Регистрационный лист к методике «Акцентуации характера»

Название списка суждений

Номера

выбираемых суждений

наиболее

наименее

характерные

характерные

Самочувствие

Настроение

Сон и сновидения

Пробуждение от сна

Аппетит и отношение к еде

Отношение к спиртным напиткам

Сексуальные проблемы

Отношение к одежде

Отношение к родителям

Отношение к друзьям

Отношение к окружающим

Отношение к незнакомым людям

Отношение к одиночеству

Отношение к будущему

Отношение к новому

Отношение к неудачам

Отношение к приключениям и риску

Отношение к критике и возражениям

Отношение к лидерству

Отношение к опеке и наставлениям

Отношение к правилам и законам

Оценка себя в детстве

Отношение к школе

Оценка себя в данный момент

Отношение к деньгам

Часть I. Психологическая диагностика

Процедура работы с методикой такова. Читая каждый из сле-

дующих списков суждений, испытуемый должен сначала выбрать

три наиболее характерные для него и записать соответствующие

номера во второй графе регистрационного листа, а затем то же

самое сделать для наименее характерных для него, отметив со-

ответствующие номера в третьей графе регистрационного лис-

та. Если он не может выбрать ничего подходящего или же выби-

рает меньше трех суждений, то может ограничиться в своих вы-

борах меньшим числом и, соответственно, вписывает во вторую

и третью графы регистрационного листа меньшее количество

цифр. При повторном чтении списка испытуемому предлагается

выбрать не менее трех суждений, наименее характерных для него,

и записать их номера в третью графу регистрационного листа.

В приводимых далее списках суждений справа имеется их

расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор

данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответ-

ствуют следующим типам: Г — гипертимный, Л — лабильный,

Ц — циклоидный, А — астеноневротический, С — сенситивный,

П — психастенический, Ш — шизоидный, Э — эпилептоидный,

И — истероидный, Н — неустойчивый, К— конформный.

Оценка результатов

За каждый выбор, соответствующий указанному символу, ис-

пытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько,

то число баллов увеличивается по количеству символов. Напри-

мер, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, кото-

рый приписывается развитости у него астеноневротического ха-

рактера, а за выбор символов ГШК — три балла, причем в дан-

ном случае по данному баллу получают показатели развитости у

него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, ши-

зоидного и конформного.

Выводы об уровне развития

Доминирующий тип акцентуированного характера определя-

ется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым.

_________Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей________

Ниже приводится таблица 19, в соответствии с которой по коли-

честву набранных баллов можно судить о степени развитости у

испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой

таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа ука-

зано количество баллов, соответствующее трем уровням разви-

тости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому. Напри-

мер, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов,

то по уровню развития у него соответствующей акцентуации ха-

рактера он считается находящимся на среднем уровне; если по

конформности(К) у него оказалось 10 баллов,то делается вы-

вод о том, что он находится на высоком уровне развития.

Таблица 19

Ключ к оценке степени развитости акцентуаций характера

Акцентуации

Уровень развития акцентуаций характера

характера

низкий

средний

высокий

Гипертимность (Г)

1-8

9-18

19-26

Циклоидность(Ц)

1-8

9-18

19-26

Лабильность (Л)

1-10

11-20

21-32

Лстеноневротичиость (Л)

1-6

7-13

11-19

Сеиситинность (С)

1-9

10-19

20-21

Психастсиичиость (II)

1-8

9-16

17-21

Шизоидность (111)

1-7

8-15

16-22

Эиилентоидность (Э)

1-10

11-20

21-32

Истсроидность (И)

1-10

11-22

23-33

Неустойчивость (II)

1-5

6-12

13-17

Конформность (К)

i-:$

1-7

8-10

В карту индивидуального психологического развития подро-

стка и старшего школьника вносятся словесные оценки уровня

развития каждой акцентуированной черты .характера.

