Глава 1. Педагогическая психология — междисциплинарная отрасль научного знания
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК
ПО КУРСУ:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Составитель: доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ Кагермазова Л.Ц.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..…….….3
Глава 1. Педагогическая психология — междисциплинарная отрасль научного знания…………………………………………………………………………………………….6
1.1. Общенаучная характеристика педагогической психологии……………………………..6
1. 2. История становления педагогической психологии…………………………………………….…9
Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики……………….14
2.1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии…………………………..…..14
2. 2. Методы исследования в педагогической психологии…………………………….……18
Глава III. Общий анализ учебной деятельности ……………………………………………..25
3.1. Виды сотрудничества в учебной деятельности………………….………………………25
3.2. Анализ деятельности учения…………………………………….………………………..26
3.3.Предметное содержание учебной деятельности. Предмет учебной деятельности….....31
3.4. Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности…………………………………………………………………………..32
Глава 4. Учебная мотивация………………………………………………….………………..39
4.1. Мотивация как психологическая категория. Основные подходы к исследованию мотивации……………………………………………………………………………………….39
4.2. Учебная мотивация…………………………………………………………………….…..42
4. 3. Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности……………..……..44
4.4. Самостоятельная работа как учебная деятельность. Основные требования к самостоятельной работе…………………………………………………………………..……45
Глава 5. Психология обучения………………………………………………………….……..50
5.1.Научение и его виды……………………………………………………………….………50
5.2.Теории учения………………………………………………………………………...…….54
5. 3.Концепция развития и обучения Л. С. Выготского…………….………………….…….57
5.4.Уровни и формы научения………………………………………….……………………..60
Глава 6. Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования………………………………..…..63
6.1. Личностно-ориентированное образование………………………………………..……..63
6.2. Технология поддержки ребенка……………………………………………………….….63
6.3. Педагогика сотрудничества……………………………………………………………….64
6.4. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили…………………………………..66
Глава 7 Психология воспитания …………………………………………………..…………..71
7.1. Общее понятие о личности……………………………………………………..…………72
7.2. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм………………………………….74
7.3 Формирование внутренней ответственности………………………………….………….75
Глава 8.Педагогическая деятельность в разных образовательных системах…………...….77
8.1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание……………..…..77
8.2. Мотивация педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической мотивации……………………………………………………………………………………….78
8.3.Стиль педагогической деятельности…………………………………………….………..81
Глава 9. Методика организации самостоятельной работы студентов ………….…….…….87
Задания по исследованию субъектов учебной и педагогической деятельности………….101
Задания по исследованию педагогического общения………………………………………118
Задания для самостоятельной работы по решению педагогических ситуаций……..…….131
Глоссарий…………………………………………………………………………………...….145
В электронном учебнике представлены основные проблемы педагогической психологии: психологические особенности процесса обучения и образовательной деятельности человека, психологические особенности педагогов и обучающихся, психологические особенности развития познавательных процессов обучающихся и развития их личности в процессе обучения и воспитания, проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя в организации учебно-воспитательного процесса.
Предназначено для студентов вузов, обучающихся по дополнительной квалификации «Преподаватель» и «Преподаватель Высшей школы».
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Педагогическая психология» занимает одно из центральных мест в структуре подготовки профессиональных психологов, педагогов. Как отмечает Б.Г. Ананьев, педагогическая психология – пограничная, комплексная область знаний, которая «… заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения».
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И.А. Зимняя). Освоение данного курса опирается на такие дисциплины, как философия, педагогика, общая психология, социальная психология, возрастная психология.
Задачи курса педагогической психологии:
Раскрыть основные механизмы и условия, необходимые для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе учебно-воспитательного процесса.
Способствовать пониманию особенностей участников образовательного процесса (учителя, администрация образовательного учреждения, родители) и механизмов их влияния на ребенка.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
– теории и технологии обучения и воспитания;
– структуру и содержание учебной и педагогической деятельности;
– психологию личности учителя;
– особенности педагогического взаимодействия и сотрудничества.
Студент должен уметь:
– применять знания в контексте своей профессиональной деятельности;
– формулировать проблемы педагогической психологии и предлагать способы их разрешения;
– выдвигать и защищать аргументы, основываясь на теориях обучения и воспитания;
– диагностировать готовность к обучению в школе;
– владеть технологиями обучения и воспитания;
– учитывать социальный контекст обучения и развития личности.
Студент должен владеть:
– методами организации и проведения психологического исследования в условиях учебно-воспитательного процесса;
– методами психологического воздействия, психопрофилактики, психокоррекции, консультирования в условиях образовательного учреждения.
Студент должен иметь опыт:
– проведения учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ по педагогической психологии с использованием различных методов психодиагностики;
– оказания психологической помощи субъектам учебно-воспитательного процесса в условиях образовательного учреждения.
В настоящее время отсутствует современный учебник по педагогической психологии, в котором были бы представлены как фундаментальные, так и прикладные исследования отечественных и зарубежных авторов, обобщены новейшие данные экспериментальных разработок, представлен блок заданий для самостоятельной работы студентов.
Представление содержания современной педагогической психологии в виде теоретико-прикладном аспекте, разработанный алгоритм самостоятельной работы студентов по темам курса, созданный банк методик исследования учителей и учеников, банк заданий для самостоятельной работы по решению педагогических ситуаций, терминологический словарь позволят студентам максимально широко сориентироваться в современной педагогической психологии и обрести целый ряд практических навыков.
Предлагаемый учебник ориентирован на цели, которые стоят перед курсом «Педагогическая психология», и определяется объективной потребностью студентов, прежде всего заочного отделения в методическом обеспечении для самостоятельной работы в рамках данной дисциплины.
Задания на КСР помогут будущим педагогам овладеть умением соотносить теоретические знания с эмпирическими фактами, иллюстрирующими различные феномены развития субъектов учебно-воспитательного процесса в условиях образовательного учреждения.
В рамках блока семинарских занятий проводится самостоятельный анализ студентами теорий, психологических фактов, интерпретация данных экспериментов в области педагогической психологии с последующим их обсуждением в аудитории. Основная цель части учебника, представляющей содержание семинарских занятий, состоит в том, чтобы помочь в освоении понятийного аппарата педагогической психологии посредством формирования у студентов навыков самостоятельной работы с научными текстами. Список рекомендуемой литературы по каждой теме семинарских занятий содержит основную и дополнительную литературу.
По каждой теме семинарского занятия предложены вопросы и задания для самоконтроля знаний, которые окажут содействие студенту в осмыслении основных фактов и закономерностей развития личности в условиях обучения и воспитания.
Глава 1. Педагогическая психология — междисциплинарная отрасль научного знания