Открытое письмо к читателям. 20 страница
Некоторые другие известные личности, присутствовавшие на сеансах Дюгида, также описывали замечательные результаты, которых он смог добиться[268].
Мистер Стэнтон Мозес в заключительной главе интереснейшей книги, посвященной спиритической фотографии[269], излагает теорию, согласно которой дополнительные фигуры на фотографиях формировались из эктоплазмы (которую он называл «текучая субстанция») невидимыми операторами, и проводит сравнение результатов, полученных различными фотографическими медиумами.
«Неоценимые и убедительные эксперименты» мистера Джона Бити, как их называл доктор Альфред Рассел Уоллес, мы сможем описать лишь вкратце. Мистер Бити из Клифтона (пригород Бристоля) был пенсионером, который работал фотографом в течение двенадцати лет. Бити очень сомневался в подлинности многих спиритических фотографий, которые ему показывали, и решил сам провести исследование без участия профессионального медиума, но в присутствии близкого друга доктора Дж. С. Томсона из Эдинбурга, который обладал способностью погружаться в транс. В 1872 году они провели серию экспериментов и получили на пластинах первые световые пятна, а позже и целые фигуры духов. Они обнаружили, что появление дополнительных объектов и световых отметин на пластинах в большой степени зависит от того, кто служит моделью. Эту особенность часто отмечали и другие. Честность мистера Бити подтвердил мистер Стэнтон Мозес[270], редактор «Бритиш джорнэл ов фотографи». Во время экспериментов было отмечено множество деталей, не вызывавших сомнений в порядочности старого фотографа.
Работа специально созданной в 1908 году лондонской газетой «Дейли мейл» («Daily Mail») комиссии для «расследования подлинности того, что называют спиритической фотографией», не дала результатов. Комиссия состояла из трех не-спиритов: Р. Чайлда Бейли, Ф. Джей Мортимера и Э. Зенгер-Шеферда и трех сторонников спиритической фотографии: А. П. Синнета, Э. Р. Сероколд Скилза и Роберта Кинга. В ходе отчета трое последних утверждали, что они «могут согласиться лишь с тем, что Комиссия отказалась признать возможность существования такого явления, как спиритическая фотография, не потому, что доказательств этому явлению было недостаточно, а по причине непонимания некоторыми членами комиссии данного предмета, с которым они ранее не имели дела, и отсутствия у них опыта его исследования».
Подробный отчет комиссии можно найти в журнале «Лайт»[271]. В последние годы развитие спиритической фотографии в основном было связано с кружком, организованным в английском городе Кру (графство Чешир) мистером Уильямом Хоупом и миссис Бакстон — жителями этого города. Кружок был образован в 1905 году, но не привлекал внимания до того момента, пока его не открыл для себя в 1908 году архидьякон Колли. Мистер Хоуп, описывая свои первые опыты, рассказывает, что в то время он работал на фабрике около Манчестера. И как-то раз, в субботу днем, сделал фотографию молодого рабочего на фоне кирпичной стены. После проявления пластинки на ней оказалась фигура женщины, стоявшая рядом с парнишкой, причем кирпичная стена просвечивала сквозь нее. Человек, позировавший Хоупу, с изумлением спросил его, каким образом попала эта фигура на фотографию: он узнал в ней свою сестру, которая умерла несколько лет назад. Мистер Хоуп говорит:
«Я ничего не знал о спиритизме в то время. Мы принесли эту фотографию на работу в понедельник, и один спирит сказал нам, что это и есть спиритическая фотография. Он сказал, что в следующую субботу мы должны попытаться еще раз сделать фотографию в том же месте и той же камерой, которую мы уже использовали. Каково же было наше изумление, когда та же леди проявилась на пластинке снова, но уже в сопровождении малыша. Я задумался о необычности этого явления, и оно настолько заинтересовало меня, что я занялся собственными экспериментами».
В течение долгого времени Хоуп уничтожал все негативы с изображениями духов, пока познакомившийся с ним архидьякон Колли не посоветовал ему сохранять их. Архидьякон Колли провел свое первое заседание в Кру 16 марта 1908 года. Он принес свои собственные камеру («Ланкастер» с пластинкой размером 1/4 — модель, которую до сих пор использовал сам мистер Хоуп) и пластинки, которые пометил алмазным стеклорезом и проявлял собственными реактивами. Мистер Хоуп только нажимал на «грушу» затвора. На одной из пластинок появилось два изображения духов.
