Психически больная Platina 10 страница

они сталкиваются с неудачей, они реагируют как дети, плача и требуя утеше­ния, либо обвиняя других. Когда у таких мужчин случаются неприятности, степень их жалости к себе гораздо выше, чем у любого другого типа. В такие моменты они могут потерять всякую любовь к жизни и превращаются в пол­ную противоположность бодрым и оптимистичным Sulphur. Они могут пере­стать следить за собой, начинают есть что попало, поздно встают и опаздыва­ют на работу или вовсе перестают вставать с постели, а разговаривают медлен­но и двигаются как в тумане (Кент: «Слишком ленив, чтобы подняться с постели, слишком несчастлив, чтобы жить»). В таком состоянии индивидууму Sulphur необходимо найти какую-то женщину, которая могла бы вернуть его к жизни (иначе порой вся королевская конница и вся королевская рать не в состоянии собрать такого депрессивного Sulphur, и он остается опустившим­ся, жалким подобием прежнего себя).

Как вы уже могли догадаться, многие индивидуумы Sulphur живут по прин­ципу «я сам себе указ». Они могут увидеть необходимость для себя в подчине­нии законам и правилам, однако, когда им нужно, могут легко и нарушить их, ничуть не переживая по этому поводу. Когда эта черта сочетается со страстью к приключениям и алкоголю, как это часто бывает, мы получаем типичного негодяя Sulphur. Индивидуум Sulphur от природы обладает кипучей натурой и потребностью резвиться, а поскольку иногда благодаря излишней страстности его начинает заносить, он может начать вытворять что-то совсем ужасное, и его выходки будут шокировать одних и восхищать других. Здесь можно привести в пример двух классических драматических актеров, оба ир­ландцы и оба известны своей способностью поглощать огромные дозы спирт­ного. Я имею в виду Питера ОТула и Ричарда Харриса. Оба они очевидно не умещались «ни в какие рамки» как на сцене, так и за ее пределами и были печально знамениты своим буйным пьянством. На сцене и экране они играли обаятельных негодяев, что неудивительно, поскольку и в жизни они были такими. Как и Фальстаф, эти две сорвиголовы были благосклонно принимае­мы и любимы публикой, поскольку их обаяние перевешивало их сумасброд­ства. Причем их обаяние не было целиком основано на наглости и самоуве­ренности. В их поведении, что очень характерно для Sulphur, было не меньше благородства и вдохновения, чем буйства и распутства.

Большинство негодяев Sulphur имеют мягкое сердце, и когда время их проде­лок подходит к концу, они могут почувствовать искреннее раскаяние за тот вред и особенно за те обиды, которые они нанесли другим. Чтобы жить с мужем из числа негодяев Sulphur, женщина должна страдать мазохизмом, но если и ее терпение переполнилось и она начинает паковать чемоданы, он начнет искренне молить ее о прощении, рыдая, взывая к ее любви и обещая

исправиться. Эта демонстрация чувств в случае Sulphur обычно бывает вполне искренней, и она часто позволяет вымолить прощение, но лишь для того, чтобы через минуту забыть все клятвы и вновь приняться за сумасбродства и измены.

Негодяй Sulphur обычно имеет такую же открытую душу, как и остальные представители этого типа, и легко находит себе «дружков», сопутствующих ему в его приключениях. Некоторые из них будут не столь уверенными в себе гуляками, и им нужен пример вожака Sulphur, чтобы «распушить хвост», а другие - просто циничные подонки, использующие открытость и доверчивость Sulphur в своих целях. Великолепное изображение приключе­ний негодяя Sulphur можно увидеть в фильме «Rising Arizona», черной комедии о бездетной паре из глубинки Южных штатов, укравшей одного из пятерки детей-близнецов для богатого бизнесмена. Херб, один из героев, сыгранный Николасом Кейджем (который постоянно играет на экране пер­сонажей Sulphur и скорее всего сам обладает этой конституцией), — обая­тельный преступник Sulphur, который завел роман с офицером полиции Эдвиной как раз перед тем, как очередной раз отправиться в тюрьму, и у нее остались его фотографии. В конце концов ему удалось обручиться с ней, перед тем как его отправили в камеру, после чего он потребовал от своей невесты, чтобы она освободила его. Вскоре после того как они благо­получно украли ребенка, им позвонили два старых дружка Херба, только что освободившиеся из тюрьмы, и они оказываются в доме его старинного тюремного приятеля Герберта. Херб, как типичный Sulphur, рад встрече со своими сомнительными друзьями, приводя в панику Эдвину, которая боит­ся их пагубного влияния на мужа и знает о том, как легко он поддается влиянию. Херб пытается держаться, объясняя, что он семейный человек, но чем дольше он пьет с дружками, тем более привлекательной кажется ему прежняя жизнь, и когда они предлагают ему вместе ограбить банк, он не может отказаться (тем более что он уже потерял работу, так как в ответ на предложение своего босса поменяться женами на ночь он двинул ему в челюсть). Прежде чем покинуть жену, Херб ночью, обливаясь слезами, пи­шет ей прощальное письмо, в котором говорит, что он никогда не был тем мужчиной, которого она заслуживала. Этот человек — типичный пример негодяя Sulphur, не лишенного доброго сердца, но по-детски безответствен­ного и не способного ни удержаться от безрассудных поступков, ни пред­видеть их последствия.

