Данные о развитии речи. Гуление с мес., характер гуления (длительность звуков
Гуление с ______ мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).
Лепет с ______ мес., характер лепета: звуковой, слоговой.
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т. п., звукоподражания, количество слов………………………………………………………………………………………………….
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ………………………………………………………………………………………..
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм) _____________________________
Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался ………………………………….
Логопедическое обследование
Состояние неречевых психическихфункций
Исследование восприятия
Зрительное восприятие. Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приемов.
Предъявление предметных картинок.Логопед раскладываетперед ребенком от 2 до5 картинок (в зависимости от возраста),предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а, далее — все остальные. Предметные картинки подбираются и логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).
Предъявление контура. Ребенкупредлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т. д.. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т. д.
Предъявление перечеркнутых фигур. Логопедвыкладывает перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.
Предъявление наложенных друг на друга изображений: предметов (проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.
Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.
Предъявление цветных фигур.Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание опенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.
Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.
Подбор картинки к цветовому фону. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.
Слуховое восприятие
При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки
Определение направления звука. Игра «Где позвонили?»
Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.
Дифференциация звучащихигрушек. Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребёнок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.
Пространственный праксис
При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показа правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.
Указанные задания логопед предлагает детям в возраст от 5 лет и старше.
Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой позади, вверху, внизу. При демонстрации действий с предметами можно и пользовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т.д. Логопед, просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.