Фазы психодраматического действия
1.Разогревающая фаза включает знакомство участников, формирование атмосферы доверия и психологической безопасности, представление участниками собственной позиции, определение протагониста и определение сценируемой ситуации. Участникам на этой фазе еще не хватает переживания доверия, принятия и психологической безопасности. Для подготовки группы ведущий свободен в выборе средств. Он может организовать групповую дискуссию, ролевую игру или даже молчание.
2. Игра — главная и центральная фаза психодрамы включающая основное действие. Она отличается наибольшей продолжительностью и динамичностью. Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме. На этой фазе определяются значимые для действия люди и подбираются на эти роли вспомогательные Я. Для определения пространства действия из подручных средств создается обстановка, позволяющая представить конкретное место события, которое ограничивается физически. Таким образом, создается реальность со своим временем, своими условиями и нормами жизни. На этой фазе описание сцены и само действие должно происходить в настоящем времени.
3. Завершение — включает выход из роли и обсуждение. На этой фазе, в отличие от первой и второй, почти не используется действие. Основные средства на этой стадии — выражение чувств, обсуждение и анализ. Исключения могут составлять невербальные упражнения или игровые действия, направленные на эмоциональную регуляцию1.
Метод фиксированных ролей
Основоположником данного метода является Джордж Келли. Согласно Д. Келли, человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей (конструктов), которые он создает и
1 Подробно см.: Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А. Основы психотерапии. — К.: Ника-Центр, 2001. - С. 135-161.
затем пытается приспособить к объективной действительности. Основной постулат теории личностных конструктов гласит: «Процессы личности — это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события» [58]. Под прогнозируемыми событиями следует понимать и ожидаемую человеком успешность собственных действий, что отражается на его поступках.
Основное положение теории фиксированной роли заключается в представлении, что люди — это не только то, как они себя представляют, но также и то, что они делают. Таким образом, Д. Кел-ли подчеркивает неразрывную связь жизненного опыта человека и его представления о себе. Согласно Д. Келли, роль психотерапевта — воодушевить клиента и помочь ему изменить свое открытое поведение. В свою очередь «это изменение, в случае успешности, позволит клиенту осознать и интерпретировать себя иначе, тем самым стать более эффективным человеком». В классическом виде суть метода фиксированных ролей раскрывается в четырех этапах '.
1-й этап. «Очерк самохарактеристики». Человеку предлагается написать о себе в третьем лице «очерк самохарактеристики». Ему следует писать «про этого человека» (этот человек..., он... и т. п.). Можно предложить ему представить, что он самый лучший друг этого человека и знает о нем практически все.
2-й этап. «Изучение и анализ». На данном этапе проводится тщательное изучение написанного очерка, которое позволяет выявить основные конструкты, которые человек обычно использует в интерпретации себя и своих отношений с окружающими.
3-й этап. «Очерк фиксированной роли». На основании информации, полученной из «Очерка самохарактеристики», психологом или психотерапевтом составляется «очерк фиксированной роли», то есть описание личности вымышленного героя, которого снабжают конструктной системой, освоение которой было бы полезно для клиента.
4-й этап. «Разыгрывание роли». На данном этапе клиенту предлагают проиграть этого вымышленного человека (составленную фиксированную роль).
Основная цель — побудить клиента пересмотреть свой жизненный опыт, расширить его.
1 Подробно см.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1991. — С. 471—479.
63
Вариации данной техники можно с успехом применять в групповой работе. После анализа ведущий описывает характеристику роли, которая желаема для участника, и дает ему инструкцию сыграть данного человека. Например, осторожного, неуверенного человека просят играть уверенного. Ключевым в данном методе при его использовании в группе является необходимость в течение всего периода разыгрывания роли участником руководителю и другим членам группы относиться к данному участнику так, как будто он уже уверенный в себе человек, независимо от его реальных действий. Период разыгрывания роли при этом может быть различным и в некоторых группах распространяется на все время работы группы.
Дебрифинг
Дебрифинг как действие является специально организованным обсуждением, рефлексией происходящего и подразумевает процесс, обратный инструктажу. Он позволяет участникам окончательно выйти из действия, из выполняемой ими роли. Дебрифинг может выполняться по окончании выполнения упражнения, проигрывания ролевой игры, завершении дня и по окончании тренинга. Во время дебрифинга уточняется смысл проделанного, подводится черта под уроками, устанавливается связь между тем, что уже известно, и тем, что понадобится в будущем.
