Надежность психодиагностической методи-
КИ— качество психодиагностической методики, связанное с воз-
можностью получать с ее помощью достаточно стабильные ре-
зультаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств.
Словарь основных терминов
НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ - те переменные, которые
в эксперименте рассматриваются как возможные причины из-
менения зависимых переменных (см.).
НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ - регулиро-
вание поведения человека со стороны социальных норм, приня-
тых в обществе или в группе или усвоенных им в процессе жизни.
НОРМАТИВНОЕ СОЗНАНИЕ — сфера сознания человека,
связанная с пониманием и осознанием, в также принятием им
существующих в обществе норм и правил поведения.
НОРМА ТЕСТА — усредненная оценка по данному тесту
большой группы нормальных, здоровых людей определенного
возраста и культуры. С Н.т. сравниваются показатели отдель-
ных людей, полученные путем их обследования по данному тесту,
и на основе такого сравнения делается вывод о том, находятся ли
они выше или ниже нормы, обладая, соответственно, повышен-
ным или пониженным уровнем психологического развития.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - тот объект, на котором про-
водится научное исследование. Объектом психологического ис-
следования, например, является человек или группа людей.
ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ — класс или классы объектов, явлений
и т.п., к которым относится или которые включает в себя данное
понятие.
ОДНОЗНАЧНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕ-
ТОДИКИ — способность методики отражать в своих показате-
лях только то явление, для диагностики которого она предназ-
начается. Если признаки, используемые в методике для выводов
об уровне развития психологического свойства, отражают не
только данное, но и другие свойства человека, то соответствую-
щая методика не считается однозначной.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — требование, предъявляемое к
научным понятиям. О. понятия предполагает указание на конк-
ретные операции или действия, выполнив которые, человек мо-
жет убедиться в том, что данное понятие не является пустым, т.е. в
том, что включенные в него явления действительно существуют.
ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН - закон, в со-
ответствии с которым сила ощущения, возникающего у челове-
ка под воздействием некоторого стимула, пропорциональна ло-
_______________ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика__________________
гарифму величины стимула, выражаемой в физических едини-
цах. Формула О.п.з. выглядит следующим образом:
S = k-lgl+c,
где S — сила измеряемого ощущения,
/ — величина воздействующего на орган чувств человека сти-
мула,
k, с — постоянные величины, зависящие от органов чувств.
ПЕРЕМЕННАЯ ВЕЛИЧИНА —величина, значения которой
не остаются постоянными и изменяются от опыта к опыту. П.в.
может принимать различные значения.
ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- предварительное ис-
следование некоторой проблемы, направленное на проверку пра-
вильности задуманного эксперимента, его замысла, гипотез и ме-
тодик, плана и программы. В П.и. уточняются детали будущего
эксперимента, поэтому такое исследование иногда называют
пробным.
ПОДШКАЛА ТЕСТА— относительно самостоятельная часть
психологического теста, предназначенная для оценки или изме-
рения одного из нескольких психологических свойств, изучае-
мых при помощи данного теста.
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ- процесс и резуль-
тат приобретения ребенком психологических и поведенческих
особенностей человека определенного пола, включая типичное
ролевое поведение представителей данного пола.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ- специалист-психолог,
имеющий соответствующее высшее образование и решающий за-
дачи психодиагностики, психокоррекции (см.) и психологичес-
кого консультирования (см.), связанные не с проведением науч-
ных исследований, а с оказанием прямой психологической по-
мощи людям.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ— сторона объекта исследова-
ния (см.), которая в данном случае изучается. Например, объек-
том исследования может быть человек в целом, а предметом ис-
следования — особенности его внимания.
ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА— игра ребенка с материальными пред-
метами или их заменителями, подчиненная культурно-истори-
ческим особенностям данного предмета, его назначению в жиз-
Словарь основных терминов
ни людей. Например, игра с книгой как с источником и храните-
лем информации будет предметной, а игра с той же самой кни-
гой, где она используется в качестве подставки, не будет пред-
метной.
ПРОБЛЕМА — сложный, требующий решения научный или
практический вопрос, как правило, такой, прежние попытки ре-
шения которого нельзя признать вполне удовлетворительными.
П. — это вопрос, который все еще стоит на повестке дня и требу-
ет своего решения.
ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ - психологические тесты (см.), ос-
нованные на получении информации о человеке на базе меха-
низма проекции — не вполне осознанного приписывания дру-
гим людям, событиям и вещам собственных мыслей и чувств че-
ловека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - подготовка че-
ловека к овладению той или иной профессией и выполнению на
достаточно высоком уровне соответствующей профессиональной
деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - отбор людей по психо-
логическим и другим качествам, необходимым для овладения и
успешного выполнения той или иной профессиональной деятель-
ности.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ — психологические тесты, ос-
новная задача которых состоит в изучении познавательных и дру-
гих психологических процессов. В П.т. используются данные о
психических процессах для выводов о состоянии и свойствах че-
ловека.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — совокупность прикладных психоло-
гических знаний, умений и навыков, связанных с оказанием че-
ловеку практической психологической помощи в исправлении
его психологии или поведения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - область
деятельности практического психолога (см.), связанная с оказа-
нием психологической помощи людям в форме консультаций и
советов.
ПСИХОТЕРАПИЯ — область теоретических знаний и сово-
купность практических методов психологического воздействия
_______________ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3, Психодиагностика__________________
на больных людей с целью избавления их от разного рода забо-
леваний. П. — сфера деятельности, пограничная между медици-
ной и психологией (см. также психокоррекцию).
РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ — метод математической ста-
тистики, позволяющий свести множество частных зависимостей
между отдельными значениями переменных к их непрерывной
линейной зависимости. В результате Р.а. получают прямую ли-
нию, которая наилучшим образом иллюстрирует (аппроксими-
рует — говоря математическим языком) общий характер зави-
симости между изучаемыми переменными величинами.
РЕЛЕВАНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИТУАЦИИ ПСИ-
ХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ - характеристики ситуа-
ции тестирования, от которых непосредственно зависят его ре-
зультаты. Р.х.с.п.т. включают в себя восприятие испытуемым си-
туации тестирования, целей и задач тестирования, личности экс-
периментатора и его поведения и др.
РЕФЕРАТ — краткое изложение совокупности идей, содер-
жащихся в том или ином тексте или в нескольких текстах: кни-
гах, статьях, докладах и т.п.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — группа людей, на которую ори-
ентируется человек, в которой он заимствует для себя цели, цен-
ности, идеи, нормы, правила поведения. Р.г. в значительной сте-
пени определяет психологию и поведение того человека, для ко-
торого она является референтной.
РЕФЛЕКСИЯ — сосредоточение сознания человека на самом
себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Р. — это также изуче-
ние человеком своей собственной психологии или своего собст-
венного поведения.
СИСТЕМА — сложно организованный объект, состоящий из
множества более или менее устойчивых элементов, взаимосвя-
занных друг с другом. Создание, функционирование и развитие
С. подчиняется'особым законам, не сводимым и не выводимым
из законов функционирования отдельных элементов или част-
ных связей между ними.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ — совокупность признаков, вы-
деляемых данным понятием в тех классах объектов, к которым
оно относится (см. также объем понятия).
Словарь основных терминов
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — система норм, форм и правил пове-
дения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или в
социальной группе (см.) определенное положение.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — устойчивое внутреннее от-
ношение человека к кому-либо или к чему-либо. Су. включает в
себя три компонента: когнитивный (знания), эмоциональный
(переживания) и поведенческий (действия), которые в целом и
определяют отношение к соответствующему объекту.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ТЕСТА - изменение,
приспособление данного теста, созданного в одной стране, куль-
туре или эпохе, к другим социальным условиям, где он приме-
няется впервые. С.а.т. включает в себя как изменение самих тес-
товых заданий, так и уточнение норм.
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА- название методи-
ки, предназначенной для выявления, анализа, табличного, гра-
фического и индексного представления человеческих личных
взаимоотношений, сложившихся в малой группе (см.).
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ - стандартизированная
социометрическая методика (см.), имеющая установленные, про-
веренные нормы и стандартизированную процедуру ее практи-
ческого использования.
СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - проводи-
мое в научных целях наблюдение за поведением людей, предпо-
лагающее наличие определенной схемы наблюдения, в которой
отражено то, что нужно наблюдать, каким образом вести наблю-
дение и представлять его результаты.
СТАТИСТИКА — термин, имеющий два основных значения:
а) область математических или практических знаний, в которой
представлены способы статистического анализа или обобщенные
количественные данные о чем-либо; б) частный показатель, с по-
мощью которого эти данные представляются.
СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — переживания, повышающие
общий тонус организма, увеличивающие его активность и рабо-
тоспособность.
СУБТЕСТ — часть психологического теста или его подшкала
(см.), имеющая самостоятельное значение и оценивающая то или
иное отдельное свойство.
______________ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика______________
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ— аспект проблемы (см.), вопрос,
который специально изучается в данном конкретном исследо-
вании.