Экстремальные психические состояния
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ
Конфликт
Термин «конфликт» также используется в различных значениях. Наиболее часто психологи понимают конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) представляет собой противостояниелюдей (межличностные конфликты) или групп с противоположно направленными интересами, мнениями, позициями, целями, достижение которых ущемляет интересы противостоящей стороны (групповые конфликты).
Субъектомконфликта могут быть двое или более людей, социальные группы, а также один человек с его внутренними переживаниями (внутриличностные конфликты).
При внутриличностных конфликтах рассматриваются три его возможные варианта.
1. Человек стоит перед выбором из альтернативных решений, рав-ных по привлекательности, но взаимооисключающих друг друга. Например, молодая женщина столкнулась с проблемой: её муж и её мать требуют к себе исключительного отношения и ущерб друг другу, а она любит их одинаково сильно. Или: хочется поехать вместе с мужем к новому месту жительства и не менее желательно остаться и большом городе, чтобы завершить учебу в университете.
2. Предлагается выбор из явно непривлекательных альтернатив (из двух зол меньшее зло). Например, потерять любимую работу - источник содержания семьи - или остаться и продолжать мучения под руководством деспота-начальника.
3. Выбор в равной мере и привлекателен, и неизбежно ведет к нега-тивным последствиям. Например, угрожая разводом, жена требует у мужа, чтобы он порвал затянувшиеся отношения с любовницей. Однако любовницу ему бросать не хочется, она молола и физически привлекательна. Но и жену с детьми, помня об их верной дружбе, беззаветной помощи в прежних жизненных невзгодах, обеспечившей служебный и материальный успех, оставить просто невозможно. К ней - чувство признательности и дружбы.
Внутриличностные конфликты включают в себя также когнитивные, ролевые, экзистенциальные и другие типы конфликтов.
В когнитивных конфликтахсодержится противоречие несовместимых представлений. Например, человек, которого воспринимают как исключительно благородного и порядочного, совершает некрасивый поступок. Иногда такая ситуация трактуется как «когнитивный диссонанс».
Экзистенциальный конфликтсвязан с самоанализом глубинных проблем внутри психической реальности: проблем смысла, существования, оправдания.
При наличии конфликтной ситуации (противостояния с намерением решить свои проблемы в ущерб другой стороне) и повода, определяющего начало проявления сторонами активности для достижения целей, конфликт может разрастаться с включением в него новых сил и новых людей. При забвении первоначальной причины конфликта ожесточенность негативных воздействий может нарастать. 28
Конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. При этом констатируется приблизительное равенство по интенсивности противостоящих в конфликте сил. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить тогда, когда имеются альтернативные возможности для реагирования. С точки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, цели, ценности - словом, феномены сознания.
Конфликтные ситуации сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями,ухудшением отношений с окружающими. Однако одновременно отмечаются и положительные функции конфликта.
Ставится вопрос и об ориентированности друг относительно друга противоборствующих тенденций. К. Хорни считает, что только невротический конфликт (т. е. такой, который отличается несовместимостью конфликтующих сторон, навязчивым и бессознательным характером побуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. «Угол» между направлениями побуждений в нормальном, не невротическом конфликте меньше 180°, и поэтому при известных условиях может быть найдено поведение, в большей или меньшей мере удовлетворяющее обоим побуждениям.
Можно выделить собственно конфликткак осознанное противоречие между общающимися личностями или группами при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных отношений и, с другой стороны, конфликтную ситуацию,включающую альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения.
Конфликтныеситуации сопровождают пас от рождения до самого последнего дня. Однако не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим нптщдепт, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт ич потенциальногопереходит в актуальныйи далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный. В качестве субъекта взаимодействия в конфликт может вступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или несколько лиц (межличностныйконфликт).
Конструктивнымконфликт может быть тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (Противоборство),сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество,направ-
ленное на поиск решения, удовлетворяющегоинтересы всех сторон; компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание,заключающееся в стремлении выйти из конфликтнойситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на споем: приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий повеления характеризуется как корпоративность и напористость. Развитие конфликтаобычно идет в следующей последовательности: а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы; б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц; г) нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта; д) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликт)' в целом (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998).
Межличностные конфликтывозникают между различными людьми, имеющими противостоящие цели и стремящимися навязать друг другу свое мнение, свою волю. Такие конфликты характеризуются:
1. Нарушением норм взаимодействия и сотрудничества (вместо базовой модели, основанной на сотрудничестве, используется базовая модель взаимоотношений, основанная на конкуренции и конфронтации).