В качестве основных задач дебрифинга выделяются следующие:
□ вывести игроков из ситуации (ролей);
□ провести анализ развития событий;
□ оформить понимание проделанных действий;
□ соотнести результат с первоначальными действиями;
□ утилизировать или устранить недоразумения и ошибки действия;
□ дать возможность участникам проявить чувства и отношение к происходившим событиям;
□ снять эмоциональное напряжение, тревогу;
□ установить связь с предыдущими действиями, занятиями;
□ откорректировать и закрепить усвоенное;
□ развить у участников способность к анализу и самонаблюдению;
□ подготовить участников к дальнейшей работе [4; 7].
Групповая дискуссия
Групповая дискуссия — это свободный вербальный обмен знаниями и мнениями между участниками группы. Она позволяет обучить участников тренинга конструктивному анализу реальных ситуаций, развивает умение слушать, понимать позиции оппонентов, взаимодействовать с другими участниками. Также групповая дискуссия позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость.
Поскольку в тренинге очень важным является правило «Каждый имеет право иметь свои взгляды и должен уважать это право в других», то во время проведения групповой дискуссии должно полностью исключаться прерывание говорящего.
Выделяются три основных типа ориентации групповых дискуссий:
1. Профессионально-личностная ориентация.При этом типе дискуссии группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеракции направлены на него. Члены группы высказывают свое мнение относительно обозначенных проблем данного участника, выражают свои чувства, предлагают обратную связь.
2.Тематическая ориентация.Обсуждение посвящается вопросам и проблемам, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может актуализироваться в процессе работы или планироваться заранее. В некоторых случаях тематической дискуссии посвящается целое занятие с заранее определенной темой. В этом случае участникам может даваться возможность подготовиться к обсуждению обозначенной проблемы.
3.Ориентация на взаимодействие.Этот тип дискуссии более ориентирован на групповую динамику, на отношения между членами группы, взаимные реакции участников. На этих дискуссиях следует в большей степени реализовывать принцип «здесь и теперь».
Потенциально дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченности группы, хотя во многом это зависит от правильности постановки вопроса и выбора темы. В некоторых случаях для активизации участников можно использовать процедуру высказы-
вания по кругу, тем самым давая возможность высказаться каждому [2; 22; 29; 35].
Мозговой штурм
Мозговой штурм является одним из методов, производных от групповой дискуссии, но с более структурированной процедурой. Главная функция мозгового штурма — обеспечение генерации идей. В основе метода лежит наблюдение, что при совместной работе группа может порождать большее количество идей (и более широкого спектра), чем при индивидуальной работе этих же людей1. Это происходит потому, что большая степень взаимодействия приводит к перекрестному стимулированию и дополнению идей. Таким образом, идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута в силу кажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь более пригодной. При этом следует соблюдать основное правило — нельзя останавливать процесс генерации идей их преждевременной субъективной оценкой. Если выдвигаемые идеи сразу сталкиваются с оценочным суждением в свой адрес, наступает «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Именно поэтому оценки позволяется высказывать только на этапе обсуждения, после того как предложены все возможные варианты решения.
Действие может строиться следующим образом. Участникам описывается процедура мозгового штурма с соответствующими правилами, которые описаны ниже. Перед участниками ставится задача, включающая первоначальные (расширенные) условия, которым должно соответствовать решение. Задачу лучше записать на флип-чарте (или листе ватмана). Все высказанные идеи решения также записываются на флип-чарте без оценки. Завершающим этапом является обсуждение идей по критерию их соответствия первоначальным условиям и принятие наиболее эффективных из них.
Во время проведения мозгового штурма необходимо соблюдать следующие правила:
1. Отсутствие всякой критики.Критика в данном случае рассматривается в самом широком смысле. Недопустимо не только делать
1 Ли Дэвид. Практика группового тренинга. — СПб: Питер, 2001.
критические или оценочные высказывания, но и демонстрировать критическое отношение к высказанной идее иными способами: пожиманием плеч, подниманием бровей, хмыканьем и т. п.
