Открытое письмо к читателям. 7 страница
По окончании сеанса произошло обсуждение увиденного и услышанного. Лорд Бэри предложил постановить, что, по всеобщему мнению, братья Дэвенпорт и мистер Фэй, после тщательного обследования и пристального наблюдения за всеми их действиями, заставили всех присутствовавших джентльменов прийти к неоспоримому выводу: во всем этом нет и следа трюкачества, совершенно точно не используются сообщники или механизмы; все присутствовавшие на данном сеансе зрители имеют право объявить в обществе, где они вращаются, о том, что, насколько наше исследование позволяет судить, все имевшие место происшествия не были следствием фальсификации. Эта формулировка была одобрена единогласно».
Заключительный абзац отчета содержит заявление мсье Диона Бусико, что сам он спиритом не является, после чего стоит подпись и дата. Этот необычайно полный и ясный отчет приведен здесь без сокращений потому, что он содержит ответы на многие возражения, а также ввиду того, что его автор и прочие свидетели не нуждаются в рекомендациях. Выдвигать какие-либо возражения после такого подробного сообщения — значит игнорировать факты.
В октябре 1864 года Дэвенпорты начали публичные выступления в помещении «Квинз Консерт Румз» на Хановер-сквер. Публика стала создавать целые комиссии, пытавшиеся определить, как же все-таки братья ухитряются выделывать такое, однако все было безрезультатно. Публичные и частные сеансы происходили практически ежедневно до самого конца года. Ежедневные газеты печатали полные отчеты об этих сеансах, имена братьев были у всех на устах. В начале 1865 года они гастролировали по провинциальной Англии, и в Ливерпуле, Хаддерсфилде и Лидсе подверглись нападениям разъяренной толпы. В феврале в Ливерпуле двое зрителей так сильно стянули им руки, что выступила кровь, и мистеру Фергюсону пришлось перерезать веревку и освободить их.
Братья Дэвенпорт отказались продолжить выступление. Толпа бросилась на сцену и разломала их «шкаф». Подобное произошло также в Хаддерсфилде 21 февраля, а затем — в гораздо более неистовой форме — в Лидсе. Все это было результатом организованного противодействия. После этих вспышек насилия Дэвенпорты отказались от дальнейших выступлений в Англии. Они отправились в Париж, где их пригласили выступить в замке Сен-Клу, что они и сделали, дав сеанс в присутствии императора и императрицы, а также сорока гостей. В Париже их посетил Хамилтон — преемник знаменитого иллюзиониста Роберта Хоудена. Он направил письмо в одну из парижских газет, где сообщал следующее:
«Увиденное превзошло все мои ожидания. Эти опыты чрезвычайно заинтересовали меня. Считаю своим долгом заявить, что объяснить все это невозможно».
По возвращении в Лондон в начале 1866 года братья посетили Ирландию. В Дублине они потрясли очень многих, в том числе редактора «Айриш таймс» («Irish Times»), а также преподобного доктора Тисдала, публично заявившего, что верит в проявления потусторонних сил.
В апреле того же года Дэвенпорты отправились в Гамбург, а потом в Берлин, однако надвигавшаяся война (как предупредили те же силы, что направляли их) сделала поездку непродолжительной. Театральные менеджеры предлагали им хорошие условия для выступлений, однако они отклонили их, последовав совету своего постоянного духовного наставника, сообщившего, что выступления, имеющие связь со сверхъестественным, не должны иметь ничего общего с индустрией театральных развлечений. Последнее обстоятельство весьма огорчило их финансового директора. В Берлине они жили месяц и встречались с членами семьи германского кайзера. Проведя три недели в Гамбурге, братья проследовали в Бельгию, где имели достаточный успех в Брюсселе и других крупных городах. Далее они оправились в Россию и 27 декабря 1866 года прибыли в Санкт-Петербург. На первом их публичном выступлении, проходившем 7 января, присутствовала тысяча человек. Следующий сеанс произошел в резиденции французского посла перед пятьюдесятью гостями, среди которых находились чиновники Государственного суда. 9 января был дан сеанс в Зимнем дворце — для царя и его семейства. Затем братья Дэвенпорт отправились в Польшу и Швецию. 11 апреля 1868 года они снова появились в Лондоне, в зале на Хановер-сквер, где были тепло встречены многочисленной публикой. Мистер Бенджамин Колмэн, уважаемый спирит, организатор их первых публичных сеансов в Лондоне, писал, анализируя их почти четырехлетнее путешествие по Европе:
«Я хочу передать моим американским друзьям, которые меня познакомили с Дэвенпортами, что совершенно убежден в том, что миссия братьев в Европе сыграла важную роль для развития спиритизма; их публичные выступления в качестве медиумов — мне они известны лишь в таком качестве — были стабильны и безупречны».
