Сложный случай пациента Syphilinum
Почти все представители этого типа, которых мне пришлось наблюдать, были женщинами, поэтому злобность почти не присутствовала в картине их психики либо возникала только под действием алкоголя. Что касается мужчин, то я лечил одного пациента Syphilinum, у которого этой злобности было очень много, что сочеталось с многими классическими чертами Syphilinum, в том числе склонностью к саморазрушению и страхом загрязниться. Этот пациент во многом отличался от женщин Syphilinum и был наиболее близок к принятому среди гомеопатов образу этого средства — агрессивному как к себе, так и к другим. Это навело меня на мысль о том, что половая принадлежность индивидуума значительно влияет на проявления сифилитического миазма. Создается впечатление, что у Syphilinum, как и у Stramonium, мужская половина конституционального типа демонстрирует его наиболее агрессивные и активные аспекты, тогда как для женской половины характерны более мягкие и пассивные проявления. Мой пациент Syphilinum, которого звали Дейв, был талантливым музыкантом и поэтом, способным улавливать почти мистический поток творческого вдохновения, что позволяло ему спонтанно писать свои песни. (Эта способность напомнила мне талантливых поэтов Mercurius, чье вдохновение носит очень похожий характер. Между этими двумя типами вообще много общего.) Когда я впервые увидел его, я почти сразу же подумал о Syphilinum, поскольку его глаза были совершенно разного цвета. Он сам связывал эту свою особенность с тем, что его мать получила радиоактивное облучение в одной из пустынь Австралии. Действительно ли это было так либо это была фантазия, замешанная на типичном для Syphilinum страхе загрязнения, - осталось неизвестным. На первом приеме Дейв был крайне возбужденным. Его мысли буквально накатывали одна на другую, а говорил он очень быстро и постоянно перескакивал с предмета на предмет. Другими словами, он находился в типичном маниакальном состоянии. По его словам, он страдал биохимическим расстройством, которое вызывало у него резкие скачки настроения. Его жизнь проходила в чередовании отчаяния с желанием покончить с собой, ярости и эйфории, сопровождающейся творческим вдохновением. В промежутках между этими состояниями он мог некоторое время чувствовать ровное настроение, но стоило ему поесть, как начинался очередной «при-
ступ». Он нередко голодал, лишь бы отсрочить наступление очередного приступа. Во время приступа он нередко ощущал, словно его сознание распадается, а конечности отделены друг от друга и разбросаны в разные стороны (что похоже на ощущение Baptisia или Phosphorus во время лихорадки). Во время этих приступов он обычно изливал свою ярость на неодушевленные предметы, например, сплющивая жестяные банки рукой, в процессе чего часто сам получал порезы и травмы. Особенно сильным провокатором ярости для него являлся любой сексуальный контакт, так что он даже перестал заниматься сексом с женой. Если же он вступал в половой контакт, ему хотелось грубого, жестокого секса, что потом вызывало в нем чувство стыда. Короче говоря, он очень страдал из-за своих психических нарушений, и хотя еще не потерял рассудок окончательно, но был близок к этому.
С детства Дейв был гиперактивным ребенком. Любопытно, что он не говорил до шестилетнего возраста. Подобные отклонения в нормальном процессе развития часто отмечаются в анамнезе индивидуумов Syphilinum, хотя конкретные проявления этих отклонений могут варьировать в очень широких пределах. С тех пор, по его словам, он уже не мог перестать говорить! Рождался он довольно трудно. Он застрял в родовых путях, и мать чуть не умерла в родах. Извлекли его уже почти мертвого, но вдруг заметили, что он дышит. Подобный образ мне кажется почти символичным для Syphilinum. Эти люди часто рождаются в очень тяжелых условиях или с детства сталкиваются с жестокостью, алкоголизмом или попытками самоубийства в семье. Обычно это дети с физическим или психическим дефектом, и жизнь их полна мучений. Сексуальное насилие, пережитое Дейвом в детстве, проявилось в виде ярости во время половых контактов — это очень характерно для подобной ненормальной почвы, на которой семена Syphilinum быстро дают свои ядовитые всходы.
