Различение на слух. Запоминание со слуха. Понимание на слух
41. Может ли ребенок рифмовать слова?
42. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
43. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
44. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Отношение к книгам
45. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
46. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
47. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?
А теперь попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого ответьте на вопросы, которые могут выясняться психологом при поступлении в школу.
Может ли ваш ребенок:
1. Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, то есть не показывать пальцами, а сказать: куртка, конфета, цыпленок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»?
3. Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?
4. Четко выговорить свое имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашом или мелками на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не поранившись?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Положительно оценивать: я — человек, который многое может?
15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
16. Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?
17. Ладить с другими детьми?
В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:
1. Нравится ли Вам Ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?
13. Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено толькоему?
14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей и с ребенком?
16. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет открыть рот: а) у зубного врача; б) в магазине?
17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
18. Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
19. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т. п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки по округе?
22. Собираетесь ли Вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?
Ключ: за каждый ответ «почти всегда» начислите себе 4 балла, «иногда» — 2 балла, «никогда» — 0 баллов. Полученные баллы сложите. Если сумма 88 баллов – здорово! 44 балла – неплохо, меньше 22 баллов – стоит задуматься.
Задание 3: Определите, чем должен руководствоваться педагог и родитель (какими принципами, требованиями, какие условия создавать, какие особенности формирования волевой сферы учитывать) при воспитании воли ребенка.
1) В подходе к развитию воли имеются, как полагал С.Л.Рубинштейн, две крайности. «Первая заключается в том, что ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходимости делать какие-либо усилия; между тем, готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, - совершенно необходимая в жизни, не дается сама собой, к ней нужно приучать; лишь сила привычки может облегчить трудность усилия; совершенно не привычное, оно окажется непосильным. Другая – тоже не малая – опасность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями. Непосильные задания обычно не выполняются. В результате создается привычка бросать начатое дело незавершенным, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить раз начатое дело до конца…» (С.Л.Рубинштейн)
2) «Поскольку различные волевые качества связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании человека и развитии у него мотивационно-волевой сферы. Однако в этих качествах проявляется не только моральный компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями свойств нервной системы. Поэтому страх и неспособность человека владеть собой при его возникновении, а также неспособность принимать быстрое решение, долго терпеть усталость и т.п. могут иметь врожденную основу… Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, тренеров, родителей требуются чуткость, терпеливость и педагогическая мудрость.» (Е.П.Ильин)
Задание 4: Специфика психологического консультирования в условиях детского сада заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. В этой связи проанализируйте основные виды «реальных» запросов в психологической помощи родителей и других членов семьи с целью возможности выхода на проблемы ребенка(по Изотовой Е.И.):
Запрос 1: необходимость подтверждения обвинительной позиции
Возможные позиции обвинения: я - я
жена - муж
родители - ребенок
родители - бабушки, дедушки
все члены семьи - ребенок
Реальный мотив: получение признания собственной позиции
Действительное отношение к ситуации: драматизация с отсутствием перспективы исправления
Рекомендательная стратегия: облегчение драматизма ситуации (выяснение) истинного запроса; в случае необходимости (обвинение ребенка) вводится программа диагностического обследования ребенка с последующим снятием обвинения.
Запрос 2: необходимость психоэмоциональной поддержки
Реальный мотив: утешение, сочувствие
Отношение к ситуации: пессимистическое, присутствие неуверенности в себе, в своих силах
Рекомендательная стратегия: поддержка, совместное нахождение средств и возможностей решения проблемы.
Запрос 3: потребность в совете
Реальный мотив: раздел ответственности за принятие решения, обоснованность решения, обоснованность решения.
Отношение к проблеме: неопределенное
Рекомендательная стратегия: определение и формулирование профессионально-личностной позиции психолога без принятия ответственности за последующие действия запрашиваемого лица. При необходимости психологического дифференцирования позиции вводится диагностическое обследование ребенка.
Запрос 4: необходимость психосоматического лечения ребенка
Реальный мотив: получение совета и рекомендаций по лечению ребенка.
Отношение к ситуации: реалистическое
Рекомендательная стратегия: удовлетворение реального мотива, если проблема лежит в профессиональном пространстве детского практического психолога (в противном случае – направить ребенка к специалисту соответствующего профиля).