Методика 21. Агрессивность
(Модификация теста Розенцвейга)
Описываемый далее тест предназначен для оценки степени
развитости у человека черты личности «агрессивность», пони-
маемой как не вызванная объективными обстоятельствами и не-
обходимостью тенденция враждебно реагировать на большин-
ство высказываний, действий и поступков окружающих людей.
Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более
или менее постоянном враждебном отношении человека к чело-
веку, животным и предметам природы и материальной культу-
ры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрес-
сивным действиям.
В данном тесте, основой которого явился известный тест Ро-
зенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка (рис. 60,1-24).
На этих рисунках представлены люди в различных эмоциоген-
ных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуа-
циях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, являет-
ся то, что один человек в них проявляет в отношении другого
такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть по-
няты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие
или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышлен-
но, по незнанию, без сознательного желания навредить или уни-
зить другого человека.
Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой
характера «агрессивность» на большинство действий подобного
рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрес-
сией, причем даже тогда, когда действие другого человека не бы-
ло вызвано стремлением причинить ему неприятности. Инди-
вид, у которого личностная черта агрессивности выражена сла-
бо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: друже-
любно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успоко-
ить, не придать значения случившемуся и т.п.
_________________Ч
асть I . П
сихологическая диагностика ________________
Рис. 60. Стимульный материал к тесту на агрессивность.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
_____________ Ч
асть I . П
сихологическая диагностика ________________
Рис. 60. (Продолжение).
________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
____________Ч
Асть I . П
Сихологическая диагностика
____________
Рис. 60. (Продолжение). 362
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
_________________Ч
асть I . П
сихологическая диагностика ____________
Рис. 60. (Продолжение).
_________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
_________________Ч
асть I . П
сихологическая диагностика _______
Рис. 60. (Продолжение).
________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
_________________Ч
асть I . П
сихологическая диагностика
_________
Рис. 60. (Продолжение)
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
Часть I. Психологическая диагностика
Перед началом исследования все испытуемые получают инс-
трукцию следующего содержания:
«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены
два или несколько человек, Один из них совершил какое-то дей-
ствие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то
слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого чело-
века и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно
скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым
номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».
Оценка результатови выводы об уровне развития
Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется от-
дельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной
из следующих двух категорий:
1. Агрессивные реакции.
2. Неагрессивные реакции.
К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых дей-
ствия другого лица рассматриваются как преднамеренно враж-
дебные и сама ответная реакция на них является враждебной (аг-
рессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать
в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого
лица.
К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в
стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испы-
туемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему
значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сло-
жившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение.
Никакой неприязни или враждебности в данном случае в отве-
тах испытуемого не должно содержаться.
В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и
неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессив-
ных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (аг-
рессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то дела-
ется вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мо-
тив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций ока-
зывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и
________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
________
больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том,
что данный испытуемый неагрессивен. При числе агрессивных
и неагрессивных реакций в пределах от 9 до 13 ничего опреде-
ленного об агрессивности данного испытуемого сказать нельзя,
т.е. нет возможности уверенно утверждать, что он агрессивный
или, напротив, неагрессивный человек.
Методика 22. Измерение мотивации достижения