Гендерные стереотипы и жизненный путь человека

И. А. Тупицына

Вводные замечания

Гендерный стереотип — это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и / или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни челове­ка: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. Они очень устойчивы. М. Джекмен и М. Сентер выявили, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых [3].

В современном мире в общественном сознании и практиках взаимодействия гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении про­блем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф. Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности, маскулинности. Таким образом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужи­чин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дис­криминационные практики в отношении женщин [1].

Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. [2]. К первой относятся стереотипы маскулинности—фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «актино-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логиче­ское мышление, способность к лидерству. Фемининность, наоборот, рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляюще­еся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависи­мость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.

Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о рас­пределении семейных и профессиональных ролеймежду мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью счи­тается роль домохозяйки, матери. Женщине предписывается нахожде­ние в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке суще­ствует поговорка о четырех «К», отражающее стереотипное представле­ние о социальной роли женщины. Переводится она как: «кухня, кирха, ребенок, платье». Мужчинам предписывается включенность в обще­ственную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для муж­чины являются именно профессиональные роли.

Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда.В соответствии с традиционными представлени­ями предполагается, что женский труд должен носить исполнитель­ский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая ируководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфе­ре деятельности. В научной практике подобное распределение гендерных ролей подтверждалось концепцией взаимодополняемости полов Т. Парсонса, Р. Бейлза.

Как возникли гендерные стереотипы? Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различиях в разные исторические периоды, в различных культурах, а также в результате веками существовавшего разделения труда. По мнению С. Фаррел и Д. Лорбер, в обществе существовало «табу на подобие», которое утверждало и подтверждало существование поло­вых различий, различий в социальных ролях мужчин и женщин, де­терминировало гендерное неравенство [5].

Гендерные стереотипы выступают генеральными соглашения­ми о взаимодействии «мужского» и «женского». Позитивным в действии гендерных стереотипов Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания исотрудничества. Культурные стереотипы, по их мнению, долж­ны быть одновременно ригидны и гибки, чтобы, с одной стороны обеспечивать устойчивость представлений, с другой — не останав­ливать развитие общества [4].

В чем негативное воздействие гендерных стереотипов? Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации муж­чин иженщин, выступать барьером в развитии индивидуальности [2]. Следование гендерным стереотипам часто связано с механизмами дол­женствования. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, самореали­зация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются лич­ные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зави­симость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора.

Но даже индивид, признающий свою независимость от гендерных стереотипов, может им следовать на бессознательном уровне. Так гендерные представления превращаются в самоисполняющиеся пророчества [1]. Самоисполняющееся пророчество— это неосознанное, внутреннее убеждение человека, установка по отношению к каким-либо объектам или событиям, реализующаяся в реальном поведении. Имея неосознава­емые установки в отношения самого себя, индивид внешне заявляет не­зависимость от гендерного стереотипа, но, тем не менее, привносит его в жизнь, реализует стереотипное представление.

Данное занятие занимает 4 академических часа и может быть раз­делено на две части (соответственно с 2-го по 5-й этап и с 6-го по 9-й этапы). Этапы введения и подведения итогов повторяются вначале и в конце каждого занятия. Желательно, чтобы участники располага­лись во время занятий в круге и каждый участник мог видеть каждо­го. Например, участники могут сидеть за круглым столом.

Цели занятия

Информационная: познакомить с механизмами возникновения и воспроизводства гендерных стереотипов в обыденном сознании и по­вседневной практике.

Обучающая: сформировать основы критического взгляда на гендерные стереотипы, то есть способности выявлять и осознанно анализиро­вать их в различных сферах жизни — обучении, работе, литературе ит. д.

Оснащение

Листы бумаги формата А 4, цветные карандаши, фломастеры.

Порядок работы

Этап 1. Введение.

Этап 2.Составление списка гендерных стереотипов.

Этап 3.Инсценировка ситуации общения.

Этап 4.Обсуждение инсценировки ситуации общения.

Этап 5.Дискуссия о следовании гендерным стереотипам в жизни.

Этап 6.Сочинение притч о возникновении гендерного стереотипа.

Этап 7.Дискуссия о необходимости избавляться от гендерных сте­реотипов.

Этап 8.Информационное сообщение преподавателя. Цели психо­логической работы с гендерными стереотипами.

Этап 9.Составление рекламного сообщения, не содержащего гендерных стереотипов.

Этап 10.Подведение итогов.

Этап 1. Введение

Занятие начинается с обмена новостями, обсуждения того, что радует студентов в их жизни, в окружающем мире в данный момент. Напри­мер, преподаватель может задать вопрос: что нового, хорошего про­изошло в вашей жизни с тех пор, как мы с вами не виделись? Препо­даватель просит всех желающих ответить на вопрос ипри этом он мо­жет дополнительно уточнить: «Что в этом для вас хорошего?», поддержать сказанное словами: «замечательно», «прекрасно». Важно сделать ак­цент на позитивном в описываемых событиях. Преподаватель вместе со студентами отвечает на поставленный вопрос.

Иногда студенты могут быть погружены в какие-либо проблемы, связанные, например, с учебной деятельностью, сдачей сессии и т. д. Можно выделить небольшое время и выслушать их. Задача препо­давателя просто послушать сказанное, не комментируя, не давая со­ветов. Подобное обсуждение, как позитивного, так инегативного, способствует включению студентов в работу, отвлечению от повсе­дневных событий жизни.

Наши рекомендации