У индивидуумов Sulphur часто в голове возникает своеобразный блок, не позволяющий им учиться на своем опыте, и они предпочитают всякий раз просто двигаться по пути наименьшего сопротивления. В конце концов этот блок может несколько ослабнуть, и в поздние годы они приобретают неко-

торую степень ответственности, начиная меньше пить и уменьшая степень своей супружеской неверности, а то и просто переставая ходить на сторо­ну, обзаводясь постоянной работой. Остепенившиеся с годами негодяи Sulphur часто живут относительно тихо, довольствуясь свой участью, осо­бенно если у них есть жена и любимое занятие.

Витание в облаках

Безответственностью могут обладать представители любых конституциональ­ных типов, склонных к приспособленчеству, включая Lycopodium, Phosphorus и Mercurius, однако ни у одного другого типа это качество не встречается так часто, как у Sulphur. Индивидуум Sulphur столь ярок, страстен и исполнен вдохновения, что он просто обязан был иметь какой-то тормоз, и самым большим тормозом для Sulphur является его нередкая склонность к бесплод­ным мечтаниям. Индивидуум Sulphur делает только то, что вдохновляет его, не замечая ни внешних препятствий, ни эмоций других людей. Типичный пример - муж Sulphur, забывающий о дне рождения жены, так как его ум полностью занят его любимым занятием, будь то работа или хобби. Он регулярно дает детям обещание взять их с собой на рыбалку или на футбол, столь же регуляр­но забывая об этом и планируя на это время что-то совсем иное. Каждый раз он искренне переживает по этому поводу и обещает сделать это в следующие выходные, однако семья постепенно приучается не воспринимать эти обеща­ния всерьез, догадываясь, что он во многом подобен ребенку, на которого никогда нельзя по-настоящему положиться. Как ребенок, Sulphur делает толь­ко то, что ему хочется, когда ему хочется; ему очень трудно «повзрослеть» и взять на себя хоть какую-то ответственность.

Когда я сам был подростком, моим лучшим другом был бунтарь Sulphur, страстный поклонник идей коммунизма, веривший, что эта идея сможет объе­динить человечество, искоренит бедность и несправедливость. Как и положено настоящему Sulphur, он знал все, что имело хоть какое-то отношение к комму­низму, а также к его главному противнику — капитализму, и часами мог рассказывать об истории революции в России или во Франции, подробней­шим образом излагая подлую тактику каждого из боровшихся с революцией правительств. Он был идеалистом с типичным для Sulphur ощущением соб­ственной миссии, и поэтому наличие слушателей очень возбуждало его крас­норечие. В отличие от меня его родители, так же как и мои, были в меньшем восторге от его личности, поскольку он принципиально отвергал какие бы то ни было правила приличия, был жутко ленив (Кент: «Вялость») и совершенно не желал тратить время на те школьные предметы, которые его не интересова-

ли. Потом он поступил в университет, в котором были очень распространены «левые» убеждения и где он изучал политологию, однако вскоре его выгнали оттуда за неуспеваемость, так как вместо учебы он тратил почти все свое время на организацию политических протестов. В конце концов он все же взялся за ум и, выбрав педагогическую стезю, ревностно и старательно принялся за учебу. Из индивидуумов Sulphur часто получаются великолепные учителя, так как они прежде всего стараются заразить учеников своей увлеченностью пре­подаваемым предметом, а не просто передать им набор фактов.

