Упражнения, направленные на организацию
ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ............................ 218
18.1.«Потерпевшие кораблекрушение»... 218
18.2.«Катастрофа в пустыне»................... 223
18.3.«Полет на Луну»............................... 224
Занимательные задачи................................. 225
«Справедливость»..................................... 225
«Собака Гарри»........................................ 226
«Падишах»................................................ 226
Глава 19
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
И НАВЫКА УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 228
19.1.«Таможня»......................................... 228
19.2.«Мафия»............................................ 230
19.3.«Шериф и убийца»............................ 233
Глава 20
МЕДИТАТИВНО-РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 236
20.1.«Храм тишины»................................ 236
20.2.«Заросший сад»................................. 237
20.3.«Маяк»............................................... 238
20.4.Дом моей души.................................. 239
20.5.В гостях у Морфея............................ 244
Глава 21
ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ 246
21.1.«Бюрократ»....................................... 246
21.2.«Покажи пальцем»............................ 247
21.3.«Горячий стул»................................ 248
21.4.«Пожелание»..................................... 249
21.5.«Подарок»......................................... 250
21.6.«Аплодисменты»............................... 250
Ответы к задачам, описанным в главе 17 .. 250
Упражнение «Крепостные ворота».......... 250
Упражнение «Принцесса и крестьянин».. 251
Упражнение «Командированный»........... 251
Упражнение «Человек и толпа»................ 251
Упражнение «Адам и Ева »...................... 251
БИБЛИОГРАФИЯ............................................ 252
Монографии и диссертации......................... 254
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
В настоящее время предлагается широкий выбор различных книг, преимущественно переводных, описывающих как особенности организации, так и технологии проведения тренингов. Множество из них имеют дневниковую форму изложения или представлены в виде алгоритма работы ведущего. Этим подобные книги весьма полезны для начинающего тренера, но в какой-то момент неизбежно начинают ограничивать его. К сожалению, даже точное подражание самой эффективной работе хорошего мастера зачастую не бывает таким же успешным. Как справедливо отмечает Ирвин Ялом', каждый психотерапевт (и каждый практический психолог) вносит в свою профессиональную деятельность комплекс индивидуальных «приправ», оказывающих влияние на конечный результат, но зачастую не осознаваемых даже им самим и соответственно не отражаемых при его описании собственного стиля. Поэтому любое копирование содержит в себе ограничение, по крайней мере до тех пор, пока тренер не выработает свой индивидуальный стиль работы и свою парадигму. Это возможно только посредством творческого поиска и накопления собственного опыта самостоятельной деятельности. Каждый практикующий психолог самостоятельно формируется как практик и, как пишет Г. И. Ма-расанов2, вынужден шить костюм своей практической работы на себя сам. В данном пособии представлен лишь «материал», часть которого начинающий психолог-практик может «взять» и использовать в пошиве «своего костюма». Содержание в нем разделено на три части.
В первой части представлены общие теоретические знания о
1 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Независимая фирма «Класс»,
1999. - С. 7.
2 Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М.: Совершенство,
1998. .
психологическом тренинге: структуре, целях, задачах и общих принципах построения, роли и функциях ведущего, методических средствах и приемах, используемых в тренинге, особенностях подготовки и проведения тренинга, основных процедурах и др.
Во второй части рассматриваются знания и техники, полезные ведущему тренинги, включающие такие понятия, как: Карта и Территория, раппорт и подстройка, речь ведущего, невербальная коммуникация, техники активного слушания, практика использования вопросов, техники активизации и управления вниманием и другие.
Третья часть содержит описание различных психогимнастических упражнений. В нее отдельной главой вошли метафоры и притчи, которые можно использовать для формирования содержательного контекста в группе и утилизации различных проявлений групповой динамики. Игры и упражнения в данной части классифицированы и представлены отдельными главами.
Такое структурирование пособия облегчает обращение читателя к интересующим его фрагментам по мере их востребованности. Хотя в целом содержание книги выстроено последовательно, все ее части являются взаимодополняющими и вы можете прочитать ее от корки до корки.
Я предлагаю читателю отнестись к этой книге как к тропинке, позволяющей исследовать новую территорию, а именно территорию понимания автором описанного в ней содержания. Некоторые фрагменты пособия написаны в форме книги-тренинга и содержат в себе потенциал определенных изменений, полезных для читателя.
Конечно же, здесь изложено далеко не все. В одних главах содержание описано достаточно полно и подробно. В других я приложил немало усилий, чтобы удалить часть уже написанного текста. В результате по некоторым вопросам остались только отдельные «штрихи». Я надеюсь, что читатель сможет подумать и самостоятельно воссоздать полный смысл. Человек гораздо больше ценит собственное, то есть открытое им (освоенное) понимание, чем услышанное от других.
Дорогой читатель! Ваше мнение о книге, вопросы, замечания и пожелания автору вы можете сообщить по e-mail: evtihov 2003@ mail. ru.
Часть 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ТРЕНИНГА
Общее представление о психологическом тренинге
Групповая динамика в тренинговой группе
Принципы тренинга Групповые методы и методические средства, используемые в тренинге Конструирование и подготовка тренинга Организация и проведение тренинга
Глава 1
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