Фазы психодраматического действия

1.Разогревающая фаза включает знакомство участников, фор­мирование атмосферы доверия и психологической безопасности, представление участниками собственной позиции, определение протагониста и определение сценируемой ситуации. Участникам на этой фазе еще не хватает переживания доверия, принятия и пси­хологической безопасности. Для подготовки группы ведущий сво­боден в выборе средств. Он может организовать групповую дис­куссию, ролевую игру или даже молчание.

2. Игра — главная и центральная фаза психодрамы включаю­щая основное действие. Она отличается наибольшей продолжи­тельностью и динамичностью. Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме. На этой фазе определяются значимые для дей­ствия люди и подбираются на эти роли вспомогательные Я. Для определения пространства действия из подручных средств созда­ется обстановка, позволяющая представить конкретное место со­бытия, которое ограничивается физически. Таким образом, созда­ется реальность со своим временем, своими условиями и нормами жизни. На этой фазе описание сцены и само действие должно про­исходить в настоящем времени.

3. Завершение — включает выход из роли и обсуждение. На этой фазе, в отличие от первой и второй, почти не используется дей­ствие. Основные средства на этой стадии — выражение чувств, об­суждение и анализ. Исключения могут составлять невербальные упражнения или игровые действия, направленные на эмоциональ­ную регуляцию1.

Метод фиксированных ролей

Основоположником данного метода является Джордж Келли. Согласно Д. Келли, человек судит о своем мире с помощью поня­тийных систем, или моделей (конструктов), которые он создает и

1 Подробно см.: Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А. Основы психотерапии. — К.: Ника-Центр, 2001. - С. 135-161.

затем пытается приспособить к объективной действительности. Основной постулат теории личностных конструктов гласит: «Про­цессы личности — это проложенные в психике каналы, в русле ко­торых человек прогнозирует события» [58]. Под прогнозируемыми событиями следует понимать и ожидаемую человеком успешность собственных действий, что отражается на его поступках.

Основное положение теории фиксированной роли заключает­ся в представлении, что люди — это не только то, как они себя пред­ставляют, но также и то, что они делают. Таким образом, Д. Кел-ли подчеркивает неразрывную связь жизненного опыта человека и его представления о себе. Согласно Д. Келли, роль психотерапев­та — воодушевить клиента и помочь ему изменить свое открытое поведение. В свою очередь «это изменение, в случае успешности, позволит клиенту осознать и интерпретировать себя иначе, тем са­мым стать более эффективным человеком». В классическом виде суть метода фиксированных ролей раскрывается в четырех этапах '.

1-й этап. «Очерк самохарактеристики». Человеку предлагается написать о себе в третьем лице «очерк самохарактеристики». Ему следует писать «про этого человека» (этот человек..., он... и т. п.). Можно предложить ему представить, что он самый лучший друг этого человека и знает о нем практически все.

2-й этап. «Изучение и анализ». На данном этапе проводится тща­тельное изучение написанного очерка, которое позволяет выявить основные конструкты, которые человек обычно использует в ин­терпретации себя и своих отношений с окружающими.

3-й этап. «Очерк фиксированной роли». На основании информа­ции, полученной из «Очерка самохарактеристики», психологом или психотерапевтом составляется «очерк фиксированной роли», то есть описание личности вымышленного героя, которого снабжа­ют конструктной системой, освоение которой было бы полезно для клиента.

4-й этап. «Разыгрывание роли». На данном этапе клиенту пред­лагают проиграть этого вымышленного человека (составленную фиксированную роль).

Основная цель — побудить клиента пересмотреть свой жизнен­ный опыт, расширить его.

1 Подробно см.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1991. — С. 471—479.

63

Вариации данной техники можно с успехом применять в груп­повой работе. После анализа ведущий описывает характеристику роли, которая желаема для участника, и дает ему инструкцию сыг­рать данного человека. Например, осторожного, неуверенного че­ловека просят играть уверенного. Ключевым в данном методе при его использовании в группе является необходимость в течение все­го периода разыгрывания роли участником руководителю и другим членам группы относиться к данному участнику так, как будто он уже уверенный в себе человек, независимо от его реальных действий. Период разыгрывания роли при этом может быть различным и в некоторых группах распространяется на все время работы группы.

