О том, как научиться делать уроки

(один из секретов успешности).

Наступает время делать уроки. Надо, прежде всего, ... сесть за них. И никаких увёрток, никаких сделок с совестью, никаких подачек лени, пожирающих время, никаких «ещё немножко» - просто садиться, и всё. Обычно говорят, что, приступая к работе, надо навести порядок на столе, чтобы ничего не отвлекало, Это верно конечно; но стоит заметить, что если занят работой, то ничто и не отвлекает, а если не занят, то хоть в стерильную камеру помести, где ни пылинки, и то глаз за что-нибудь зацепится. Многие великие люди никогда не разрешали наводить порядок на своём столе, потому что именно порядок их и отвлекал, раздражал. Конечно, нечего устраивать на столе свалку из радиодеталей, пластинок, прошлогодних тетрадей и огрызков календарей. На столе должно быть уютно. Мы готовимся к радостной работе! Совет: сразу приготовить и положить перед собой стопкой все учебники и тетради, необходимые для работы. Во-первых, мы тем самым уменьшим соблазн самовольно сократить число уроков, заданных на завтра, а во-вторых, пока собираешь тетради, можно внутренне подготовиться к работе. И ещё: сядем за уроки хоть за минуту до того, пока мама начнёт напоминать о том, что пора садиться. Стол готов, и мы готовы сесть за уроки; но готова ли наша голова? Это значит: не устала ли она? Всеми исследованиями доказано, что умственная работа тяжелее физической, утомительнее, и надо тщательно следить за своей умственной работоспособностью.

По усталости ума люди делятся на два типа. Огромное большинство во вторые полчаса работает лучше, чем в первые. Так что, если сначала работа идёт несколько вяло, не страшно, дальше будет лучше, бросать дело не стоит. Но восемь процентов ребят в первые полчаса работают лучше, чем вторые. Обычно к этим немногим относятся те, кто совсем не привык работать умственно, а также больные ребята, например, ревматизмом.

Умственная работоспособность человека не одинакова в течение суток. С двух часов дня она понижается. К четырём-пяти часам вновь повышается, а в семь-восемь часов вечера все показатели стремительно падают. Таким образом, самое невыгодное для себя, что мы можем только придумать, - это делать уроки вечером, после семи часов. Придётся тратить времени на тридцать процентов больше.

У первоклассника занятия наиболее продуктивны в течение час, у ученика третьего - четвёртого класса - полтора час, у пяти - семиклассника два или два с половиной часа.

После этого времени работоспособность существенно падает, а после трёх часов работы усталость наступает так быстро, что сидеть за столом фактически бесполезно.

Самая низкая трудоспособность - в субботу. Максимальная - во вторник и в среду. С четверга она начинает понемногу падать. Известно, что в борьбе с умственным утомлением очень помогает холод. Работоспособность очень повышается, если в течение полминуты мочить холодной (+10) водой лицо и уши.

И, несколько из другой области. Математик В.Г. Болтянский с помощью так называемых «конечных автоматов» неопровержимо доказал, что если мы хотим изучить один предмет, потом второй, потом третий, то для получения высшего эффекта «целесообразнее всего начинать с изучения максимально трудного предмета, затем изучать менее трудный и заканчивать изучением наиболее лёгкого». Какой же предмет самый трудный?

Несомненно - нелюбимый, потому что он требует больше напряжения. Многие ребята заметили это. «Когда я садился делать уроки, - говорит Володя, - то сначала делал любимые уроки: математику, географию, а потом остальные. И литературу делал последней. Хотя я себе и внушал, что литературу надо делать хорошо, как свой любимый урок, но у меня ничего не выходило. Становилось поздно, я включал телевизор и смотрел то хоккей, то футбол, а то и какой-нибудь художественный фильм. И литературу я не очень хорошо выучивал». Потом Володя взял себя в руки, стал начинать с литературы, учил её «как надо» и вскоре получил первую пятёрку. Теперь надо и чувства свои настроить на работу, создать соответствующую обстановку, то есть мобилизовать все душевные и физические силы. Вот какими правилами пользуется школьник из Подмосковья Юра Игнатов:

1. убедить себя в том, что занятие, которое вы делаете, необходимо для вас, а не для учителя.

2. во время занятий не думайте о занятии более интересном, чем вы делаете. И этого

достаточно, чтобы стать отличником.

Чтобы легче было выполнить первый пункт правил, полезно готовить уроки не на завтра, а в тот день, когда их задали, то есть тогда, когда их готовить вроде бы не обязательно. Как будто по своей воле делаешь для себя, по собственному выбору, и нет страха (не выучишь - ещё день или два впереди), и ещё свежо в голове объяснение учителя, так что учиться гораздо легче. На следующий день повторить и вовсе ничего не стоит, потому что получается продолженное запоминание - самый выгодный способ запоминать.

