Группы как коллектива (СПСК)
Основу данной методики, предназначенной для комплексной
оценки уровня развития в группе отношений, характерных для
коллектива, составляет следующий список суждений [всего их 75,
причем 5 из них — контрольные (они отмечены в списке крести-
ками слева) и 70 — рабочие].
1. Свои слова подтверждают делом.
2. Осуждают проявления эгоизма и индивидуализма.
3. Имеют одинаковые убеждения.
4. Радуются успехам друг друга.
1. Оказывают помощь и поддержку другим группам и но-
вичкам в своей группе.
5. Слаженно работают, умело взаимодействуют друг с другом.
6. Знают стоящие перед группой задачи.
7. Достаточно требовательны друг к другу.
8. Все вопросы решают сообща.
10.Единодушны в оценках проблем, стоящих перед группой.
11.Доверяют друг другу.
12. Делятся опытом работы с другими группами и новичка-
ми в своей группе.
13.Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
Часть I. Психологическая диагностика
14. Хорошо знают итоги работы группы. +
15. Никогда и ни в чем не ошибаются.
16. Правильно оценивают свои успехи и неудачи.
17. Личные интересы не ставят выше интересов всей группы.
18. Имеют общие увлечения (хобби).
19. Защищают друг друга.
20. Считаются с интересами других групп и новых членов в
своей группе.
21. Заменяют друг друга в групповых делах при необходимости.
22. Знают как положительные, так и отрицательные стороны
в работе группы.
23. Трудятся с полной отдачей сил над решением стоящих пе-
ред группой задач.
24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.
25. Быстро добиваются согласия при распределении обязан-
ностей в группе.
26. Помогают друг другу.
27. Справедливо относятся не только к своей, но и к другим
группам, не только к старым, но и к новым ее членам.
28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в ра-
боте группы.
29. Хорошо знают правила поведения в группе.
+ 30. Никогда ни в чем не сомневаются.
31. Не бросают начатое дело на полпути.
32. Горячо отстаивают принятые в группе нормы и правила
поведения.
33. Одинаково правильно оценивают успехи группы.
34. Искренне огорчаются при неудачах товарищей по группе.
35. Одинаково правильно оценивают работу как своей, так и
других групп, как старых, так и новых членов группы.
36. Умеют предупреждать и разрешать конфликты, возникаю-
щие в группе.
37. Хорошо знают свои обязанности.
38. Сознательно подчиняются дисциплине.
39. Искренне верят в свою группу.
40. Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.
41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
42. Никогда не подчеркивают преимуществ своей группы пе-
ред другими группами, преимуществ старых ее членов перед но-
выми.
43. Быстро находят между собой общий язык.
44. Знают, как лучше всего взаимодействовать друг с другом
в совместной работе.
+ 45. Всегда и во всем правы.
46. Личные интересы не ставят выше интересов других чле-
нов группы.
47. Активно поддерживают полезные для группы начинания.
48. Имеют сходные представления о нравственности.
49. Доброжелательно относятся друг к другу.
50. Тактично ведут себя по отношению не только к своей, но
и к другим группам, по отношению не только к старым, но и к
новым членам группы.
51. Способны взять на себя руководство группой, если потре-
буется.
52. Хорошо знают права и обязанности друг друга.
53. По-хозяйски относятся к материальным ценностям группы.
54. Поддерживают добрые начинания в группе.
55. Придерживаются одинаковых точек зрения о том, каки-
ми качествами должен обладать каждый член группы.
56. Уважают друг друга.
57. Активно стремятся к сотрудничеству с другими группа-
ми и с новыми членами в своей группе.
58. Готовы при необходимости взять на себя обязанности то-
варищей по группе.
59. Хорошо знают черты характера друг друга.
+ 60. Умеют делать все на свете.
61. Ответственно выполняют любую работу.
62. Оказывают активное сопротивление всему, что разобща-
ет группу.
63. Одинаково правильно оценивают распределение различ-
ных поощрений между членами группы.
