Методика 21. Агрессивность

(Модификация теста Розенцвейга)

Описываемый далее тест предназначен для оценки степени

развитости у человека черты личности «агрессивность», пони-

маемой как не вызванная объективными обстоятельствами и не-

обходимостью тенденция враждебно реагировать на большин-

ство высказываний, действий и поступков окружающих людей.

Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более

или менее постоянном враждебном отношении человека к чело-

веку, животным и предметам природы и материальной культу-

ры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрес-

сивным действиям.

В данном тесте, основой которого явился известный тест Ро-

зенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка (рис. 60,1-24).

На этих рисунках представлены люди в различных эмоциоген-

ных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуа-

циях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, являет-

ся то, что один человек в них проявляет в отношении другого

такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть по-

няты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие

или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышлен-

но, по незнанию, без сознательного желания навредить или уни-

зить другого человека.

Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой

характера «агрессивность» на большинство действий подобного

рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрес-

сией, причем даже тогда, когда действие другого человека не бы-

ло вызвано стремлением причинить ему неприятности. Инди-

вид, у которого личностная черта агрессивности выражена сла-

бо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: друже-

любно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успоко-

ить, не придать значения случившемуся и т.п.

_________________Ч

асть I . П

сихологическая диагностика ________________

Рис. 60. Стимульный материал к тесту на агрессивность.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение).

_____________ Ч

асть I . П

сихологическая диагностика ________________

Рис. 60. (Продолжение).

________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение).

____________Ч

Асть I . П

Сихологическая диагностика

____________

Рис. 60. (Продолжение). 362

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение).

_________________Ч

асть I . П

сихологическая диагностика ____________

Рис. 60. (Продолжение).

_________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение).

_________________Ч

асть I . П

сихологическая диагностика _______

Рис. 60. (Продолжение).

________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение).

_________________Ч

асть I . П

сихологическая диагностика

_________

Рис. 60. (Продолжение)

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение).

Часть I. Психологическая диагностика

Перед началом исследования все испытуемые получают инс-

трукцию следующего содержания:

«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены

два или несколько человек, Один из них совершил какое-то дей-

ствие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то

слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого чело-

века и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно

скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым

номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».

Оценка результатови выводы об уровне развития

Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется от-

дельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной

из следующих двух категорий:

1. Агрессивные реакции.

2. Неагрессивные реакции.

К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых дей-

ствия другого лица рассматриваются как преднамеренно враж-

дебные и сама ответная реакция на них является враждебной (аг-

рессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать

в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого

лица.

К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в

стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испы-

туемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему

значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сло-

жившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение.

Никакой неприязни или враждебности в данном случае в отве-

тах испытуемого не должно содержаться.

В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и

неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессив-

ных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (аг-

рессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то дела-

ется вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мо-

тив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций ока-

зывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и

________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

________

больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том,

что данный испытуемый неагрессивен. При числе агрессивных

и неагрессивных реакций в пределах от 9 до 13 ничего опреде-

ленного об агрессивности данного испытуемого сказать нельзя,

т.е. нет возможности уверенно утверждать, что он агрессивный

или, напротив, неагрессивный человек.

Методика 22. Измерение мотивации достижения

Наши рекомендации