Дебрифинг

Дебрифинг как действие является специально организованным обсуждением, рефлексией происходящего и подразумевает про­цесс, обратный инструктажу. Он позволяет участникам окончатель­но выйти из действия, из выполняемой ими роли. Дебрифинг может выполняться по окончании выполнения упражнения, проигрыва­ния ролевой игры, завершении дня и по окончании тренинга. Во время дебрифинга уточняется смысл проделанного, подводится черта под уроками, устанавливается связь между тем, что уже из­вестно, и тем, что понадобится в будущем.

В качестве основных задач дебрифинга выделяются следующие:

□ вывести игроков из ситуации (ролей);

□ провести анализ развития событий;

□ оформить понимание проделанных действий;

□ соотнести результат с первоначальными действиями;

□ утилизировать или устранить недоразумения и ошибки дей­ствия;

□ дать возможность участникам проявить чувства и отноше­ние к происходившим событиям;

□ снять эмоциональное напряжение, тревогу;

□ установить связь с предыдущими действиями, занятиями;

□ откорректировать и закрепить усвоенное;

□ развить у участников способность к анализу и самонаблю­дению;

□ подготовить участников к дальнейшей работе [4; 7].

Групповая дискуссия

Групповая дискуссия — это свободный вербальный обмен зна­ниями и мнениями между участниками группы. Она позволяет обучить участников тренинга конструктивному анализу реальных ситуаций, развивает умение слушать, понимать позиции оппонен­тов, взаимодействовать с другими участниками. Также групповая дискуссия позволяет сопоставить противоположные позиции, уви­деть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устра­няет эмоциональную предвзятость.

Поскольку в тренинге очень важным является правило «Каж­дый имеет право иметь свои взгляды и должен уважать это право в других», то во время проведения групповой дискуссии должно пол­ностью исключаться прерывание говорящего.

Выделяются три основных типа ориентации групповых дис­куссий:

1. Профессионально-личностная ориентация.При этом типе дис­куссии группа анализирует трудности личной или профессиональ­ной жизни отдельного участника. Интеракции направлены на него. Члены группы высказывают свое мнение относительно обозначен­ных проблем данного участника, выражают свои чувства, предла­гают обратную связь.

2.Тематическая ориентация.Обсуждение посвящается вопросам и проблемам, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может актуализироваться в процессе работы или плани­роваться заранее. В некоторых случаях тематической дискуссии посвящается целое занятие с заранее определенной темой. В этом случае участникам может даваться возможность подготовиться к обсуждению обозначенной проблемы.

3.Ориентация на взаимодействие.Этот тип дискуссии более ори­ентирован на групповую динамику, на отношения между членами группы, взаимные реакции участников. На этих дискуссиях следу­ет в большей степени реализовывать принцип «здесь и теперь».

Потенциально дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченности группы, хотя во многом это зависит от правильно­сти постановки вопроса и выбора темы. В некоторых случаях для активизации участников можно использовать процедуру высказы-

вания по кругу, тем самым давая возможность высказаться каждо­му [2; 22; 29; 35].

Мозговой штурм

Мозговой штурм является одним из методов, производных от групповой дискуссии, но с более структурированной процедурой. Главная функция мозгового штурма — обеспечение генерации идей. В основе метода лежит наблюдение, что при совместной работе группа может порождать большее количество идей (и более широ­кого спектра), чем при индивидуальной работе этих же людей1. Это происходит потому, что большая степень взаимодействия приво­дит к перекрестному стимулированию и дополнению идей. Таким образом, идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута в силу кажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь более пригодной. При этом следует соблюдать основное правило — нельзя останавливать процесс генерации идей их преж­девременной субъективной оценкой. Если выдвигаемые идеи сра­зу сталкиваются с оценочным суждением в свой адрес, наступает «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Именно поэтому оценки позволяется вы­сказывать только на этапе обсуждения, после того как предложе­ны все возможные варианты решения.

Действие может строиться следующим образом. Участникам описывается процедура мозгового штурма с соответствующими правилами, которые описаны ниже. Перед участниками ставится задача, включающая первоначальные (расширенные) условия, ко­торым должно соответствовать решение. Задачу лучше записать на флип-чарте (или листе ватмана). Все высказанные идеи решения также записываются на флип-чарте без оценки. Завершающим эта­пом является обсуждение идей по критерию их соответствия пер­воначальным условиям и принятие наиболее эффективных из них.

Во время проведения мозгового штурма необходимо соблюдать следующие правила:

1. Отсутствие всякой критики.Критика в данном случае рассмат­ривается в самом широком смысле. Недопустимо не только делать

1 Ли Дэвид. Практика группового тренинга. — СПб: Питер, 2001.