Он добавляет, что ему неизвестны формы медиумизма, которые бы лучше подходили для публичных выступлений. Завершив эту поездку в Лондон, братья вернулись в Америку. В 1876 году они отправились в Австралию и 24 августа дали первый публичный сеанс в Мельбурне. В июле 1877 года в этом городе скончался Уильям.
Всю свою жизнь братья Дэвенпорт вызывали острую зависть и глубокую ненависть у представителей гильдии фокусников. Маскелайн с поразительным упорством заявлял, что разоблачил их, когда они давали сеансы в Англии. Доктор Джордж Секстон, бывший редактор «Спиричуал мэгазин» с достоинством ответил на все его претензии публично. Кроме того, при личной встрече он сравнил, как делаются трюки Маскелайна и то, что показывали братья Дэвенпорт, сказав в заключение: «Сравнивать такое — все равно, что уподоблять произведения поэта Клоуза совершеннейшим творениям Эйвонского барда» (Шекспира. — Ред.). Фокусники, однако, подняли значительно больше шума, чем спириты, и при поддержке прессы им удалось убедить широкую публику в том, что братья Дэвенпорт были разоблачены.
Публикуя сообщение о кончине Айры Дэвенпорта, умершего в Америке, «Лайт» сообщает, что это событие послужило журналистам прекрасным поводом для демонстрации собственного невежества. Вот цитата из «Дейли ньюс»: «Напрасно они объявляли себя волшебниками, а не обыкновенными фокусниками. Если бы они, подобно их разоблачителю Маскелайну, догадались сказать: „Смотрите, как все просто“, они бы добились не только удачи, но и уважения». В ответ на это «Лайт» спрашивает: если они были просто фокусниками и не верили в собственный медиумический дар, то зачем они терпели тяготы, нападки, увечья и злословие? Ведь отказ от претензий на медиумизм тут же сделал бы их уважаемыми и обеспеченными людьми!
Неизбежный вопрос, который задают все, кто безуспешно пытался разоблачить братьев Дэвенпорт, звучит так: какая высшая цель может скрываться за такими феноменами? Известный писатель и убежденный спирит Уильям Хоуит дал на это хороший ответ:
«Действительно ли небесные духи устраивают такие фокусы, заставляя инструменты летать? Неужели Бог может послать такое? Да, Бог посылает такое, чтобы показать нам как минимум следующее: у него есть слуги на любой вкус, готовые выполнять любую работу, и он послал низких, шутовских духов, ибо сама наша эпоха — низкая и очень чувственная. Пошли он что-нибудь более возвышенное, никто бы просто ничего не заметил. И так-то девять человек из десяти не понимают, что они видят».
Как ни печально, но Дэвенпорты, возможно, величайшие в своем роде медиумы — всю жизнь страдали от жестокого противодействия и даже преследований. Их жизнь много раз подвергалась опасности. Людская враждебность ко всем спиритическим явлениям была столь велика, что поневоле сделаешь вывод о вмешательстве темных сил.
Касаясь этого аспекта проблемы, мистер Рэндалл говорит:
«В сознании некоторых людей таится хроническая антипатия, даже ненависть по отношению ко всему спиритическому. Как будто воздух насыщен некими испарениями — неким подобием ментальных спор, вдыхаемых огромным большинством человечества. Они воспламеняют сильнейший ядовитый огонь, стремящийся сжечь тех, чья миссия — принести мир на нашу землю и добрые побуждения в сердца людей. Люди будущего очень удивятся, прочитав, что Дэвенпорты и другие медиумы были вынуждены терпеть самую непримиримую враждебность со стороны современников; что они, и среди них пишущий эти строки, пережили неописуемые ужасы всего лишь за намерение убедить современников в том, что человек — это не зверь, лишенный души, которому суждено погибнуть, не оставив после себя ничего, что он. — суть бессмертная, вечная душа, которая переживет распад своего тела. Кроме медиумов никто не может продемонстрировать реальность факта загробного существования, однако (странное противоречие!) они подвергаются преследованиям именно со стороны тех, чья обязанность — убеждать других в бессмертии души».
