Методике социально-психологической самоаттестации группы как

Коллектива

Словесная оценочная шкала

никто почти мень-

поло-

боль-

почти

все

затрудняюсь

никто

шинство вина

шинство

все

сказать

Количественная оценочная шкала

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

И.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

ны и развиты такие отношения между ее членами. Свою группу

вы будете оценивать по каждому из 75 суждений в отдельности,

пользуясь при этом имеющимся у вас бланком и шкалой, пред-

ставленной в верхней его части. Порядок работы с методикой

следующий: после того как вам будет зачитано первое суждение,

вы должны будете оценить по нему свою группу и выбранную

вами оценку поставить справа от номера соответствующего суж-

дения на бланке. Затем зачитывается второе суждение и проце-

дура повторяется многократно до тех пор, пока каждый из вас не

оценит свою группу по всем 75 суждениям». Замечание.Если

по тому или иному суждению испытуемый не в состоянии

оценить свою группу, то в бланк вместо конкретной цифровой

оценки вносится прочерк «-», соответствующий последнему

пункту словесной оценочной шкалы «затрудняюсь сказать».

Необходимо, однако, стараться, чтобы этих прочерков было

как можно меньше. После того как все бланки заполнены

членами группы, производятся анализ и оценка результатов

исследования.

Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей

Анализ и оценка результатов исследования

В первую очередь при анализе результатов исследования ре-

шается вопрос о доверии ответам испытуемых. Решение о дове-

рии принимается на следующих двух основаниях:

1. Если ответы испытуемых на все контрольные вопросы, по

ставленные в бланке под номерами 15, 30, 45, 60 и 75 оказались

стандартными, т.е. равными 0 баллов. В самом деле, именно та

кую оценку по всем этим вопросам должен проставить внима

тельный и добросовестно выполняющий свое дело испытуемый,

так как на самом деле нет ни одного человека, кто бы «никогда и

ни в чем не ошибался» (15-й вопрос), «никогда и ни в чем не со

мневался» (30-й вопрос), «всегда и во всем был прав» (45-й воп

рос), «умел делать все на свете» (60-й вопрос) и «на любой воп

рос мог дать правильный ответ» (75-й вопрос).

Часто встречается такая ситуация, когда в одном и том же

бланке имеются правильные и неправильные ответы на конт-

рольные вопросы. Тогда принимается компромиссное решение:

часть бланка, где встретились ошибочные ответы, бракуется, а

та часть, где ответы на контрольные вопросы оказались соответст-

вующими эталону, сохраняется и используется в процессе дальней-

ших подсчетов. Если, к примеру, неверный ответ на контрольный

вопрос встретился во второй строке бланка, то она и предыдущая

строка, в конце которой не было контрольных вопросов, просто ак-

куратно вычеркиваются из соответствующего бланка.

2. Если среди различных оценок, имеющихся в бланке дан

ного испытуемого, встречается не менее трех разных, например:

1, 3 и 5 или 2, 4 и 5. Заметим, что наличие не менее трех разных

оценок в бланке ответов испытуемого означает, что он достаточ

но хорошо различает уровень развития в группе разных межлич

ностных отношений.

Дальнейшей статистической обработке, преследующей цель

получения оценок, характеризующих уровень развития в груп-

пе разных межличностных отношений, подлежат только те блан-

ки испытуемых или их части, которые выдержали проверку по

пункту 1 и пункту 2.

Все оказавшиеся годными для статистической обработки

бланки сначала разрезаются на вертикальные полосы так, как

Часть I. Психологическая диагностика

это показано на схеме 1, которая представляет собой образец уже

заполненного испытуемым и оказавшегося годным для обработ-

ки бланка. Линии вертикального разреза показаны на нем столб-

цами точек. Эти столбцы как бы отделяют друг от друга столбцы

порядковых номеров суждений, относящихся к отдельным под-

шкалам методики, вместе с оценками испытуемого по этим суж-

дениям1.

