Упражнения, направленные на организацию

ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ............................ 218

18.1.«Потерпевшие кораблекрушение»... 218

18.2.«Катастрофа в пустыне»................... 223

18.3.«Полет на Луну»............................... 224

Занимательные задачи................................. 225

«Справедливость»..................................... 225

«Собака Гарри»........................................ 226

«Падишах»................................................ 226

Глава 19

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

И НАВЫКА УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 228

19.1.«Таможня»......................................... 228

19.2.«Мафия»............................................ 230

19.3.«Шериф и убийца»............................ 233

Глава 20

МЕДИТАТИВНО-РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 236

20.1.«Храм тишины»................................ 236

20.2.«Заросший сад»................................. 237

20.3.«Маяк»............................................... 238

20.4.Дом моей души.................................. 239

20.5.В гостях у Морфея............................ 244

Глава 21

ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ 246

21.1.«Бюрократ»....................................... 246

21.2.«Покажи пальцем»............................ 247

21.3.«Горячий стул»................................ 248

21.4.«Пожелание»..................................... 249

21.5.«Подарок»......................................... 250

21.6.«Аплодисменты»............................... 250

Ответы к задачам, описанным в главе 17 .. 250

Упражнение «Крепостные ворота».......... 250

Упражнение «Принцесса и крестьянин».. 251

Упражнение «Командированный»........... 251

Упражнение «Человек и толпа»................ 251

Упражнение «Адам и Ева »...................... 251

БИБЛИОГРАФИЯ............................................ 252

Монографии и диссертации......................... 254

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

В настоящее время предлагается широкий выбор различных книг, преимущественно переводных, описывающих как особенно­сти организации, так и технологии проведения тренингов. Мно­жество из них имеют дневниковую форму изложения или представ­лены в виде алгоритма работы ведущего. Этим подобные книги весьма полезны для начинающего тренера, но в какой-то момент неизбежно начинают ограничивать его. К сожалению, даже точ­ное подражание самой эффективной работе хорошего мастера за­частую не бывает таким же успешным. Как справедливо отмечает Ирвин Ялом', каждый психотерапевт (и каждый практический пси­холог) вносит в свою профессиональную деятельность комплекс индивидуальных «приправ», оказывающих влияние на конечный результат, но зачастую не осознаваемых даже им самим и соответ­ственно не отражаемых при его описании собственного стиля. Поэтому любое копирование содержит в себе ограничение, по крайней мере до тех пор, пока тренер не выработает свой индиви­дуальный стиль работы и свою парадигму. Это возможно только посредством творческого поиска и накопления собственного опыта самостоятельной деятельности. Каждый практикующий психолог самостоятельно формируется как практик и, как пишет Г. И. Ма-расанов2, вынужден шить костюм своей практической работы на себя сам. В данном пособии представлен лишь «материал», часть которого начинающий психолог-практик может «взять» и исполь­зовать в пошиве «своего костюма». Содержание в нем разделено на три части.

В первой части представлены общие теоретические знания о

1 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Независимая фирма «Класс»,
1999. - С. 7.

2 Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М.: Совершенство,
1998. .

психологическом тренинге: структуре, целях, задачах и общих принципах построения, роли и функциях ведущего, методических средствах и приемах, используемых в тренинге, особенностях под­готовки и проведения тренинга, основных процедурах и др.

Во второй части рассматриваются знания и техники, полезные ведущему тренинги, включающие такие понятия, как: Карта и Тер­ритория, раппорт и подстройка, речь ведущего, невербальная ком­муникация, техники активного слушания, практика использования вопросов, техники активизации и управления вниманием и другие.

Третья часть содержит описание различных психогимнастичес­ких упражнений. В нее отдельной главой вошли метафоры и прит­чи, которые можно использовать для формирования содержатель­ного контекста в группе и утилизации различных проявлений групповой динамики. Игры и упражнения в данной части класси­фицированы и представлены отдельными главами.

Такое структурирование пособия облегчает обращение читате­ля к интересующим его фрагментам по мере их востребованности. Хотя в целом содержание книги выстроено последовательно, все ее части являются взаимодополняющими и вы можете прочитать ее от корки до корки.

Я предлагаю читателю отнестись к этой книге как к тропинке, позволяющей исследовать новую территорию, а именно территорию понимания автором описанного в ней содержания. Некоторые фраг­менты пособия написаны в форме книги-тренинга и содержат в себе потенциал определенных изменений, полезных для читателя.

Конечно же, здесь изложено далеко не все. В одних главах со­держание описано достаточно полно и подробно. В других я при­ложил немало усилий, чтобы удалить часть уже написанного текста. В результате по некоторым вопросам остались только отдельные «штрихи». Я надеюсь, что читатель сможет подумать и самостоя­тельно воссоздать полный смысл. Человек гораздо больше ценит собственное, то есть открытое им (освоенное) понимание, чем ус­лышанное от других.

Дорогой читатель! Ваше мнение о книге, вопросы, замечания и пожелания автору вы можете сообщить по e-mail: evtihov 2003@ mail. ru.

Часть 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ТРЕНИНГА

Общее представление о психологиче­ском тренинге

Групповая динамика в тренинговой группе

Принципы тренинга Групповые методы и методические средства, используемые в тренинге Конструирование и подготовка тре­нинга Организация и проведение тренинга

Глава 1

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ

Наши рекомендации