2.Поощрениеидей. Необходимо сделать акцент на количестве идей, а не на их качестве и поощрять каждую новую идею.
3.Равноправие участников.Каждый участник должен чувствовать, что его идея стоит рассмотрения. Один из способов предотвращения доминирования одних участников над другими — установление возможности поочередного высказывания участниками своих мнений. Это может формализовать и замедлить процесс, но поможет включить в работу всех участников.
4.Свобода ассоциаций.Не должно быть никаких ограничений на идеи. Любая идея должна приниматься без комментариев, независимо от того, насколько несерьезной, оскорбительной или не относящейся к делу она может показаться.
5.Запись всех идей.Запись — это не просто фиксирование важных предложений, но также возможность оттолкнуться от них в рождении новых идей. Поэтому все идеи должны записываться в авторском предложении без редактирования и на видном месте.
Мозговой штурм широко используется в тренинге креативного мышления. Он позволяет выйти за пределы общих мыслительных шаблонов и стандартов. Кроме того, мозговой штурм развивает навыки слушания и может использоваться как полезный элемент для сплочения группы, создания команды [4; 29; 56].
Анализ ситуаций
Данный метод работы также является производным от дискуссии. Он требует более внимательного контроля над процедурой со стороны ведущего и более осторожного анализа, особенно если ситуации, представленные для анализа, берутся из опыта участников и являются для них личностно значимыми. Ситуации для обсуждения могут быть дома предварительно описаны участниками и представлены группе для обсуждения. В некоторых случаях полезно давать задание на дом полярного типа, например: опиши ситуацию, в которой ты оказался неуспешным, и опиши ситуацию, из которой ты вышел победителем, и т. п. Сам процесс описания проблемной ситуации позволяет человеку более четко сформули-
ровать свое затруднение, обозначить свою роль в данной ситуации, оценить свои действия.
При этом используются ситуации двух типов:
□ «здесь и теперь» — что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками;
□ «там и тогда» — случаи из профессиональной практики или личной жизни, происшедшие ранее и имеющие значимость для участников группы.
Примером групп, работающих по методу анализа ситуаций, являются Балинтовские группы, в которые собираются специалисты для обсуждения своих профессиональных проблем. Процедура может строиться по следующему сценарию:
□ один из участников представляет свою проблему, свои затруднения, касающиеся профессиональной области;
□ остальные участники задают ему вопросы, направленные на уточнение ситуации;
□ каждый участник высказывает свой сценарий (способ) выхода из данной ситуации.
Далее возможно организовать обсуждение всех предложенных способов и выбрать из них наиболее подходящий по мнению группы [4; 22; 52].
Ведущему тренинг важно уметь правильно распознавать и уходить от обсуждения ничего не значащих ситуаций, так как чаще всего они являются проявлением защиты участников от обсуждения более значимых и глубинных проблем.
Психогимнастика
Психогимнастика может использоваться как вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика может обеспечивать следующие цели:
□ диагностическую — в пантомиме проявляются слабости, «внутренние зажимы», скрытые импульсы и позиции участника;
□ коррекционную — психогимнастика может использоваться для формирования определенных навыков и типов поведе-
ния, помогает отреагировать эмоции и дает материал для интерпретации и установления обратной связи;
□ социометрическую — дает информацию о взаимоотношени
ях в группе и положении в ней отдельных участников.
К вспомогательным целям можно отнести:
□ уменьшение эмоциональной напряженности в группе;
□ активизацию групповой динамики [22].
Проективное рисование
Проективное рисование также является вспомогательным методом групповой работы. Являясь формой самовыражения, оно дает множество информации для диагностики и интерпретации личностных проблем и ситуации участников. В процессе рисования человеку предоставляется возможность отразить (спроецировать) в рисунке многие личностные проблемы, травмирующие переживания прошлого, затруднения в общении и др. Данный метод позволяет работать с неосознаваемыми стремлениями и чувствами участников, а также с мыслями, которые они не могут высказать открыто.
Проективное рисование может выполняться в следующих формах:
□ свободное рисование — каждый рисует то, что хочет;
□ тематическое рисование — все рисуют на тему, выбранную группой или предложенную ведущим;
□ дополнительное рисование — рисунок посылают по кругу: один начинает рисовать, другой продолжает;
□ совместное рисование — несколько человек или вся группа рисуют что-то на одном листе;
□ разговорное рисование — члены группы работают с выбранным партнером в паре. У каждой пары один лист бумаги, и они общаются на нем с помощью образов, линий и красок [22].
