Определение границ выводов

Слишком легко сойти с твердой почвы фактов в стремлении выйти в своих зак­лючениях за пределы того, что было действительно обнаружено в процессе исследо­вания. Хотя это может произойти по разным причинам, исследователей, занимаю­щихся проблемами развития, особенно беспокоят 3 проблемы.

Проблема дефиниции. В исследованиях мы обычно имеем дело с 2 видами определений: теоретическими и операциональными. Теоретическое определение какой-либо переменной основывается на гипотетических построениях ученого. На­пример, теоретическое определение интеллекта могло бы звучать таким образом: «способность приспосабливаться к окружающей среде». В противоположность ему, операциональное определение описывает эту переменную исходя их того, как она измеряется. В этом случае операциональное определение интеллекта могло бы выглядеть так: «поведение, измеряемое шкалой умственного развития Стэнфорд-Бине». Исследователи с различными представлениями об интеллекте получают раз­личные результаты при интерпретации одних и тех же данных. Если ученые хотят быть уверены, что говорят об одном и том же, им нужно договориться об определении, кото­рое описывает методики наблюдения и измерения, используемые в их исследованиях. Это и есть операциональное определение. Но работа ученых приобретает еще боль­шее значение, если они дают еще и теоретическое определение.

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

Чтобы проиллюстрировать сказанное, рассмотрим проблему изучения агрес­сии. Можно было бы согласиться с теоретическим определением агрессии как «по­ведения, имеющего намерением принести вред или разрушение». Но как измерить «намерение»? Что наблюдать? Чтобы ответить на эти вопросы, нам требуется опе­рациональное определение предмета исследования. Один исследователь может фиксировать толчки, удары ногами или кулаками, вообще физические действия, направленные против другого человека. Второй — записывать и подсчитывать сло­весные оскорбления. Третий может воспользоваться оценками агрессивности ре­бенка, которые учитель выставляет по привычной ему пятибалльной шкале. Чет­вертый может отыскивать агрессивное содержание в историях, придуманных ре­бенком по его заданию. Однако ребенок, получивший высокие баллы за проявление агрессии в своих фантазиях, может иметь самые низкие баллы за проявление акту­альной физической агрессии в том виде, как она измеряется нашим первым гипоте­тическим исследователем. Все перечисленные нами исследователи измеряют на самом деле разные вещи. Чтобы связать между собой все 3 вида агрессии, им потре­буется теория.

Проблема обобщения. Исследование проводится в конкретной обстановке, при конкретных обстоятельствах и с конкретными людьми, принадлежащими к кон­кретным социокультурным группам. Поэтому результаты любого исследования должны распространяться на таких же людей, находящихся в аналогичных ситуа­циях. Например, дети, которые в повседневной жизни часто сталкиваются с сарказ­мом, могут научиться распознавать признаки такого поведения гораздо быстрее, чем те, кто растет в семьях, где сарказм — явление редкое.

Проблема смешения понятий корреляции и причинности. Очень трудно сколько-нибудь определенно утверждать, что мы имеем дело с причиннос­тью, или, иначе говоря, знаем причину определенного поведения. Например,

8-летние мальчики, которые слишком много времени проводят у телевизора, более агрессивны в играх со сверстниками. Является ли просмотр телепередач при­чиной их агрессивности?

причинность – Связь между двумя переменными, при которой изменение одной приводит к изменению другой.

Может, агрессивные дети больше смотрят телевизор, потому что им нравятся сцены насилия? Ряд исследований указывает на то, что агрессивное поведение и интерес к сценам насилия, увиденным по телевизору, связаны между собой, но мы не можем с уверенностью сказать, что здесь причина, а что — следствие; возможно и влияние какого-то третьего фактора. К примеру, рост и вес человека взаимосвязаны. Но можно ли сказать, что рост является причиной веса или что вес является причиной роста? Очевидно, что и рост, и вес — это результа­ты реализации генетического плана, который во взаимодействии со средой опреде­ляет физический рост организма в целом.

Для измерения степени связи между 2 переменными исследователи прибегают к такой статистической процедуре, как вычисление корреляции. При изуче­нии связи, существующей между просмотром телепередач и агрессивностью пове-

Глава I. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования

КОРРЕЛЯЦИЯ – Математическое выражение связи между двумя переменными.

дения детей, можно сначала определить количество часов, которые ребенок проводит у телевизора за про­смотром передач, включающих сцены насилия, а за­тем измерить степень агрессивности его поведения. Дети, которые часто смотрят подобные передачи, в целом более агрессивны, в то время как у тех, кто смотрит их реже, степень агрессивности, в целом, ниже. В том случае, если оба эти фактора действуют в одном направлении, существует сильная положительная корреляция между интересом к сценам насилия и агрессивностью. Если же в поведении ребенка, который часто смотрит подобные передачи, степень агрессивности низка, корреляция будет отрицательной.

Когда 2 переменные коррелируют между собой (положительно или отрицатель­но), возникает соблазн прийти к заключению, что одна переменная выступает в ка­честве причины по отношению к другой. Например, между применением родителя­ми физических наказаний и агрессивным поведением детей существует положи­тельная корреляция: дети, которых часто наказывают физически, проявляют большую агрессивность в сравнении с теми, чьи родители не прибегают к такому методу воспитания. Логично, с одной стороны, сделать вывод, что непослушание ребенка является причиной частых физических наказаний. С другой стороны, мно­гие полагают, что именно применение родителями суровых мер воспитания являет­ся причиной поведения ребенка. Тогда, вероятно, агрессивное поведение родите­лей, например физическое наказание, вызывает у ребенка стремление подражать ему. Оба заключения логичны, но это еще не значит, что они правильны. Корреля­ция не подразумевает отношений причинности.

Научное исследование может быть хорошо спланированным, дать надежные и валидные результаты — и тем не менее нарушать этические нормы. Далее мы рас­смотрим сущность этики научного исследования в том, что касается сферы психо­логии развития.

Наши рекомендации