Но самое главное - проникнуться важностью своей работы, необходимостью её! Наиболее счастливые люди на свете (так сказать, чемпионы по счастью) не те, кто имеет несметные богатства, а те, кто считает свою работу крайне важной для всего человечества. Когда принимаемся за работу, постараемся подняться на ступеньку повыше. Попробуем понять, что наш сегодняшний урок действительно важен для всех людей на земле и в стране. И ведь это не так уж далеко истины! Где же это интересное?

В зависимости от склада характера для одних людей область интересного больше распространяется в сторону абсолютно лёгкого, для других - в сторону абсолютно трудного. Это зависит от того, что человек думает о себе. Если он считает себя способным - он стремиться к трудному; считает неспособным - к лёгкому.

Вся жизнь деятельного человека в том и состоит, что он постоянно стремиться к недостижимому, к абсолютно трудному для него, и это абсолютно трудное отодвигается. Человек завоёвывает всё новые и новые знания, но область интересного всё время перемещается к трудному. Научиться учиться по какой-то одной книге невозможно подлинное искусство учения приходит только в подробном изучении конкретного предмета - на уроке, с учителем, и дома, самостоятельно.

Однако одно общее правило важно для изучения всех предметов. Правило такое: всегда надо стараться усвоить и запомнить не только сами знания, факты, содержание параграфа, но те умственные действия, с помощью которых знания добываются. Вот главная из задач учения в школе: мы должны научиться многим умственным операциям - разделять учебный текст на части, находить в нём главное, сопоставлять одни факты с другими, узнать известный закон в неизвестном обличье, преобразовать уравнения и так далее. Пока человек просто учит (даже если и не наизусть, даже ели он умеет пересказывать), знание его увеличивается, но развитие идёт медленно, потому что нас развивают не знания сами по себе, а те умственные действия, которые мы осваиваем и потом привычно совершаем. Обычно в книгах об умственном труде приводят правила составления конспектов. Но гораздо выгоднее и полезнее для овладения целым рядом умственных операций составлять не подробный конспект и даже не развёрнутый план, а схему ключевых слов и выражений.

Первые полчаса

Семь - восемь - запрет

Холод

Для человечества

Повторяй!

Непосвящённому это покажется абракадаброй. Посвященный поймёт что здесь «зашифровано» то, о чём говорилось выше.

Часто получается, что мы запускаем материал даже тогда, когда вроде бы и занимаемся регулярно. Не торопись! На каждом мало-мальски непонятном месте возвращайся к началу параграфа, к началу учебника, в прошлогодние тетради. В отличие от всех человеческих дел, девиз учения -назад, назад» а потом - вперёд. И так всё время повторяя, возвращаясь назад, ученик идёт вперёд очень быстрым темпом. Это старое правило педагогики.

У хороших учителей в классе, кажется, только и делают, что повторяют. Чем чаще мы возвращаемся назад, тем быстрее идём вперёд, это основной закон учения. Повторяй! Составляя такие схемы текста, научаешься выделять в материале главное, разбивать на части, видеть главные пункты и подпункты - овладеваешь важными для учения и для жизни умственными операциями.

Приложение 11.

Напутствие

Иди спокойно среди шума и суеты, помни о том, какая благодать снисходит в тишине. Двигайся так далеко, насколько это возможно; не отрекаясь от самого себя, поддерживай добрые отношения с людьми. Правду свою говори спокойно и ясно; слушай, что тебе говорят другие: ведь даже у дураков и невежд есть, что сказать. Остерегайся людей крикливых и агрессивных: они травмируют твою душу. Если станешь сравнивать себя с другими, можешь стать тщеславным или озлобленным, поскольку всегда найдутся люди лучше или хуже тебя. Радуйся своим успехам и планам. Вкладывай душу в свою работу, какой бы скромной она ни была. Она является вечной ценностью в изменчивых перипетиях судьбы. Будь осторожен в своих намерениях - мир полон обмана. Но пусть это не заслоняет от тебя понятия истинной чести: многие стремятся к возвышенным идеалам, и всюду жизнь полна героизма; не будь циничным с любовью, ибо только она перед лицом всеобщей черствости и горечи остается вечной, как жизнь. Относись спокойно к тому, что несут тебе годы, без сожалений отказываясь от утех молодости. Развивай силу духа, чтобы при неожиданном несчастье она стала тебе опорой. Но не терзай себя муками воображения. Много страхов родится от усталости и одиночества. Не забывая о дисциплине, будь добрым к самому себе. Ты - дитя космоса и поэтому имеешь не меньше прав, чем звезды и деревья, находиться здесь; ясно тебе или нет, но не сомневайся в том, что мир таков, каков он есть. Живи в мире с Богом, чтобы ты ни думал о Его существовании и чем бы ты ни занимался и к чему бы ни стремился; в шуме улиц и хаосе жизни сохраняй душевный покой, Несмотря на весь обман, тяжкий труд и рухнувшие надежды - все же этот мир прекрасен. Будь внимательным и постарайся быть счастливым.

(Текст найден в 1692 году в Балтиморе в здании старой церкви и читается на анонимных собраниях наркоманов и алкоголиков).

Приложение 12.

Наши рекомендации