1.3

2.4

3.5

4.—

5.3

6.5

7.6

8.-

9.5

10.4

11.2

12.4

13.1

14.6

16.3

17.6

18.5

19.3

20.2

21.3

22.5

23.4

24.5

25.4

26.3

27.1

28.4

29.4

31.5

32.3

33.2

34.1

35.3

36.5

37.5

38.4

39.3

40.2

41.5

42.6

43.4

44.6

46.5 '

47.3

48.4

49.5

50.4

51.6

52.5

53.3

54.4

55.5

56.2

57.3

58.5

59.6

61.5

62.3

63.2

64.4

65.6

66.5

67.4

68.3

69.3

70.4

71.5

72.4

73.6

74.5

Схема 1. Пример разрезания заполненного и признанного годным для

статистической обработки бланка испытуемого в методике СПСК

На следующем этапе подготовки материалов к статистичес-

кой обработке полученные полосы, содержащие порядковые номе-

ра суждений, относящихся к одной и той же подшкале, наклеива-

ются рядом друг с другом на чистый лист бумаги так, как это,

например, показано на схеме 2. (Для упрощения картины оцен-

ки, сделанные испытуемым, на этом рисунке не показаны.) Ко-

личество полос, наклеенных на лист бумаги, будет соответство-

вать количеству признанных годными полностью или частично

для дальнейшей статистической обработки бланков испытуемых.

В итоге описанной процедуры должно получиться 7 листов с

наклеенными на них полосами, относящимися к семи разным

подшкалам методики.

Заметим, что в некоторых признанных годными для статис-

тической обработки бланках часть строк может оказаться вы-

черкнутой. В этом случае и на листе, представленном на схеме 2,

1 Предварительно от бланка испытуемого отрезается и отбрасывается край-

ний правый столбец с оценками по контрольным суждениям и оценочная шка-

ла (верхняя часть бланка)

Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

8.

8.

8.

8.

8.

8.

8.

8.

8.

16.

16.

16.

16.

16.

16.

16.

16.

16.

23.

23.

23.

23.

23.

23.

23.

23.

23.

31.

31.

31.

31.

31.

31.

31.

31.

31.

38.

38.

38.

38.

38.

38.

38.

38.

38.

46.

46.

46.

46.

46.

46.

46.

46.

46.

53.

53.

53.

53.

53.

53.

53.

53.

53.

61.

61.

61.

61.

61.

61.

61.

61.

68.

68.

68.

68.

68.

68.

68.

68.

68.

Схема 2. Пример наклеенных на лист бумаги вертикальных полос от бланка

испытуемого, соответствующих одной подшкале методики СПСК

будут вычеркнуты некоторые цифры. Эти цифры не должны при-

ниматься в расчет в процессе статистической обработки резуль-

татов (считается, что в данном случае ответ испытуемого явля-

ется неопределенным).

Теперь можно уже непосредственно приступать к статисти-

ческой обработке полученных результатов.

Сначала вычисляются средние оценки по каждому из 70 ра-

бочих суждений. Для того, чтобы их получить, достаточно сло-

жить баллы, имеющиеся в каждой строке листа бумаги с накле-

енными на нем столбцами цифр, и разделить полученный резуль-

тат на число суммированных значимых цифр в данной строке.

Итог суммирования и последующего деления записывается спра-

ва от соответствующей строки оценок с точностью до одного зна-

ка после запятой. Пример подобных расчетов показан на схеме 3

для первого суждения первой подшкалы методики.

Схема 3. Пример вычисления средней величины по первому суждению

методики СПСК.

Прочерки («—») или зачеркнутые цифры не считаются зна-

чимыми и при вычислении средних величин не учитываются.

Если, например, в соответствующей строке, составленной из 10

наклеенных на лист полос, имеется один прочерк и одна зачерк-

нутая цифра, то полученная сумма делится на 8.

