Тема 1. Общая характеристика развития ребенка от одного года до

Трех лет

1. Особая роль раннего детства в психическом развитии детей.

2. Главные психологические достижения этого возраста: прямохождение,

речевое общение и предметная деятельность — их особенности в раннем

возрасте,

3. Общая схема психологического развития детей от одного года до трех

лет.

4. Понятия продуктивной и репродуктивной деятельности. Проявление

этих видов деятельности у детей раннего возраста.

5. Становление символической репрезентации действительности.

Тема 2. Развитие речи у детей раннего возраста

1. Общность этапов речевого развития детей в разных странах.

2. Основные шаги в развитии речи от одного года до трех лет.

3. Усвоение детьми раннего возраста фонетики и грамматики.

4. Развитие лексики, структуры и семантики детской речи.

5. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.

Тема 3. Появление предметной и конструктивной игровой

Деятельности

1. Освоение детьми культурных правил пользования предметами

домашнего обихода.

2. Развитие предметной деятельности, выделение в ней ориентировочно-

исследовательской фазы.

3. Возникновение продуктивной и изобразительно-конструкторской

деятельности.

4. Начало развития предметных игр, подражания и символического

использования предметов.

5. Переход к групповым сюжетно-ролевым играм.

6. Становление произвольности в деятельности ребенкараннего

возраста.

Тема 4. Восприятие, память и мышление у ребенка раннего возраста

1. Появление способности предвосхищать будущий результат

деятельности.

2. Развитие оперативной памяти.

3. Формирование восприятия в раннем детстве.

4.Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

5. Основные пути развития мышления в раннем детстве.

6. Начало соединения мышления и речи.

Темы для рефератов .

1. Развитие движений у детей раннего возраста.

2. Формирование речи у ребенка от одного года до трех лет.

3. Предметные игры детей раннего возраста.

4. Развитие мышления у ребенка в раннем возрасте.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Пути ускорения развития движений у ребенка раннеговозраста.

2. Средства совершенствования речи в раннем возрасте.

3. Развивающие игры детей раннего возраста.

4. Совершенствование памяти и мышления у ребенка в возрасте от двух

до трех лет.

Литература

I

Асеев В. Г.Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск, 1989.

(Ранний возраст: 56—62.) ,

Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т.—М., 1984.-.-Т. 4. (Раннее

детство: 340—368. Кризис трех лет: 367—376.)

Карлсон Л. и др.Ребенок от 0 до 2 лет: развитие во взаимодействии с

окружающими людьми.— М., 1983. ^Понимание взрослыми и детьми друг

друга. Познание Детьми окружающего мира. Самопознание. Режим жизни и

привыкание к новым условиям. Игры маленьких детей.)

Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных

процессов.— М., 1964.

(Сенсорное развитие в раннем возрасте (до года): 17—35.)

Развитие личности ребенка.— М., 1987.

(Психологические особенности детей раннего возраста; 59—73.)

Раншбург И., Поппер П.Секреты личности.— М., 1983.

(развитие двигательной активности в раннем возрасте: 29—41.)

Раттер М.Помощь трудным детям.— М., 1987. (Ранний возраст (второй

год жизни): 91—97.)

Эльконин Д. Б.Детская психология (развитие ребенка от рождения

до семи лет).—М., 1960. (Психическое развитие ребенка в раннем

возрасте (от 1 года до 3 лет): 93—137.)

II

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф.Особенности восприятия пространства

у детей.— М., 1964. (Формирование восприятия пространства с рождения

до конца раннего детства: 63-92.)

Бернштейн Н. А.Очерки по физиологии движений и физиологии

активности.— М., 1966.

(Моторное развитие ребенка от рождения до двух лет: 138—147.)

Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Гамезо и др.—

М., 1984.

(Психология детей раннего возраста: 64—67.)

Возрастная психология /Под ред. А. В. Петровского.— М., 1979.

(Ранний возраст: 41—49.)

Карандашев Ю. Н.Развитие представлений у детей: Учебное пособие.—

Минск, 1987.

(Развитие представлений у детей в раннем возрасте: 24—43.)

Карпова С. Н., Труве Э. И.Психология речевого развития ребенка.—

Ростов-на-Дону, 1987. (Проблема овладения дошкольниками

фонематической стороной речи: 5—27.)

Лисина М. И.Проблемы онтогенеза общения.— М., 1986.

(Развитие общения у детей в первые семь лет жизни: 75—103.

Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми: 106—120.)

Лисина М. И., Капчеля Г. И.Общение со взрослыми и психологическая

подготовка детей к школе.— Кишинев, 1987.

(Генезис общения у дошкольников: —43.)

Мухина В. С.Детская психология: Учебник для студентов

педагогических институтов.—М., 1985.

(Развитие детей в раннем детстве: 73—114.)

Никифоров Г. С.Самоконтроль человека.— Л., 1989.

(Самоконтроль в раннем детстве: 83—86.)

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.—

(Развитие речи у детей раннего возраста: 57—99, 119—145.)

Эльконин Д. Б.Психология игры.—М., 1978.

Возникновение игры в онтогенезе ребенка (от рождения до 3 лет): 151—

168.) то

II

Карпова С. Н., Труве Э. И.Психология речевого развития ребенка.

Ростов-на-Дону, 1987.

(Неорганизованный процесс овладения ребенком фонематической

стороной речи: 27 - 49. Организованный процесс овладения ребенком

фонематической стороной речи-49—88.)

Новоселова С. А.Развитие мышления в раннем возрасте.— М., 1978.

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.— М.,

1985.

(Влияние эмоционального общения на возникновение первых слов у

детей: 99—118.)

Глава 5.

Наши рекомендации