При обсуждении рисунков не следует искать единственно верную их трактовку. Рисунок — это основа для проявления мыслей и чувств автора и группы, для получения обратной связи.
Для проведения рисуночных процедур следует заранее приготовить фломастеры, краски, бумагу и другие принадлежности.
Элементы музыкотерапии
Музыка может использоваться в тренинге в виде:
□ «музыкального фона», направленного на создание необходимой атмосферы в группе;
□ специально организованного прослушивания соответствующей музыки для снятия напряжения и усталости участников;
□ специально организованных процедур в виде пения и игры на музыкальных инструментах (в том числе импровизированных), направленных на возможность творческой самореализации участников. Один из вариантов игры на импровизированных инструментах — «шумовой оркестр», в котором в качестве инструментов используются различные подручные средства: стаканы, ложки, коробки с шашками и т. п.
Домашняя работа
В качестве домашней работы руководитель может рекомендовать каждому участнику выполнить какое-либо задание, провести наблюдение или закрепить отработанное в группе упражнение.
Также в качестве домашнего задания можно рекомендовать участникам чтение специальной литературы, но только после того, как у них возникнут соответствующая заинтересованность и потребность в концептуальном осмыслении своего опыта. Нет большого смысла рекомендовать чтение книг заранее, так как, только почувствовав затруднение, ощутив недостаток собственных средств для разрешения проблемы, участник может с максимальной пользой поработать с соответствующей литературой.
В некоторых группах ведущий может рекомендовать участникам ведение дневниковых записей, что дает возможность дома вернуться к полученному в группе опыту, осмыслить его, формируя письменные высказывания. В процессе ведения дневника участник может делать описание происходящего с ним в группе, отмечая, что он делал, что он чувствовал, что он думал, каковы были особенности его реакций в той или иной ситуации. Последующий анализ записей в дневнике позволяет участнику отслеживать развитие своего понимания и личные изменения [4; 22].
Глава 4
КОНСТРУИРОВАНИЕ
И ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА
Самостоятельное конструирование ведущим психологического тренинга является важным элементом работы и показателем развития его профессионального мастерства. Самая большая ловушка, в которую может попасть начинающий свою тренерскую практику психолог, — это принять на себя функцию исполнителя тренинго-вых программ, разработанных другими. Психолог-практик — не исполнитель, а скорее творческий производитель. Ведь в конечном итоге цель его работы — «произвести» изменения, направленные на становление профессионала и развитие личности. Ему необходимо точно знать, с кем он работает, с чем он работает, какие изменения он собирается произвести, какими средствами он владеет и насколько они подходят для сложившейся ситуации, как он собирается оценивать результативность своей работы и многое другое.
Работая в профессиональной сфере, психолог-практик должен разбираться в специфике данной профессиональной деятельности.
Работая с личностью, он должен как минимум внести ясность в свои теоретические представления о природе человеческой личности, ориентироваться в специфике личностных проблем и особенностях личностного развития.
При этом ошибочно считать, что все изменения, которые происходят у участников в психологическом тренинге, происходят только в процессе тренинга и в дальнейшем либо сохраняются, либо угасают. Как справедливо отмечает Т. В. Зайцева1, значительная часть изменений у участников тренинга возникает после его окон-
1 Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. — СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. — С. 28.
чания. В процессе психологического тренинга не только производятся реальные изменения, но и закладывается большой потенциал для изменений в дальнейшем. Опыт, полученный участниками в тренинге, имеет пролонгированное действие, связанное с его проживанием и осмыслением. Соответственно и потенциал изменений во многом ориентирован на будущее. Поэтому работа ведущего в тренинге должна быть направлена как на производство реальных изменений участников, так и на формирование зон их ближайшего развития и обеспечение соответствующей поддержки ориентированной на будущее.
4.1. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТРЕНИНГЕ
Несмотря на различие подходов, большинство направлений в психологическом тренинге используют схожую логику построения группового процесса, направленного на изменение поведения. Т. В. Зайцева1 выделяет три основных этапа построения содержательной работы в тренинге, которые при незначительной модификации для когнитивно-поведенческой модели можно представить следующим образом.