_____________ Ч

асть I . П

сихологическая диагностика _________________

Замечание.Если количество значимых цифр, имеющихся в

строке, меньше половины числа полос, наклеенных на лист, то

соответствующая средняя не вычисляется и считается неопре-

деленной. Вместо нее справа после знака равенства (схема 3) за-

писывается прочерк «—». Аналогичное правило подсчета сред-

них величин действует и во всех других случаях, когда к ним

приходится обращаться.

В результате построчного вычисления средних оценок по дан-

ным, содержащимся в листах с наклеенными на них полосами,

получают 70 оценок данной группы по частным суждениям, имею-

щимся в методике. Эти оценки, соответственно, характеризуют

степень развитости в группе, как коллективе, семидесяти част-

ных видов отношений, отраженных в данных суждениях. На этом

первый этап статистической обработки результатов завершается.

На следующем этапе, работая уже с данными, полученными

на первом этапе, можно вычислить средние показатели развитос-

ти в группе тех отношений, которые отражены в семи подшка-

лах методики: ответственности, коллективизма, сплоченности,

контактности, открытости, организованности и информирован-

ности. Для этого достаточно на каждом листе бумаги с наклеен-

ными полосами сложить полученные средние оценки по верти-

кали и сумму разделить на число этих оценок (имеются в виду

те средние оценки, пример которых показан на схеме 3 справа

после знака равенства). Ниже показано, как это делается1.

Пример расчета средней для подшкалы '

Первичные данные для упрощения не показаны.

________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей________

Вычисленная в данном примере средняя величина, характе-

ризующая уровень развития отношений, связанных с одной из

подшкал методики, представлена справа внизу под чертой. Она

получена в результате суммирования всех цифр, находящихся в

вертикальном столбце, и деления суммы на 8 (две частные оцен-

ки отсутствуют, а вместо них стоят прочерки, поэтому деление

производится не на 10, а на 8).

На третьем этапе статистической обработки вычисляют об-

щую оценку изученной группы как коллектива. Для этого до-

статочно сложить все средние по подшкалам, полученные на

предыдущем этапе статистического анализа, и разделить сумму

на число таких средних (оно может быть равно 7, если все сред-

ние оценки по отдельным подшкалам были получены, или мень-

ше, если часть таких оценок отсутствует).

Таким образом, в результате трех этапов проведенного ста-

тистического анализа получают три типа оценок группы как кол-

лектива:

1. Частные оценки степени развитости в нем 70 видов отно-

шений, которые отражены в соответствующих 70 суждениях ме-

тодики.

2. Средние оценки 7 видов отношений более общего плана,

отраженных в соответствующих 7 подшкалах методики.

3. Одну общую оценку уровня развитости всех отношений в

данной группе, которая одновременно является показателем

уровня развития данной группы как коллектива.

Все эти данные затем вносятся в специальную диаграмму, на-

зываемую социально-психологическим рельефом группы. На

рис. 67 показан не заполненный образец такой диаграммы, а на

рис. 68 — с уже внесенными в него статистическими показателя-

ми трех описанных выше типов: 1-3.

Социально-психологический рельеф группы как коллекти-

ва является круговой диаграммой, на которой с помощью лома-

ной кривой и в цифрах изображаются разные оценки, характе-

ризующие уровень развития данной группы. Семь больших сек-

торов рельефа последовательно, по часовой стрелке, представ-

ляют подшкалы методики, названия которых вписаны по пери-

метру рельефа. Сразу под этими названиями приведены поряд-

_________________Ч

асть I . П

сихологическая диагностика _____________

Рис. 67. Образец матрицы социально-психологического рельефа к

методике СПСК.

_________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей________

Рис. 68. Социально-психологический рельеф группы как коллектива.