Комментируя заявления многих профессиональных магов о том, что они разоблачили Дэвенпортов или повторили их результаты, сэр Ричард Бертон писал:
«Я много лет прожил на Востоке и видел много тамошних магов. Позже мне довелось присутствовать на выступлении господ Андерсона и Толмака. Эти последние показывали то, что они сами назвали „сложными фокусами“, однако даже они не претендуют на то, чтобы повторить достижения господ Дэвенпортов и Фэя: например, изумительные эффекты с применением музыкальных инструментов. Наконец, я прочел все те объяснения, данные английской публике по поводу „трюков“ братьев Дэвенпорт. Поверьте, если что и может заставить меня совершить гигантский скачок „от материи к духу“, так это полная неразумность всех „разумных“ объяснений, данных этим „потусторонним явлениям“».
Примечательно, что Дэвенпорты, в отличие от своих друзей и попутчиков, никогда не заявляли о сверхъестественном характере своих опытов. Возможно, они считали, что их выступления будут более захватывающими и менее провокационными, если каждый зритель сам даст объяснение увиденному. В своем письме к американскому иллюзионисту Гудини Айра Дэвенпорт писал на склоне лет:
«Мы никогда не признавали публично, что верим в спиритизм. Мы считали, что публике до этого нет дела. Мы не объясняли ничего ни ловкостью рук, ни вмешательством духов. Мы предоставляли друзьям и врагам выяснять это между собой, однако, как ни печально, часто становились жертвами их разногласий».
Впоследствии Гудини заявил, что Дэвенпорт признал естественную подоплеку всех этих явлений, однако сам Гудини допустил в своей книге «Маг среди спиритов»[119] столько фактических ошибок и проявил такую уклончивость в ответах на «неудобные» вопросы, что это его заявление немногого стоит. Из приведенного им письма не следует ровно ничего. Заявление о том, что Дэвенпорт якобы сознался в том, что инструменты на самом деле никогда не покидали «шкаф», есть не что иное, как доказанная ложь. Представитель «Таймс» получил весьма ощутимый удар по лицу от пролетавшей мимо него гитары; его бровь была рассечена. В нескольких случаях, когда включался свет, инструменты оказывались рассеянными по всему полу. Если Гудини неверно понял второе заявление, вряд ли он был точен в понимании первого (см. Приложение).
Можно возразить, и многие так и делали — как скептики, так и сами спириты, что столь эксцентричные физические эффекты бесполезны и несерьезны. Есть много сторонников этого мнения, однако есть и много других, чьи мысли созвучны словам мистера П. Б. Рэндалла:
«Виноваты не бессмертные, а мы сами, ибо каков спрос — таково и предложение. Если до нас не достучаться одним способом, то прибегают — и успешно — к другому: мир вечной мудрости показывает племени слепцов столько, сколько оно способно воспринять, и не больше. Если в интеллектуальном плане мы — младенцы, то должны довольствоваться ментальным пюре до тех пор, пока не станем способны к принятию более грубой пищи. И раз убедить людей в истинности вечной жизни способны лишь спиритические трюки и фокусы, то они и оказываются явлены людям. Зрелище радужной руки, появившейся в присутствии трех тысяч человек, способно за десять минут взволновать больше сердец, глубоко впечатлить и дать веру в загробную жизнь большему количеству людей, чем это под силу целому полку священников, который бы трудился пять лет».
Глава 11. Опыты Уильяма Крукса
сследовательская работа, проделанная в 1870–1874 годах сэром Уильямом Круксом — тогда он был просто профессором Круксом, стала одним из выдающихся явлений в развитии спиритического движения. Она примечательна высоким научным уровнем и настойчивостью исследователя, самим качеством проделанной работы, а также тем, что, завершив ее, он бесстрашно объявил о том, что получил неоспоримые доказательства проявления потусторонних сил. Оппоненты любили ссылаться на какой-нибудь физический недостаток или преклонный возраст некоторых свидетелей спиритических явлений. Однако в данном случае никто не посмел бы отрицать, что исследования были проведены человеком, находившимся в зените своего умственного развития, ибо его дальнейшая блестящая карьера — лучшее свидетельство силы его разума. Следует отметить, что результаты этих исследований подтвердили отсутствие обмана в действиях медиума Флоренс Кук, вызывавшей поистине сенсационные спиритические явления; таков же был результат тщательных испытаний, которым подверглись Д. Д. Хоум и мисс Кейт Фокс.