По словам Дейва, он чувствовал желание покончить с собой почти каждый день, за исключением состояний алкогольного опьянения. В отличие от моих пациенток Syphilinum у него совсем не наблюдалось неестественной тяги к могилам, мертвецам и тому подобному, но вместо этого он был крайне подвержен суицидальному отчаянию. (Я подозреваю, что тяга к кладбищенской атрибутике у некоторых женщин Syphilinum не что иное, как сублимированная форма суицидальных импульсов, «мягкое» погружение в смерть.) Любопытно, что для сохранения психики в относительно стабильном состоянии ему было необходимо выпивать как минимум одну бутылку пива в день. Так что он не был алкоголиком в обычном смысле слова, однако очевидно зависел от алкоголя и признавался, что его тяга к спиртному довольно сильна. Другой способ, к которому он прибегал для
уменьшения внутреннего напряжения, — нанесение себе травм. От него я услышал и объяснение данной склонности Syphilinum. По словам Дейва, он вынужден причинять себе боль, чтобы подавить бьющую из него энергию. Для этого он брал в руки раскаленные угли, даже лежал на кровати из гвоздей! Он утверждал, что боль приносила ему успокоение.
У Дейва отмечался типичный для Syphilinvm страх загрязнения и заражения, принимавший разные формы. Периодически у него возникало выраженное отвращение к грязи и его могло даже вырвать, если он дотрагивался до чего-то нечистого. В другое время он мог находить удовольствие в том, чтобы оставаться грязным, и обычно так бывало в его более спокойные периоды. Он был фанатиком гигиены и страшно боялся подцепить «заразу». Правда, у него была причина бояться инфекционных болезней — однажды он болел вирусной инфекцией очень тяжело, потерял вес и даже периодически переставал дышать. Возможно, подобную природу имеет и страх заражения у индивидуумов Syphilinum вообще, представляя собой гипертрофированное понимание (остающееся в подсознании у большинства обычных людей) того факта, что микроорганизмы могут вызвать тяжелое поражение организма; человек, организм которого был разрушен сифилисом в доантибиотическую эру, мог передать это понимание и страх перед заразой своим потомкам в качестве неотъемлемой части самого сифилитического миазма. Дейв был крайне чувствителен к пищевым продуктам, так что почти любая пища могла резко ухудшить его состояние. Возможно, это было еще одним проявлением страха заражения Syphilinum вне зависимости от того, была ли у него реальная физическая гиперчувствительность к пищевым продуктам или нет. Кроме того, у Дейва был панический страх перед радиацией, включая рентгеновские аппараты и микроволновые печи. Вдобавок, он обладал и некоторой экстрасенсорной чувствительностью и говорил, что улавливает излучения других людей и иногда даже может прочесть их мысли. В качестве примера он рассказал эпизод с одной пациенткой психиатрической клиники, где он оказался, навещая родственника. Эта пациентка уже многие годы ничего не говорила и только совершала бессмысленные на первый взгляд жесты руками. Дейв сразу понял, что означают эти жесты и заговорил с ней, а она ему ответила! По его словам, этот прорыв в общении привел к тому, что она скоро выздоровела и выписалась из госпиталя. (Если эта история кажется вам фантастической, прочтите почти аналогичное описание в ранних психиатрических работах Карла Юнга. Юнг тоже интуитивно расшифровал смысл «абсурдного» поведения буйной пациентки и одной фразой вернул ее в чувство.)
Обостренное экстрасенсорное восприятие Дейва вызывало его боязнь ложиться вечером в постель. Во сне он мог «путешествовать» в иную реальность,
разговаривать с призраками и т. п. Иногда это было восхитительным общением со светлыми духами, но иногда он сталкивался с кошмарными демонами. Иногда ему снились вещие сны, а кроме того, он часто мог предсказывать будущее других людей. Однажды у него внезапно перехватило дыхание, а вскоре после этого стало известно, что в этот момент умер ребенок его друга.
Один аспект проявлений Дейва носил явно сифилитический характер, однако раньше я никогда не сталкивался с ним у пациентов Syphilinum. По его словам, он постоянно все анализировал, вплоть до того, что иногда не мог понять общего смысла фразы, так как оказывался погруженным в анализ каждого отдельного слова из этой фразы. В результате у него были большие трудности в школе, поскольку он все время путался и отвечал не то, что его спрашивали. Излишне аналитическое мышление можно увидеть у других сифилитических типов, особенно у Arsenicum album и Kali carbonicum, однако у них оно никогда не достигает такой крайней степени. Избыточное анализирование Дейва напоминает хорошо известную склонность Syphilinum к навязчивым мыслям и действиям, для которых характерна сфокусированность на мелких деталях. Здесь мы опять видим Syphilinum в качестве гипертрофированной версии Arsenicum album.
