Возрастные этапы профессионализации и социализации
Вехи cтановления профессионала и личности | Возраст | ||||||||||
Детство | Подростковый возраст 11-15 лет | Младший юношеский возраст 15-18 лет | Старший юношеский возраст 18-23 года | Зрелость | Пожилой возраст 65-75 лет | Старость 75-90 лет | Долгожительство 90 и более лет | ||||
ранняя зрелость- молодость 23-25 лет | Расцвет 35-45 лет | Зрелость 45-55 лет | Поздняя зрелость 55-65 лет | ||||||||
Профессионализация (появление новых качеств профессионала). | Труд по самообслуживанию. Психологическая готовность к труду, трудолюбие. | Учебный труд. Общественно-полезный труд. Закладывание основ работоспособности. | Эпизодический потребительский труд. Профессиональные намерения. Профессиональное призвание. Обучение профессиональной деятельности (в средних спец. уч. заведениях). Профессиональное). | Производительный исполнительный труд. Обучение профессиональной деятельности. Большие индивидуальные различия в начале проф. деятельности. Коррекция проф-ных ожиданий. Профессиональное самоопределение (продолжение). Наброски | Производительный исполнительный труд. Проба себя в разных видах профессиональной деятельности. Совместный труд. Профессиональная адаптация. Овладение нормами проф-ной деятельности и проф.-го общения. Понимание | Элементы творческого труда. Постоянное проф-ое занятие. Овладение высокими уровнями в проф-ой деятельности –мастерство. Квалифицированный труд. Самостоятельный труд. Позиция субъекта труда. Профессиональная самореализация. | Профессиональный труд. Возможность творческого труда. Позиция творца. Накопление профессионального опыта. Индивидуальные АКМЕ (вершины) в проф-ом труде. Возможность творческого вклада человека в опыт своей | Завершение профессионального труда. Возможное продолжение творческой деятельности. Анализ своего профессионального опыта. Передача опыта следующему поколению (наставничество). Профессиональное | Уход от профессиональной деятельности. Разные виды послепрофессионального или околопрофессионального труда. Фиксация профессионального опыта, мемуары. Большие индивидуальные различия в завершении | Профессиональные воспоминания. Внепрофессиональные занятия, хобби. Ослабление профессиональных связей. Отношение к непрофессиональному труду как основе здоровья. | Труд по самообслуживанию. |
самоопределение (начало) | сценария профессиональной жизни. | смысла профессии и своей причастности. Специализация в труде. Ответственность за дело. Профессиональное самоопределение (продолжение), уточнение критериев оценки себя как профессионала. | Большие индивидуальные различия во времени достижения творческих вершин в труде. Творческое развитие себя как личности средствами профессии. Профессиональное самоопределение (продолжение), возможный пересмотр критериев оценки себя как профессионала. | профессии. Углубленное понимание смысла профессии. Стабильные проф. притязания. Профессиональное самоопределение (продолжение). Возможность изменения профессионального мировоззрения (системы ценностей). | самоопределение (продолжение). Снижение уровня профессиональных притязаний. | профессионального труда. Профессиональное самоопределение (продолжение). Анализ своего вклада в опыт профессии. | |||||
Социализация (появление новых качеств личности). | Овладение символическим планом деят-ти в игре. Соподчинение мотивов, возможность выбора. | Чувство взрослости. Самосознание своих отдельных черт. Осознание, личностное самоопределение. | Основа системы ценностей - личного мировоззрения. Действенное личностное самоопределение, пробы своих | Целостный образ «Я». Реальная самостоятельность. Коррекция социальных ожиданий. Готовность к саморазвитию | Начало чувства хозяина своей жизни. Построение Я – концепции. Овладение многими социальными | Личностная самореализация. Расширение системы социальных ролей. Предварительное подведение итогов | Реалистическая самооценка. Уверенная жизненная позиция, стабильность. Упрочение системы социальных ролей. | Стремление продлить состояние жизненной активности (из-за сокращения будущего времени жизни). | Самозавершенность. Адаптация к новой социальной ситуации в жизни. Развитие личности в новых видах | Ослабление социальных связей. Обращение к глобальным проблемам бытия. Поддержание здоровья как | Лабиль-но- сть установок, мудрость |
Производительность-начало саморегуляции. Умение учиться. | возможностей. Наброски сценария будущей жизни. Готовность к самообучению и самообразованию. | своей личности. | ролями. Социальная ответственность за себя, за дело. | жизни, возможный кризис середины жизни. Пересмотр ценностей и смыслов, уточнение сценария своей жизни. Социальная ответственность за других. | Возрастание индивидуализации личностного развития. Социальная ответственность за мир. | послепрофессиональных занятий. Анализ жизненного опыта. Переоценка своих сил на фоне убывающих физических и интеллектуальных возможностей. | основной вид деятельности. Возможная личностная инволюция, регресс. |
Таблица I-3-2