Группы как коллектива (СПСК)

Основу данной методики, предназначенной для комплексной

оценки уровня развития в группе отношений, характерных для

коллектива, составляет следующий список суждений [всего их 75,

причем 5 из них — контрольные (они отмечены в списке крести-

ками слева) и 70 — рабочие].

1. Свои слова подтверждают делом.

2. Осуждают проявления эгоизма и индивидуализма.

3. Имеют одинаковые убеждения.

4. Радуются успехам друг друга.

1. Оказывают помощь и поддержку другим группам и но-

вичкам в своей группе.

5. Слаженно работают, умело взаимодействуют друг с другом.

6. Знают стоящие перед группой задачи.

7. Достаточно требовательны друг к другу.

8. Все вопросы решают сообща.

10.Единодушны в оценках проблем, стоящих перед группой.

11.Доверяют друг другу.

12. Делятся опытом работы с другими группами и новичка-

ми в своей группе.

13.Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.

Часть I. Психологическая диагностика

14. Хорошо знают итоги работы группы. +

15. Никогда и ни в чем не ошибаются.

16. Правильно оценивают свои успехи и неудачи.

17. Личные интересы не ставят выше интересов всей группы.

18. Имеют общие увлечения (хобби).

19. Защищают друг друга.

20. Считаются с интересами других групп и новых членов в

своей группе.

21. Заменяют друг друга в групповых делах при необходимости.

22. Знают как положительные, так и отрицательные стороны

в работе группы.

23. Трудятся с полной отдачей сил над решением стоящих пе-

ред группой задач.

24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.

25. Быстро добиваются согласия при распределении обязан-

ностей в группе.

26. Помогают друг другу.

27. Справедливо относятся не только к своей, но и к другим

группам, не только к старым, но и к новым ее членам.

28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в ра-

боте группы.

29. Хорошо знают правила поведения в группе.

+ 30. Никогда ни в чем не сомневаются.

31. Не бросают начатое дело на полпути.

32. Горячо отстаивают принятые в группе нормы и правила

поведения.

33. Одинаково правильно оценивают успехи группы.

34. Искренне огорчаются при неудачах товарищей по группе.

35. Одинаково правильно оценивают работу как своей, так и

других групп, как старых, так и новых членов группы.

36. Умеют предупреждать и разрешать конфликты, возникаю-

щие в группе.

37. Хорошо знают свои обязанности.

38. Сознательно подчиняются дисциплине.

39. Искренне верят в свою группу.

40. Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.

41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

42. Никогда не подчеркивают преимуществ своей группы пе-

ред другими группами, преимуществ старых ее членов перед но-

выми.

43. Быстро находят между собой общий язык.

44. Знают, как лучше всего взаимодействовать друг с другом

в совместной работе.

+ 45. Всегда и во всем правы.

46. Личные интересы не ставят выше интересов других чле-

нов группы.

47. Активно поддерживают полезные для группы начинания.

48. Имеют сходные представления о нравственности.

49. Доброжелательно относятся друг к другу.

50. Тактично ведут себя по отношению не только к своей, но

и к другим группам, по отношению не только к старым, но и к

новым членам группы.

51. Способны взять на себя руководство группой, если потре-

буется.

52. Хорошо знают права и обязанности друг друга.

53. По-хозяйски относятся к материальным ценностям группы.

54. Поддерживают добрые начинания в группе.

55. Придерживаются одинаковых точек зрения о том, каки-

ми качествами должен обладать каждый член группы.

56. Уважают друг друга.

57. Активно стремятся к сотрудничеству с другими группа-

ми и с новыми членами в своей группе.

58. Готовы при необходимости взять на себя обязанности то-

варищей по группе.

59. Хорошо знают черты характера друг друга.

+ 60. Умеют делать все на свете.

61. Ответственно выполняют любую работу.

62. Оказывают активное сопротивление всему, что разобща-

ет группу.

63. Одинаково правильно оценивают распределение различ-

ных поощрений между членами группы.

