Дифференциальные шкалы эмоций (по к. изарду)

Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое желательно выразить именно в терминах чувств и эмоций. Для этого вполне применима методика К. Изарда. Ее содержание предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, по 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, поставив подходящую для вас цифру справа. Предлагаемые значения цифр: «1» — совсем не подходит; «2» — пожалуй, верно; «3» — верно; «4» — совершенно верно».

Регистрационный бланк.

Шкалы эмоций в понятиях Сумма Эмоция
Внимательный Концентрирован-ный Собранный   1. Интерес
Наслаждающийся Счастливый Радостный   2. Радость
Удивленный Изумленный Пораженный   3. Удивление
Унылый Печальный Сломленный   4. Горе
Взбешенный Гневный Безумный   5. Гнев
Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение   6. Отвращение
Презрительный Пренебрегающий Надменный   7. Презрение
Пугающий Страшный Сеющий панику   8. Страх
Застенчивый Робкий Стыдливый   9. Стыд
Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся   10. Вина

Обработка результатов. Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом, обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно (при К20-80= 60/45 при С = 0):

К (самочувствие) = (сумма положительных эмоций С1 + С2 + С3 + С9 + С10)
(сумма отрицательных эмоций С4 + С5 + С6 + С7 + С8)

Если отношение первой скобки ко второй Кс больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному; при Кс меньше 1 — отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. Пути дальнейшего качественного анализа характера рассматриваются в соответствующей главе данного практикума.

В случаях неудовлетворительного самочувствия (Кс < 1) самооценка человека в целом понижается, в особенности, когда наступает состояние, близкое к депрессии. Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией, резким снижением работоспособности. Приобретенная в этом состоянии беспомощность, отсутствие волевой активности приводят иногда к патологической депрессии и суициду. Для диагностики депрессивного состояния человека и изучения акцентуации характера, связанной с депрессией, можно провести методику «Самооценка депрессии».

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО» (РНЖ)

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. По составу – к ориентировочным. Поэтому, как единственный метод исследования он не используется и требует объединения с другими методами.

Доказана связь образа «несуществующего животного» с Я-образом испытуемого. Порождаемый фантазийный образ опосредован жизненным опытом человека, уровнем его притязаний, самооценкой, установками реагирования в конфликтной ситуации. При истолковании учитывается расположение рисунка на листе бумаги, его ориентация, представленность отдельных деталей и признаков.

Тестовый материал.

Ситуация для изобразительной деятельности. Лист не глянцевой бумаги 21 на 29 см., положение вертикальное. Карандаш средней твердости, отточенный неостро. Ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Инструкция:Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Нельзя брать уже придуманных животных, т.е. персонажей различных сказок, мультфильмов и т.д. – они уже придуманы. Вымершие животные, например, динозавры, также не подходят.

Вы должны придумать и изобразить нечто такое, что до вас никто не создал. Качество рисунка значения не имеет. Ваших навыков в рисовании вполне достаточно, чтобы справиться с этим заданием. Плохих или хороших, правильных или неправильных рисунков в нашем исследовании не существует. Самый лучший рисунок тот, который продиктован Вашим воображением.

На листе с рисунком испытуемый должен написать является ли он левшой или правшой.

Интерпретация.

Анализ рисунка включает три аспекта:

1. Формальный:

- расположение в пространстве;

- характер линии;

- характер контура.

2. Содержательный:

- центральная смысловая часть фигуры;

- несущая, опорная часть фигуры;

- части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

3. Тематический:

- необычные детали;

- название.

Ключевые особенности интерпретации указанных аспектов рисунка приведены в таблицах.

Если полученные при групповом тестировании результаты исследования вызывают какие-либо сомнения или требуют уточнения, то испытуемый приглашается на индивидуальную беседу, с целью получить максимум необходимой информации вербальным путем. Список примерных вопросов и интерпретация ответов приведены в таблице.

Формальный аспект.

Наши рекомендации