критические или оценочные высказывания, но и демонстрировать критическое отношение к высказанной идее иными способами: пожиманием плеч, подниманием бровей, хмыканьем и т. п.

2.Поощрениеидей. Необходимо сделать акцент на количестве идей, а не на их качестве и поощрять каждую новую идею.

3.Равноправие участников.Каждый участник должен чувство­вать, что его идея стоит рассмотрения. Один из способов предотв­ращения доминирования одних участников над другими — уста­новление возможности поочередного высказывания участниками своих мнений. Это может формализовать и замедлить процесс, но поможет включить в работу всех участников.

4.Свобода ассоциаций.Не должно быть никаких ограничений на идеи. Любая идея должна приниматься без комментариев, не­зависимо от того, насколько несерьезной, оскорбительной или не относящейся к делу она может показаться.

5.Запись всех идей.Запись — это не просто фиксирование важ­ных предложений, но также возможность оттолкнуться от них в рождении новых идей. Поэтому все идеи должны записываться в авторском предложении без редактирования и на видном месте.

Мозговой штурм широко используется в тренинге креативного мышления. Он позволяет выйти за пределы общих мыслительных шаблонов и стандартов. Кроме того, мозговой штурм развивает навыки слушания и может использоваться как полезный элемент для сплочения группы, создания команды [4; 29; 56].

Анализ ситуаций

Данный метод работы также является производным от дискус­сии. Он требует более внимательного контроля над процедурой со стороны ведущего и более осторожного анализа, особенно если ситуации, представленные для анализа, берутся из опыта участни­ков и являются для них личностно значимыми. Ситуации для об­суждения могут быть дома предварительно описаны участниками и представлены группе для обсуждения. В некоторых случаях по­лезно давать задание на дом полярного типа, например: опиши ситуацию, в которой ты оказался неуспешным, и опиши ситуацию, из которой ты вышел победителем, и т. п. Сам процесс описания проблемной ситуации позволяет человеку более четко сформули-

ровать свое затруднение, обозначить свою роль в данной ситуации, оценить свои действия.

При этом используются ситуации двух типов:

□ «здесь и теперь» — что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками;

□ «там и тогда» — случаи из профессиональной практики или личной жизни, происшедшие ранее и имеющие значимость для участников группы.

Примером групп, работающих по методу анализа ситуаций, яв­ляются Балинтовские группы, в которые собираются специалис­ты для обсуждения своих профессиональных проблем. Процедура может строиться по следующему сценарию:

□ один из участников представляет свою проблему, свои за­труднения, касающиеся профессиональной области;

□ остальные участники задают ему вопросы, направленные на уточнение ситуации;

□ каждый участник высказывает свой сценарий (способ) вы­хода из данной ситуации.

Далее возможно организовать обсуждение всех предложенных способов и выбрать из них наиболее подходящий по мнению груп­пы [4; 22; 52].

Ведущему тренинг важно уметь правильно распознавать и ухо­дить от обсуждения ничего не значащих ситуаций, так как чаще всего они являются проявлением защиты участников от обсуждения более значимых и глубинных проблем.

Психогимнастика

Психогимнастика может использоваться как вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика может обеспечивать следующие цели:

□ диагностическую — в пантомиме проявляются слабости, «внут­ренние зажимы», скрытые импульсы и позиции участника;

□ коррекционную — психогимнастика может использоваться для формирования определенных навыков и типов поведе-

ния, помогает отреагировать эмоции и дает материал для интерпретации и установления обратной связи;

□ социометрическую — дает информацию о взаимоотношени­
ях в группе и положении в ней отдельных участников.

К вспомогательным целям можно отнести:

□ уменьшение эмоциональной напряженности в группе;

□ активизацию групповой динамики [22].

Проективное рисование

Проективное рисование также является вспомогательным мето­дом групповой работы. Являясь формой самовыражения, оно дает множество информации для диагностики и интерпретации личнос­тных проблем и ситуации участников. В процессе рисования чело­веку предоставляется возможность отразить (спроецировать) в ри­сунке многие личностные проблемы, травмирующие переживания прошлого, затруднения в общении и др. Данный метод позволяет работать с неосознаваемыми стремлениями и чувствами участни­ков, а также с мыслями, которые они не могут высказать открыто.

