Педагогических исследований
Настоящий научный эксперимент требует тщательной и дли-
тельной подготовки, в ходе которой осуществляются:
1. Выделение темы и предварительное определение пробле-
мы исследования.
2. Подбор и анализ литературы.
3. Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования.
Ч
асть I I. В
ведение в научное психологическое исследование
4. Подбор, разработка и апробация психодиагностических и
исследовательских методик.
5. Выбор схемы организации и проведения эксперимента.
6. Подготовка и проведение эксперимента.
7. Обработка и анализ полученных в эксперименте результатов.
8. Формулировка на основе полученных данных выводов и
практических рекомендаций.
Практически почти каждый из названных этапов подготов-
ки, организации и проведения эксперимента, за исключением
только некоторых, может выступать и как вполне самостоятель-
ное, независимое исследование. В этой связи выделяют кроме
эксперимента по меньшей мере еще шесть видов психолого-
педагогических исследований:
1. Обзорно-аналитическое.
2. Обзорно-критическое.
3. Теоретическое.
4. Эмпирическое описательное.
5. Эмпирическое объяснительное.
6. Методическое.
Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и
изучение литературы по теме с последующим систематическим
изложением и анализом проработанного материала, рассчитан-
ного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оце-
нить исследования, посвященные избранной теме. Основная за-
дача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным
определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые
ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предсто-
ит найти ответы.
Информационный материал, накопленный в результате изу-
чения литературы, представляется в виде научного реферата, где
кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения
их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся
данных.
Если подобного рода исследование выполняется не как са-
мостоятельное, а как часть более сложного исследования, напри-
мер как начальный этап планируемого эксперимента, то пись-
менный текст, полученный в его результате, может стать отдель-
ной главой в описании экспериментальной работы.
Глава 2, Виды научных психолого-педагогических исследований
Из всех выделенных выше видов психолого-педагогических
исследований обзорно-аналитическое является наименее трудо-
емким. К нему предъявляются обычно следующие основные тре-
бования:
а) соотнесенность содержания анализируемой литературы с
избранной темой;
б) полнота списка изученной литературы;
в) глубина проработки первичных литературных источников
в содержании реферата;
г) систематичность изложения имеющихся литературных
данных;
д) логичность и грамотность текста реферата, аккуратность
его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на
данный день библиографических требований.
В заключение реферата рекомендуется делать выводы, касаю-
щиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно
сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что
предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все
вопросы, связанные с данной проблемой.
В качестве приложения обычно дается список проработан-
ной литературы.
Обзорно-аналитическое исследование может носить крити-
ческий характер и называться обзорно-критическим. В этом слу-
чае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем
должны быть представлены подробная и аргументированная
критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие
выводы. Критический анализ может содержать и собственные
размышления автора реферата по поводу того, что описывает-
ся в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения
поставленной проблемы. Такими размышлениями время от вре-
мени может перемежаться текст реферата или они могут быть
выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным
между аналитической, критической и конструктивно-теорети-
ческой частями работы.
Теоретическим называется исследование, в котором кроме об-
зора и критического анализа литературы имеются собственные
теоретические предложения автора, направленные на решение
Ч
асть I I. В
ведение в научное психологическое исследование
поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решае-
мой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.
К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных,
предъявляются следующие требования: точность определения
используемых понятий и логичность, непротиворечивость рас-
суждений.
В основу эмпирического, или опытного, исследования поло-
жены не литературные данные, не понятия, а реальные досто-
верные факты. Такое исследование обычно проводится с исполь-
зованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэто-
му, как правило, содержит в себе методическую часть.
Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не
предполагает создания искусственной, экспериментальной си-
туации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследо-
вании подобного типа ученый или практик просто наблюдает,
фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что
происходит в жизни без их личного вмешательства. В этом отли-
чие эмпирического исследования от экспериментального. Если, на-
пример, ученый ставит перед собой задачу исследовать процесс
умственного развития детей и далее просто констатирует то, как
этот процесс происходит в естественных условиях, то такое иссле-
дование будет эмпирическим. Если же ученый изменяет учеб-
ный процесс таким образом, чтобы он приобрел умственно раз-
вивающий характер, то такое исследование становится психо-
лого-педагогическим экспериментом.
Эмпирическое исследование может быть описательным и объ-
яснительным. В исследовании первого типа опытным путем до-
бываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся
малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпи-
рическое исследование включает в себя не только сбор и анализ,
но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содер-
жит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависи-
мостей между фактами, при котором неизвестное объясняется
через известное.
В особую группу выделяются так называемые методические
исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы раз-
работать, обосновать и проверить на практике по критериям ва-
______Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований______
лидности, надежности, точности и однозначности некоторую но-
вую психодиагностическую методику или создать методику,
формирующую некоторое психологическое качество. Если со-
здаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно уста-
навливаются тестовые нормы, а также точно описываются и вы-
веряются процедура, правила проведения, способы анализа и ин-
терпретации получаемых данных. Если же создаваемая методи-
ка формирующего типа, то, во-первых, должно быть представле-
но ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано
подробное описание того, что и как с помощью этой методики
формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике
эту методику можно применять.