Педагогических исследований

Настоящий научный эксперимент требует тщательной и дли-

тельной подготовки, в ходе которой осуществляются:

1. Выделение темы и предварительное определение пробле-

мы исследования.

2. Подбор и анализ литературы.

3. Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования.

Ч

асть I I. В

ведение в научное психологическое исследование

4. Подбор, разработка и апробация психодиагностических и

исследовательских методик.

5. Выбор схемы организации и проведения эксперимента.

6. Подготовка и проведение эксперимента.

7. Обработка и анализ полученных в эксперименте результатов.

8. Формулировка на основе полученных данных выводов и

практических рекомендаций.

Практически почти каждый из названных этапов подготов-

ки, организации и проведения эксперимента, за исключением

только некоторых, может выступать и как вполне самостоятель-

ное, независимое исследование. В этой связи выделяют кроме

эксперимента по меньшей мере еще шесть видов психолого-

педагогических исследований:

1. Обзорно-аналитическое.

2. Обзорно-критическое.

3. Теоретическое.

4. Эмпирическое описательное.

5. Эмпирическое объяснительное.

6. Методическое.

Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и

изучение литературы по теме с последующим систематическим

изложением и анализом проработанного материала, рассчитан-

ного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оце-

нить исследования, посвященные избранной теме. Основная за-

дача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным

определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые

ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предсто-

ит найти ответы.

Информационный материал, накопленный в результате изу-

чения литературы, представляется в виде научного реферата, где

кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения

их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся

данных.

Если подобного рода исследование выполняется не как са-

мостоятельное, а как часть более сложного исследования, напри-

мер как начальный этап планируемого эксперимента, то пись-

менный текст, полученный в его результате, может стать отдель-

ной главой в описании экспериментальной работы.

Глава 2, Виды научных психолого-педагогических исследований

Из всех выделенных выше видов психолого-педагогических

исследований обзорно-аналитическое является наименее трудо-

емким. К нему предъявляются обычно следующие основные тре-

бования:

а) соотнесенность содержания анализируемой литературы с

избранной темой;

б) полнота списка изученной литературы;

в) глубина проработки первичных литературных источников

в содержании реферата;

г) систематичность изложения имеющихся литературных

данных;

д) логичность и грамотность текста реферата, аккуратность

его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на

данный день библиографических требований.

В заключение реферата рекомендуется делать выводы, касаю-

щиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно

сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что

предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все

вопросы, связанные с данной проблемой.

В качестве приложения обычно дается список проработан-

ной литературы.

Обзорно-аналитическое исследование может носить крити-

ческий характер и называться обзорно-критическим. В этом слу-

чае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем

должны быть представлены подробная и аргументированная

критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие

выводы. Критический анализ может содержать и собственные

размышления автора реферата по поводу того, что описывает-

ся в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения

поставленной проблемы. Такими размышлениями время от вре-

мени может перемежаться текст реферата или они могут быть

выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным

между аналитической, критической и конструктивно-теорети-

ческой частями работы.

Теоретическим называется исследование, в котором кроме об-

зора и критического анализа литературы имеются собственные

теоретические предложения автора, направленные на решение

Ч

асть I I. В

ведение в научное психологическое исследование

поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решае-

мой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.

К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных,

предъявляются следующие требования: точность определения

используемых понятий и логичность, непротиворечивость рас-

суждений.

В основу эмпирического, или опытного, исследования поло-

жены не литературные данные, не понятия, а реальные досто-

верные факты. Такое исследование обычно проводится с исполь-

зованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэто-

му, как правило, содержит в себе методическую часть.

Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не

предполагает создания искусственной, экспериментальной си-

туации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследо-

вании подобного типа ученый или практик просто наблюдает,

фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что

происходит в жизни без их личного вмешательства. В этом отли-

чие эмпирического исследования от экспериментального. Если, на-

пример, ученый ставит перед собой задачу исследовать процесс

умственного развития детей и далее просто констатирует то, как

этот процесс происходит в естественных условиях, то такое иссле-

дование будет эмпирическим. Если же ученый изменяет учеб-

ный процесс таким образом, чтобы он приобрел умственно раз-

вивающий характер, то такое исследование становится психо-

лого-педагогическим экспериментом.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объ-

яснительным. В исследовании первого типа опытным путем до-

бываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся

малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпи-

рическое исследование включает в себя не только сбор и анализ,

но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содер-

жит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависи-

мостей между фактами, при котором неизвестное объясняется

через известное.

В особую группу выделяются так называемые методические

исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы раз-

работать, обосновать и проверить на практике по критериям ва-

______Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований______

лидности, надежности, точности и однозначности некоторую но-

вую психодиагностическую методику или создать методику,

формирующую некоторое психологическое качество. Если со-

здаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно уста-

навливаются тестовые нормы, а также точно описываются и вы-

веряются процедура, правила проведения, способы анализа и ин-

терпретации получаемых данных. Если же создаваемая методи-

ка формирующего типа, то, во-первых, должно быть представле-

но ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано

подробное описание того, что и как с помощью этой методики

формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике

эту методику можно применять.

Наши рекомендации