Наиболее интеллектуальные индивидуумы Sulphur больше всего склонны игнорировать практические детали. Классический образ рассеянного про­фессора — это реальный портрет интеллектуала Sulphur, блестяще владеюще­го своим предметом, но не помнящего, куда он положил свои ключи. Не­внимание к практической и физической стороне своей жизни (Кент: «Рав­нодушие к внешним вещам») может в некоторых случаях выражаться в ха­рактерной неопрятности и растрепанности интеллектуалов Sulphur (знаме­нитый «оборванный философ» Геринга). Конечно, в наши дни редко мож­но встретить настолько эксцентричного профессора, чтобы он ходил в лох­мотьях. Чаще всего они одеваются относительно нормально, однако всегда в их внешности проглядывает некоторое невнимание к одежде. Например, у него могут быть мятые штаны, галстук может съехать на сторону, его воло­сы будут всклокочены, как у Эйнштейна, а во всех аспектах, касающихся повседневного существования, он будет полагаться на свою жену, будучи не в состоянии самостоятельно ни купить билет, ни поесть вовремя. Sulphur известен своей неопрятностью, и эта «слава» небеспочвенна. Индивидуум Sulphur мало внимания уделяет материальным вещам, включая состояние своего дома, а также состояние своего тела и своего банковского счета. С другой, позитивной стороны, ему незнакомы многие мучительные пережи­вания других людей, стремящихся во что бы то ни стало создать в доме идеальную чистоту или постоянно лихорадочно пересчитывающих свои гроши. Будучи относительно свободным от материальных забот, он может полностью сосредоточить свой ум на интеллектуальных изысканиях, но при этом он также может оценить красоту заката, вкус хорошей еды или полу­чить удовольствие от приятной компании. Отстраненность Sulphur от мате­риальных забот — это палка о двух концах; она способна сделать его сво­бодным, и она же может стать источником проблем (таких, как отключение телефона из-за неоплаты счетов или остановка Машины из-за того, что кончился бензин). Те Sulphur, которым посчастливилось жениться на прак­тичных женщинах, обычно пожинают только хорошие плоды из обеих сфер бытия — они свободны оставаться собой и при этом у них есть человек,

следящий за тем, чтобы мир не обрушился вокруг них, пока они резвятся. Что касается жены, то ее жизнь может быть разной. В худшем случае она живет на положении крепостной крестьянки, на которую муж не обращает никакого внимания и считает, что она никуда от него не денется. В лучшем случае она имеет внимательного и любящего друга, освещающего ее жизнь своим энтузиазмом и юмором, о котором она с радостью будет заботиться и сама возьмет на себя большую часть практических вопросов их жизни.

Как я уже отмечал ранее, индивидуумы Sulphur распределяются как бы вдоль оси между двумя полюсами — от самых приземленных и «плотских» до самых идеалистичных и «парящих». Именно последние чаще всего склонны терять контакт с реальностью и жить словно во сне. Мой пациент-повар — прекрасный пример подобных субъектов. Он был так увлечен раз­говорами о философских вопросах на своей кухне, что это стоило ему потери работы. Между глупым идеализмом и рациональным или оправдан­ным идеализмом существует очень зыбкая грань, а многие идеалисты Sulphur часто попросту опережают свое время, но если человек совершенно не в состоянии понять дух современности, он не может нормально общаться с людьми и вынужден говорить с пустотой. Некоторые Sulphur настолько «не от мира сего», что они становятся объектом насмешек. Часто таких мягких и простодушных героев играл актер Джимми Стюарт. Такие люди обитают в мире, в котором людьми движут только высшие помыслы, и они бесконечно прощают тех, кто поступает жестоко или эгоистично, оправдывая их пове­дение лишь невежеством. Большинство индивидуумов Sulphur можно на­звать «добряками», которые легко могут отдать что-либо нуждающемуся, простить долги и простодушием которых некоторые даже начинают пользо­ваться в корыстных целях, однако у некоторых идеализм и равнодушие к материальным вопросам доходят до такой степени, что становятся их худ­шими врагами. Хотя некоторые индивидуумы Sulphur могут считать, что действуют из высших, более духовных побуждений, в реальности они неред­ко просто пытаются тем самым действовать по принципу наименьшего со­противления и прятаться от реальности в фантастическом мире, где все любят друг друга и не нужно принимать трудных решений.