64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

65. Искренне радуются успехам других групп, новых членов

своей группы.

Часть I. Психологическая диагностика

66. Действуют организованно и дружно в сложных ситуациях.

67. Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки

друг друга.

68. Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.

69. Лично заботятся об успехах группы.

70. Одинаково правильно оценивают наказания, которые за

ошибки получают члены группы.

71. Внимательно относятся друг к другу.

72. Искренне огорчаются при неудачах не только своей, но и

других групп, не только старых, но и новых членов группы.

73. Быстро и бесконфликтно во всех ситуациях находят та-

кое распределение обязанностей между собой, которое вполне

устраивает всех.

74. Хорошо знают, как обстоят друг у друга дела.

+ 75. На любой вопрос могут дать правильный ответ.

При помощи 70 рабочих суждений, включенных в этот спи-

сок, оценивается уровень развития в данной группе разнообраз-

ных отношений, характерных для сформировавшегося коллек-

тива. Контрольные суждения служат определению того, можно

ли доверять ответам, предложенным испытуемыми на рабочие

суждения. Если ответы на контрольные суждения окажутся от-

личными от тех, какими они должны быть при внимательном и

искреннем отношении к участию в исследовании со стороны чле-

нов изучаемой группы, то в свою очередь ответы на рабочие суж-

дения считаются ненадежными и не заслуживающими доверия.

Все 70 рабочих суждений в методике разделены на 7 групп

по 10 суждений в каждой. Это — подшкалы данной методики,

при помощи которых экспериментально оценивается степень

развитости в группе как коллективе 7 видов отношений. Эти от-

ношения следующие:

1. Ответственность.Отношения членов группы к совмест-

ной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой.

2. Коллективизм.Стремление сообща решать все вопросы,

сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.

3. Сплоченность.Единство мнений членов группы по самым

важным для нее вопросам, а также единство действий в самых

существенных жизненных ситуациях.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

4. Контактность.Взаимная общительность, личные, эмоцио-

нально-непосредственные отношения между членами группы.

5. Открытость.Отношения членов группы к другим группам

или к новым участникам своей группы.

6. Организованность.Способность к быстрому созданию и

изменению организационной структуры деловых взаимоотноше-

ний, необходимых для эффективной групповой работы.

7. Информированность.Доступность всем членам группы

наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом

члене группы.

В бланке, представленном в табл. 23, которым пользуются чле-

ны группы в процессе ее обследования, слева направо вертикаль-

ными рядами цифр обозначены номера рабочих суждений ме-

тодики (за исключением крайнего правого столбца, где распо-

ложены номера контрольных суждений). Каждый из семи рас-

полагающихся слева направо столбцов включает в себя номера

тех суждений, которые включены в отдельную подшкалу мето-

дики, а сами подшкалы с первой по седьмую представлены в этом

бланке столбцами, следующими друг за другом в соответствую-

щем порядке. Так, например, первый слева столбец представля-

ет подшкалу «ответственность»; второй слева столбец — подшка-

лу «коллективизм» и так далее.

В верхней части бланка (табл. 23) представлена оценочная

шкала, пользуясь которой члены изучаемой группы дают оцен-

ки отношениям в своей группе по каждому из 70 рабочих и 5

контрольных суждений, перечисленных выше. Соответствующие

оценки сначала даются в словесных формулировках оценочной

шкалы, затем переводятся в баллы, и эти баллы проставляются в

бланке слева от порядкового номера соответствующего суждения.

Перед началом исследования каждый член группы получает

по одному бланку, изображенному в табл. 23, и инструкцию сле-

дующего содержания:

«Сейчас вам будет зачитан список суждений, которые харак-

теризуют отношения, существующие в развитом, сформировав-

шемся коллективе. При помощи этих суждений вы должны бу-

дете оценить степень развитости своей группы как коллектива,

т.е. сказать, насколько в вашей собственной группе представле-

Часть I. Психологическая диагностика

Таблица 23 Бланк испытуемого к

Наши рекомендации