Сэр Уильям Крукс (1832–1919) — выдающийся ученый, снискавший широкую известность в научном мире своими работами в области химии и физики. В 1863 году он стал Членом Королевского общества, а в 1875 году эта организация наградила его Королевской золотой медалью. Он был также удостоен медали Дэви — в 1888 году и медали сэра Джозефа Копли — в 1904-м. Королева Виктория пожаловала ему рыцарское звание в 1897 году. В 1910 году он получил орден «За заслуги». В разные годы он занимал президентские посты в Королевском обществе, Химическом обществе, Институте инженеров-электриков, Британском объединении «За прогресс науки» и в Обществе психических исследований. Открытие нового химического элемента, названного им «таллий», изобретение радиометра, спинтарископа[120] и «трубки Крукса»[121] — лишь малая часть его грандиозной работы. В 1859 году он основал издание «Кемикл ньюс» («Chemical News»), став его редактором, а с 1864 года редактировал «Ежеквартальный научный журнал»[122]. В 1880 году Французская академия наук присудила ему Золотую медаль и премию 3000 франков — в знак признания важности его работ.
СЭР УИЛЬЯМ КРУКС.
Приступая к исследованиям психических явлений, Крукс, как он сам признался, подозревал, что все это может оказаться надувательством. Его собратья по науке разделяли это мнение и были рады тому, какое направление принял ход его мыслей. Они были особенно довольны тем, что за исследования принялся чрезвычайно квалифицированный человек. Мало кто сомневался в том, что необоснованность претензий спиритизма в скором времени будет продемонстрирована со всей очевидностью. Один автор писал: «Если за дело взялись такие люди, как Крукс… то мы скоро узнаем, чему верить, а чему — нет». Доктор (впоследствии профессор) Бэлфор Стюарт в своем письме, адресованном в журнал «Нэйчер» («Nature»), подчеркивал смелость и честность мистера Крукса, рискнувшего заняться такими исследованиями. Сам Крукс считал, что сделать это ему велит долг ученого. Он писал: «Хваленая свобода мнений нашего ученого сословия мало чего стоит, раз его представители так долго отказывались начать научные исследования, чтобы выяснить: существуют ли и каковы по сути явления, подтвержденные столь многочисленными компетентными и достойными доверия свидетелями, причем всяческие исследования в этой области только поощрялись. Сам я не боюсь приступить к таким исследованиям, даже если результаты могут пойти в разрез с общепринятым мнением, ибо стремлюсь к истине и буду рад, если удастся открыть новые явления природы». Таким было его настроение перед началом работ.
Следует отметить, что несмотря на свой скептицизм по отношению к психическим явлениям, он уже был знаком с ментальными феноменами и в некотором роде признавал их. Возможно, это духовное тяготение как раз и помогло ему достичь столь выдающихся результатов, ибо всегда следует помнить: результативное исследование психических феноменов по своей форме должно быть «психическим», то есть должно зависеть от состояния духа.
Успеха добивается не тот, кто полон предвзятости, упрямства и смехотворного желания измерить явления духовного порядка мерками банального практицизма. Удача помогает тем, кто понимает, что гибкость мышления вовсе не противоречит тщательности наблюдений и строгой логике рассуждений. Она отдает предпочтение предупредительности и осторожности, способствующим гармонии и симпатии между испытателем и испытуемыми.
Исследования Крукса в области нематериальных явлений начались уже летом 1869 года. Тогда, в июле месяце, он участвовал в заседаниях, проходивших в присутствии известного медиума — миссис Маршалл, а в декабре побывал на сеансах другой знаменитости — Дж Дж. Морзе. В июле 1869 года Д. Д. Хоум, вернувшись из Санкт-Петербурга, привез Круксу рекомендательное письмо от профессора Бутлерова.