С тех пор мистер Хоуп и миссис Бакстон, невзирая на ставившиеся Перед ними условия и ограничения, работая под неусыпным контролем, получили тысячи фотографий духов и могли с гордостью сказать, что никогда не брали даже пенса за свои профессиональные услуги: оплате подлежали только фотографические материалы и время самих специалистов.
Мистер М. Джей Вернкомб, профессиональный фотограф из Бриджуотер в Сомерсете, столкнулся с теми же помехами в своей профессиональной деятельности, что и Уайли, Бурснель и другие медиумы, обнаружившие бесчисленное количество светлых пятен на пластинках, и, так же как и все, он обратился к изучению спиритической фотографии.
В 1920 году известный исследователь мистер Фред Барлоу из Бирмингема получил на пластинках, не подвергавшихся экспозиции в фотокамере, наряду с изображениями лиц «призраков», письменные сообщения[272]. С того дня мистер Вернкомб получил немалое количество повторных сообщений и достиг успешных результатов при изучении этого явления.
Медиумизм миссис Дин обнаружился не так давно (ее первые спиритические фотографии были получены в июне 1920 года). При проведении экспериментов она получила много четких изображений духов. Полученные ею результаты приравнивают к лучшим работам ее предшественников. Доктор Аллертон Кашмэн, известный американский ученый и директор Национальных лабораторий в Вашингтоне, в июле 1921 года совершил неожиданный визит в Британский психологический колледж, расположенный в Холланд-парке. Он провел несколько сеансов с миссис Дин и получил прекрасные, очень четкие изображения духа своей покойной дочери. Все детали этого заседания можно найти (вместе с фотографиями) в журнале Американского общества психических исследований[273]. Убедительные результаты были получены 11 ноября 1922 года на праздновании Дня Примирения, проходившем в Уайт-холле, когда на фотографии огромного скопления людей, собравшихся вблизи Кенотафа[274], можно было разглядеть много лиц духов, а некоторые из них даже удалось опознать. Подобное повторялось на протяжении трех последующих лет.
Современные исследователи доказали, что эти психические результаты невозможно получить через объектив камеры. Во многих случаях при проведении экспериментов эти сверхъестественные портреты появлялись на пластинках из нераспечатанных коробок, которые находились в руках позирующих людей. Когда эксперименты проводились с использованием двух камер, «призраки» появлялись только в одной из двух этих камер. Были высказаны предположения о том, что изображение экспонировалось на фотопластинку заранее или что пластинка подверглась воздействию психических сил.
Автор мог бы сказать несколько слов о своих личных впечатлениях, полученных в основном на сеансах в Кру, проводимых миссис Дин. Они почти всегда оказывались результативными, но ни одно из изображений не было опознано. При этом автор вполне признает наличие у миссис Дин психического дара, который она неоднократно проявляла на серии экспериментов, проводимых мистером Уорриком в самых разных условиях. Все они подробно описаны в «Сайкик сайнз»[275]. Собственный опыт автора, однако, никогда не давал столь очевидных результатов и, если бы он полагался только на него, то не смог бы ничего утверждать с уверенностью. Автор приносил на сеансы миссис Дин собственные пластинки, поскольку был уверен в том, что лица могли появиться на этих пластинах во время приготовлений к эксперименту, когда миссис Дин, к примеру, держала коробку с пластинками в своем кармане. Ему казалось, что она была способна облегчить свою «тяжелую участь» медиума и получить требуемый результат путем обмана. Но это впечатление оказалось ошибочным, так как сеанс с Кашмэном (см. выше. — Ред.) был чистым экспромтом. Все же известен случай с применением подобного трюка, который однажды произошел с ней в Психологическом колледже: тогда пришлось заменить ее коробку пластинок на новую. Несмотря на это, изображения «призраков» все же были получены. Возможно, кто-то мудрый наставил ее на истинный путь, и она прекратила пользоваться сомнительными методами для получения спиритических фотографий — может быть и подлинных, но слишком уязвимых для нападок[276].