Будучи очень чувствительным человеком, Дейв создал внутри себя доминирующую, агрессивную личность, призванную защитить его нежное ядро. Он сам очень хорошо это понимал. Про себя он назвал эту свою ипостась «Диктатором». Как диктатор он занимался сексом, но говорил, что эта доминирующая личность подавляет не только его уязвимость, но одновременно и способность к музыкальному творчеству. Поэтому он постоянно разрывался между тем ощущением безопасности, которое давал ему диктатор и вдохновением, которое было доступно только его незащищенному истинному «я». Защитный механизм Дейва проливает свет на диктаторские тенденции других сифилитических типов, включая Mercurius и Veratrum album. Оба последних типа также очень склонны к ощущению сильной уязвимости, и скорее всего именно она и является причиной их диктаторских наклонностей.
Под действием Syphilinum ЮМ Дейв почувствовал себя «заведенным» в течение нескольких часов, после чего наступило полное спокойствие. Почти сразу у него отпала потребность в алкоголе, а спустя неделю он рассказал о прекращении перепадов настроения. В целом он выглядел более спокойным и говорил четче и с нормальной скоростью. Для сохранения психики Дейва в сбалансированном состоянии ему потребовались еженедельные приемы Syphilinum в течение некоторого времени, но постепенно частота приемов снижалась. В дальнейшем он продолжал время от времени принимать препарат, когда чувствовал, что его психика начинает выходить из-под контроля. Случай Дейва
является яркой иллюстрацией драматической выраженности психопатологии у некоторых пациентов Syphilinum, находящихся на грани полного умопомешательства, однако еще не перешедших эту грань. Этот случай расширяет наше понимание саморазрушительных наклонностей, которые можно наблюдать у многих пациенток Syphilinum, и экстрасенсорной чувствительности этого типа, а также показывает дополнительные варианты столь характерной для Syphilinum боязни заражения. Случай Дейва доказывает, что суицидальные импульсы — это яркий признак Syphilinum, а также подтверждает справедливость утверждений старых авторов о пристрастии этого типа к алкоголю (Кент: «Желание крепких напитков»).
Внешность
Существует ряд внешних признаков, очень часто наблюдающихся у индивидуумов Syphilinum, Во-первых, они отличаются крайней худобой, а кожа обычно очень бледна. Часто также можно увидеть некоторую аномалию строения зубов, чаще всего в виде заостренности их формы, делающей их похожими на зубья пилы. Все три эти особенности можно увидеть во внешности известного рок-музыканта и певца Дэвида Боуи. Ко всему прочему глаза у Боуи явственно различаются по цвету и размеру. Подобные аномалии развития встречаются у индивидуумов Syphilinum гораздо чаще, чем у других людей. Я видел ребенка Syphilinum, у которого из всех зубов выросли только клыки, а также другого ребенка, у которого не хватало одного слоя в коже, отчего она выглядела совершенно прозрачной.
Лицо у этих людей обычно вытянутое и костистое, а его черты могут быть заостренными или, наоборот, грубоватыми. Некоторые индивидуумы Syphilinum имеют вполне нормальную уравновешенную личность, однако у них будут видны яркие физические дефекты, характерные для этого типа; есть и те, кто не имеет отклонений в физическом развитии, но страдает выраженной психопатологией. Наконец, есть пациенты Syphilinum, нормальные и внешне, и с точки зрения психики. В последнем случае выбор препарата осуществляется на основании физических симптомов, а также изолированных психических проявлений.
Thuja
Сущность: сексуальная вина.
Личностные черты большинства индивидуумов этого типа отличаются крайностями и сочетанием очень хороших и очень плохих проявлений у одних и тех же людей, как правило, у женщин. Мужчины Thuja обычно имеют менее яркие особенности. Поэтому большая часть того, что описано здесь об этом типе, относится к женской его половине, а мужчины подробно описаны отдельно в конце этой главы.
