Лекция 1. Введение в предмет
План лекции:
· Принципы психологии;
· Задачи психологии;
· Предмет психологии.
Ключевые слова: психология, психика, детерминизм, психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Психология (psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития (отечественные психологи так трактуют предмет психологии:Леонтьев, Ломов, Рубинштейн).
До настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. У каждого человека существует своя субъективная реальность: переживания, чувства, мысли, сны.
Предмет, задачи и принципы психологии.
Психология – наука о психических явлениях:
А) психические процессы:
1. познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь);
2. эмоционально – волевые (эмоции, воля).
Б) психические явления:
1. психические состояния человека (бодрость, усталость, настроение, стрессовое состояние);
2. психические свойства (темперамент, способность, характер, направленность личности).
Вывод: психология – наука о психических процессах, состояниях и свойствах развивает это понятие Немов и др. Фрейдисты определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека (Ид, Эго, Суперэго – Бессознательное, Сознательное, Нормы в обществе). Бихевиористы – как науку о поведении человека и животных (S стимул – R реакция), что повлияло на развитие экстремальной психологии.
Гештальтпсихологи рассматривают психологию как науку, изучающую целостные процессы. Вывод: нет однозначного подхода к определению предмета психологии.
Объект психологии – человек, животное, группа людей.
Задачи психологии:
1. Качественное изучение всех психических явлений.
2. Анализ формирования и развития всех психических явлений.
3. Изучение психологических механизмов психических явлений.
4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.
Принципы психологии:
1. Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;
2. Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;
3. Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.
4. Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту, по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.
5. Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.
Что же является предметом изучения психологии ?
Прежде всего,
1. Психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь,человекпознает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с другими людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает
2. Человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений, и в свою очередь,
3. Зависимость формирования и развития психических явлений от общения и поведения.Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как
4. «личность». В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение).
5. Деятельность и общениетакже поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят отношения между людьми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах.
подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.