Тема 3.3 Морально-психологический климат коллектива
Морально-психологический климат коллектива – это устойчивая система внутренних связей, которая в эмоциональном настроении коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.
Морально-психологический климат в трудовом коллективе зависит от следующих факторов:
1. Социально-производственная среда (уровень механизации и автоматизации, дисциплин и охраны труда, уровня организации труда и управления).
2. Социально-экономической среды (способов производства, распределения и потребления материальных ценностей, системы материального поощрения).
3. Социально-общеобразовательные среды (квалификационно-образовательного уровня коллектива, уровня общего и специального образования, творческого и интеллектуального потенциала работника).
4. Социально-культурной среды (уровня технической эстетики и культуры производства, уровня духовного и физического развития коллектива).
5.Социально-нравственной среды (системы нравственного воспитания коллектива, формирование моральных признаков).
6. Социально-психологической среды (системы психологических установок, социально-психологических характеристик личностей).
7. Социально-бытовой сферы (условия быта и отдыха членов коллектива).
Влияние трудового коллектива на личность зависит от того, каков характер сложившихся отношений между членами этого коллектива.
На результаты деятельности людей большое влияние оказывает их настроение. Настроение людей зависит от самих членов коллектива, от их отношения друг к другу.
В коллективе с нормальным морально-психологическим климатом, все его члены, как правило, отличаются добротой, товарищеским отношением к новому человеку. Уважение и доверие, оптимистическая доверительная оценка, желание и умение увидеть лучшее в человеке, в таком коллективе являются правилом.
Нормальный морально-психологический климат в коллективе способствует высокой производительности труда, поскольку поддерживает положительный эмоциональный настрой коллектива, предупреждает возникновение конфликта.
Благоприятный психологический климат состоит из нескольких характеристик:
· Макроклимат общества. Группа отражает основные элементы социально-психологического климата общества в целом, характерное отношение.
· Эмоциональный фон. Преобладающая окраска эмоциональных отношений между членами группы, характер этих отношений.
· Численность групп коллектива. С увеличение численности групп, эффективность постепенно снижается. Отмечено, что группу до 15 человек отличает целостность единство, по мере увеличения численности, она начинает распадаться на более мелкие.
· Структура групп. Неоднородный состав группы с точки зрения возрастных различий обеспечивает большую сплоченность и единение. Разные возраста и представительства обоих полов формируют более богатый спектр отношений, способствует укреплению группы.
· Длительность существования группы. Время совместной работы определяет формирование традиций, внутригрупповых норм, престижа группы и ее сплоченности.
· Неформальной структуры. Наличие неформальной структуры отрицательно сказывается на развитии и объединении группы.
Признаками неблагоприятного социально - психологического климатаявляются:
· недоверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
· не доброжелательная и не деловая критика;
· не способность выражения собственного мнения при обсуждении вопросов касающихся всей группы;
· давление руководителей на подчиненных и отсутствие права принимать значимые для группы решения;
· не достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;
· не удовлетворенность принадлежности к группе;
· снятие с себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
· не высокая сплоченность всех членов группы.
Раздел 4. Психология общения
Тема 4.1 Содержание, цели и функции общения
Общение– сложный, многогранный процесс, который выступает как процесс взаимодействия двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, взаимное влияние, сопереживание, взаимопонимание. В процессе общения формируются психологические и этические отношения, которые составляют культуру делового взаимодействия.
Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам.
Содержание–информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного человека к другому.
По содержаниюобщение может быть представлено как:
1. Материальное–обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.
2. Когнитивное –обмен знаниями.
3. Деятельное–обмен действиями, операциями, умениями, навыками, от субъекта к субъекту передаётся информация, совершенствующая и развивающая способности.
4. Кондиционное–обмен психическими и физиологическими состояниями; люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние.
5. Мотивационное –обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении.
Цель общения–это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: познавательных, социальных, культурных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
По целямобщение делится:
1. Биологическое–необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.
2. Социальное –преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития отношений, личностного роста индивида.
Средства общения–способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека к другому.
По формам общение делится на:
1. Прямое –естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств информации лично передаётся одним участником другому.
2. Косвенное–включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации.
3. Непосредственное–с помощью естественных органов, данных человеку природой (рука, туловище, голова)
4. Опосредованное –неполный психологический контакт при помощи специальных средств, отдаляющих получение обратной связи.
5. Массовое–множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными её видами.
6. Межличностное–непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников, подразумевает психологическую близость партнёров.
По ориентации можно выделить монологическое и диалогическое общение. Монологическое общение подразделяется на:
1. Императивное – авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям; партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной; конечная цель императива – принуждение партнёра – незавуалирована.
2. Манипуляции – предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений; партнёр по общению используется манипулятором для достижения своих целей; коренное отличие манипуляции от императива состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения (они скрываются или подменяются другими); партнёр по общению воспринимается не как целостная личность, а как носитель определённых, «нужных» манипулятору свойств и качеств; манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных отношений между людьми.
Диалогическое общение представляет собой переход от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению, такое общение обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.