Красавица и чудовище
Основными полюсами, на которых зиждется понимание личности Thuja, являются красота и уродство. Большинство женщин Thuja обладают острым восприятием красоты, в чем с ними могут соперничать лишь China, Phosphorus и Medorrhinum. Чувствительность Thuja к красоте носит скорее мистический, нежели просто эстетический характер. Эти люди способны сливаться с воспринимаемой ими красотой. Подобные переживания дают женщине Thuja мистическую философию бытия, отличающую ее от большинства других людей и основанную главным образом на ощущении, а не на логическом анализе и не на вере. Чтобы быть способным к непосредственному мистическому восприятию красоты, человек должен иметь невинное сердце, и у Thuja обычно имеется эта детская непосредственность. Всегда есть что-то детское в том восхищении, которое женщина Thuja испытывает, глядя на прекрасный пейзаж или постигая очарование чьих-то глаз. В счастливой Thuja также всегда присутствует детский энтузиазм и игривость. Когда она счастлива, в ней появляется некоторое озорство, делающее ее похожей на Phosphorus и Mercurius. Ей нравится весело проводить время, и она может вести себя при этом с некоторой долей безрассудства и необузданности.
К обостренному восприятию красоты близки такие качества Thuja, как чувствительность к любви и эмоциональной боли. Хотя такая женщина может быстро потерять голову от любви, она быстро постигает, насколько болезненным может быть подобный опыт, и поэтому в дальнейшем старается защитить свое сердце от эмоциональной уязвимости. Однако ее оборонительная позиция будет недостаточной, поскольку и уязвимость ее значительно превышает уязвимость других подобных типов, таких, как Natrum muriaticum и Ignatiay которым удается гораздо более надежно окружить свое сердце защитными валами. В результате Thuja оказывается в мучительном подвешенном состоянии между эмоциональной открытостью и избежанием эмоциональной близости. Часто женщина Thuja выглядит равнодушной и отчужденной, однако одного слова критики или отвержения от дорогого для нее человека будет достаточно, чтобы она разразилась истеричными рыданиями.
Как только Thuja начинает чувствовать себя обиженной, в ней зарождается убежденность в собственном уродстве, физическом или моральном. В ней заложена врожденная склонность отвергнуть себя, как только она будет отвергнута другим. Если ее родители в детстве чрезмерно критиковали, обижали или отвергали ее в той или иной степени, то всю оставшуюся жизнь она будет считать себя несостоятельной — уродливой, или глупой, или плохой. Степень нанесенной обиды будет определять выраженность ненависти к себе, затмевающей ее способность любить жизнь и наслаждаться ее красотой. Те женщины Thuja, которые были совсем несчастны в детстве, могут чувствовать, что не заслуживают счастья, поскольку они в них изначально заложен какой-то неисправимый дефект. В определенной степени это ощущение присуще всем, кого сильно обидели в детстве, однако у Thuja последствия этого наиболее катастрофичны. У Natrum muriaticum или Carcinosinum из-за этого вырабатывается низкая самооценка. У Thuja же из-за этого возникает отвращение к себе.
Отвращение к себе у женщин Thuja может проявляться самыми разнообразными путями. Нередко такие женщины отзываются о себе в крайне негативном ключе (Кент: «Упрекает себя»). Они могут до крайности преувеличивать собственные ошибки. Если они были чуть менее обычного приветливы со знакомым, они начинают думать, что вели себя просто ужасно и теперь полностью потеряли уважение или дружбу этого человека (Кент: «Иллюзия, что совершил преступление»).
Женщины Thuja очень часто ожидают от других негативной реакции, поскольку сами считают себя плохими. Одна женщина Thuja, обратившаяся ко мне за психотерапевтической помощью, приходила на каждый последующий сеанс, ожидая и одновременно боясь, что я откажусь от нее, потому что на предыдущем сеансе она сказала «что-то не так». Часто женщина
Thuja ограничивает свою активность и общение с людьми, так как желает избежать ожидаемой ею негативной реакции. Особенно ярко это проявляется в ситуациях, когда ей могла бы'понадобиться чья-то помощь. Она никогда не попросит друзей о мелких одолжениях из страха показаться навязчивой и получить отказ. Резкий отказ крайне болезненно воспринимается большинством женщин Thuja, Он подтверждает ее худшие предположения — что она плохой, совершенно недостойный хорошего отношения человек. Если вы откажете женщине Thuja, то она уже никогда не попросит вас ни о чем. Аналогично эти женщины избегают новых начинаний, так как боятся неудачи. Существует очень много ситуаций, которые могут в очередной раз привести женщину Thuja к мысли, что она самый ужасный человек на свете. Обычно такие мысли совершенно не соответствуют реальности, и те из Thuja, кто сохранил хотя бы часть исходного оптимизма, могут осознавать этот факт, однако если в них крепко засело глубокое отвращение к себе, оно все равно найдет способ, чтобы дать о себе знать.
