Психолого-педагогическом эксперименте
Доказательство экспериментальной гипотезы состоит из трех
основных компонентов: фактов, аргументов и демонстрации
справедливости предложенной гипотезы, вытекающей из этих
аргументов и фактов.
Факты и аргументы, как правило, представляют собой идеи,
истинность которых уже проверена или доказана. В силу этого
они могут без специального доказательства их справедливости
приводиться в обоснование истинности или ложности гипоте-
Ч
асть I I. В
ведение в научное психологическое исследование
зы. Демонстрация — это совокупность логических рассуждений,
в процессе которых из аргументов и фактов выводится справед-
ливость гипотезы.
Для того чтобы доказательство было убедительным, в нем так-
же необходимо следовать определенным правилам. Одно из них
гласит: гипотеза, аргументы и факты должны быть суждениями,
ясно и точно определенными. В противном случае оно может
быть опровергнуто или подвергнуто сомнению.
Доказываемое положение — в нашем случае гипотеза — на
всем протяжении доказательства должно оставаться тождествен-
ным, т.е. одним и тем же. Нарушение этого правила обычно ве-
дет к тому, что, несмотря на затраченные усилия, гипотеза оста-
ется недоказанной.
Факты и аргументы, приводимые в процессе
доказательства - гипотезы, не должны противоречить друг другу,
так как это также сводит доказательство на нет. Необходимо
строго следить за тем, чтобы соблюдалось следующее правило:
аргументы и факты, приводимые в подтверждение гипотезы,
сами должны быть истинными и не подлежать сомнению.
Часто встречающаяся ошибка в доказательстве заключается
в том, что экспериментально установленная последовательность
событий или фактов, их статистически достоверная связь (кор-
реляция) ошибочно принимаются за свидетельство существова-
ния причинно-следственной зависимости между этими события-
ми или фактами. Например, из того, что за некоторым событием
А всегда и неизменно следует другое событие Б (скажем, за вес-
ной — лето; за положением часовой стрелки на цифре 1 — ее пе-
реход на цифру 2), нередко делают вывод о том, что предшествую-
щее событие является причиной наступления последующего (что
в приведенных выше примерах, очевидно, неверно). Причинной
считается такая зависимость, при которой появление события А
не только неизбежно ведет за собой появление события Б, но и
само событие Б может явиться лишь тогда, когда до него уже име-
ло место событие А. В двух приведенных выше примерах это не
так. Вполне можно представить себе такой случай, что часы ос-
тановятся после того, как стрелка окажется на цифре 1, и тогда
она не попадет на цифру 2; может случиться экологическая ката-
______Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований______
строфа, которая сделает климат постоянным, например, превра-
тит его в вечную зиму или в вечное лето, и в этом случае законо-
мерная смена времен года не наступит. В том и в другом приме-
рах подлинные причины последовательного появления событий
находятся вне тех событий, которые мы рассматриваем; они-то и
придают закономерный характер временной последовательнос-
ти этих событий.
Ошибки могут иметь место не только в доказательстве, но и
в интерпретации связей как причинно-следственных, и для того,
чтобы избежать подобных ошибок, рекомендуется организовы-
вать и проводить психолого-педагогический эксперимент в со-
ответствии с одной из заранее продуманных логических схем до-
казательства, гарантирующих установление именно причинно-
следственных зависимостей между изучаемыми переменными.
Основная логическая схема, позволяющая добиться такого ре-
зультата, довольно простая. Она включает в себя проведение ис-
следования не на одной, а на двух и более группах испытуемых,
одна из которых является экспериментальной, а друше — конт-
рольными. При этом экспериментальная группа предназначает-
ся для установления достоверных статистических зависимостей
между изучаемыми переменными, а контрольные группы — для
того, чтобы, сравнивая получаемые в них результаты с теми, ко-
торые установлены на экспериментальной группе, отклонять аль-
тернативные причинно-следственному объяснения выявленной
статистической зависимости. В простейшем случае реализации
этой схемы берутся одна экспериментальная и одна контроль-
ная группы. В экспериментальной группе выделяется и целенап-
равленно изменяется переменная, которая рассматривается как
вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной груп-
пе ничего этого не происходит. По завершении эксперимента оце-
ниваются и сравниваются между собой изменения, которые в экс-
периментальной и контрольной группах произошли в другой пе-
ременной — зависимой, и если окажется, что в эксперименталь-
ной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делает-
ся вывод о том, что подлинной их причиной являются именно те
вариации независимой переменной, которые имели место в экс-
периментальной группе.
________Ч
асть I I. В
ведение в научное психологическое исследование _______
Существует несколько вариантов практической реализации
этой общей схемы. Рассмотрим их.
1. Метод единственного различия.Схематически он пред-
ставляется следующим образом:
В данном случае фиксируется единственное различие между
экспериментальной и контрольной группами по признаку Г, ко-
торое по завершении эксперимента приводит к появлению един-
ственного различия по признаку Е. На этом основании делается
вывод о том, что изменение Г и есть причина замеченных изме-
нений в Е.
2. Метод сопутствующих изменений(обобщенный вариант
метода единственного различия).
Если, варьируя величину признака Г, мы неизменно получа-
ем изменения только одного признака Е, то Г можно рассматри-
вать в качестве наиболее вероятной причины Е.
3. Метод единственного сходства.
если при разноооразных вариациях признаков неизменным
остается единственное сходство (в данном случае: Г—»Е), то со-
ставляющие его переменные рассматриваются как причина (Г)
и следствие (Е).
Для того, чтобы получаемые в экспериментальной и конт-
рольной группах результаты были сопоставимыми, необходимо,
чтобы эти группы по существенным признакам были эквивален-
тными, т.е. такими, в которых уравнено влияние всех других ре-
левантных переменных, кроме предполагаемой причины.
Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований
Помимо общих логических схем, следование которым в орга-
низации и проведении эксперимента помогает выявлению при-
чинно-следственных связей, этой же цели могут служить планы
экспериментов. Таких основных планов имеется два:
1 . Эксперимент, организованный по плану типа «только после» .
В подобного рода исследовании экспериментальные и конт-
рольные группы оцениваются только по окончании эксперимента
и не оцениваются в его начале. Если в итоге обнаруживается су-
щественная разница между экспериментальной и контрольной
группами, не имевшая место вначале, то можно сделать вывод о
том, что отмеченные после эксперимента различия между этими
группами были вызваны именно теми экспериментальными дей-
ствиями, которые предпринимались в отношении эксперимен-
тальной группы. Однако в этом случае в качестве альтернатив-
ной остается и требует специального опровержения гипотеза о
том, что изначально экспериментальная и контрольные группы
не были одинаковыми, что и вызвало зафиксированные между
ними различия по окончании эксперимента.
2. Эксперимент, организованный по плану типа «до и после» .
В данном случае предполагаемые причины и следствия оце-
ниваются и до, и после эксперимента и делается это как вэкспе-
риментальной, так и в контрольной группах. Тем самым заранее
отбрасывается альтернативная гипотеза о том, что обнаружен-
ные по окончании эксперимента различия между эксперимен-
тальной и контрольной группами были вызваны теми различия-
ми между ними, которые имелись еще до начала проведения экс-
перимента.
Контрольные вопросы
1. Виды психолого-педагогических исследований и их осо-
бенности.
2. Отличие экспериментального психолого-педагогическо-
го исследования от всех остальных исследований.
3. Взаимосвязь и преемственность разных видов психолого-
педагогических исследований.
4. Что такое цели, задачи и гипотезы эксперимента?
5. Логические требования, предъявляемые к гипотезам экс-
периментального психолого-педагогического исследования.
Ч
асть I I. В
ведение в научное психологическое исследование
6. Ошибки в доказательствах, направленных на выяснение
причинно-следственных связей между переменными, изу-
чаемыми в эксперименте.
7. Способы избежать ошибок в доказательстве существова-
ния причинно-следственной зависимости между перемен-
ными.
8. Логика организации и проведения экспериментов, направ-
ленных на доказательство причинно-следственных связей.
9. Экспериментальная и контрольная группы, их назначе-
ние в психолого-педагогическом эксперименте.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I и II.
М., 1966.
[Формулировка гипотез: 116-120. Эксперимент: 120-148. На-
блюдение (как метод экспериментального исследования): 106-115.
Обработка и обобщение результатов (эксперимента): 148-193].
2. Роговин М.С. Психологическое исследование. Ярославль, 1979.
3. Роговин М.С, Залевский Г.В. Теоретические основы психоло-
гического и патопсихологического исследования. Томск, 1988.
4. СочивкоД.В., Якунин В.А. Математические модели в психолого-
педагогических исследованиях: Учебное пособие. Л., 1988.
(Постановка проблемы. Предмет, объект и задачи исследования:
40-42. Проведение пилотажного исследования: 42-48. Общие
сведения о планировании эксперимента: 56-62.)
Глава 3.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ И СПОСОБЫ
НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Краткое содержание