Совершенно иначе обстояло дело с мистером Хоупом. В скольких случаях автор приносил на его сеансы свои собственные пластинки, помечал их в темной комнате и, не выпуская рук, даже сам проявлял. Почти в каждом случае они получали изображения духов, которые, правда, не были четкими и узнаваемыми. Мистер Хоуп вынужден был терпеть, как и всякий медиум, обычные в таких случаях нападки, включая обвинения в невежестве и злом умысле, но выходил из этих историй с честью, не испортив своей репутации.
Позволим себе сделать некоторые замечания по поводу результатов, достигнутых мистером Стейвли Балфордом, талантливым студентом-психологом, который получил самые замечательные по степени подлинности фотографии. Никто, просмотрев его альбомы и отметив, как постепенно развивался его талант, как изображения из тусклых размытых пятен превращались в прекрасно различимые лица, не мог бы усомниться в реальности этого явления.
Хотя предмет изложения до сих пор остается не выясненным до конца, но автор, основываясь на собственном опыте, выступает в поддержку той точки зрения, что в определенном количестве случаев нет оснований усматривать подлог или воздействие извне. Описанный эффект производился особыми лучами, которые переносили изображение и имели способность проникать в твердое тело, отпечатывая изображение на светочувствительной стороне фотопластинки. Эксперимент, о котором мы уже упоминали, с одновременным использованием двух камер (медиум при этом располагался между ними), убедительно доказал, что изображение появлялось только на одной из пластин. Автор получал достаточно четкие результаты на пластинах, которые никогда не вынимались из закрытой кассеты, причем эти результаты не уступали тем, что получались в результате экспозиции. Возможно, что если бы Хоуп никогда не снимал крышки с объектива своей камеры, он мог бы достичь тех же результатов.
Как бы там ни было, пока это лишь гипотезы, которые не исключают и факта присутствия мудрого, хотя и невидимого глазу Духа. Возможно, он не только руководил всеми операциями, но и действовал сам, своими собственными методами, которые каждый раз Давали разные результаты в разных кружках. Надо сказать, что анализируя факты, о которых автор попытался рассказать в этой главе, он старался представить себе точку зрения каждого из фотографов по поводу полученных ими изображений. Если предположить участие Духа в этом процессе, то тогда становится понятным, отчего нарушались все законы фотографии и почему тень и свет переставали «дружить» друг с другом, ставя в тупик даже самых въедливых критиков. В пользу того, что образы, запечатленные на пластинках, передавались неким Духом говорит и тот факт, что мы получаем в результате изображения старых фотографий и картин лица как живых людей, так и бестелесных духов. В одном случае, описанном доктором Хенслоу, на пластинке Хоупа появилось изображение редкой греческой рукописи, хранящейся в Британском музее, правда, с некоторыми изменениями в тексте, что свидетельствует о том, что оно не являлось точной копией рукописи[277]. Возможно, что Дух, выбравший эту рукопись для того, чтобы показать нам, грешным, на пластинке ее изображение, страдал легкими провалами в памяти. Это объяснение приводит к неутешительному выводу о том, что если мы и получаем психическую фотографию покойного друга, то это вовсе не означает, что наш друг действительно присутствовал при этом. Только после того, как любой факт, касающийся спиритической фотографии, найдет подтверждение на нескольких независимых сеансах, мы сможем утверждать что-то с той или иной долей определенности.
При проведении эксперимента с участием Хоупа перед глазами автора прошел весь процесс получения фотографий духов. Автор попытался расположить снимки по стадиям предполагаемого процесса. На первом из них, полученном с мистером Уильямом из Глазго (он позировал на сеансе), можно разглядеть подобие кокона с тонкими прожилками, образованного эфемерным веществом, которое мы теперь называем эктоплазмой, так как до сих пор не имеем четкой классификации каких-либо других видов плазм. Этот кокон был тонкий, как мыльный пузырь, и совершенно полый внутри. Кажется, что это была своеобразная «шкатулка с секретом», олицетворяющая происходящий процесс. Психические силы концентрировались в «шкатулке» так же, как в «кабинете» вполне земного медиума. На следующем снимке было видно, как раскрывается кокон и внутри него формируется лицо, причем можно было отметить разные стадии этого процесса. В окончательном виде лицо выглядело так, как будто оно находилось в обрамлении обрывков кокона, образовывавших арку вокруг лица, с которой как бы свисала вуаль. Эта вуаль всегда присутствовала на портретах Хоупа, и не подлежит сомнению, что мы имеем дело в данном случае с чисто психографическим эффектом. Вуаль или мантилья проявлялась в разных формах, и они хорошо видны в серии более ранних фотографий. Особенно примечательным можно считать случай, произошедший на западном побережье Африки с одним фотографом-любителем. Он получил изображение темной фигуры духа, укутанной в плащ из плотной материи, спускающийся тяжелыми складками с головы до самой земли. Когда сходные результаты получают в Кру и в Лагосе, то здравый смысл подсказывает, что они подчинялись общей закономерности.
