Экстремальные психические состояния

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ

Конфликт

Термин «конфликт» также используется в различных значениях. Наиболее часто психологи понимают конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) представляет собой противостояниелюдей (межличностные конфликты) или групп с противоположно направленными интересами, мнениями, позиция­ми, целями, достижение которых ущемляет интересы противостоя­щей стороны (групповые конфликты).

Субъектомконфликта могут быть двое или более людей, социа­льные группы, а также один человек с его внутренними пережива­ниями (внутриличностные конфликты).

При внутриличностных конфликтах рассматриваются три его возможные варианта.

1. Человек стоит перед выбором из альтернативных решений, рав-ных по привлекательности, но взаимооисключающих друг друга. Например, молодая женщина столкнулась с проблемой: её муж и её мать требуют к себе исключительного отношения и ущерб друг дру­гу, а она любит их одинаково сильно. Или: хочется поехать вместе с мужем к новому месту жительства и не менее желательно остаться и большом городе, чтобы завершить учебу в университете.

2. Предлагается выбор из явно непривлекательных альтернатив (из двух зол меньшее зло). Например, потерять любимую работу - источник содержания семьи - или остаться и продолжать мучения под руководством деспота-начальника.

3. Выбор в равной мере и привлекателен, и неизбежно ведет к нега-тивным последствиям. Например, угрожая разводом, жена тре­бует у мужа, чтобы он порвал затянувшиеся отношения с любовни­цей. Однако любовницу ему бросать не хочется, она молола и физи­чески привлекательна. Но и жену с детьми, помня об их верной дружбе, беззаветной помощи в прежних жизненных невзгодах, обес­печившей служебный и материальный успех, оставить просто невоз­можно. К ней - чувство признательности и дружбы.

Внутриличностные конфликты включают в себя также когнитив­ные, ролевые, экзистенциальные и другие типы конфликтов.

В когнитивных конфликтахсодержится противоречие несовмес­тимых представлений. Например, человек, которого воспринимают как исключительно благородного и порядочного, совершает некра­сивый поступок. Иногда такая ситуация трактуется как «когнитив­ный диссонанс».

Экзистенциальный конфликтсвязан с самоанализом глубинных проблем внутри психической реальности: проблем смысла, сущест­вования, оправдания.

При наличии конфликтной ситуации (противостояния с намере­нием решить свои проблемы в ущерб другой стороне) и повода, определяющего начало проявления сторонами активности для до­стижения целей, конфликт может разрастаться с включением в него новых сил и новых людей. При забвении первоначальной причины конфликта ожесточенность негативных воздействий может нарас­тать. 28

Конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. При этом кон­статируется приблизительное равенство по интенсивности противо­стоящих в конфликте сил. Приверженцы психодинамических кон­цептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуа­лизацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте мож­но говорить тогда, когда имеются альтернативные возможности для реагирования. С точки зрения когнитивной психологии в конфлик­те сталкиваются идеи, цели, ценности - словом, феномены созна­ния.

Конфликтные ситуации сопровождаются сильными эмоциона­льными переживаниями,ухудшением отношений с окружающими. Однако одновременно отмечаются и положительные функции кон­фликта.

Ставится вопрос и об ориентированности друг относительно друга противоборствующих тенденций. К. Хорни считает, что толь­ко невротический конфликт (т. е. такой, который отличается несо­вместимостью конфликтующих сторон, навязчивым и бессознатель­ным характером побуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. «Угол» между направлениями побуждений в нормальном, не невротическом кон­фликте меньше 180°, и поэтому при известных условиях может быть найдено поведение, в большей или меньшей мере удовлетворяющее обоим побуждениям.

Можно выделить собственно конфликткак осознанное противо­речие между общающимися личностями или группами при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных отношений и, с другой стороны, конфликтную ситуацию,включающую альтернатив­ные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения.

Конфликтныеситуации сопровождают пас от рождения до са­мого последнего дня. Однако не каждая конфликтная ситуация пе­рерастает в конфликт. Чтобы конфликт начал развиваться, необхо­дим нптщдепт, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт ич потенциальногопереходит в актуаль­ныйи далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный. В каче­стве субъекта взаимодействия в конфликт может вступать как отде­льное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или несколько лиц (межличностныйконфликт).

Конструктивнымконфликт может быть тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (Противоборство),сопровождаю­щееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество,направ-

ленное на поиск решения, удовлетворяющегоинтересы всех сторон; компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание,заключающееся в стремлении выйти из конфликтнойси­туации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на споем: приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий повеле­ния характеризуется как корпоративность и напористость. Развитие конфликтаобычно идет в следующей последовательности: а) посте­пенное усиление участников конфликта за счет введения более ак­тивных сил, а также за счет накопления опыта борьбы; б) увеличе­ние количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной активности уча­стников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточе­ния, вовлечения в конфликт новых лиц; г) нарастание эмоциональ­ной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодейст­вия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизую­щее влияние на поведение участников конфликта; д) изменение от­ношения к проблемной ситуации и конфликт)' в целом (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998).

