Регистрационный лист к методике «Акцентуации характера»
Название списка суждений
Номера
выбираемых суждений
наиболее
наименее
характерные
характерные
Самочувствие
Настроение
Сон и сновидения
Пробуждение от сна
Аппетит и отношение к еде
Отношение к спиртным напиткам
Сексуальные проблемы
Отношение к одежде
Отношение к родителям
Отношение к друзьям
Отношение к окружающим
Отношение к незнакомым людям
Отношение к одиночеству
Отношение к будущему
Отношение к новому
Отношение к неудачам
Отношение к приключениям и риску
Отношение к критике и возражениям
Отношение к лидерству
Отношение к опеке и наставлениям
Отношение к правилам и законам
Оценка себя в детстве
Отношение к школе
Оценка себя в данный момент
Отношение к деньгам
Часть I. Психологическая диагностика
Процедура работы с методикой такова. Читая каждый из сле-
дующих списков суждений, испытуемый должен сначала выбрать
три наиболее характерные для него и записать соответствующие
номера во второй графе регистрационного листа, а затем то же
самое сделать для наименее характерных для него, отметив со-
ответствующие номера в третьей графе регистрационного лис-
та. Если он не может выбрать ничего подходящего или же выби-
рает меньше трех суждений, то может ограничиться в своих вы-
борах меньшим числом и, соответственно, вписывает во вторую
и третью графы регистрационного листа меньшее количество
цифр. При повторном чтении списка испытуемому предлагается
выбрать не менее трех суждений, наименее характерных для него,
и записать их номера в третью графу регистрационного листа.
В приводимых далее списках суждений справа имеется их
расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор
данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответ-
ствуют следующим типам: Г — гипертимный, Л — лабильный,
Ц — циклоидный, А — астеноневротический, С — сенситивный,
П — психастенический, Ш — шизоидный, Э — эпилептоидный,
И — истероидный, Н — неустойчивый, К— конформный.
Оценка результатов
За каждый выбор, соответствующий указанному символу, ис-
пытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько,
то число баллов увеличивается по количеству символов. Напри-
мер, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, кото-
рый приписывается развитости у него астеноневротического ха-
рактера, а за выбор символов ГШК — три балла, причем в дан-
ном случае по данному баллу получают показатели развитости у
него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, ши-
зоидного и конформного.
Выводы об уровне развития
Доминирующий тип акцентуированного характера определя-
ется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым.
_________Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей________
Ниже приводится таблица 19, в соответствии с которой по коли-
честву набранных баллов можно судить о степени развитости у
испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой
таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа ука-
зано количество баллов, соответствующее трем уровням разви-
тости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому. Напри-
мер, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов,
то по уровню развития у него соответствующей акцентуации ха-
рактера он считается находящимся на среднем уровне; если по
конформности(К) у него оказалось 10 баллов,то делается вы-
вод о том, что он находится на высоком уровне развития.
Таблица 19
Ключ к оценке степени развитости акцентуаций характера
Акцентуации
Уровень развития акцентуаций характера
характера
низкий
средний
высокий
Гипертимность (Г)
1-8
9-18
19-26
Циклоидность(Ц)
1-8
9-18
19-26
Лабильность (Л)
1-10
11-20
21-32
Лстеноневротичиость (Л)
1-6
7-13
11-19
Сеиситинность (С)
1-9
10-19
20-21
Психастсиичиость (II)
1-8
9-16
17-21
Шизоидность (111)
1-7
8-15
16-22
Эиилентоидность (Э)
1-10
11-20
21-32
Истсроидность (И)
1-10
11-22
23-33
Неустойчивость (II)
1-5
6-12
13-17
Конформность (К)
i-:$
1-7
8-10
В карту индивидуального психологического развития подро-
стка и старшего школьника вносятся словесные оценки уровня
развития каждой акцентуированной черты .характера.