Одна пациентка Thuja, которую я пытался избавить от пристрастия к курению, производила впечатление совершенно эмоционально здоровой женщины. Она была расслаблена, уверена в себе и успешна в своей работе. По профессии она была художником и обладла высоким уровнем интуиции и способностью чувствовать тихую мудрость и красоту жизни. Она не демонстрировала никаких признаков низкой самооценки, пока не упомянула об имеющемся у нее грибковом поражении ногтей. Когда я стал расспрашивать ее об этом, она пришла в страшное волнение и на мою просьбу показать ноги ответила категорическим отказом. Когда я спросил о причине ее отказа, она ответила, что это « слишком ужасное зрелище ». Когда же после долгих уговоров она все же продемонстрировала мне свои «уродства», оказавшиеся едва заметными дефектами ногтей, она была совершенно раздавлена смущением и залилась румянцем стыда.
Темная тайна
Значительное число женщин Thuja начинают казаться скрытными, как только ваш взгляд проникает сквозь тонкую пелену внешней дружелюбности. Они склонны отказываться отвечать на вопросы, слишком близко касающиеся их чувства вины и отвращения к себе. Одна из типичных особенностей речи Thuja — оборванные фразы, которые она начинает и не заканчивает. Она начинает что-то говорить, затем ее внутренние антенны улавливают опасность высказать что-то постыдное о себе и фраза автоматически прерывается. Если же ее заставить договорить фразу, она может заплакать и
высказать что-то, чего она стыдится, например простой факт пристрастия к табаку. После этого она будет жалобно смотреть на вас, ища признаков неодобрения или отвращения к ней после такого «ужасного» признания.
Психодинамика Thuja обычно отличается большой сложностью, по крайней мере у типичных или наиболее нездоровых представителей этого типа. За внешним имиджем Thuja скрывается такой клубок полуправд, что она постоянно путается сама в себе. Вся структура ее психики весьма нестабильна и подвержена срывам, поскольку каждую минуту какой-то секрет может проскользнуть сквозь вуаль и создать угрозу разоблачения остальных секретов. Одна из причин столь катастрофической реакции этих женщин на разоблачение своих незначительных секретов состоит в том, что внутри скрывается какой-то большой секрет и любой прорыв «завесы секретности» может создать угрозу более позорных разоблачений, которые потянутся один за другим. Наиболее часто самые страшные секреты Thuja относятся к сексуальной сфере.
Thuja — страстный тип, обладающий высоким уровнем либидо. Когда эти женщины эмоционально здоровы, они наслаждаются своей сексуальной жизнью, получая удовольствие от жизни вообще и совершенно не испытывая стыда по этому поводу. Однако когда душа такой женщины получает серьезную рану, она закрывает свое сердце. Подобное «захлопывание» обычно происходит сразу, а не постепенно. Когда это случается, она может вступить в новые отношения, но доступ к части ее души с тех пор закрыт навсегда. Этот сценарий нередко ведет к беспорядочности в половых связях, поскольку эмоциональная близость кажется такой женщине угрожающей ее безопасности, а либидо остается высоким. Беспорядочность половой жизни — довольно частое явление для женщин Thuja, Причем они могут рассказывать о подобных вещах безо всякого стыда, поскольку в них укоренилась твердая уверенность в том, что в этом нет ничего плохого. У Thuja имеется выраженная способность отбрасывать от себя нежелательные мысли и чувства, и это может в ряде случаев приводить к саморазрушительному очерствению ее души. Когда же эти женщины в ходе психотерапии понемногу оттаивают, они чувствуют сильные угрызения совести по поводу своего распутства, а затем и ту изначальную боль, которая заставила их сердце закрыться и очерстветь.
Часто и без того запутанная картина психики Thuja осложняется пережитым ею опытом сексуального насилия. По ряду причин сексуальное насилие в детстве у женщина Thuja приводит к гораздо более серьезным последствиям, чем у представительниц других конституциональных типов. Вследствие врожденной склонности Thuja ощущать свою вину насилие вызывает у них резкое нарастание презрения и отвращения к себе и может провоцировать саморазрушительное поведение. Подсознание имеет свою простую логику.