Таким образом, граница между истинной духовностью и ленивым пребы­ванием некоторых Sulphur в мире грез, очень тонка. Одним из признаков, позволяющих различить их, является отсутствие у истинно духовного чело­века (который может иметь конституцию Sulphur или любую другую) склон­ности повесить заботу о себе на других, а также склонности наносить себе вред полным забвением физических нужд своего тела. Мечтатель Sulphur очень расслаблен и прекрасно выполняет принцип «недеяния», но он пол-

ностью отрезан от реальности, он живет в иллюзорном мире. В противопо­ложность ему эмоционально здоровый Sulphur отлично контактирует с ре­альностью; он счастлив быть «здесь и сейчас» и совсем не стремится к постоянному философствованию.

Гомеопат должен уметь дифференцировать идеалиста Sulphur от идеалистов других типов. Пожалуй, сложнее всего различить идеалистов Sulphur и Causticum; порой на основании одного этого качества различить их невоз­можно. Наиболее ценная черта, за которую здесь можно ухватиться, это праведный гнев, который идеалист Causticum испытывает всякий раз при стол­кновении с несправедливостью. Индивидуум Sulphur обычно меньше обеспоко­ен вопросами справедливости и несправедливости и не склонен особенно сер­диться из-за неправды этого мира, особенно если она не касается непосред­ственно его самого или его близких. Другая ценная отличительная черта зак­лючается в том, что индивидуум Sulphur обычно более эгоистичен и горд, чем индивидуум Causticum, к менее склонен жертвовать своим временем и удоволь­ствиями для дела. Кроме того, он часто бывает увлечен совершенно абстракт­ными интеллектуальными размышлениями ради собственного удовольствия.

Другими наиболее распространенными идеалистическими типами являют­ся Phosphorus и Natrum muriaticum. Идеалист Phosphorus более эмоционален, более чувствителен и менее эгоистичен, чем Sulphur, Кроме того, индивиду­ум Phosphorus менее интеллектуален и значительно большее внимание уделя­ет общению с людьми по сравнению с Sulphur) кроме того, он гораздо более восприимчив к мнениям других, а не упрямо стоит на своем, как Sulphur. В противоположность Phosphorus идеалист Sulphur гораздо более догматичен, и никакие чужие мнения не могут отклонить его в сторону.

В медицинском институте часто можно было услышать фразу о том, что сифилис — великий имитатор, поскольку может проявляться в самых разнооб­разных клинических симптомах и практически нет такой болезни, с которой его нельзя было бы перепутать. Я склонен полагать, что те же самые слова можно сказать о Natrum muriaticum. Спектр личностей Natrum muriaticum настолько широк, что они могут внешне напоминать любой другой конститу­циональный тип. Существуют две разновидности мужчин Natrum muriaticum, которых можно перепутать с Sulphur. Во-первых, это внешне веселые тучные люди, которые постоянно шутят и смеются. Обычно эти индивидуумы Natrum muriaticum бывают очень толстыми. Их внешняя веселость призвана спрятать душевную боль, и внимательный гомеопат может не только выявить у них прошлые эмоциональные травмы, но и достаточно низкую самооценку. В противоположность им веселые Sulphur обычно имеют достаточно высокое самомнение, даже если в их жизни тоже были трагические события и их

веселость не так легко сбить в отличие от Natrum muriaticum.

Другая похожая на Sulphur разновидность Natrum muriaticum - это люди, которые избрали философию или религию в качестве главного дела своей жизни и стремятся говорить только об этом. Здесь опять же тщательный опрос помогает выявить типичные признаки Natrum muriaticum — склон­ность к самокритике (или упоминания о подобной склонности в прошлом), нежелание открывать свою душу, клаустрофобию и страх того, что люди могут подумать о нем плохо. Идеалист же Sulphur обычно даже более рав­нодушен к мнению других, чем другие, менее идеалистические Sulphur, и крайне не склонен критиковать себя.