Интересен фрагмент личного дневника, который Крукс вел во время своей поездки по Испании с экспедицией «Эклипс» в декабре 1870 года. 31 декабря он записал:
«Против собственной воли я возвращаюсь к событиям годичной давности. Нелли (жена У. Крукса. — Ред.) и я общались тогда с нашими покойными друзьями, и когда пробило полночь, друзья пожелали нам счастливого Нового года. Я чувствую, они и сейчас смотрят на меня, а так как расстояние для них — не преграда, то ежи, я уверен, смотрят и на Нелли. Мы оба знаем: среди этих духов есть один, кого все мы — и духи, и смертные — почитаем как Отца и Владыку. Я возношу свою смиренную молитву Ему — Великому и Благому, чтобы Он не оставил без Своей милостивой защиты Нелли, меня и нашу маленькую семью. Пусть он также позволит нам продолжать спиритическое общение с моим братом, перешедшим в иной мир более трех лет назад, во время плавания на корабле»[123].
Прибавив к этому новогодние поздравления жене и детям, он пишет:
«А когда истекут годы, отпущенные нам для земной жизни, пусть обретем мы еще большее счастье в стране духов, очертания которой я иногда наблюдаю».
Мисс Флоренс Кук, с которой Крукс провел свою классическую серию опытов, была молодой девушкой пятнадцати лет и обладала сильнейшими психическими способностями, проявившимися в редкой форме — в форме полной материализации. Способность эта оказалась фамильной, и ее сестра, мисс Кейт Кук, была не менее знаменита. Когда начался скандал, вызванный заявлениями мистера Волкмана о том, что он якобы разоблачил мисс Кук, она, желая подтверждения своей правоты, обратилась за поддержкой к миссис Крукс. Мисс Кук была согласна на то, чтобы муж этой леди ставил над ней любые опыты, и не требовала взамен ничего, лишь бы только он публично подтвердил, что она — истинный медиум. По счастью, она обратилась к человеку неподкупной научной честности. Ведь в наши дни широко известны случаи, когда медиумы отдавали себя во власть исследователям, а те предавали их, не имея достаточно храбрости для того, чтобы подтвердить истинность спиритических явлений.
В «Ежеквартальном научном журнале)», который профессор Крукс редактировал, он опубликовал полное описание своих методов исследования. В его доме на Морнингтон-Роуд был маленький кабинет, сообщавшийся с химической лабораторией и отделенный от нее занавесом. Мисс Кук в состоянии транса лежала на кушетке во внутренней комнате. В наружной комнате был устроен полумрак, там сидел Крукс и другие, приглашенные им наблюдатели. По истечении некоторого периода, который разнился от двадцати минут до часа, из эктоплазмы медиума материализовалась фигура. В те времена упомянутая субстанция и механизмы ее возникновения не были известны, однако соответствующие исследования прояснили очень многое в этой области, чему посвящена отдельная глава нашей книги. Профессор же Крукс наблюдал следующее: занавес вдруг приоткрывался и из-за него появлялась женщина, причем обычно ее внешность весьма отличалась от внешности медиума. Это создание было способно двигаться, говорить и производить другие действия независимо ни от кого. Оно также сообщило свое имя: Кэти Кинг.
Скептик стал бы утверждать, что на самом деле было не две женщины, а одна, и что Кэти появлялась в результате хитроумного перевоплощения Флоренс. Он мог бы подкрепить свои возражения тем, что не только Крукс, но и мисс Мэриэт, да и другие наблюдатели отмечали, что порой Кэти была очень похожа на Флоренс.
Здесь мы сталкиваемся с одной из загадок явления материализации, которая требует скорее тщательного изучения, чем насмешек. Автор этих строк, наблюдая за мисс Безиннет, также отметил, что лица психических феноменов в первый момент, когда психическая сила еще слаба, напоминают лицо медиума, но в дальнейшем сходство совершенно утрачивается. Существует предположение, что эфирная оболочка медиума, его духовное тело, освобождается в состоянии транса и становится основой, на которой воплощающиеся сущности формируют свой облик. Каково бы ни было объяснение, факт налицо. Аналогичное явление сопровождает так называемый «направленный голос»: в первый момент он напоминает голос медиума, а затем либо приобретает совершенно иной тембр, либо разделяется на два голоса, звучащие одновременно.
Безусловно, каждый исследователь вправе утверждать тождественность Флоренс Кук и Кэти Кинг, но лишь до тех пор, пока ему не будут предъявлены неопровержимые доказательства обратного. Такие доказательства и получил профессор Крукс после тщательных исследований.
