Педагогической психологии

Развитие современной психологической науки характеризу-

ется тем, что накопленные десятилетиями знания находят все

большее применение в практике и эта практика постепенно рас-

ширяется, охватывая все новые и новые области человеческой

деятельности. В отличие от прошедших веков не интересы ака-

демической науки, а сама жизнь диктует психологии новые про-

блемы исследования. Если раньше психология в основном пред-

ставляла абстрактные знания, добытые в научных лабораториях

и излагаемые с кафедр университетов, то в настоящее время бы-

стрыми темпами развиваются прикладные отрасли психологии,

где также широкое применение находит эксперимент. Однако

такой эксперимент ориентирован не на получение так называе-

мых «чистых» знаний, а на решение жизненных, практических

проблем и задач. К подобного рода экспериментам может быть

отнесена, например, опытная проверка ценности и полезности

психологических рекомендаций, используемых в практической

медицине, образовании, экономике, праве и других областях жизни.

Такому состоянию дел соответствует сложившееся разделе-

ние развитых отраслей психологии на собственно научные и при-

кладные. Научные направления ориентированы на получение тео-

ретических знаний, необходимых для общего, принципиально-

го решения проблем, связанных с познанием человека, его пси-

хологии и поведения. В прикладных отраслях на научной осно-

ве ставятся и решаются практические задачи, связанные с со-

вершенствованием деятельности человека, улучшением его по-

ведения и повышением уровня психологического развития, вы-

рабатываются практические рекомендации.

По указанной логике выделяют научно-познавательные и

прикладные направления исследований в педагогической пси-

хологии, в том числе экспериментально-научную педагогическую

психологию и экспериментально-практическую педагогическую

психологию наряду с теоретической научной и теоретической

прикладной психологией. В научно-познавательных психолого-

педагогических исследованиях в основном добываются знания,

Ч

асть I I. В

ведение в научное психологическое исследование

которые обогащают соответствующую науку, но не всегда нахо-

дят практическое применение, а в прикладных психолого-педа-

гогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются

гипотезы и предположения, практическая реализация которых

должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Речь

идет прежде всего о практике обучения и воспитания детей, под-

готовки и повышения квалификации специалистов, в том числе

преподавателей, учителей и руководителей системы образования.

Основными признаками любого экспериментального психо-

лого-педагогического исследования являются следующие:

1. Наличие проблемы,т.е. актуального и жизненно значимо-

го вопроса, который требует решения и на который невозможно

найти правильный ответ без проведения специального экспери-

ментального научного исследования.

2. Наличие научной гипотезы — четко, логически непротиво-

речиво сформулированного предположения о том, как в прин-

ципе может быть разрешена проблема.

3. Наличие такого гипотетического решения данной пробле-

мы,которое не является очевидным и требует доказательства

или проверки.

4. Подготовка и проведение научного эксперимента,предназ-

наченного для проверки этой гипотезы.

5. Сравнение экспериментально установленных результатов

с данными, имеющимися до проведения исследования, с исполь-

зованием достоверных и точных методов математической ста-

Тистики.

Приведем несколько примеров прикладных эксперименталь-

ных психолого-педагогических исследований.

Пример 1.Эксперимент, цель которого состоит в том, чтобы

найти и практически проверить эффективные психолого-педа-

гогические средства ускорения развития ребенка.

Предполагается, что психолог-экспериментатор, наблюдаю-

щий за ходом процесса развития детей в сложившихся условиях

их обучения и воспитания, сопоставляя это развитие с резерв-

ными возможностями ребенка, делает вывод о том, что в сложив-

шейся педагогической практике эти возможности используют-

ся далеко не полностью. Проанализировав причины такого со-

______Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология

стояния дел, исследователь формулирует гипотезу, включающую

в себя предположение о характере желательных изменений и их

возможном эффекте. Эта гипотеза может, например, содержать

в себе утверждение о том, что задуманное (проверяемое в экспе-

рименте) изменение условий обучения и воспитания должно бу-

дет привести к ускорению психологического развития детей.

Далее, исходя из сформулированной гипотезы, задумывает-

ся и проводится эксперимент, направленный на проверку дан-

ной гипотезы. Если она подтверждается, то на ее основе делают-

ся выводы и даются практические рекомендации по совершен-

ствованию обучения и воспитания детей, которые затем внедря-

ются в жизнь.

Пример 2.Эксперимент, предполагающий научную провер-

ку некоторого нового метода обучения.

Допустим, что, изучив реальное состояние дел в применении

на практике различных методов обучения, психолог или педагог

делает вывод о том, что сложившиеся методы обучения недоста-

точно и не полностью учитывают возможности усвоения детьми

полезной учебной информации, что эти методы могут и должны

быть существенно улучшены или заменены на более совершенные.

Далее в форме научной гипотезы высказывается предполо-

жение о том, каким должен быть более совершенный метод обу-

чения, и для проверки правильности данной гипотезы организу-

ется и проводится эксперимент. Суть эксперимента может со-

стоять в том, чтобы доказать данную гипотезу, т.е. продемонст-

рировать, что предложенный новый или измененный старый ме-

тод обучения действительно дает в научении лучшие результа-

ты, чем до сих пор применяемые методы. Подтверждение этой

гипотезы в научном прикладном эксперименте явится основа-

нием для дальнейшего внедрения в педагогическую практику но-

вого метода обучения.

Наши рекомендации