Тест смысложизненных ориентаций
(Д.А. Леонтьев)
Цель: изучение особенностей смысложизненных ориентаций личности.
Инструкция. Вам предлагается сделать выбор в 20 пунктах. Каждый пункт данного опросника содержит в себе два противоположных по смыслу высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и:
1) выберите то, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности;
2) оцените в баллах степень выраженности выбранного высказывания в вашей жизнедеятельности:
3 балла – всегда;
2 балла – в большинстве случаев;
1 балл – редко;
0 баллов – оба высказывания проявляются в одинаковой степени.
1. а) Обычно мне очень скучно.
б) Обычно я полон энергии.
2. а) Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.
б) Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
3. а) В жизни я не имею определённых целей и намерений.
б) В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
4. а) Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.
б) Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремлённой.
5. а) Каждый день кажется мне всегда новым и не похожим на другие.
б) Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
6. а) Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.
б) Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
7. а) Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.
б) Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
8. а) Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.
б) Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
9. а) Моя жизнь пуста и неинтересна.
б) Моя жизнь наполнена интересными делами.
10. а) Если бы мне пришлось сейчас подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.
б) Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
11. а) Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.
б) Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь ещё раз так же, как живу сейчас.
12. а) Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.
б) Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
13. а) Я человек очень обязательный.
б) Я человек совсем не обязательный.
14. а) Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.
б) Я полагаю, что человек лишён возможности выбирать жизненный путь из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
15. а) Я определённо могу назвать себя целеустремлённым человеком.
б) Я не могу назвать себя целеустремлённым человеком.
16. а) В жизни я ещё не нашёл своего призвания и ясных целей.
б) В жизни я нашёл своё призвание и цели.
17. а) Мои жизненные взгляды ещё не определились.
б) Мои жизненные взгляды вполне определились.
18. а) Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.
б) Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
19. а) Моя жизнь в моих руках и я сам управляю ею.
б) Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними обстоятельствами.
20. а) Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.
б) Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности.
Обработка результатов.Для подсчёта баллов необходимо в каждом из 20 пунктов ответы перевести в баллы:
1) если вы поставили цифру 0, то в любом пункте он равен 4 баллам.
2) в пунктах 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17, если у вас ответ
«а», то 1=3, 2=2, 3=1; если ответ «б», то 1=5, 2=6, 3=7.
3) в пунктах 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20, если у вас ответ
«а», то 1=7, 2=6, 3=5; если ответ «б», то 1=3, 2=2, 3=1.
Посчитайте сумму баллов по каждой шкале:
1. «Цели в жизни»:3, 4, 10, 16, 17, 18;
2. «Процесс жизни»: 1, 2, 4, 5, 7, 9;
3. «Результативность жизни»: 8, 9, 10, 12, 20;
4. «Локус контроля – Я»: 1, 15, 16, 19;
5. «Локус контроля – жизнь»: 7, 10, 11, 14, 18, 19;
6. «Общий показатель осмысленности жизни»: сумма баллов по всем пунктам теста.
В таблице приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю ОЖ и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет. Ваш результат считается нормальным, если он попадает в нормальный промежуток, указанный в таблице:
Шкалы | Мужчины | Женщины |
1. «Цели в жизни» | 32,9±5,9 | 29,4±6,2 |
2. «Процесс жизни» | 31,1±4,4 | 28,8±6,1 |
3. «Результат» | 25,5±4,3 | 23,3±4,9 |
4. «Локус контроля – Я» | 21,1±3,9 | 18,6±4,3 |
5. «Локус контроля – жизнь» | 30,1±5,8 | 28,7±6,1 |
6. «Общий показатель осмысленности жизни» | 103,1±15,0 | 95,8±16,5 |
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого в будущем целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днём. Относительно высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам данного теста.
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днём. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; однако, при этом ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая её часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого всё в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроль – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убеждённость в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.