2. Столкновением ценностных ориентации, интересов, материальных и карьерных притязаний (последствие конфронтации).
3. Ростом конкурентности, соперничества, соревновательности; (апломб, амбиции).
4. Рассогласованием между целью деятельности и способом ее достижения (на достижение незначимой цели в конфликте могут тратиться значительные усилия).
В основе межличностных конфликтов может лежать психологическая несовместимость его участников (основанная на взаимных негативных трансферных реакциях).
Высокое эмоциональное возбуждение в конфликте снижает интеллекту-альный потенциал его участников (нормальное распределение – зависимость между эмоциями и когнициями).
При возникновении конфликтов между личностью и группой,как правило, отмечается наличие у личности таких черт, как амбициозность, апломб, упрямство, завышенный уровень притязаний и завышенная самооценка (часто личность с психопатическими чертами).
Что касается групповых конфликтов,то уровень экстремальности в данном случае наиболее высок, т. к. в психологическом функционировании группы существуют свои законы ее развития, групповая динамика, которая вмешивается, усиливает конфликт (снижение 30
интеллектуального потенциала, нивелирование ответственности, усиление эмоциональных компонентов общения, феномен сдвига риска).
У представителей умственного труда экстремальные условия, определяемые ожесточившимися конфликтами, приводят к снижению профессиональной работоспособности до 70 %, причем негативное психическое состояние продолжается еще несколько часов, а то и дней после завершения конфликта. При этом как причиной, так и поводом для конфликта могут служить факторы, не имеющие большой значимости для конфликтующих людей. Психологический «ущерб» от конфликта часто намного превышает цену достигнутого в его результате успеха, поскольку события развиваются на фоне сильных эмоциональных переживаний.
Фрустрация
Фрустрация (от лат. Fructratio - обман, расстройство, разрушение планов) - это: 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач: 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи (А. В. Петровский. М. Г. Ярошевский, 1998). П. И. Сидоров, А. В. Парняков называют фрустрацией критическую ситуациюи одновре-менно состояние человека при невозможности реализации им тех или иных потребностей.
Фрустрация - состояние, когда на пути достижения значимой цели человек встречает непреодолимое препятствие. Фрустрация (от лат. fructratio - обман, тщетное ожидание) определяется также как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Фрустрация - это переживание неудачи. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием.
Человек, планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, одновременно мобилизует блок обеспечения целиопределенными действиями. Говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. Но, представим себе, что перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, т. е. психическое событие прерывается, тормозится. В месте прерывания или задержки психического события происходит резкое «затопление»,повышение психической энергии. Запруда приводит к резкой концентрации энергии, к повышению уровня активации подкорковых образований, в частности, ретикулярной формации. Этот переизбыток нереализуемой анергии вызывает чувство дискомфорта
и напряжения, которое необходимо снять. Поведение в ситуации фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора. привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии.
Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые преграды. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации, согласно большинству определений, является наличие сильной мотивированности достичь цели (удовлетворитьпотребность), а также преграды, препятствующей этому достижению. В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются, во-первых, но характеру фрустри-руемых мотивов (базовые, «врожденные» психологические потребности -- в безопасности, уважении, любви, фрустрация которых носит патогенный характер; и приобретаемые потребности, фрустрация которых не вызывает психических нарушений) и. во-вторых, по характеру «барьеров». Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (стены тюрьмы), психологические (парализующий страх, интеллектуальная недостаточность) и сошюкульту-ральные (нормы, правила, запреты). Барьеры также делятся па пнеш-ние и внутренние; внутренние барьеры препятствуют достижению цели, внешние барьеры не дают испытуемым выйти из ситуации («помни, ты же девочка!»).
Фрустрация несет в себе и негативные, и позитивные эффекты. Позитивные эффектыфрустрации связаны с мобилизацией психологических ресурсов, открывающей возможность для личностного развития и роста. Усиливающееся в состоянии фрустрации напряжение может помочь человеку обрести новый взгляд на ситуацию в целом (переоценка ситуации), пересмотреть свои предыдущие действия и увидеть новые и ранее не замечаемые обходные пути ее достижения, или может обнаружиться альтернативная цель, вполне удовлетворяющая потребность {замена цели). При конструктивной фрустрации не только восстанавливается временно утраченное психологическое равновесие, но и идет развитие личности. Человек обучается ставить реальные цели, учится умению манипулировать «точкой цели», отказываясь от неосуществимою.
