III. Практическая часть
Сводная таблица поз и жестов, и их расшифровка. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское кН. Изд-во, 1991, стр. 100-115
Язык поз и жестов.
Описание позы или жеста | Расшифровка значения позы/жеста (рекомендуемая реакция помечена!) | |
1. Собеседник сидит, наклонив корпус вперед | -любезность -внимание -заинтересованность | |
2. Собеседник сидит, откинувшись на спинку стула | -пренебрежение -незаинтересованность -усталость -лень ! Дайте собеседнику в руки журнал, документы по обсуждаемому вопросу и т.п.! | |
3. Собеседник сидит, «оседлав» стул, как коня | -защита -агрессивность | |
4. Собеседник сидит. Одна рука его опирается на колено, другая лежит свободно на бедре | -собеседник принял позитивное решение | |
5. Собеседник сидит, наклонившись вперед, руки опираются на колени, либо охватывают сиденье стула | -желание закончить разговор, прервать встречу ! Не ждите, когда Вас «попросят», закончите разговор, сохраните уважение собеседника к Вам! | |
6. Собеседник не прячет ладони, они открыты | -открытость -честность -правдивость | |
7. Собеседник прячет руки, не показывает ладони | - ложь -собеседник что-то скрывает | |
8. Поза Наполеона - руки собеседника скрещены на груди | -нервозность -несогласие -защита -неуверенность ! Дайте собеседнику в руки журнал, документы по обсуждаемому вопросу и т.п.! | |
9. Собеседник держит руки за спиной | -высокомерие -злоба -нервозность -попытка успокоиться | |
10. Собеседник держит руки в кармане | - недоговоренность -скрытность -неискренность | |
11. Собеседник наклонился вперед и опирается руками на стол | -агрессивность | |
12. Собеседник охватил ладонью подбородок | -доверительность -дружелюбие -размышление | |
13. Рука собеседника лежит на столе или колене ладонью вверх | -«поза просителя» -собеседник ставит себя психологически ниже своего собеседника | |
14. Рука собеседника лежит на столе или колене ладонью вниз | -собеседник доминирует над своим собеседником -собеседник чувствует превосходство - ставит себя выше своего собеседника | |
15. Быстрое потирание ладоней | -удовлетворение -согласие | |
16. Медленное потирание ладоней | -отказ -или даже угроза | |
17. Крепко сплетенные в замок пальцы рук (руки, сплетенные в замок, могут лежать на коленях, столе или подпирать подбородок) | -неоправданные ожидания -попытка скрыть негативное отношение -чем выше поднят «замок», тем более негативно значение жеста | |
18. Собеседник дотрагивается до шеи | -несогласие | |
19. Прикрывание рта, прикосновение к носу или к области под носом | -если это делает говорящий, это означает, что он говорит неправду -если слушающий, то это означает, что говорящий лжет, а он это понял | |
21. Оттягивание воротника | -раздражение -ложь -крушение надежд | |
22.Голова собеседника опирается на ладонь | -скука | |
23. Постукивание пальцами по столу | -нетерпение -собеседник торопится | |
24. Собеседник гладит свой подбородок | -принимает решение ! Ни в коем случае не прерывайте беседу на этой фазе! !! Посмотрите, какие жесты и позы последуют за этим движением - если с позитивным значением, значит Вам повезло, если с негативным - Вы вряд-ли получите желаемое!! | |
25. Собеседник бьет себя по шее | -показывает, где Вы у него «сидите» !Оставьте его в покое - ему не до Вас! | |
26.Собеседник бьет себя по лбу | -виноват -забыл | |
27. Собеседник положил ногу на ногу | -психологическая защита от кого-либо или чего-либо -закрытость | |
28. Собеседник скрестил лодыжки | -скрывает информацию, отрицательные эмоции, нервозность и страх | |
29.Голова собеседника наклонена вбок | -интерес к Вам | |
30. Голова наклонена вниз | -к Вам относятся негативно, критически | |
31. Собеседник убирает с одежды воображаемые нитки и т.п. | -собеседник не разделяет общего мнения, но не может высказать свое мнение ! Нужно показать открытые ладони и попросить собеседника высказаться по обсуждаемому вопросу! | |
Деловое общение, как процесс предполагает установление контакта между участниками, обмен определенной информацией для построения совместной деятельности, установления сотрудничества и т.д.
Исследования показывают, что руководитель тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение. Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ коммуникации.
Главным условием эффективности делового общения является осознание человеком того, что возможность реализации целей деятельности учреждения, фирмы, организации возрастет, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учет особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоления коммуникативных барьеров, знание техник (приемов) эффективного общения, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия существенно сократит затраты времени собеседников.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Охарактеризуйте основные формы и технологии, которые применяются в современной практике обучения взрослых
2. Охарактеризуйте модульное обучение как технологию и форму образования взрослых
3. Раскройте возможности дистанционного обучения в образовании взрослых