Вопрос 5. личность ученого

В.Н. Александровская, Л.Н. Клевец

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов по предмету «Основы психологии и педагогики»)

Донецк-2009

Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Александровская В.Н., Клевец Л.Н.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов по предмету «Основы психологии и педагогики»)

Донецк-2009

ББК88

А37

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

Александровская В.Н., Клевец Л.Н.

А37 История психологии. Учебное пособие для студентов вузов. Донецк.: «Норд-Комплект; 2009.-125 с.

В учебном пособии доступно раскрываются основные вехи и этапы становления мировой психологической мысли. Пособие охватывает в основном историю психологии европейского конти­нента. Работа написана в форме лекций и представляет собой струк­турно-логическую систему излагаемого материала.

Для студентов высших учебных заведений и всех интересу­ющихся наукой психологией.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие состоит из нескольких лекций и не пре­тендует на полный охват всех проблем и этапов развития психо­логии. В нем мы рассмотрели преимущественно развитие европей­ской психологической мысли, начиная с античности и до сере­дины XX века. Историю развития психологической науки на Во­стоке мы рассмотрим в нашем следующем учебнике.

Главная цель учебного пособия заключается прежде всего в том, чтобы помочь студенту сориентироваться в объеме и со­держании основных понятий и в научных проблемах психологии иметь представление о зарождении инновационных идей в исто­рии мировой психологии.

Учебное пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материа­ла, изложенного до нас в философской и психологической мыс­ли. Список изученных нами работ, на основе которых было напи­сано данное учебное пособие, прилагается.

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

План:

Психологическая наука, ее предмет и задачи.

Теоретическое и эмпирическое знание.

Логика развития науки.

Общение — координата науки как деятельности.

Личность ученого.

Вопрос 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

а) Предмет истории психологии:

- Психология как наука изучает факты, механизмы и за­кономерности психической жизни.

- История психологии описывает и объясняет как эти фак­ты и законы открывались человеческому уму.

б) Задачи истории психологии:

- Изучение закономерностей развития знаний о психике.

Nb: Каждая эпоха имеет свою психическую картину жиз­ни. Смена эпох ведет к смене психического отражения. Закономерности этой смены изучаются историей психоло­гии.

—Раскрытие взаимосвязи психологии с другими науками
и их взаимообусловленность.

—Выявление зависимости зарождения и восприятия зна­ний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, от запросов общества.

- Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Вопрос 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

а) Теоретическое знание — систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обобщение связано с данными опыта.

б) Эмпирическое знание — процесс познания путем наблю­дений и экспериментов, требующий контакта с изуча­емыми объектами.

Вопрос 3. ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ

а) История развития науки подвластна определенной ло­гике. Изучает эту логику история психологии. Посколь­ку наука постоянно совершенствуется, то и средства, образующие интеллектуальные структуры, изменяются. Эта смена одного образа мышления другим происходит
закономерно.

б) Прогресс научного знания заключается в поиске и от­крытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом.

Вопрос 4. ОБЩЕНИЕ - КООРДИНАТА НАУКИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

а) Когнитивный аспект, т.е. внутренние познавательные ресурcы науки, неотделимы от коммуникативного.

б) Общение ученых является не только обменом информа­цией, но и процессом получения новых идей.

в) Реальное движение научного познания выступает в фор­ме диалога.

г) Язык науки живет, пока он применяется в конкретных речевых ситуациях.

Вопрос 5. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО

а) когнитивная и коммуникативная системы деятельности связаны с личностной, т.е. с творческой мыслью учено­го;

б) творческая мысль ученого, являясь самостоятельной ве­личиной, включается в коллективный исследовательс­кий труд;

в) выделяют 3 формы коллективного исследовательского
труда:

—научно-образовательная школа;

—школа — исследовательский коллектив;

—школа как направление в определенной области зна­ний;

г) изучение личностных качеств ученого позволяет про­
никнуть в процесс творчества, развития новых идей.

Вывод: знакомство с историей психологии имеет не только позна­вательное значение, но и позволяет получить информацию о теориях, научных школах, выдающихся идеях и заблуж­дениях.

ЛЕКЦИЯ № 2

Наши рекомендации