Подшкалы методики оценки акцентуаций характера с

их названиями

Самочувствие

Суждение

Шифр

Наиболее

Наименее

характерные

характерные

1. У меня почти всегда плохое самочувствие

А

Часть I. Психологическая диагностика

2.Я всегда себя чувствую бодрым и

Г

полным сил

3.Дни и недели хорошего самочув-

Ц

ствия у меня чередуются с днями,

когда я себя чувствую плохо

4.Моё самочувствие иногда меняется

Ц

по нескольку раз в день

5.У меня почти всегда что-нибудь

АА

болит

6.Плохое самочувствие возникает у

меня только после огорчений и

неудач

7.Плохое самочувствие появляется у

меня от волнений и ожидания

неприятностей

8.Я легко переношу боль и

Ц

физические страдания

9.Моё самочувствие вполне удов-

НН

летворительное

10.У меня встречаются приступы

С

плохого самочувствия, сопровож-

даемые раздражением и чувством

тоски

11.Моё самочувствие очень зависит

от того, как относятся ко мне ок-

ружающие люди

12.Я очень плохо переношу боль и

физические страдания

Настроение

1. Настроение у меня, как правило,

ГН

хорошее

2. Моё настроение легко меняется

п

Г

по незначительному поводу

3. У меня настроение не очень

зависит от людей, среди которых я

нахожусь

4. У меня почти всегда плохое

настроение

5. Моё настроение зависит от са-

ЦА

мочувствия

6. Когда меня оставляют одного, то

Ш

моё настроение улучшается

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

7.У меня бывают приступы мрачной

раздражительности, во время

8.которых достаётся окружающим

У меня не бывает уныния и

грусти, но нередко возникают

9.раздражённость и гнев

Малейшие неприятности сильно

10.меня огорчают

СЛ

Периоды хорошего настроения

сменяются у меня периодами

11.плохого настроения

Моё настроение обычно такое же,

как у окружающих людей

Сон и сновидения

1. Обычно я сплю хорошо, а сно-

ГН

видениям не придаю значения

2. Мой сон богат яркими, эмо-

Э

циональными сновидениями

3. Я люблю помечтать перед тем, как

К

уснуть

4. Ночью я плохо сплю и чувствую

А

сонливость днём

Я сплю мало, редко вижу сновидения и

ц

5. обычно встаю бодрым У меня

плохой и беспокойный сон, часто

6.

бывают мучительные,

7. тоскливые сновидения

А

Бессонница бывает у меня пе-

риодически, без видимых на то

причин

8. Я не могу спокойно спать, если

утром надо встать в строго оп-

9. ределённое время

Если меня что-то расстроило, то я

10. долго не могу уснуть

ЛА

Я часто вижу разные сны, то

И. радостные, то неприятные

По ночам у меня иногда возника-

12. ют приступы страха Мне часто

снится, что меня обижают

13. Я могу свободно регулировать

свой сон

Часть I. Психологическая диагностика

Пробуждение от сна

1.Мне трудно проснуться в на-

Э

Л

значенный час

2.Обычно я просыпаюсь с неприят-

К

ной мыслью о том, что нужно идти

в школу или на работу

3.В одни дни я встаю весёлым и

жизнерадостным, а в другие — уг-

нетённым и унылым без всякой на

то причины

4.Когда мне нужно, я легко просы-

ц

паюсь

5.Для меня утро — самое тяжёлое

время суток

6.

Мне часто не хочется просыпаться

7.Проснувшись, я нередко ещё долго

л

переживаю то, что видел во сне

8.Периодами по утрам я чувствую

А

себя бодрым, периодами — разби-

тым

9.Утром я встаю бодрым и энер-

нн

гичным

10.С утра я более активен и мне легче

работать, чем вечером

11.Нередко бывает, что, проснув-

шись, я сразу не могу сообразить,

где я нахожусь и что происходит

со мной

12.Я обычно просыпаюсь с мыслью о

ц

том, что предстоит сделать в тече-

ние дня

13.Проснувшись, я люблю полежать в

постели и помечтать

Аппетити отношение к еде

1. Неподходящая обстановка, грязь и

ш

разговоры о неаппетитных вещах

не мешают мне есть

2. Периодами у меня бывает волчий

аппетит, периодами мне ничего не

хочется есть

3. Я ем мало, иногда долго вообще

А

цэ

ничего не ем

4. Мой аппетит зависит от на-

строения

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

5.Я люблю лакомства и деликатесы

ЛЛП

6.Нередко я стесняюсь есть при по-

С

сторонних людях

7.У меня хороший аппетит, но я не

обжора

8.Есть такие кушания, которые вы-

зывают у меня отвращение

9.Я предпочитаю есть немного, но

очень вкусно

10.У меня плохой аппетит

11.Я люблю сытно поесть

н

12.Я ем с удовольствием и не люблю

ограничивать себя в еде

13.Я боюсь испорченной пищи и

всегда тщательно проверяю её ка-

чество

14.Мне легко можно испортить ап-

петит

15.Еда меня интересует прежде всего

как средство для поддержания

здоровья

16.Я стараюсь придерживаться дие-

И

ты, которую разработал сам

17.Я плохо переношу голод и быстро

ц

слабею от него

18.Еда не доставляет мне большого

удовольствия

Наши рекомендации