Членам политбюро ЦК КПСС
Гневный протест – 14-й (в ЦК КПСС)
25, 26, 28/7-72 г. я, моя жена и другие находились в приемной ЦК КПСС. Я – первый раз, жена – третий. Как с нами поступили в самый первый, третий раз. В ЦК КПСС мы искали правды. Потому что нас необоснованно и незаконно истязали электронными приспособлениями, оба без работы, без средств к жизни, семье отказано в работе… В приемной … нас провели в кабинет и поставили «на провод». Истязания физические, по телу проходит истязующая волна, организму тяжело, больно. С пульта электронных приспособлений объяснили, что вид этой пытки называется – «поставить на провод». Повода и основания к этому не было. … Высокая, белая, полная женщина объявила: «Запись закончена». Но на вопросы отвечала. Перед ней небольшой аппарат, она нажала кнопку, через ее комнату в зал прошли ст. л-т госбезопасности, с ним гражданский. Дежурная указала на нас пальцем: «Вот их!» Ст. л-т начал кричать на нас: «Заходите в кабинет, давайте, давайте, заходите!» В карточки мы не были записаны, а в кабинет при такой ситуации «давайте, давайте, заходите!» при обозрении посетителей. Силой электронной волны нас загнали в кабинет, что под часами…с пульта особой ЭВМ мне сообщили фамилии дежурной и ст. л-та… Если информация (о фамилиях) ложна с действительными фамилиями, то в этом случае я позволю себе сослаться на В.И. Ленина: «Люди, которые под политикой понимают мелкие приемы, сводящиеся иногда чуть ли не к обману, должны встречать в нашей среде самое решительное осуждение. Необходимо исправление их ошибок … обманывать нельзя». Т. 43, стр. 58 - и так далее на 58 листах, исписанных с двух сторон.
Следующий пример иллюстрирует бредовые идеи иного происхождения.
Возраст пациента может сказываться на содержании бредовых идей. В подростковом возрасте чаще встречается бред философского содержания («метафизическая интоксикация»), бред иного происхождения (сын или дочь знаменитых родителей), дисморфоманический бред (бредовая убежденность больного в мнимых дефектах строения тела), различные виды эротоманического бреда. В инволюционном возрасте наблюдаются так называемые бредовые идеи «малого размаха» – идеи кражи пенсионных денег, подмены постельного белья, осуществляемого недобрыми соседями, идеи обнищания, отравления, одержимости кожными паразитами. В связи с наличием большого числа хронических заболеваний наблюдаются всевозможные ипохондрические идеи, идеи мучительной смерти, которые достигают своего апогея в нигилистическом бреде (синдром Котара), когда пожилые люди утверждают, что их внутренние органы сгнили, что осталась только их внешняя оболочка, что кругом массовый голод, война и разруха.
При первичной диагностике бредовых идей следует иметь в виду, что они встречаются исключительно при психозах самой различной этиологии. Следовательно, помощь бредовым больным должна осуществляться в специализированных психиатрических учреждениях.
Определенные трудности при диагностике бредовых идей возникают у недавно заболевших людей, когда бредовая фабула не содержит явных нелепостей, а иных психопатологических расстройств (галлюцинаций, автоматизмов) на этих ранних этапах заболевания не выявляется. В качестве наиболее частых примеров такого рода бредовых идей могут служить паранойяльные идеи особого отношения, ревности и ипохондрии, когда окружающие люди, основываясь на незначительных объективных совпадениях, начинают поддерживать бредовую систему, рекомендуя различные виды соматического лечения, осуждая злых соседей или неверную жену.
Сверхценные идеи. -это эмоционально окрашенные, всепоглощающие убеждения, доминирующие в течение жизни или длительного отрезка времени. Значимость этих идей переоценивается в сознании личности. Одна из распространенных сверхценных идей –это обида. Как правило, к сверхценным идеям нет критики, то есть их неверность не осознается и большинство разумных доводов личностью отвергается. Однако в ряде случаев сверхценные идеи доступны психологической коррекции и личность может самостоятельно пересмотреть их правильность. Считается, что корни срерхценного убеждения следует искать в истории жизни больного.
Так, например знаменитый французский психиатр Моро де Тур описал случай девушки, убежденной в том, что по достижении ею двадцатипятилетия она покончит жизнь самоубийством по наследственной предрасположенности, как это сделали ее отец и дядя по отцу. Вся жизнь девушки проходила в подготовке к самоубийству, прощанию с любимыми и родственниками. Наблюдая психическое и физическое угасание дочери, мать была вынуждена признаться, что родила ее от другого мужчины, но не от того, кого девушка привыкла считать отцом. Настоящий отец, живой и невридимый, был представлен девушке и она отметила поразительное с ним внешнее сходство. Сверхценная идея суицидальной смерти потеряла свою актуальность.
Сверхценные идеи наблюдаются при широком круге психических расстройств. Наибольшее клиническое значение имеет сверхценное отношение к своему здоровью, называемое ипохондрией. Ипохондрические расстройства встречаются в рамках ипохондрического невроза и обсессивно-компульсивного расстройства личности.
Все навязчивостиосознаются личностью как по меньшей мере ей не присущие, а по большей – болезненные, то есть к ним всегда есть критическое отношение, поэтому коль скоро бы ни было высоко напряжение навязчивого стремления, оно, как правило, не реализуется. Больные навязчивостями борятся с ними самостоятельно, либо обращаются за помощью к медицинским работникам.
Встречаются навязчивости преимущественно при обсессивно-фобическом неврозе, обсессивно-компульсивном личностном расстройстве, при некоторых формах шизофрении
В таблице приведены данные, позволяющие провести дифференциальную диагностику бредовых, навязчивых и сверхценных идей.
Таблица 1Подходы к дифференциальной диагностике нарушений мышления по содержанию
Бредовые идеи | Навязчивые идеи | Сверхценные идеи | |
Наличие болезненной основы (при каких заболеваниях встречаются) | В основном при психозах | В основном при неврозах | Могут встречаться у психически здоровых людей |
Критическое отношение личности | Нет критики и сознания болезни | Присутствует критика и сознание болезни | Частичная критика |
Характер выссказываний | Зачастую нелепый, неправдоподобный, нелогичность аргументации | Признаются болезненными, несвойственными личности | Правдоподобный характер, логичность аргументации |
Наличие иных грубых психопатологичес-ких расстройств | Часто | Нет | Нет |
Доступность психологической коррекции, разубеждению | Не доступны | Доступны | Доступны при значительных усилиях и веской аргументации |
Доступность специфическим методам терапии в психиатрии | Доступны психофармакотерапии | Доступны психотерапии и частично психофармакоте-рапии | Доступны психотерапии |