Вот как он описывает различия в их облике, которые ему удалось установить:
«У Кэти другой рост: во время опытов в моем доме она была выше Флоренс на шесть дюймов, а вчера, будучи босой и не поднимаясь на носки, все равно была выше на четыре с половиной дюйма.
Вчера вечером, когда шея Кэти была открыта, можно было видеть и ощутить, как гладка ее кожа, а у мисс Кук на шее был большой волдырь, который все могли видеть и потрогать рукой. Уши у Кэти не проколоты, в то время как мисс Кук носит серьги. Весь облик Кэти очень светлый, в то время как мисс Кук темная. Пальцы Кэти значительно длиннее пальцев мисс Кук, лицо тоже более удлиненное. Их манеры и выражения также весьма различаются».
Позже он добавил:
«Недавно я имел возможность неоднократно наблюдать Кэти при электрическом освещении, и теперь могу более подробно описать отличия, существующие между нею и ее медиумом. Я получил полное подтверждение тому, что мисс Кук и Кэти — две разные личности, насколько об этом можно судить по их внешним признакам. Несколько маленьких пятнышек, которые есть на лице мисс Кук, на лице Кэти отсутствуют. Мисс Кук — шатенка, почти брюнетка, в то время как локон с головы Кэти, который сейчас передо мной (она разрешила мне отрезать его от своих великолепных кудрей, дав предварительно убедиться в том, что это ее собственные волосы), — ярко-золотистого цвета.
В один из вечеров я измерял пульс Кэти. Он бился ровно, со скоростью 75 ударов в минуту, в то время как пульс мисс Кук, измеренный спустя очень краткий промежуток времени, был также ровным, но бился с обычной для нее скоростью 90 ударов. Приложив ухо к грудной клетке Кэти, я услышал, что ее сердце бьется даже ровнее, чем сердце мисс Кук, позволившей обследовать себя сразу после сеанса. Прослушивание легких Кэти выявило, что они работают лучше легких мисс Кук, страдавшей жестоким кашлем и проходившей в то время курс лечения».
Крукс сделал сорок четыре фотографии Кэти Кинг при электрическом свете. Он описывает свою методику следующим образом[124]:
«Всю неделю, предшествовавшую уходу Кэти, она почти ежедневно давала сеансы в моем доме, чтобы я мог сфотографировать ее при искусственном освещении. Для этой цели было установлено пять полных комплектов фотоаппаратуры. Использовалось пять камер: одна — полного формата, одна половинного, одна четвертного, а также две бинокулярные стереоскопические. Все они были нацелены на позировавшую Кэти. Использовалось по пять ванн с проявителем и закрепителем, было заготовлено множество фотопластинок, чтобы исключить любые задержки или остановки в процессе фотографирования, которое мы проводили вдвоем с помощником.
В качестве темной комнаты использовалась моя библиотека, отделенная от лаборатории двустворчатой дверью. Одну из створок двери сняли с петель и на ее месте повесили портьеру, чтобы Кэти могла свободно входить и выходить. Наши гости сидели в лаборатории, лицом к портьере, а камеры располагались у них за спиной, давая возможность сфотографировать Кэти, как только она войдет. Откинув портьеру, мы могли сфотографировать все, что происходило в маленькой комнате. Каждый вечер производилось по три-четыре снимка каждой камерой, что давало как минимум пятнадцать снимков за сеанс, но несколько пластинок было испорчено при проявке, несколько — при настройке освещения. Всего получилось сорок четыре негатива, из них некоторые — низкого качества, некоторые — среднего, но есть и просто превосходные».
У автора имеется несколько фотографий из названной серии, среди них наибольшее впечатление производит снимок, запечатлевший полного мужественности Крукса, на руку которого опирается этот ангел — ведь это был именно ангел. Слово «ангел» может показаться преувеличением, однако как иначе назвать духа, обитателя потустороннего мира, согласившегося подвергнуться неудобствам временного, искусственного существования — единственно ради того, чтоб преподать урок представителям нашего материалистического поколения, целиком погруженным в мирское? Возникает вопрос, имел ли Крукс возможность наблюдать Кэти и медиума одновременно? В своем отчете Крукс сообщает, что часто заходил в кабинет вслед за Кэти «и иногда наблюдал ее и медиума вместе, однако чаще видел девушку-медиума лежащей на полу в состоянии транса, а Кэти в своих белых одеждах мгновенно исчезала».