Автор очень надеется, что внес свой посильный вклад в понимание явления психической фотографии, упомянув о существовании «психического кокона», фотографии духов — очень интересный раздел психической науки, имеющий полное право на существование и исследование, что может подтвердить любой серьезный ученый-экспериментатор. Мы не можем отрицать, однако, что в этой области подвизается немало мошенников. Однако, и мы признаем это публично, многие результаты, полученные медиумами, абсолютно достоверны. Автор полагает, что еще много открытий может произойти в этой области науки и мы должны быть готовы принять и понять все, что бы ни случилось.
Глава 20. Говорящие медиумы и речевой медиумизм.
Восковые слепки и гипсовые отливки[**] материализованных фигур
сожалению, мы не в состоянии отвести каждой форме проявления психических сил отдельную главу, так как объем нашего обзора ограничен, но явления воспроизведения речи и голоса, равно как и восковые слепки, являются настолько очевидными реалиями, что мы считаем своей обязанностью посвятить им несколько страниц нашего повествования.
Тысячи людей помнят слова Иова: «И слышал я голос». Иов говорил о голосе, который явно не принадлежал земному существу. В подтверждение этого можно привести немало свидетельств и результатов экспериментов. В Библии часто встречаются упоминания о подобных явлениях[279], и многие современные психические отчеты содержат доказательства того, что свидетельства, дошедшие до нас из глубины веков, подтверждаются в наши дни.
Голоса и даже разговоры, которые слышали Сократ и Жанна д’Арк, могут считаться яркими историческими примерами речевого медиумизма, однако до сих пор не ясно, достигали ли они ушей окружающих. Опираясь на теоретические воззрения прошлых эпох и современное учение, мы можем прийти к выводу о том, что те голоса, которые они слышали, были вызваны сверхъестественными силами так же, как и речевые сообщения, с которыми нам приходится сталкиваться в наши дни.
Мистер Ф. У. Х. Майерс[280] попытался убедить нас в том, что демон Сократа был «глубинным пластом самой мудрости» и общался с «поверхностным пластом разума». По всей видимости, ему следовало бы подобрать похожие слова и для объяснения тех голосов, которые слышала Жанна д’Арк. Однако таким образом он не объяснял ничего.
А как относиться к трудам, повествующим о древних статуях? Один ученый-аноним, перу которого, по словам доктора Леонарда Марша из университета в Вермонте, принадлежала любопытная книга: «Апокатастасис[281], или прогресс наоборот», ссылаясь на Ноннуса[282], писал:
«Что касается той статуи (Аполлона. — Авт.), — где она находилась и как именно она разговаривала, — я не могу сказать ничего. Хотя и существовала статуя в Дельфах[283], которая могла „говорить“. Вы должны знать, что духи говорят без артикуляции, так как они не имеют органов, которые позволили бы им говорить так, как это делаем мы».
Комментарий доктора Марша по этому поводу:
«Кажется, что автор не был информирован о говорящей силе духов, хотя древняя история утверждает, что их голос часто витал в воздухе, причем речь их звучала вполне членораздельно и слова повторялись одни и те же, но в разных местах. Это явление называли повсеместно не иначе как „Vox Divina“»[284].