Проективное рисование может выполняться в следующих формах:

□ свободное рисование — каждый рисует то, что хочет;

□ тематическое рисование — все рисуют на тему, выбранную группой или предложенную ведущим;

□ дополнительное рисование — рисунок посылают по кругу: один начинает рисовать, другой продолжает;

□ совместное рисование — несколько человек или вся группа рисуют что-то на одном листе;

□ разговорное рисование — члены группы работают с выбран­ным партнером в паре. У каждой пары один лист бумаги, и они общаются на нем с помощью образов, линий и красок [22].

При обсуждении рисунков не следует искать единственно вер­ную их трактовку. Рисунок — это основа для проявления мыслей и чувств автора и группы, для получения обратной связи.

Для проведения рисуночных процедур следует заранее приготовить фломастеры, краски, бумагу и другие принадлежности.

Элементы музыкотерапии

Музыка может использоваться в тренинге в виде:

□ «музыкального фона», направленного на создание необхо­димой атмосферы в группе;

□ специально организованного прослушивания соответству­ющей музыки для снятия напряжения и усталости участ­ников;

□ специально организованных процедур в виде пения и игры на музыкальных инструментах (в том числе импровизиро­ванных), направленных на возможность творческой саморе­ализации участников. Один из вариантов игры на импрови­зированных инструментах — «шумовой оркестр», в котором в качестве инструментов используются различные подруч­ные средства: стаканы, ложки, коробки с шашками и т. п.

Домашняя работа

В качестве домашней работы руководитель может рекомендо­вать каждому участнику выполнить какое-либо задание, провести наблюдение или закрепить отработанное в группе упражнение.

Также в качестве домашнего задания можно рекомендовать уча­стникам чтение специальной литературы, но только после того, как у них возникнут соответствующая заинтересованность и потреб­ность в концептуальном осмыслении своего опыта. Нет большого смысла рекомендовать чтение книг заранее, так как, только почув­ствовав затруднение, ощутив недостаток собственных средств для разрешения проблемы, участник может с максимальной пользой поработать с соответствующей литературой.

В некоторых группах ведущий может рекомендовать участни­кам ведение дневниковых записей, что дает возможность дома вер­нуться к полученному в группе опыту, осмыслить его, формируя письменные высказывания. В процессе ведения дневника участ­ник может делать описание происходящего с ним в группе, отме­чая, что он делал, что он чувствовал, что он думал, каковы были особенности его реакций в той или иной ситуации. Последующий анализ записей в дневнике позволяет участнику отслеживать раз­витие своего понимания и личные изменения [4; 22].

Глава 4

КОНСТРУИРОВАНИЕ

И ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА

Самостоятельное конструирование ведущим психологического тренинга является важным элементом работы и показателем разви­тия его профессионального мастерства. Самая большая ловушка, в которую может попасть начинающий свою тренерскую практику психолог, — это принять на себя функцию исполнителя тренинго-вых программ, разработанных другими. Психолог-практик — не исполнитель, а скорее творческий производитель. Ведь в конечном итоге цель его работы — «произвести» изменения, направленные на становление профессионала и развитие личности. Ему необходимо точно знать, с кем он работает, с чем он работает, какие изменения он собирается произвести, какими средствами он владеет и насколь­ко они подходят для сложившейся ситуации, как он собирается оце­нивать результативность своей работы и многое другое.

Работая в профессиональной сфере, психолог-практик должен разбираться в специфике данной профессиональной деятельности.

Работая с личностью, он должен как минимум внести ясность в свои теоретические представления о природе человеческой лич­ности, ориентироваться в специфике личностных проблем и осо­бенностях личностного развития.

При этом ошибочно считать, что все изменения, которые про­исходят у участников в психологическом тренинге, происходят только в процессе тренинга и в дальнейшем либо сохраняются, либо угасают. Как справедливо отмечает Т. В. Зайцева1, значительная часть изменений у участников тренинга возникает после его окон-

1 Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. — СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. — С. 28.

чания. В процессе психологического тренинга не только произво­дятся реальные изменения, но и закладывается большой потенци­ал для изменений в дальнейшем. Опыт, полученный участниками в тренинге, имеет пролонгированное действие, связанное с его проживанием и осмыслением. Соответственно и потенциал изме­нений во многом ориентирован на будущее. Поэтому работа веду­щего в тренинге должна быть направлена как на производство ре­альных изменений участников, так и на формирование зон их ближайшего развития и обеспечение соответствующей поддержки ориентированной на будущее.

4.1. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТРЕНИНГЕ

Несмотря на различие подходов, большинство направлений в психологическом тренинге используют схожую логику построения группового процесса, направленного на изменение поведения. Т. В. Зайцева1 выделяет три основных этапа построения содержа­тельной работы в тренинге, которые при незначительной модифи­кации для когнитивно-поведенческой модели можно представить следующим образом.