Существуют и негативные эффектыфрустрации. Увеличение напряжения и эмоциональное возбуждение при фрустрации может оказаться гак велико, что пол воздействием аффекта утрачивается конструктивность действий: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль. Может возникнуть и когнитивная ограниченность - становятся невозможными рациональные процессы размышления и адекватности принятия решений. Высокий уровень фрустрацииприводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт
поведения, агрессивности, возбудимости, враждебности, негативизму.
Толерантность к фрустрации.Существует определенная пороговая величина уровня напряжения, превышение которой приводит к деструктивным эффектам фрустрации. Эту величину часто определяют как устойчивость, или толерантность к фрустрации. Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологического равновесия.Толерантность к фрустрации является переменной величиной и зависит от величины напряжения, типа ситуации, особенностей личности. Один и тот же человек в различных обстоятельствах оказывается способным выдержать разную степень напряжения. Высокий уровень развития личности предполагает сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых.
Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности человека. Имеют значение такие черты, как эгоцентризм с сосредоточенностью на собственных субъективно-значимых интересах с повышенной чувствительностью к нарушению этих интересов (обидчивое 1ь). инфантилизм с недостаточной дифференцированностью личностной структуры.
Выделяют несколько (5) основных видов фрустрационного повеления. 1) Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные поведенческие реакции: 2) апатия (во фрустрирующей ситуации ребенок ложится на пол и смотрит в потолок); 3) агрессия и деструкция, разрушение окружающего, причинение вреда, нанесение ущерба; 4) стереотипия - тенденция к слепому бессмысленному повторению фиксированныхформ поведения; 5) регрессия, которая понимается либо как «обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (снижение конструктивности поведения, падение качества исполнения, упрощение поведенческих схем).
Н. Майер, характеризуя фрустрационное поведение, обозначает его как «поведение без цели»: «Поведение фрустрированного человека не имеет цели, оно утрачивает целевую ориентацию». Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку, и оба в итоге опаздывают. Это поведение (драка) не содержит в себе цели добывания билета, поэтому оно не является адаптивным (удовлетворяющим потребность), а оно является фрустрационно спровоциро-ванным поведением. К. Гольдштейн называет фрустрационноеповедение «катастрофическим»: фрустрационное поведение не только не подчинено фрустрированной цели, оно вообще не подчинено никакой цели, оно дезорганизовано и беспорядочно. X. Хекхаузен считает, что фрустрационное поведение последовательно прохо-
дит три стадии: первоначально в ответ на ситуацию фрустрации возникает агрессия, затем депрессия, затем апатия.
Исторически проблема фрустрации связана с работами 3. Фрейда и его последователями, которые усматривали однозначную связь между фрустрацией и агрессией. Теория фрустрации- агрессии может быть кратко изложена в виде двух основных постулатов: 1) фрустрация всегда влечет за собой агрессию; и 2) агрессия всегда есть следствие пережитых ранее фрустраций.
В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время ряд авторов используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. По мнению А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных. В самом общем виде, состояние фрустрации — специфическое эмоциональное состояние, которое возникает, когда па пути достижения значимой цели человек встречает субъективно непреодолимое препятствие.
Как правило, состояние фрустрации достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, человек одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. В этом смысле говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. В том случае, если перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, то неизбежно наблюдается концентрация нереализованной энергии, повышение уровня активации подкорковых образований, в частности, ретикулярной формации. Переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения.
К условиям возникновения состояния фрустрации относятся следующие факторы:
1) наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;
2) наличие сопротивления (препятствия-фрустратора).
В свою очередь, препятствия могут быть следующих видов: 1) пассивное внешнее сопротивление (наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве);
3) активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают);
4) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения);
5) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести) (Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева, 1990).
Адаптивное (остающееся в пределах нормы) поведение характерно для человека, у которого даже под воздействием сильных раздражителей (препятствий) состояние фрустрации не наступает. Это является следствием толерантности, т. е. терпимости, выносливости по отношению к фрустраторам. Толерантность (в широком смысле стрессоустойчивость) можно воспитать. Психическое здоровье человека собственно и означает сознательное управление своим поведением в экстремальных условиях путем построения эффективных моделей поведения.