Далее он рассуждает о том, что дух, вероятно, попытался провести с этой статуей эксперимент, вернее, не с самой статуей, а с тем материалом, из которого она была изготовлена (возможно, это был камень), чтобы посмотреть, сможет ли она разговаривать, но эксперимент не удался, так как «статуя не имела ни гортани, ни других органов голоса, которые имеют наши современные медиумы». Доктор Марш в самом начале своей книги показывает, что спиритические явления того времени (1854) по степени своей зрелости не шли ни в какое сравнение с древним опытом общения с духами. Он говорит, что древние считали подобное общение наукой и утверждали, что истинность знаний, которые были получены ими с ее помощью, не вызывала никакого сомнения, «несмотря на все происки злых духов». Если допустить, что священнослужитель являлся голосовым медиумом, то становится понятным, почему говорил Дельфийский оракул.
Тот факт, что голос, который считался одной из первых форм медиумизма, ассоциирующейся с современным спиритизмом, до сих пор занимает выдающееся место в этом учении, тогда как многие другие аспекты ранних проявлений медиумизма стали редкими, еще ни о чем не говорит. Множество компетентных исследователей рассматривали речевой медиумизм в ряду наиболее доказательных психических проявлений, давайте же заглянем в их архивы.
Джонатана Кунза, фермера из Огайо, можно считать пионером современного речевого медиумизма. В своей хижине, названной им самим «спиритической комнатой», начиная с 1852 года и на протяжении ряда последующих лет, он получил целый ряд удивительных проявлений, включающих голоса духов, звук которых исходил из оловянного мегафона или «трубы». Мистер Чарльз Партридж, известный общественный деятель и один из первых исследователей этих проявлений, так описывает впечатления от голоса духа, называвшего себя Джоном Кингом на сеансе у Кунза в 1855 году:
«Почти в конце сеанса дух Кинга, как он сам себя назвал, решил дать аудитории краткую лекцию через оловянную трубу. Говорил он вполне членораздельно и отчетливо, рассказывая о тех выгодах, которые приносит общение с духами во времени и в пространстве, и призывал нас быть осмотрительными и смелыми в дискуссиях, усердными в наших исследованиях, искренними по отношению к тем обязанностям, которые возложены на нас, благосклонными к тем, кто проявил невежество или ошибся, хладнокровными и благоразумными и так далее».
Известный американский профессор Мэйпс на сеансе у братьев Дэвенпорт в течение 30 минут беседовал с Джоном Кингом, голос которого был громким и отчетливым. Мистер Роберт Купер, один из биографов братьев Дэвенпорт, часто слышал голод Кинга как в дневное время, так и ночью, когда он прогуливался с ними по улице.
Сегодня мы достаточно близки к тому, чтобы объяснить процесс, при помощи которого голоса духов доходят до наших ушей. Эти догадки, между прочим, подтверждались сообщениями, полученными от самих духов.
Голоса становились слышимыми, когда эктоплазма, исходящая в значительной степени от медиума, и в меньшей — от присутствующих на сеансе, использовалась духовными операторами Для создания структуры, напоминающей по строению гортань человека. Посредством ее и воспроизводился голос.
В объяснении, которое, по словам Кунза, дали сами духи, они говорят об использовании комбинации из элементов спиритического тела и «физической ауры медиума», то есть того, что мы называем словом «эктоплазма». Сравните это объяснение и откровение духов, полученное миссис Бассет, известным английским медиумом 1870-х годов:
«Они говорят, что используют эманации[285] медиума и других членов кружка, из чего они делают речевой аппарат, который и используют для передачи звуков» [286].
Миссис Мэри Маршалл (умершая в 1875 году), которая была первым публичным медиумом в Англии, работала своеобразным «каналом», по которому передавались голоса Джона Кинга и других духов. В 1869 году мистер У. Х. Харрисон, редактор журнала «Спиричуалист», проводил поразительные опыты с ее участием. Поскольку ранних спиритов представляли людьми, способными на обман, интересно отметить особую тщательность его тестов. Он пишет:
«Столы и стулья двигались среди бела дня, иногда отрываясь от поверхности пола, а в вечернее время на сеансах слышались голоса и можно было видеть свечение; подразумевалось, что все это производили духи. Я решил стать постоянным посетителем этих сеансов и упорно продолжать свою работу до тех пор, пока не удостоверюсь в правдивости этих утверждений или не раскрою обмана в присутствии свидетелей, чтобы опубликовать обнаруженные факты, снабдив их подробными чертежами используемых обманщиками аппаратов.