Межличностные конфликтывозникают между различными людь­ми, имеющими противостоящие цели и стремящимися навязать друг другу свое мнение, свою волю. Такие конфликты характеризу­ются:

1. Нарушением норм взаимодействия и сотрудничества (вместо базовой модели, основанной на сотрудничестве, используется базо­вая модель взаимоотношений, основанная на конкуренции и конф­ронтации).

2. Столкновением ценностных ориентации, интересов, материа­льных и карьерных притязаний (последствие конфронтации).

3. Ростом конкурентности, соперничества, соревновательности; (апломб, амбиции).

4. Рассогласованием между целью деятельности и способом ее достижения (на достижение незначимой цели в конфликте могут тратиться значительные усилия).

В основе межличностных конфликтов может лежать психологи­ческая несовместимость его участников (основанная на взаимных негативных трансферных реакциях).

Высокое эмоциональное возбуждение в конфликте снижает ин­теллекту-альный потенциал его участников (нормальное распределе­ние – зависимость между эмоциями и когнициями).

При возникновении конфликтов между личностью и группой,как правило, отмечается наличие у личности таких черт, как амбициоз­ность, апломб, упрямство, завышенный уровень притязаний и завы­шенная самооценка (часто личность с психопатическими чертами).

Что касается групповых конфликтов,то уровень экстремальности в данном случае наиболее высок, т. к. в психологическом функцио­нировании группы существуют свои законы ее развития, групповая динамика, которая вмешивается, усиливает конфликт (снижение 30

интеллектуального потенциала, нивелирование ответственности, усиление эмоциональных компонентов общения, феномен сдвига риска).

У представителей умственного труда экстремальные условия, определяемые ожесточившимися конфликтами, приводят к сниже­нию профессиональной работоспособности до 70 %, причем нега­тивное психическое состояние продолжается еще несколько часов, а то и дней после завершения конфликта. При этом как причиной, так и поводом для конфликта могут служить факторы, не имеющие большой значимости для конфликтующих людей. Психологический «ущерб» от конфликта часто намного превышает цену достигнутого в его результате успеха, поскольку события развиваются на фоне си­льных эмоциональных переживаний.

Фрустрация

Фрустрация (от лат. Fructratio - обман, расстройство, разрушение планов) - это: 1) психическое состояние, выражающееся в характер­ных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объектив­но непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностя­ми, возникающими на пути к достижению цели или решению задач: 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неу­дачи (А. В. Петровский. М. Г. Ярошевский, 1998). П. И. Сидоров, А. В. Парняков называют фрустрацией критическую ситуациюи од­новре-менно состояние человека при невозможности реализации им тех или иных потребностей.

Фрустрация - состояние, когда на пути достижения значимой цели человек встречает непреодолимое препятствие. Фрустрация (от лат. fructratio - обман, тщетное ожидание) определяется также как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении по­требности, желания. Фрустрация - это переживание неудачи. Со­стояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчая­нием.

Человек, планируя свое поведение на пути к достижению постав­ленных целей, одновременно мобилизует блок обеспечения целиопределенными действиями. Говорят об энергетическом обеспече­нии целенаправленного поведения. Но, представим себе, что перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препят­ствие, т. е. психическое событие прерывается, тормозится. В месте прерывания или задержки психического события происходит резкое «затопление»,повышение психической энергии. Запруда приводит к резкой концентрации энергии, к повышению уровня активации под­корковых образований, в частности, ретикулярной формации. Этот переизбыток нереализуемой анергии вызывает чувство дискомфорта

и напряжения, которое необходимо снять. Поведение в ситуации фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих фак­торов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора. привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии.

Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетво­рение потребности наталкивается на непреодолимые преграды. Не­обходимыми признаками фрустрирующей ситуации, согласно боль­шинству определений, является наличие сильной мотивированности достичь цели (удовлетворитьпотребность), а также преграды, препят­ствующей этому достижению. В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются, во-первых, но характеру фрустри-руемых мотивов (базовые, «врожденные» психологические потреб­ности -- в безопасности, уважении, любви, фрустрация которых носит патогенный характер; и приобретаемые потребности, фрустра­ция которых не вызывает психических нарушений) и. во-вторых, по характеру «барьеров». Барьеры, преграждающие путь индивида к це­ли, могут быть физические (стены тюрьмы), психологические (пара­лизующий страх, интеллектуальная недостаточность) и сошюкульту-ральные (нормы, правила, запреты). Барьеры также делятся па пнеш-ние и внутренние; внутренние барьеры препятствуют достижению цели, внешние барьеры не дают испытуемым выйти из ситуации («помни, ты же девочка!»).

Фрустрация несет в себе и негативные, и позитивные эффекты. Позитивные эффектыфрустрации связаны с мобилизацией психоло­гических ресурсов, открывающей возможность для личностного раз­вития и роста. Усиливающееся в состоянии фрустрации напряжение может помочь человеку обрести новый взгляд на ситуацию в целом (переоценка ситуации), пересмотреть свои предыдущие действия и увидеть новые и ранее не замечаемые обходные пути ее достижения, или может обнаружиться альтернативная цель, вполне удовлетворя­ющая потребность {замена цели). При конструктивной фрустрации не только восстанавливается временно утраченное психологическое равновесие, но и идет развитие личности. Человек обучается ставить реальные цели, учится умению манипулировать «точкой цели», отка­зываясь от неосуществимою.

