Принципы формулировки заключения по данным пиктограммы

Требуется освоить следующие характеристики:

1. Продуктивность опосредованного запоминания. Показатель продуктивности запоминания вычисляется следующим образом: 1 балл за каждое точное воспроизведение понятия; 0,5 балла – за приблизительное (типа – «радость» вместо «счастье», «тяжелый труд» вместо «тяжелая работа»).

2. Особенности операционных характеристик мышления. При этом следует вспомнить, что «атрибутивный» уровень абстрактности в «пиктограмме» соответствует концептуальным обобщениям в других психологических пробах.

3. Уровень стандартности образов «пиктограммы» определяется на основании показателей адекватных образов.

4. Xapактер и степень выраженности стереотипии, наличие персевераций исходных феноменов.

5. Элементы «оригинальности» (Ориг.+) в образах «пиктограммы». На основании этих характеристик можно сделать ориентировочный вывод об уровне интеллектуального развития.

6. Понимание инструкции, умение выбрать образ для опосредования не мене чем за восемь понятий набора (исключая «выхолощенные символы», «недиффиринцированность изображения», «фотографические образы»).

При общей конкретности образов «пиктограмма», наличии множественных сценоподобных образов, высокой степени выраженности типической стереотипии, преобладание изображений целых человеческих фигур, но достаточной продуктивности запоминания можно сделать вывод о «низкой норме» интеллектуального развития. Однако здесь необходимо помнить, что снижение интеллектуальных характеристик «пиктограммы» может быть обусловлено аффективными факторами (неврозы, шизофрения) без снижения продуктивности в психометрических пробах. Такая диспропорция - ценный диагностический признак, на нее обязательно следует указать.

Наличие двух и более оригинальных образов, преобладание «атрибутивных» образов над «конкретными», максимальная продуктивность при воспроизведении – достаточно четкие критерии для того, чтобы охарактеризовать уровень интеллектуального развития как «выше среднего».

7. Признаки эгоцентризма и демонстративности. Об этих личностных факторах следует упоминать, если в протоколе содержится более трех индивидуально значимых образов типа «стимулы» (Инд.-С.), подробно указывается, какие именно тенденции «проецируются» в индивидуально значимых образах. Если имеют место «персонифицированные» образы следует осветить их характер. Определенную ценность имеют высказывания испытуемых, в которых подчеркивается, что выбираемый образ выражает «личное мнение».

8. Признаки депрессии. Они описаны выше при характеристике «пиктограмм» больных с депрессивно - параноидным синдромом.

9. Факторы, отражающие степень самоконтроля и способность к планированию поведения: преимущественно графические характеристики — степень «упорядоченности» композиции. Диагностическое значение имеют лишь крайние варианты. Повышение контроля и обсессивно - компульсивные симптомы имеют в «пиктограмме» проявления, сходные с таковыми при депрессии.

10. Признаки эмоциональной неустойчивости совпадают с признаками эгоцентризма и демонстративности, дополнительно учитывается наличие «расплывчатых» метафорических образов, степень выраженности шоковых реакций, которые непосредственно говорят об эмоциональной неустойчивости в ситуации эксперимента.

11. Тип реакции на фрустрацию может быть определен в зависимости от экстрапунитивной или интрапунитивной направленности спонтанных высказываний испытуемого во время исследования и, в особенности, поведение во время ретестирования.

12. О негативистических тенденциях говорят образы с открыто асоциальным содержанием, употребление букв вопреки инструкции, соответствующие реакции при проведении ретестирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В теоретическом отношении «пиктограмму» следует рассматривать как проективный метод исследования личности. Предпосылками для этого являются многозначность стимульного материала, смещение внимания испытуемого на исследование памяти, в результате чего испытуемый не знает, что в его ответах диагностически значимо. Модифицированная процедура проведения исследования обеспечивает максимальную свободу поведения испытуемых, оценочное отношение экспериментатора отсутствует. Следует указать на ошибочность постулирования связи проективных техник с методологией психоанализа, поскольку речь идет не о «проекции» как защитном механизме, а о проецировании (проявлении) личностных особенностей в специфической деятельности, которую представляет собой выполнение методов данной группы. «Пиктограмма» занимает промежуточное место между методиками «структурного анализа ассоциаций» и «анализа продуктов творчества» (рисуночные тесты). Наиболее значительно сходство между «пиктограммой» и тестом Роршаха, имеется ряд показателей общих для указанных методов (показатели стандартности, оригинальности, «четкости формы», стереотипии за счёт образов категории «животные» в тесте Роршаха и изображений человека в «пиктограмме»), ряд «особых феноменов» также являются общими. В то же время «пиктограмма» и тест Роршаха часто содержат взаимодополняющие данные, в целом «пиктограмма» более чувствительна к интеллектуальным особенностям. Поэтому при изучении личности следует особо рекомендовать сочетанное применение «пиктограммы» и теста Роршаха.

Наши рекомендации