Голос духа, называющего себя Джон Кинг, резко отличался от голосов мистера и миссис Маршалл. Однако я, честно сказать, предполагал, что именно мистер Маршалл издавал эти звуки. Однако после нескольких сеансов мною было установлено, что обычно Джон Кинг и мистер Маршалл говорили в одно и то же время, таким образом мне пришлось отказаться от этой версии.
Затем я стал подозревать миссис Маршалл, пока однажды вечером я не занял место позади нее; она находилась с правой стороны от меня, и я удерживал в своей руке ее ладонь. Джон Кинг явился и заговорил прямо в мое левое ухо, а миссис Маршалл все это время оставалась неподвижной, таким образом, я вынужден был искать новую гипотезу.
В следующий раз я предположил, что у них есть сообщник среди членов кружка, и именно он воспроизводит голос Джона Кинга, поэтому мне пришлось провести сеанс с четой Маршаллов наедине; Джон появился снова и говорил со мной в течение часа.
В конце концов я решил, что голос подавал скрытый от глаз сообщник, и посетил два сеанса, которые миссис Маршалл давала в чужом доме, где она не знала никого. Джон Кинг появился вновь и как всегда бодро заговорил с присутствующими.
И в завершение, вечером в четверг 30 декабря 1869 года, Джон Кинг явился и разговаривал с одиннадцатью членами кружка в отсутствие супругов Маршалл; медиумом на сеансе выступала миссис Перрин»[287].
Таким образом, мистер Харрисон убедился, что слышанный им голос не принадлежал человеку, но он не упомянул о том, что подобные голоса часто имели такие характерные признаки, которые ни медиум, ни его сообщники не могли сымитировать.
Известный исследователь синьор Дамиани в своем докладе на собрании Лондонского диалектического общества утверждал, что голоса, которые говорили с ним на сеансах, проводимых медиумами-любителями, и впоследствии вступавшие с ним в беседу на сеансе миссис Маршалл, «имели те же самые характерные тон, интонацию, тембр, громкость и особенности произношения»[288]. Эти голоса вели с ним беседы на личные темы, в которые не был посвящен никто из посторонних. Временами они также упоминали события, которые действительно имели место.
Естественно, что те, кто впервые сталкивался с явлением речевого медиумизма, подозревали медиумов в чревовещании. Д. Д. Хоум, в присутствии которого часто раздавались голоса, проявлял особую осторожность, чтобы избежать подобных обвинений. Генерал Больдеро так описывал сеанс 1870 года, который Хоум проводил у него на дому в городе Кьюпар, расположенном в Файфе — территории Шотландии, омываемой с трех сторон Северным морем:
«Когда в комнате раздались голоса невидимых гостей, беседующих друг с другом, можно было четко различить две разные интонации. Мы не могли разобрать слов, но Хоум упорно не прекращал своего диалога с нами. Когда же мы попросили его помолчать немного, чтобы мы могли разобрать слова „призраков“, он, сказал: „Я не хочу прекращать разговор с вами, чтобы вы не подумали, что потусторонние голоса возникли в результате того, что я прибег к чревовещанию. Говорить и чревовещать одновременно — невозможно“»[289].
Заметим, что голос Хоума отличался от тех голосов, которые раздавались в комнате для сеансов.
Автор может подтвердить, опираясь на свой собственный опыт, что слышал неоднократно несколько голосов, говоривших одновременно. Примеры тому приведены в главе, посвященной некоторым выдающимся медиумам современности. Адмирал Асборн Мур также подтверждает, что слышал хор из трех-четырех голосов, звучавших одновременно, на сеансе миссис Ридт из Детройта. В своей книге «Голоса» он цитирует свидетельство известной писательницы мисс Эдит К. Харпер, личного секретаря мистера У. Т. Стида. Вот что она пишет:
«После рассмотрения отчетов о почти 200 сеансах, проведенных миссис Эттой Ридт в течение ее трех последних визитов в Англию, которые представляют собой увесистый том собственноручных записей постоянных членов ее кружка, я решила кратко описать некоторые из самых поразительных впечатлений, которые я и моя матушка испытали благодаря медиумическим способностям миссис Ридт. Просматривая мои записи о ее первом визите в 1911 году, я отметила следующие детали, которые считаю наиболее типичными для всех ее сеансов:
1. Миссис Ридт никогда не впадала в транс — она свободно разговаривала с присутствующими на сеансах, и мы слышали ее разговоры, равно как и споры с некоей духовной персоной, мнение которой она постоянно оспаривала. Я помню, как однажды мистер Стад затрясся от смеха, когда услышал, как миссис Ридт неожиданно объявила выговор последнему редактору „Прогрессив синкер“ („Progressive Thinker“) за его отношение к медиумам, и увидел явный конфуз мистера Фрэнсиса, который попытался объясниться, уронил трубу и ретировался в смущении.