1. Первый этап работы носит диагностический характер и на­правлен на выведение из внутреннего плана во внешний неконст­руктивных элементов и моделей поведения, а также когнитивных стереотипов понимания и интерпретации окружающего мира.

К примеру, в поведенческой модели данный этап раскрывает навыки и стереотипы неконструктивного поведения. В психоана­литической модели данный этап направлен на осознание бессоз­нательных мотивов и барьеров. В гуманистической психологии — на осознание своей неаутентичности.

В когнитивно-поведенческой модели поведение человека рас­сматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпрета-

Зайцева Т. В., с. 55.

цией данного поведения. Поэтому, ставя цель изменить неконструк­тивное поведение, необходимо также проявить и изменить конст­рукты интерпретации данного поведения и окружающего мира.

В тренинговой группе неконструктивные модели поведения и обеспечивающие их когнитивные конструкты реализуются и про­являются в процессе группового взаимодействия и замечаются уча­стниками посредством идентификации или в процессе получения обратной связи. Их выведение во внешний план может происхо­дить не только в процессе проигрывания роли или выполнении соответственно ориентированных упражнений, но и в процессе вербализации.

К сожалению, осознание проблемы человеком не приводит к ее автоматическому разрешению. Любое личностное ограничение конкретного человека закреплено в выработанных им и «вживлен­ных» стереотипах поведения, требующих переработки. Но для того чтобы отказаться от неконструктивных элементов поведения и выработать, развить более конструктивные, мало заметить и согла­ситься с тем, как не следует поступать. Необходимо получить и ос­воить образец более конструктивного поступка в конкретных си­туациях.

2. Второй этап — построение во внешнем плане идеальной мо­
дели (программы) поведения и соответствующих когнитивных кон­
структов.

Представление во внешнем плане идеальной модели поведения осуществляется посредством поиска аналогов, комбинирования, реконструирования и др. с последующей демонстрацией (проиг­рыванием). В некоторых программно-обучающих тренингах иде­альная модель поведения для участников представляется ведущим.

Поиск более адекватных когнитивных конструктов интерпре­тации событийности и поведения участников осуществляется в процессе обсуждения в группе и / или представляется ведущим.

3. На заключительном этапе происходят модификация поведе­
ния участников группы в сторону максимального приближения к
эталону и закрепления во внутреннем плане.

На данном этапе происходит работа, направленная на переос­мысление прошлых событий, собственного поведения и поведе­ния окружающих, а также освоение новых моделей поведения и осмысления окружающего мира.

73

В большинстве обучающих тренингов данный этап характери­зуется выполнением соответствующих развивающих упражнений, подготовленных и представленных ведущим. При этом следует еще раз отметить, что без уверенности участников в необходимости и полезности полученных в тренинге изменений они вряд ли сохра­нят их надолго. Поэтому ведущему необходимо позаботиться о ког­нитивном обеспечении всех изменений и приобретений, получен­ных участниками в тренинге.

ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА

Можно выделить два различных подхода в подготовке тренинга.

В одном варианте первоначально определяется модель тренин­га в соответствии со спецификой прорабатываемых проблем, раз­рабатывается программа и под нее набирается соответствующая группа. В СПТ программа, как правило, более структурирована и предметно направлена (например, тренинг развития коммуника­тивной компетентности, тренинг личностного роста, тренинг спло­чения и др.), что требует от психолога сформированной компетен­тности в специфике и проблематике прорабатываемой области.

В другом варианте первоначально определяются проблемы име­ющейся социальной или профессиональной группы и в соответ­ствии с ними планируется и организуется соответствующий тре­нинг. В данном случае алгоритм организации тренинга может быть следующим:

оформление заказа;

работа с заявленной проблемой. Включает в себя определение проблемы и поиск ее причин, а также анализ литературы по дан­ной проблематике;

1. Ознакомление с личностными, демографическими и други­ми особенностями участников тренинга, их количеством и т. п.;

2. Определение возможности и успешности применения тре-нинговой формы для решения данной проблемы;

3. Определение и согласование цели и ожидаемого результата (к чему мы придем в результате проведения тренинга);

4. Постановка задач;

5. Определение наиболее эффективных методических средств, используемых в данном тренинге;

6. Определение формы организации тренинговых занятий;

7. Планирование программы тренинга;

8. Составление плана занятий.

Наши рекомендации