Дифференциальные шкалы эмоций (по к. изарду)
Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое желательно выразить именно в терминах чувств и эмоций. Для этого вполне применима методика К. Изарда. Ее содержание предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, по 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, поставив подходящую для вас цифру справа. Предлагаемые значения цифр: «1» — совсем не подходит; «2» — пожалуй, верно; «3» — верно; «4» — совершенно верно».
Регистрационный бланк.
Шкалы эмоций в понятиях | Сумма | Эмоция | ||
Внимательный | Концентрирован-ный | Собранный | 1. Интерес | |
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | 2. Радость | |
Удивленный | Изумленный | Пораженный | 3. Удивление | |
Унылый | Печальный | Сломленный | 4. Горе | |
Взбешенный | Гневный | Безумный | 5. Гнев | |
Чувствующий неприязнь | Чувствующий отвращение | Чувствующий омерзение | 6. Отвращение | |
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | 7. Презрение | |
Пугающий | Страшный | Сеющий панику | 8. Страх | |
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | 9. Стыд | |
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | 10. Вина |
Обработка результатов. Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом, обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно (при К20-80= 60/45 при С = 0):
К (самочувствие) = | (сумма положительных эмоций С1 + С2 + С3 + С9 + С10) |
(сумма отрицательных эмоций С4 + С5 + С6 + С7 + С8) |
Если отношение первой скобки ко второй Кс больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному; при Кс меньше 1 — отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. Пути дальнейшего качественного анализа характера рассматриваются в соответствующей главе данного практикума.
В случаях неудовлетворительного самочувствия (Кс < 1) самооценка человека в целом понижается, в особенности, когда наступает состояние, близкое к депрессии. Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией, резким снижением работоспособности. Приобретенная в этом состоянии беспомощность, отсутствие волевой активности приводят иногда к патологической депрессии и суициду. Для диагностики депрессивного состояния человека и изучения акцентуации характера, связанной с депрессией, можно провести методику «Самооценка депрессии».
ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО» (РНЖ)
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. По составу – к ориентировочным. Поэтому, как единственный метод исследования он не используется и требует объединения с другими методами.
Доказана связь образа «несуществующего животного» с Я-образом испытуемого. Порождаемый фантазийный образ опосредован жизненным опытом человека, уровнем его притязаний, самооценкой, установками реагирования в конфликтной ситуации. При истолковании учитывается расположение рисунка на листе бумаги, его ориентация, представленность отдельных деталей и признаков.
Тестовый материал.
Ситуация для изобразительной деятельности. Лист не глянцевой бумаги 21 на 29 см., положение вертикальное. Карандаш средней твердости, отточенный неостро. Ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Инструкция:Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Нельзя брать уже придуманных животных, т.е. персонажей различных сказок, мультфильмов и т.д. – они уже придуманы. Вымершие животные, например, динозавры, также не подходят.
Вы должны придумать и изобразить нечто такое, что до вас никто не создал. Качество рисунка значения не имеет. Ваших навыков в рисовании вполне достаточно, чтобы справиться с этим заданием. Плохих или хороших, правильных или неправильных рисунков в нашем исследовании не существует. Самый лучший рисунок тот, который продиктован Вашим воображением.
На листе с рисунком испытуемый должен написать является ли он левшой или правшой.
Интерпретация.
Анализ рисунка включает три аспекта:
1. Формальный:
- расположение в пространстве;
- характер линии;
- характер контура.
2. Содержательный:
- центральная смысловая часть фигуры;
- несущая, опорная часть фигуры;
- части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
3. Тематический:
- необычные детали;
- название.
Ключевые особенности интерпретации указанных аспектов рисунка приведены в таблицах.
Если полученные при групповом тестировании результаты исследования вызывают какие-либо сомнения или требуют уточнения, то испытуемый приглашается на индивидуальную беседу, с целью получить максимум необходимой информации вербальным путем. Список примерных вопросов и интерпретация ответов приведены в таблице.
Формальный аспект.