварительно предъявляются карточки с разным количеством точек.
2) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».
4. Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами
1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»
Двусложные слова трехсложные слова
Маша лето молоко ракета
Мыши мыло машина газета
Мука лапа лопата котята
Критерии оценки:
4 балла — сопряжено воспроизводит ритмическую структуру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов).
3 балла — сопряжено не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (слогов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное отхлопывание логопеда.
2 балла — сопряжено воспроизводит ритмическую структуру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов) слов не производит.
1 балл — отхлопывает без учета ритмической структуры слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов. Количество слогов не определяется.
0 баллов — не включается в сопряженную деятельность.
Отказ от выполнения.
2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».
Двусложные слова трехсложные слова
лыжи — бананы —
часы — собака —
луна — корова —
коза — лисица –
ваза — береза —
рыба — кубики —
бусы — радуга —
муха — сапоги —
Критерии оценки:
4 балла — ритмическую структуру слов воспроизводит правильно.
3 балла — воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно с произнесением.
2 балла — воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса.
1 балл — количество ударов не соответствует количеству слогов.
0 баллов — не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.