Опыт профессора КРУКСА, подтверждающий раздельное существование медиума и духа.
Более подробное свидетельство было дано Круксом в письме, направленном в американский журнал «Баннер оф лайт» («Banner of Light») и перепечатанном «Спиричуалистом» 17 июля 1874 года[125]. Он пишет:
«В ответ на ваш запрос я могу сообщить, что видел мисс Кук и Кэти одновременно при свете фосфорной лампы, вполне достаточном для того, чтобы различить детали. Угол человеческого зрения весьма широк, поэтому обе фигуры были видны мне одновременно. Свет лампы был, однако, достаточно тускл, поэтому мне приходилось поворачивать ее в разные стороны, чтоб осветить их лица, располагавшиеся на расстоянии нескольких футов друг от друга. Таким образом, лица мисс Кук и Кэти я мог видеть лишь по отдельности. Впоследствии я и еще восемь человек имели возможность видеть мисс Кук и Кэти вместе при полном электрическом освещении. В этом случае лица мисс Кук не было видно, так как ее голову покрывала плотная шаль, однако я совершенно успокоился, когда самолично удостоверился в том, что мисс Кук никуда не отлучалась и, следовательно, ее никто не мог подменить. Попытка бросить прямой свет на ее лицо, когда она пребывала в трансе, привела к серьезным последствиям».
Камера тоже зафиксировала различия между материализованной формой и медиумом. Крукс пишет:
«На одной из самых интересных фотографий, где я стою рядом с Кэти, видно, что ее босая нога занимает определенное положение на полу. После сеанса я одел мисс Кук так же, как была одета Кэти, мы встали там же и были сфотографированы с тех же самых точек и при аналогичном освещении. При совмещении двух снимков видно, что мои изображения совпадают полностью, а вот Кэти на полголовы выше мисс Кук и кажется в сравнении с нею высокой женщиной. По фотографии видно, что они отличаются также шириной лица и другими чертами».
Крукс дает высокую оценку мисс Кук как медиуму:
«Практически ежедневные сеансы, на которые она любезно согласилась, весьма существенно сказались на состоянии ее здоровья, и я хочу во всеуслышание выразить ей признательность за согласие участвовать в экспериментах. Она с полной готовностью соглашалась на любые испытания, которые я предлагал. Выражается она открыто и прямо, и я ни разу не заметил хотя бы малейшей попытки схитрить. Конечно, я уверен, обман не мог удаться ей при всем желании: я бы сразу заметил, что что-то неладно, ибо она по натуре своей не способна на ложь. Предположить, что пятнадцатилетняя школьница способна задумать и в течение трех лет успешно осуществлять надувательство такого масштаба, соглашаясь при этом на любые испытания, подвергаясь тщательному обследованию, безропотно проходить осмотр как До, так и после сеансов, и при этом показывать в моем доме даже более поразительные вещи, чем в доме родителей, сознавая, что находится под тщательным наблюдением… Здравый смысл заставляет скорее поверить в то, что Кэти Кинг на самом деле являлась тем, кем называла себя, нежели в то, что ее появления, происходившие на протяжении трех лет, были результатом надувательства»[126].
Согласившись с тем, что из эктоплазмы Флоренс Кук создавалась некая форма, в которую потом вселялось независимое существо, называвшее себя Кэти Кинг, мы встаем перед вопросом: «Кто была Кэти Кинг?» На это мы можем привести только ее собственный ответ, понимая, что никаких доказательств в его пользу у нас нет. Она сообщила, что она — дочь Джона Кинга, духа, в течение долгого времени являвшегося спиритам на сеансах, посвященных материальным феноменам. Читатель узнает о нем в последующих главах нашей книги, повествующих о братьях Эдди и миссис Холмс. Ее земное имя было Морган, а Кинг — это не имя в обычном смысле, а, скорее, титул, который носит определенная разновидность духов. Она жила двести лет назад, во времена Карла Второго, на острове Ямайка. Так это или нет — неизвестно, однако сама она была твердо убеждена, что это — правда, и многое подтверждает ее правоту. В письме, адресованном автору этой книги, одна из дочерей профессора Крукса вспоминает, какие захватывающие истории из жизни испанских колоний в Южной Америке слышали они из уст этой женщины-духа, ставшей любимицей всей семьи. А вот отрывки из письма миссис Крукс: