Специфика тренинговой формы работы

Термин «тренинг» (от английского train, training) имеет ряд зна­чений — «воспитание, обучение, подготовка, тренировка». Груп­повой психологический тренинг выходит за эти рамки и использу­ется, в самом широком смысле, в целях развития, психокоррекции, обучения и диагностики.

В настоящее время определений группового психологического тренинга существует, наверное, столько же, сколько и авторов, их описывающих. Если проанализировать определения психологиче­ского тренинга в различных источниках, то складывается впечат­ление, что все они похожи на описание слона в известной метафо­ре, когда каждый «видит» что-то свое в соответствии с его точкой зрения. На наш взгляд, наиболее общее, но удачное определение группового психологического тренинга предложено Н. Ю. Хряще­вой и С. И. Макшановым, представляющими тренинг как «много­функциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации про­фессионального и личностного бытия человека» '.

Под тренинговыми группами обычно понимаются все специ­ально созданные малые группы, участники которых при содействии

1 Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000.

ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсив­ного общения и взаимодействия, ориентированный на решение разнообразных психологических проблем участников, их самосо­вершенствование, а также на развитие группы и решение обще­групповых проблем.

Попробуем разобраться в имеющихся представлениях о психо­логическом тренинге и выявить наиболее общее (ключевое) поня­тие в его определении.

В целом ряде работ отечественных психологов психологичес­кий тренинг рассматривается как один из активных методов обуче­ния.Обучение — важный элемент тренинга, однако, на наш взгляд, данный термин не является ключевой характеристикой психоло­гического тренинга, полностью раскрывающей его сущность. Так же как и не совсем удачно понятие «активность» по отношению к методу. Как отмечает С.И. Макшанов, разделение методов по кри­терию их активности может представляться недостаточно коррек­тным, так как сам по себе метод не может быть активным или пас­сивным, активность — это скорее свойство субъекта, а не метода.

Другие авторы относят групповой психологический тренинг к психологическим методам воздействия.Однако термин «воздей­ствие» отражает скорее процессуальные характеристики тренинга как метода и не раскрывает его полной сути.

Понятие развитие(отдельных качеств) также не является общим для психологического тренинга. Как отмечает О. П. Кондаурова1, в ходе тренинга психологические характеристики могут не только развиваться, но и затормаживаться, а некоторые навыки и умения формируются заново.

По отношению к теории психологического тренинга в проти­вовес к «развитию» С. И. Макшанов вводит удачный термин «пред­намеренное изменение».Данное понятие адекватно отражает цель, процесс и результат изменения, подчеркивает их осознанный ха­рактер и является более широким в соотнесении с понятием «раз­витие». Понятие «преднамеренное изменение» позволяет приме­нить его к ситуациям, не относящимся к развитию в принятом понимании, например, когда в результате преднамеренного изме-

1 Кондаурова О. Я. Тренинг общения с сотрудниками МОБ. Дис. канд. психол. наук. 2001.

нения трансформируются отношения личности к чему-либо, то это, безусловно, является изменением, но не развитием1. Другими сло­вами, изменение возможно без развития, развитие без изменения — нет. Преднамеренное изменение включает в себя и развитие и кор­рекцию.

Другие авторы в сочетании с обучением отмечают понятие опыт. Кьелл Рудестам называет тренинговую форму «ядром обу­чающего опыта, а в некоторых случаях — единственным успеш­ным методом обучения и изменения человека». Он отмечает, что, «наблюдая происходящие в группе взаимодействия, каждый уча­стник может идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Все переживания и поток опыта, порождае­мые в группе, позволяют каждому участнику проанализировать и переоценить многие ограничивающие его установки и убеждения. Также в процессе тренинга участники могут смоделировать и оп­робовать различные навыки, которые в дальнейшем они могут пе­ренести в обычную жизнь»2.

Виктор Каган описывает тренинг как совершенно особую фор­му обучения, опирающуюся не на декларативное, а на реальное знание и дающую возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Он отмечает, что «декларативное знание о вреде пьянства или курения, соблюдении десяти запове­дей и т. п. мало что способно изменить в этом мире в жизни людей. Его логически завершенная форма — эрудиция, которую Амбруаз Паре едко назвал «пылью, вытряхнутой из книг в пустой череп»3. Реальное знание может ничего не знать о десяти заповедях, но ру­ководит поведением человека в точном соответствии им. Реальное знание — это «знание» собственного опыта, а не информации.

На наш взгляд, именно понятие «опыт» является общим и клю­чевым для понимания психологического тренинга. Можно сказать, что групповой психологический тренинг является методом предна­меренных изменений человека, направленных на его личностное и про­фессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им

1 Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Мо­
нография. — СПб.: Образование, 1997.

2 Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993.

3 Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.

собственного жизненного опыта в процессе группового взаимо­действия.

При этом понятие «жизненный опыт» следует понимать в са­мом широком смысле. У каждого человека свой жизненный путь. Каждый из нас является носителем собственного опыта. И то, кем мы являемся в настоящий момент, во многом определяется той событийностью, с которой каждый из нас встречался на своем пути, тем, как к ней относился, как на нее реагировал и как относился к собственной реакции. Иными словами, человек как личность и профессионал в совокупности его представлений о себе и окружа­ющем мире является результатом его личного опыта взаимодей­ствия с этим миром.

Возможность работы непосредственно с опытом позволяет использование психологического тренинга в качестве важного эле­мента профессиональной подготовки. Тренинг помогает «преодо­леть ограничения, накладываемые на профессиональную деятель­ность традиционными методами обучения, и может выступать в качестве мостика между безусловно необходимыми, но тем не ме­нее «перцептивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой, с другой стороны. В традиционных формах профессиональной подготовки предполагается, что вначале спе­циалист получает информацию и только через неопределенное вре­мя возможность ее использования. Только тогда происходит реаль­ная оценка субъектом применимости полученного знания и закрепление того, что еще от них осталось»1. Оставаясь не связан­ной с переживаниями от практического использования получен­ных знаний, информация более подвержена воздействию механиз­мов забывания, вытеснения или просто последующего непринятия (отказа). В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоцио­нального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обрат­ной связи. Проходящий подготовку в тренинге специалист при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефи­циты умений и навыков, различные «белые пятна» теоретических знаний, а также неадекватность установок и стереотипов.

Макшанов С. И. Психология тренинга

Также психологический тренинг позволяет работать с личнос­тью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно подда­ющиеся коррекции другими методами. При этом хорошая работа опытного ведущего в личностно ориентированном психологичес­ком тренинге заключается не столько в развитии личности, сколь­ко в ее «пробуждении» и активизации. Нельзя изменить человека. Человек меняет себя сам, так или иначе реагируя на ситуации и ощущение собственной успешности или неуспешности в них. Мож­но в этот момент быть рядом с ним, создавать соответствующие условия и помогать ему.

Психологический тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, он ориентирует человека на «чув­ствование себя, своего "Я", дает возможность «прикоснуться» и частично осознать в себе то, что обычно спрятано и исподтишка навязывает свои решения». Мы очень мало знаем о чувствовании себя, чаще всего нас учат игнорировать или обесценивать его, хотя это чувствование является более важным, чем слух или зрение. И не важно, как человек его называет для себя: интуицией, подсозна­нием или опытом, тем более что все это лежит «в одной коробке». Джеймс Бьюдженталь пишет: «Если человек слепой или почти сле­пой от рождения, единственный способ рассказать ему о чувстве зрения состоит в использовании неточных аналогий со слухом, осязанием или другими чувствами»1. Также сложно объяснить, что значит чувствовать себя. В данный момент ваши глаза сообщают вам, что перед вами — страница с текстом, а не белый прямоуголь­ник с черными значками на нем. И вы можете непосредственно осознать каждое слово и предложение с заложенными в них значе­ниями и смыслом. Внутреннее чувство (чувствование себя) может функционировать так же естественно и давать непосредственное осознание. Оно может сказать, например: «Мне не понравился раз­говор с этим человеком», а не сообщать «сырые» данные, из кото­рых можно только выводить умозаключения типа: «Я заметил, что испытываю физическое беспокойство... наверное, мне наскучил разговор с...» и т. п. Человек знает, что нужно другим: чаще улы­баться, разговаривать вежливо и т. п., но порой не знает, что дей-

1 Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. — М.: Независимая фирма «Класс»», 1998. - С. 22.

ствительно хочет он1. Возможно, это плата за социализацию. Час­то человек воспринимает себя лишь как «смутное представление на неопределенном фоне», и ему ничего не остается, кроме как размышлять о причинах своего беспокойства, тем более если с дет­ства его отучали прислушиваться к себе, понимать себя и прояв­лять свои чувства. Развитие личности должно включать восстанов­ление способности иметь и воспринимать внутренние сигналы, знать, что человеку нравится, а что нет, что хочется в настоящий момент, а что нежелательно, что приятно, а что не очень. Человек, не получающий этих сигналов изнутри, этих голосов своего истин­ного «Я», вынужден искать внешние опоры для руководства. Он управляет собой при помощи часов, правил, календарей, расписа­ний, планов и указаний других людей.

Тренинговая группа — это не место, где обмениваются пробле­мами, это место, где каждый участник может лучше понять и при­нять себя. Психологический тренинг открывает участникам ши­рокое поле для того, чтобы вступить в общение с самим собой, с той решающей частью себя, которая в обыденной жизни чаще не замечается или откровенно игнорируется, той частью себя, кото­рая спрятана за внешними масками и ролями. Маски в виде вне­шних «Я» создаются для сохранения и освобождения внутреннего реального «Я» от разрушающего воздействия внешней реальности. Но нередко источник проблем человека заключается в том, что он все реже позволяет себе быть собой, теряется за внешними маска­ми и окончательно забывает дорогу к себе. Постоянное поддержа­ние внешних «Я» требует больших энергетических затрат, изматы­вает и разоряет личность. Психологический тренинг активизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствова­нию, позволяет каждому из них принять личную ответственность за то, кто он есть, и дает им возможность стать «скульпторами» соб­ственной личности.

' Бъюдженталь Дж., с. 30.

Наши рекомендации