Вопрос 5. личность ученого
В.Н. Александровская, Л.Н. Клевец
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов по предмету «Основы психологии и педагогики»)
Донецк-2009
Министерство Здравоохранения Украины
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Александровская В.Н., Клевец Л.Н.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов по предмету «Основы психологии и педагогики»)
Донецк-2009
ББК88
А37
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)
Научные рецензенты:
Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.
Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.
Александровская В.Н., Клевец Л.Н.
А37 История психологии. Учебное пособие для студентов вузов. Донецк.: «Норд-Комплект; 2009.-125 с.
В учебном пособии доступно раскрываются основные вехи и этапы становления мировой психологической мысли. Пособие охватывает в основном историю психологии европейского континента. Работа написана в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.
Для студентов высших учебных заведений и всех интересующихся наукой психологией.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие состоит из нескольких лекций и не претендует на полный охват всех проблем и этапов развития психологии. В нем мы рассмотрели преимущественно развитие европейской психологической мысли, начиная с античности и до середины XX века. Историю развития психологической науки на Востоке мы рассмотрим в нашем следующем учебнике.
Главная цель учебного пособия заключается прежде всего в том, чтобы помочь студенту сориентироваться в объеме и содержании основных понятий и в научных проблемах психологии иметь представление о зарождении инновационных идей в истории мировой психологии.
Учебное пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материала, изложенного до нас в философской и психологической мысли. Список изученных нами работ, на основе которых было написано данное учебное пособие, прилагается.
ЛЕКЦИЯ №1
Тема: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
План:
Психологическая наука, ее предмет и задачи.
Теоретическое и эмпирическое знание.
Логика развития науки.
Общение — координата науки как деятельности.
Личность ученого.
Вопрос 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
а) Предмет истории психологии:
- Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни.
- История психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались человеческому уму.
б) Задачи истории психологии:
- Изучение закономерностей развития знаний о психике.
Nb: Каждая эпоха имеет свою психическую картину жизни. Смена эпох ведет к смене психического отражения. Закономерности этой смены изучаются историей психологии.
—Раскрытие взаимосвязи психологии с другими науками
и их взаимообусловленность.
—Выявление зависимости зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, от запросов общества.
- Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.
Вопрос 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
а) Теоретическое знание — систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обобщение связано с данными опыта.
б) Эмпирическое знание — процесс познания путем наблюдений и экспериментов, требующий контакта с изучаемыми объектами.
Вопрос 3. ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ
а) История развития науки подвластна определенной логике. Изучает эту логику история психологии. Поскольку наука постоянно совершенствуется, то и средства, образующие интеллектуальные структуры, изменяются. Эта смена одного образа мышления другим происходит
закономерно.
б) Прогресс научного знания заключается в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом.
Вопрос 4. ОБЩЕНИЕ - КООРДИНАТА НАУКИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
а) Когнитивный аспект, т.е. внутренние познавательные ресурcы науки, неотделимы от коммуникативного.
б) Общение ученых является не только обменом информацией, но и процессом получения новых идей.
в) Реальное движение научного познания выступает в форме диалога.
г) Язык науки живет, пока он применяется в конкретных речевых ситуациях.
Вопрос 5. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО
а) когнитивная и коммуникативная системы деятельности связаны с личностной, т.е. с творческой мыслью ученого;
б) творческая мысль ученого, являясь самостоятельной величиной, включается в коллективный исследовательский труд;
в) выделяют 3 формы коллективного исследовательского
труда:
—научно-образовательная школа;
—школа — исследовательский коллектив;
—школа как направление в определенной области знаний;
г) изучение личностных качеств ученого позволяет про
никнуть в процесс творчества, развития новых идей.
Вывод: знакомство с историей психологии имеет не только познавательное значение, но и позволяет получить информацию о теориях, научных школах, выдающихся идеях и заблуждениях.
ЛЕКЦИЯ № 2