Романтизм

Романтизм очень близок к идеализму, но разница между ними заключается в том, что идеализм происходит от разума, а романтизм — от чувств. Часто оба этих качества объединяются у одного человека. Большинство индивидуумов Sulphur романтичны, даже если они полностью поглощены собой и не помнят дату своей свадьбы. Для многих Sulphur жизнь представляет собой большой роман, полный приключений, открытий и волнующих переживаний, а любовь определяет смысл бытия. Очень немногие индивидуумы Sulphur могут обходить­ся без длительной и глубокой любви в их жизни, а сердце их обычно открыто и способно испытать глубокое чувство. Один пациент Sulphur рассказал мне о том, как он рыдал, найдя на дороге умирающего оленя, сбитого машиной, и которого он убил из милосердия. На подобное сострадание способны предста­вители многих других типов, но особенно характерно оно для Sulphur, Phosphorus у Causticum и Natrum muriaticum. Хотя индивидуум Sulphur обычно очень интеллектуален, он редко бывает лишенным эмоций сухарем, в отличие от Kali carbonicum, Lycopodium и некоторых Natrum muriaticum. В Sulphur часто живет поэт, и он неравнодушен к волнующим песням о человеческих трагедиях и человеческих победах, а также к балладам о любви. Помните, что, кроме тех Sulphury которые не замечают своих близких, полностью отдавшись какому-то интеллектуальному увлечению, существует не меньшее число Sulphury заботливо лелеющих свои отношения как наивысшую ценность в жизни.

Наиболее чувствительные Sulphur являются очень добрыми и любящими му­жьями и отцами. Они обожают жену и детей и склонны очень гордиться ими. Для такого мужчины его жена — это королева, что очень естественно, по­скольку сам индивидуум Sulphur от природы обладает поистине королевским достоинством, благородством и авторитетом независимо от его реального положения в обществе. У типичного Sulphur-отца семейства очень выражена

тенденция защищать свою семью, однако это не означает, что он стремится изолировать своих близких от других людей. Наоборот, он стремится зазвать к себе в дом всех и каждого, поскольку любит хорошую компанию и наслаж­дается человеческим теплом дружеских и семейных отношений.

Кент помещает Sulphur в рубрику «Сентиментальный», и это справедливо для некоторых представителей данного типа, особенно для тех, кто многое потерял и любит обращаться к хорошим прошедшим дням для восстановления душевного равновесия. Гораздо чаще романтизм Sulphur направлен вовне и вперед, нежели внутрь себя и в прошлое. Будучи поэтом, он легко откликается сердцем на красоту и человеческую любовь и может чувствовать потребность выразить свой восторг в типичных для него пышных словах. Мужчина Sulphur может настолько пылко говорить своей новой возлюбленной, что его любовь к ней превосходит все вместе взятые испытанные им ранее чувства, что к ней поневоле будет закрадываться недоверие к его словам. И тем не менее он говорит это вполне искренне, что, правда, не помешает через месяц говорить то же самое другой женщине. Однажды я лечил пожилого моряка Sulphur, который с гордостью заявлял, что у него были женщины в каждом порту. У него всегда был запас самых ходовых фраз из разных языков, причем по-русски он знал только — «хочу мороженого» и «я тебя люблю».

Романтизм Sulphur имеет несколько обезличенный оттенок по сравнению с более сентиментальными типами, такими, как Natrum muriaticum и даже Lycopodium. Как и в отношении других характеристик Sulphur, его роман­тизм имеет слишком большой, универсальный характер. Я имею в виду, что любовь и красота вселяет в индивидуума Sulphur чувство сопричастности чему-то большему, ощущение себя частью Вселенной и переживание гармо­нии мироздания. Например, мужчина Sulphur, узнав о беременности своей жены, может почувствовать потребность выйти ночью на улицу и глядеть на звезды, ощущая восхитительность бытия и переживая глубокое чувство бла­годарности Творцу. Как и Phosphorus, Sulphur гораздо острее большинства людей чувствует себя ребенком во Вселенной, гражданином Земли. Его го­ризонт очень широк, а его взгляд не только анализирует явления, но испол­нен глубокого романтического чувства. Его романтизм — это не ожидание сказочного принца девушкой Ignatia, а, скорее, чувство причастности к мистерии жизни и глубокая вера в осмысленность бытия.

Не все индивидуумы Sulphur религиозны, но большинство из них, с которы­ми мне приходилось сталкиваться, ощущали присутствие высшего начала, на которое они нередко почти не обращали внимания, однако чью неявную поддержку и помощь они постоянно чувствовали. Однажды я консультировал одного пожилого пациента Sulphur, прикованного к больничной койке. У

него был перелом шейного отдела позвоночника в результате несчастного случая, и он знал, что уже никогда не встанет. Я спросил его, верит ли он в Бога, на что тот ответил: «Я уже не помню, когда был в церкви последний раз, но чувствую, что Иисус мне друг», и я думаю, что он сказал это искренне и без малейшей тени легкомысленности.

Наши рекомендации