Подшкалы методики оценки акцентуаций характера с
их названиями
Самочувствие
№
Суждение
Шифр
Наиболее
Наименее
характерные
характерные
1. У меня почти всегда плохое самочувствие
А
Часть I. Психологическая диагностика
2.Я всегда себя чувствую бодрым и
Г
полным сил
3.Дни и недели хорошего самочув-
Ц
ствия у меня чередуются с днями,
когда я себя чувствую плохо
4.Моё самочувствие иногда меняется
Ц
по нескольку раз в день
5.У меня почти всегда что-нибудь
АА
болит
6.Плохое самочувствие возникает у
меня только после огорчений и
неудач
7.Плохое самочувствие появляется у
меня от волнений и ожидания
неприятностей
8.Я легко переношу боль и
Ц
физические страдания
9.Моё самочувствие вполне удов-
НН
летворительное
10.У меня встречаются приступы
С
плохого самочувствия, сопровож-
даемые раздражением и чувством
тоски
11.Моё самочувствие очень зависит
от того, как относятся ко мне ок-
ружающие люди
12.Я очень плохо переношу боль и
физические страдания
Настроение
1. Настроение у меня, как правило,
ГН
хорошее
2. Моё настроение легко меняется
п
Г
по незначительному поводу
3. У меня настроение не очень
зависит от людей, среди которых я
нахожусь
4. У меня почти всегда плохое
настроение
5. Моё настроение зависит от са-
ЦА
мочувствия
6. Когда меня оставляют одного, то
Ш
моё настроение улучшается
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
7.У меня бывают приступы мрачной
раздражительности, во время
8.которых достаётся окружающим
У меня не бывает уныния и
грусти, но нередко возникают
9.раздражённость и гнев
Малейшие неприятности сильно
10.меня огорчают
СЛ
Периоды хорошего настроения
сменяются у меня периодами
11.плохого настроения
Моё настроение обычно такое же,
как у окружающих людей
Сон и сновидения
1. Обычно я сплю хорошо, а сно-
ГН
видениям не придаю значения
2. Мой сон богат яркими, эмо-
Э
циональными сновидениями
3. Я люблю помечтать перед тем, как
К
уснуть
4. Ночью я плохо сплю и чувствую
А
сонливость днём
Я сплю мало, редко вижу сновидения и
ц
5. обычно встаю бодрым У меня
плохой и беспокойный сон, часто
6.
бывают мучительные,
7. тоскливые сновидения
А
Бессонница бывает у меня пе-
риодически, без видимых на то
причин
8. Я не могу спокойно спать, если
утром надо встать в строго оп-
9. ределённое время
Если меня что-то расстроило, то я
10. долго не могу уснуть
ЛА
Я часто вижу разные сны, то
И. радостные, то неприятные
По ночам у меня иногда возника-
12. ют приступы страха Мне часто
снится, что меня обижают
13. Я могу свободно регулировать
свой сон
Часть I. Психологическая диагностика
Пробуждение от сна
1.Мне трудно проснуться в на-
Э
Л
значенный час
2.Обычно я просыпаюсь с неприят-
К
ной мыслью о том, что нужно идти
в школу или на работу
3.В одни дни я встаю весёлым и
жизнерадостным, а в другие — уг-
нетённым и унылым без всякой на
то причины
4.Когда мне нужно, я легко просы-
ц
паюсь
5.Для меня утро — самое тяжёлое
время суток
6.
Мне часто не хочется просыпаться
7.Проснувшись, я нередко ещё долго
л
переживаю то, что видел во сне
8.Периодами по утрам я чувствую
А
себя бодрым, периодами — разби-
тым
9.Утром я встаю бодрым и энер-
нн
гичным
10.С утра я более активен и мне легче
работать, чем вечером
11.Нередко бывает, что, проснув-
шись, я сразу не могу сообразить,
где я нахожусь и что происходит
со мной
12.Я обычно просыпаюсь с мыслью о
ц
том, что предстоит сделать в тече-
ние дня
13.Проснувшись, я люблю полежать в
постели и помечтать
Аппетити отношение к еде
1. Неподходящая обстановка, грязь и
ш
разговоры о неаппетитных вещах
не мешают мне есть
2. Периодами у меня бывает волчий
аппетит, периодами мне ничего не
хочется есть
3. Я ем мало, иногда долго вообще
А
цэ
ничего не ем
4. Мой аппетит зависит от на-
строения
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
5.Я люблю лакомства и деликатесы
ЛЛП
6.Нередко я стесняюсь есть при по-
С
сторонних людях
7.У меня хороший аппетит, но я не
обжора
8.Есть такие кушания, которые вы-
зывают у меня отвращение
9.Я предпочитаю есть немного, но
очень вкусно
10.У меня плохой аппетит
11.Я люблю сытно поесть
н
12.Я ем с удовольствием и не люблю
ограничивать себя в еде
13.Я боюсь испорченной пищи и
всегда тщательно проверяю её ка-
чество
14.Мне легко можно испортить ап-
петит
15.Еда меня интересует прежде всего
как средство для поддержания
здоровья
16.Я стараюсь придерживаться дие-
И
ты, которую разработал сам
17.Я плохо переношу голод и быстро
ц
слабею от него
18.Еда не доставляет мне большого
удовольствия