В данном случае она думает: «Со мной случилось нечто ужасное. Никто не защитил меня. Наверное, я это заслужила. Наверное, я действительно плохая. Я должна понести наказание. Я не достойна жить». Или: «Моя жизнь - это ад. На том свете будет лучше, чем здесь». В любом случае подвергшаяся насилию девочка Thuja вырастает с ощущением глубокого отвращения и ненависти к себе, и когда у нее возникнет депрессия, она может покончить с собой или может начать наносить себе кровавые раны. Ненависть к себе часто облегчается у Thuja нанесением себе увечий.
Подвергшиеся насилию женщины Thuja склонны к глубочайшей депрессии. Одна такая пациентка во время периодов депрессии по нескольку дней не могла встать с постели. У нее не было сил ничего делать, поскольку ей не хотелось жить. Если у нее возникали мысли о самоубийстве, доза Thuja ЮМ быстро устраняла их. Саморазрушительные наклонности Thuja могут принимать множество форм. Наиболее распространенные — беспорядочные половые связи и разные виды наркотической зависимости. Эмоционально травмированная женщина Thuja часто начинает злоупотреблять психотропными препаратами, сигаретами или алкоголем, чтобы максимально приглушить свой внутренний дискомфорт. Часто именно стремление избавиться от подобных пристрастий приводит этих пациенток к гомеопату. В подобных случаях лежащие в основе этих пристрастий эмоциональная травма и отвращение к себе нередко не осознается пациентками. Они знают, что подвержены перепадам настроения и тревожности, но истинная причина этих нарушений стойко ими забыта. Поскольку для излечения обычно нельзя обойтись без осознания прошлых эмоциональных травм, пациентки, пришедшие лишь с желанием отказаться от сигарет, могут столкнуться с необходимостью заплатить за это более высокую цену, чем они рассчитывали. Лекарство может воскресить в памяти вытесненные эмоции, и это само по себе может быть очень болезненным. Однако с помощью умелой психотерапии и повторных приемов Thuja позволяет постепенно свести на нет душевую боль вместе с саморазрушительными тенденциями. Только когда красавица поцелует чудовище, оно сможет сбросить ужасное обличье и снова превратиться в прекрасного принца. Только когда Thuja осмелится посмотреть на свою темную сторону и простить себя, эта тьма рассеется или, вернее, превратится в свет.
Одной из распространенных форм саморазрушительной тенденции у Thuja, связанной с ощущением сексуальной вины, является гинекологическая патология. Женщины Thuja очень подвержены гинекологическим заболеваниям, включая инфекционные поражения, эндометриоз, сильные менструальные боли и предменструальный синдром. После приема лекарства все эти симптомы постепенно уходят, по мере того как залечиваются лежа-
щие в их основе эмоциональные травмы и чувство стыда.
Неистовство
Thuja — страстный тип, обладающий вместе со своим сикотическим родственником Medorrhinum неистовыми чертами в характере. У эмоционально здоровых женщин Thuja это выражается в страсти к приключениям. Thuja может быть девочкой-сорванцом, не замечающей опасности и наслаждающейся отчаянными забавами. В ней обычно больше озорства, чем в Medorrhinum, и она очень любит «откалывать шутки», а потом заливаться диким хохотом, когда их разоблачают. Эмоционально здоровые женщины Thuja могут любить и сексуальные приключения, но без саморазрушительного компонента.
Неистовость и яркость характера Thuja может делать их более независимыми, чем других женщин. Им нужна свобода для самовыражения, и нередко это приводит к частой смене партнеров или замужеству, в котором оба супруга не связывают себя обещанием супружеской верности. Неистовство характера Thuja имеет очевидно физический, плотский оттенок. Чтобы почувствовать себя свободной, ей нужно задействовать свое тело, будь то секс, танцы, походы или спорт. У Thuja это более выраженная потребность, чем у Sepia, так как последней вовсе не нужна настолько интенсивная физическая активность.