Таблица

24 Карта индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника

Фамилия, имя

_______________________________

Класс (группа)____________

Возраст (на момент проведения первого обследования)

_______________________________

Внимание

Память

Кольца Ландольта

зрительная

слуховая

опосред-

Динамика процесса

продуктив-

распре-

переклю-

объём

объём опера-

объём опера-

ствован-

заучивания

ность и

деление

чение

тивная

тивная

ная

продуктив-

динамич-

устойчи-

ность за-

ность за-

вость

учивания

учивания

Таблица 24 (продолжение)

о

Мышление

Воображение и речь

Личность

0J

«Логико-коли-

Тест Айзенка

Тест Беннета «Вербальная «Активный тип

акцентуации

чественные от-

математи-

лингвисти-

техническое

фантазия»

словарный темпера-

характера

ношения»

ческое

ческое

мышление

запас»

мента

гипер-

цикло-

Логика

мышление

мышление

тимность

идность

мышления

Таблица 24 (продолжение)

Личность

Акцентуации характера

Тревожность

Агрессивность

(по Спилбергеру)

астено-

сенси-

псих- шизоид- эпилеп-

истеро- неустой- конформ- ситуаци-

личностная

невро-

тив-

-астенич- носгь

тоид-

ид-

чивость

ность

онная

тичность ность

ность

носгь

ность

Таблица 24 (продолжение)

Личность

Межличностные отношения

Мотивация дости-

Социометрический

«Социально-психологическая

жения успехов

статус

самоаттестация группы принадлежности»

стремле-

боязнь по вы- по откло-

ответ- коллек-

спло-

кон-

откры- органи-

инфор-

общий пока-

ние к

неудачи борам нениям

ствен- тивизм

чён-

такт-

тость

зован-

мирован-

затель уровня

успеху

ность

ность

ность

ность

ность

развития

Часть I. Психологическая диагностика

ковые номера тех суждений методики СПСК, которые входят в

каждую подшкалу. Им на рельефе соответствуют 70 мелких сек-

торов, по 10 в каждом большом секторе. На верхнем радиусе релье-

фа нанесена оценочная шкала, используемая в методике. Имею-

щиеся на нем цифры от 0 до 6, идущие от центра к периферии,

соответствуют минимальной и максимальной оценке, которую

может получить любой вид изучаемых отношений. Через пунк-

ты этой шкалы, соответствующие целым значениям оценок, про-

ведены концентрические окружности, которых на рельефе так-

же 6. В самом центре рельефа представлены 7 подшкал методи-

ки с их порядковыми цифровыми обозначениями и место для

выставления общей оценки группы как коллектива (централь-

ный малый круг рельефа).

В центральный малый круг рельефа (см. рис. 68 для приме-

ра) записывается общая оценка уровня развития в группе всей

системы изученных отношений. В расположенные близко к цент-

ру рельефа малые сектора, следующие сразу после номеров под-

шкал, вносятся средние оценки отношений, соответствующих от-

дельным подшкалам методики, причем порядковая нумерация

этих оценок соответствует порядку следования слева направо

подшкал в бланке испытуемого (табл. 23). Оценки, полученные

по 70 частным суждениям, отмечаются в виде точек в 70 малых

секторах рельефа, обозначенных сверху цифрами, соответствую-

щими порядковым номерам суждений. Точка ставится в середи-

не малого сектора в том месте по вертикали, которое на задан-

ной оценочной шкале соответствует данной оценке. В заключе-

ние все точки соединяются между собой ломаной кривой, как

это показано на рис. 68. Она и представляет собой графический

рельеф группы.

Таким образом, о группе, результаты исследования которой

по методике СПСК представлены на рис. 68, можно сказать сле-

дующее. Общий уровень ее развития как коллектива характери-

зуется величиной 3,5 балла. По подшкалам данная группа полу-

чила, соответственно, следующие оценки: 1. Ответственность —

4,1 балла. 2. Коллективизм — 3,7 балла. 3. Сплоченность — 3,4 бал-

ла. 4. Контактность — 3,6 балла. 5. Открытость — 2,7 балла. 6. Ор-

ганизованность — 2,8 балла. 7. Информированность — 4,4 балла.

________Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

________

Наши рекомендации