1. Первый этап работы носит диагностический характер и направлен на выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения, а также когнитивных стереотипов понимания и интерпретации окружающего мира.
К примеру, в поведенческой модели данный этап раскрывает навыки и стереотипы неконструктивного поведения. В психоаналитической модели данный этап направлен на осознание бессознательных мотивов и барьеров. В гуманистической психологии — на осознание своей неаутентичности.
В когнитивно-поведенческой модели поведение человека рассматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпрета-
Зайцева Т. В., с. 55.
цией данного поведения. Поэтому, ставя цель изменить неконструктивное поведение, необходимо также проявить и изменить конструкты интерпретации данного поведения и окружающего мира.
В тренинговой группе неконструктивные модели поведения и обеспечивающие их когнитивные конструкты реализуются и проявляются в процессе группового взаимодействия и замечаются участниками посредством идентификации или в процессе получения обратной связи. Их выведение во внешний план может происходить не только в процессе проигрывания роли или выполнении соответственно ориентированных упражнений, но и в процессе вербализации.
К сожалению, осознание проблемы человеком не приводит к ее автоматическому разрешению. Любое личностное ограничение конкретного человека закреплено в выработанных им и «вживленных» стереотипах поведения, требующих переработки. Но для того чтобы отказаться от неконструктивных элементов поведения и выработать, развить более конструктивные, мало заметить и согласиться с тем, как не следует поступать. Необходимо получить и освоить образец более конструктивного поступка в конкретных ситуациях.
2. Второй этап — построение во внешнем плане идеальной мо
дели (программы) поведения и соответствующих когнитивных кон
структов.
Представление во внешнем плане идеальной модели поведения осуществляется посредством поиска аналогов, комбинирования, реконструирования и др. с последующей демонстрацией (проигрыванием). В некоторых программно-обучающих тренингах идеальная модель поведения для участников представляется ведущим.
Поиск более адекватных когнитивных конструктов интерпретации событийности и поведения участников осуществляется в процессе обсуждения в группе и / или представляется ведущим.
3. На заключительном этапе происходят модификация поведе
ния участников группы в сторону максимального приближения к
эталону и закрепления во внутреннем плане.
На данном этапе происходит работа, направленная на переосмысление прошлых событий, собственного поведения и поведения окружающих, а также освоение новых моделей поведения и осмысления окружающего мира.
73
В большинстве обучающих тренингов данный этап характеризуется выполнением соответствующих развивающих упражнений, подготовленных и представленных ведущим. При этом следует еще раз отметить, что без уверенности участников в необходимости и полезности полученных в тренинге изменений они вряд ли сохранят их надолго. Поэтому ведущему необходимо позаботиться о когнитивном обеспечении всех изменений и приобретений, полученных участниками в тренинге.
ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА
Можно выделить два различных подхода в подготовке тренинга.
В одном варианте первоначально определяется модель тренинга в соответствии со спецификой прорабатываемых проблем, разрабатывается программа и под нее набирается соответствующая группа. В СПТ программа, как правило, более структурирована и предметно направлена (например, тренинг развития коммуникативной компетентности, тренинг личностного роста, тренинг сплочения и др.), что требует от психолога сформированной компетентности в специфике и проблематике прорабатываемой области.
В другом варианте первоначально определяются проблемы имеющейся социальной или профессиональной группы и в соответствии с ними планируется и организуется соответствующий тренинг. В данном случае алгоритм организации тренинга может быть следующим:
оформление заказа;
работа с заявленной проблемой. Включает в себя определение проблемы и поиск ее причин, а также анализ литературы по данной проблематике;
1. Ознакомление с личностными, демографическими и другими особенностями участников тренинга, их количеством и т. п.;
2. Определение возможности и успешности применения тре-нинговой формы для решения данной проблемы;
3. Определение и согласование цели и ожидаемого результата (к чему мы придем в результате проведения тренинга);
4. Постановка задач;
5. Определение наиболее эффективных методических средств, используемых в данном тренинге;
6. Определение формы организации тренинговых занятий;
7. Планирование программы тренинга;
8. Составление плана занятий.