Существуют и негативные эффектыфрустрации. Увеличение на­пряжения и эмоциональное возбуждение при фрустрации может оказаться гак велико, что пол воздействием аффекта утрачивается конструктивность действий: человек волнуется, впадает в панику, те­ряет контроль. Может возникнуть и когнитивная ограниченность - становятся невозможными рациональные процессы размышления и адекватности принятия решений. Высокий уровень фрустрациипри­водит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективно­сти. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт

поведения, агрессивности, возбудимости, враждебности, негати­визму.

Толерантность к фрустрации.Существует определенная порого­вая величина уровня напряжения, превышение которой приводит к деструктивным эффектам фрустрации. Эту величину часто опреде­ляют как устойчивость, или толерантность к фрустрации. Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека про­тивостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психоло­гического равновесия.Толерантность к фрустрации является пере­менной величиной и зависит от величины напряжения, типа ситуа­ции, особенностей личности. Один и тот же человек в различных обстоятельствах оказывается способным выдержать разную степень напряжения. Высокий уровень развития личности предполагает со­знательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых.

Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности человека. Имеют значение такие черты, как эгоцентризм с сосредоточенностью на собственных субъективно-значимых интересах с повышенной чув­ствительностью к нарушению этих интересов (обидчивое 1ь). ин­фантилизм с недостаточной дифференцированностью личностной структуры.

Выделяют несколько (5) основных видов фрустрационного пове­ления. 1) Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядочен­ные поведенческие реакции: 2) апатия (во фрустрирующей ситуа­ции ребенок ложится на пол и смотрит в потолок); 3) агрессия и де­струкция, разрушение окружающего, причинение вреда, нанесение ущерба; 4) стереотипия - тенденция к слепому бессмысленному повторению фиксированныхформ поведения; 5) регрессия, которая понимается либо как «обращение к поведенческим моделям, доми­нировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (снижение конструктивности поведе­ния, падение качества исполнения, упрощение поведенческих схем).

Н. Майер, характеризуя фрустрационное поведение, обозначает его как «поведение без цели»: «Поведение фрустрированного чело­века не имеет цели, оно утрачивает целевую ориентацию». Майер ил­люстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку, и оба в итоге опаздывают. Это поведение (драка) не содержит в себе цели добывания билета, поэтому оно не является адаптивным (удовлет­воряющим потребность), а оно является фрустрационно спровоци­ро-ванным поведением. К. Гольдштейн называет фрустрационноеповедение «катастрофическим»: фрустрационное поведение не то­лько не подчинено фрустрированной цели, оно вообще не подчине­но никакой цели, оно дезорганизовано и беспорядочно. X. Хекхаузен считает, что фрустрационное поведение последовательно прохо-

дит три стадии: первоначально в ответ на ситуацию фрустрации воз­никает агрессия, затем депрессия, затем апатия.

Исторически проблема фрустрации связана с работами 3. Фрейда и его последователями, которые усматривали однозначную связь между фрустрацией и агрессией. Теория фрустрации- агрессии мо­жет быть кратко изложена в виде двух основных постулатов: 1) фру­страция всегда влечет за собой агрессию; и 2) агрессия всегда есть следствие пережитых ранее фрустраций.

В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определен­ных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время ряд ав­торов используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. По мнению А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зре­ния для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разно­образных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных. В са­мом общем виде, состояние фрустрации — специфическое эмоцио­нальное состояние, которое возникает, когда па пути достижения значимой цели человек встречает субъективно непреодолимое пре­пятствие.

Как правило, состояние фрустрации достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, человек одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. В этом смысле говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. В том случае, если перед запущен­ным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, то неизбежно наблюдается концентрация нереализованной энергии, повышение уровня активации подкорковых образований, в частно­сти, ретикулярной формации. Переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения.

К условиям возникновения состояния фрустрации относятся следующие факторы:

1) наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального пла­на действия;

2) наличие сопротивления (препятствия-фрустратора).

В свою очередь, препятствия могут быть следующих видов: 1) пассивное внешнее сопротивление (наличие элементарной фи­зической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта по­требности во времени и в пространстве);

3) активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказани­ем со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают);

4) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосоз­нанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притяза­ний и возможностями исполнения);

5) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести) (Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева, 1990).

Адаптивное (остающееся в пределах нормы) поведение характер­но для человека, у которого даже под воздействием сильных раздра­жителей (препятствий) состояние фрустрации не наступает. Это яв­ляется следствием толерантности, т. е. терпимости, выносливости по отношению к фрустраторам. Толерантность (в широком смысле стрессоустойчивость) можно воспитать. Психическое здоровье чело­века собственно и означает сознательное управление своим поведе­нием в экстремальных условиях путем построения эффективных мо­делей поведения.

Наши рекомендации