Что касается эмоционально нездоровых женщин Thuja, то у них неистовство приобретает саморазрушительные свойства. У них может возникать импульсивная тяга к спиртному, они могут неожиданно оказаться в постели совершенно омерзительного типа, так что на следующий день не будут чувствовать ничего, кроме отвращения к себе. Либо они могут прийти в ярость и «спустить собак» на любого подвернувшегося человека, разразившись неконтролируемым ором. Thuja очень склонна к ярости, однако обычно она может контролировать свои эмоции, кроме ситуаций алкогольного опьянения или психотерапевтического сеанса. Чем больше степень ее исходной душевной травмы, тем более потенциально опасным может быть ее неистовство, особенно для нее самой. У таких женщин может возникнуть необъяснимая тяга к темной стороне жизни с желанием смотреть мрачные и жестокие фильмы, заниматься садомазохистским сексом и носить темные одежды. Подобные действия можно рассматривать как попытку справиться, хотя бы косвенно, с тьмой, надвигающейся на Thuja из ее подсознания. Эти попытки не рассеивают внутренней тьмы, однако уменьшают связанное с ней психологическое напряжение. Если же вам удастся заглянуть в душу такой женщине Thuja (обычно молодой женщине), то вы увидите тонкую, чувствительную натуру, которая боится жизни, ненавидит себя и склонна к
взрывам ярости. Если же посчастливится, то можно увидеть также красоту души этих людей, деликатность, утонченность и детскую непосредственность, естественные для Thuja и никогда полностью не исчезающие.
Thuja часто бывает подвержена страхам. Это один из наиболее чувствительных типов, и эта чувствительность включает острое восприятие эмоциональной боли, а также обостренное чувство опасности. Если такая женщина в детстве подверглась насилию или была обижена, она особенно склонна к панике. У нее постоянно присутствует неспецифическая тревога, особенно усиливающаяся при общении с людьми (Кент: «Страх посторонних»). Женщины Thuja часто спасаются от этого страха бегством и уклонением от общения. Если этот страх резко усилится во время вечеринки, они могут пулей выбежать вон, и вообще ее может быть трудно вытащить на люди. Защитные механизмы Thuja не так прочны, как у более стабильных типов, таких, как Natrum muriaticum или Sepia, которые погружаются в социальные контакты, несмотря на страх и никак свой страх не обнаруживают. Психика Thuja более хрупка и легко может дать сбой, отчего она может закатить истерику или выбежать вон.
Страх Thuja обычно очень легко прочесть в ее глазах, которые, когда ее охватывает паника, становятся похожими на глаза испуганного животного.
Убегание — не единственный способ борьбы Thuja со своей тревожностью. Она может также надеть на себя маску грубой мужеподобной внешности, одеваясь в мужскую одежду, изучая каратэ и используя в своей речи множество оборотов из лексики самоутверждающихся мальчишек-подростков. Использование ненормативной лексики — очень типичное явление для подобных женщин Thuja, пытающихся скрыть свою уязвимость под маской грубости. Очень часто подобные женщины не любят прикосновений, за исключением грубого телесного контакта, например во время борьбы, поскольку прикосновения — очень интимный жест и от него труднее защититься, чем от слов (Кент: «Отвращение к прикосновениям»). Несмотря на их мужеподобную внешность, они остаются очень чувствительными, и эта чувствительность все же проявляется и во внешности (особенно в их выразительных глазах), и в их речи. Однажды ко мне обратилась одна девушка Thuja с жалобами на резкие перепады настроения. У нее были средней длины прямые черные волосы, худощавое озорное лицо, покрытое веснушками, и очаровательные ясные зеленые глаза. Она была агрессивно настроена по отношению к мужчинам, включая своего очень милого молодого человека, а у меня в кабинете она вела себя независимо и дерзко, с элементами агрессивной игривости. Стоило мне направить разговор в сторону неприятного для нее самоосознания, она начинала нервозно смеяться и говорила: «Вот ведь, твою мать!» Несмотря на ее грубый имидж, она была очень чуткой по
отношению к друзьям, когда дело касалось помощи — она живо откликалась на нужду любого из них. Фактически она очень остро чувствовала их страдания. Ее чуткое сердце вполне можно было рассмотреть сквозь маску «бой-бабы», и это обычно очень характерно для женщин Thuja, которые настолько чувствительны, что никогда не могут скрыть это до конца в отличие от Natrum muriaticum и Ignatia.