2. Два, три и даже четыре духа говорили одновременно с различными людьми, присутствующими на сеансе.
3. Она получала сообщения и на иностранных языках, таких как французский, немецкий, итальянский, испанский, норвежский, голландский, арабский и другие. Причем ни с одним из этих языков она не была достаточно знакома. К одной норвежской леди, хорошо известной в мире литературы и политики, обратился на норвежском языке мужской голос, назвавшийся Р. и утверждавший, что он был ее братом. Она разговаривала с ним и, казалось, была вполне удовлетворена тем, как он описал самого себя… В другой раз голос, свободно изъяснявшийся на испанском языке, обратился к леди из числа присутствующих, причем никто из них и не подозревал, что она может знать этот язык. Тем не менее леди вступила в беседу с невидимым собеседником, разговаривая на испанском языке и — к удовольствию духа — очень бегло»[290].
Миссис Мэри Холлис (впоследствии известная под именем миссис Холлис Биллинг), замечательный американский медиум, по приглашению известных лондонских спиритов дважды посетила Англию — в 1874 и в 1880 годах. Достаточно подробное описание ее медиумических способностей приводит в своей книге «Поразительные факты современного спиритизма» доктор Н. Б. Вольфе[291]. Миссис Холлис была довольно обаятельна, а ее психические силы, подтвержденные тысячами свидетельств, принесли утешение многим людям. Два ее духа-наставника (спиритических проводника) — Джеймс Нолан и индеец Ски — вели беседы с ней путем непосредственной, свободной речи. На одном из ее сеансов, который проходил в доме миссис Мак-Дугал Грегори на Гросвенор-сквер 21 января 1880 года, один священник англиканской церкви «продолжил общение с духом, прервавшееся семь лет назад, узнав голос, принадлежавший тому духу: громкий и отчетливый, он был хорошо слышен всем, кто находился рядом со священником»[292].
Мистер Эдвард Рэндалл в своей известной книге «Мертвый никогда не умирает»[293] упомянул еще одного известного американского говорящего медиума — миссис Эмили С. Френч. Она умерла в своем доме, в Рочестере (штат Нью-Йорк), 24 июня 1912 года. Мистер Рэндалл изучал ее медиумические способности почти двенадцать лет и очень высоко ценил их.
Миссис Мерсия М. Суэйн, умершая в 1900 году, была говорящим медиумом, посредством которой «Кружок спасения» в Калифорнии имел возможность вызывать заблудшие души умерших и наставлять их на путь истинный. Подробное описание этих выдающихся заседаний, проходивших под руководством мистера Леандра Фишера в период с 1875 по 1900 годы, можно найти в книге адмирала Асборна Мура «Проблески нового состояния»[294].
Англичанка миссис Эверит — способный медиум-любитель — получала голосовые сообщения в 1867 году и еще много лет спустя.
Большинство величайших физических медиумов, особенно медиумов материализации, получали звуковые психические проявления. Это неоднократно случалось с такими медиумами, как Иглинтон, Спригз, Хаск, Дюгид, миссис Гаппи и Флоренс Кук.
Миссис Элизабет Блэйк из штата Огайо, которая умерла в 1920 году, слыла одним из самых замечательных медиумов, в присутствии которой голоса звучали среди бела дня и с завидной регулярностью, что несомненно свидетельствует об их подлинности. Эта бедная и необразованная женщина жила в тихой деревушке под названием Брэдрик на берегу реки Огайо, напротив города Хантингдон в западной Вирджинии. Она с детства проявляла медиумические способности, оставаясь очень набожной прихожанкой методистской церкви, от которой, как и многие другие медиумы, была впоследствии отлучена.