64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
65. Искренне радуются успехам других групп, новых членов
своей группы.
Часть I. Психологическая диагностика
66. Действуют организованно и дружно в сложных ситуациях.
67. Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки
друг друга.
68. Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.
69. Лично заботятся об успехах группы.
70. Одинаково правильно оценивают наказания, которые за
ошибки получают члены группы.
71. Внимательно относятся друг к другу.
72. Искренне огорчаются при неудачах не только своей, но и
других групп, не только старых, но и новых членов группы.
73. Быстро и бесконфликтно во всех ситуациях находят та-
кое распределение обязанностей между собой, которое вполне
устраивает всех.
74. Хорошо знают, как обстоят друг у друга дела.
+ 75. На любой вопрос могут дать правильный ответ.
При помощи 70 рабочих суждений, включенных в этот спи-
сок, оценивается уровень развития в данной группе разнообраз-
ных отношений, характерных для сформировавшегося коллек-
тива. Контрольные суждения служат определению того, можно
ли доверять ответам, предложенным испытуемыми на рабочие
суждения. Если ответы на контрольные суждения окажутся от-
личными от тех, какими они должны быть при внимательном и
искреннем отношении к участию в исследовании со стороны чле-
нов изучаемой группы, то в свою очередь ответы на рабочие суж-
дения считаются ненадежными и не заслуживающими доверия.
Все 70 рабочих суждений в методике разделены на 7 групп
по 10 суждений в каждой. Это — подшкалы данной методики,
при помощи которых экспериментально оценивается степень
развитости в группе как коллективе 7 видов отношений. Эти от-
ношения следующие:
1. Ответственность.Отношения членов группы к совмест-
ной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой.
2. Коллективизм.Стремление сообща решать все вопросы,
сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.
3. Сплоченность.Единство мнений членов группы по самым
важным для нее вопросам, а также единство действий в самых
существенных жизненных ситуациях.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
4. Контактность.Взаимная общительность, личные, эмоцио-
нально-непосредственные отношения между членами группы.
5. Открытость.Отношения членов группы к другим группам
или к новым участникам своей группы.
6. Организованность.Способность к быстрому созданию и
изменению организационной структуры деловых взаимоотноше-
ний, необходимых для эффективной групповой работы.
7. Информированность.Доступность всем членам группы
наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом
члене группы.
В бланке, представленном в табл. 23, которым пользуются чле-
ны группы в процессе ее обследования, слева направо вертикаль-
ными рядами цифр обозначены номера рабочих суждений ме-
тодики (за исключением крайнего правого столбца, где распо-
ложены номера контрольных суждений). Каждый из семи рас-
полагающихся слева направо столбцов включает в себя номера
тех суждений, которые включены в отдельную подшкалу мето-
дики, а сами подшкалы с первой по седьмую представлены в этом
бланке столбцами, следующими друг за другом в соответствую-
щем порядке. Так, например, первый слева столбец представля-
ет подшкалу «ответственность»; второй слева столбец — подшка-
лу «коллективизм» и так далее.
В верхней части бланка (табл. 23) представлена оценочная
шкала, пользуясь которой члены изучаемой группы дают оцен-
ки отношениям в своей группе по каждому из 70 рабочих и 5
контрольных суждений, перечисленных выше. Соответствующие
оценки сначала даются в словесных формулировках оценочной
шкалы, затем переводятся в баллы, и эти баллы проставляются в
бланке слева от порядкового номера соответствующего суждения.
Перед началом исследования каждый член группы получает
по одному бланку, изображенному в табл. 23, и инструкцию сле-
дующего содержания:
«Сейчас вам будет зачитан список суждений, которые харак-
теризуют отношения, существующие в развитом, сформировав-
шемся коллективе. При помощи этих суждений вы должны бу-
дете оценить степень развитости своей группы как коллектива,
т.е. сказать, насколько в вашей собственной группе представле-
Часть I. Психологическая диагностика
Таблица 23 Бланк испытуемого к