На грани безумия
Я не сталкивался с пациентками Thuja, которые страдали бы истинным умопомешательством, однако у многих из них имелись все задатки для того, чтобы сойти с ума. Книги по Materia Medica полны упоминаний о странных ощущениях Thuja, особенно об иллюзии, что она сделана из стекла, или о том, что у нее в животе шевелится ребенок. В течение многих лет я не особенно серьезно относился к этим упоминаниям, поскольку никогда не встречался с ними у моих пациенток Thuja, однако когда я начал заниматься с ними психотерапией, я впервые столкнулся с этими иллюзиями. Например, когда одна из моих пациенток вступила в контакт с ранее вытесненными болезненными переживаниями, то вначале у нее возник ряд необычных физических ощущений. Их было много, но чаще всего у нее отмечались движения внутри живота, словно в желудке возникал водоворот или двигался какой-то мячик. В другой момент ей показалось, что ее таз наполнился кровью или словно что-то сгнило внутри нее. Вне сомнения, все эти симптомы вызвали бы у большинства пациенток Thuja панический ужас, если бы они возникли спонтанно, однако на фоне психотерапии пациенты в состоянии осознать, что они несут некий символический смысл и не угрожают их здоровью.
Я четко заметил, что мои пациентки Thuja имели гораздо менее стабильную психику, чем другие пациенты, с которыми я проводил психотерапевтические сеансы. Периодически они «отключались», впадая в заторможенное, почти ступорообразное состояние, когда они не выдерживали необходимости лицом к лицу встретиться с подавленными неприятными эмоциями (Кент: «Ступор»). Нередко Thuja предпочитает «покинуть свое тело», нежели воскресить в себе болезненные переживания. Те женщины Thuja, которые пережили сексуальное насилие, часто испытывают сильную физическую боль, когда в ходе психотерапии оживляются болезненные воспоминания, но о сопутствующей эмоциональной боли даже не упоминают. В эти моменты они либо резко отбрасывают от себя эти воспоминания и возвращаются в настоящее, либо «покидают свое тело», впадая в некоторое заторможенное состояние. В другие моменты они могут испытывать сильную ярость, и сила
этой ярости опять-таки может быть гораздо больше, чем у других людей. У Thuja, как и у Lachesis, внутри может быть словно натянута пружина, но если пациенты Lachesis просто становятся нервозными вследствие попыток подавить это напряжение либо взрываются вспышкой гнева, то у Thuja все это часто имеет отчетливый саморазрушительный оттенок.
Иногда психика Thuja расстраивается из-за того, что в результате оживления прошлых эмоциональных травм ослабляются защитные механизмы и пациентка становится слишком открытой для «тонкого мира». При этом она начинает бояться уже скорее не людей, а призраков (Кент: «Иллюзии — видит призраки, привидения»), а обычные события начинают трактоваться как символические, т. е. у этих пациенток появляется мягкая форма шизофренического бреда отношения.
Правополушарное мышление
У Thuja имеется много общего с Medorrhinum как с физической, так и с эмоциональной стороны. Однако одним из существенных различий между этими типами является способность к объективному взгляду. Обычно у индивидуумов Medorrhinum имеется хороший баланс между левым и правым полушарием, что делает их одновременно художественно одаренными и способными к логике. Что же касается Thuja, то эти женщины в основном «думают» своим правым полушарием. Они не способны к логическому анализу. Они воспринимают мир с детской непосредственностью, с большой долей интуитивного восприятия. К сожалению, чем более нездоровыми эмоционально они становятся, тем сильнее они начинают не доверять своей интуиции и в конце концов совершенно перестают слушать ее голос.
Сочетание неспособности Thuja к логике и ее интенсивной, часто мучительно интенсивной эмоциональности может приводить к некоторой спутанности мышления. Женщины Thuja часто не могут мыслить ясно, особенно когда они чем-то взволнованны. Это может быть одним из объяснений их привычки отвечать на вопросы не сразу и неуверенно. Иногда эти женщины могут быть очень простодушными, но тем не менее глупыми их назвать нельзя. Они могут цепляться за незнакомые слова, пытаясь с их помощью казаться более интеллигентными, но это обычно лишь запутывает их окончательно. Чувствительность, интуиция, уязвимость и художественная одаренность Thuja может заставить гомеопата перепутать Thuja с China. Оба этих типа можно назвать самыми чувствительными из всех, причем как в положительном, так и в отрицательном смысле этого слова. Принципиальное различие между ними состоит в том, что China обладает не только интуицией, но и логикой и гораздо менее