Тема: Активизация, укрепление
Интеграция Взрослого.
Задания:
- Сцена смертного ложа (трагедия)
- Ваш последний час (фантазия)
- Освобождение от удара ловушки.
- Засорение Вашего Взрослого.
- Изучение Ваших проекций.
Задание 1.
Сцепа смертного ложа (фантазия)
Представьте, что Вы уже очень пожилой человек и находитесь на смертном одре. Ваша жизнь мысленно проходит перед Вами. Закройте глаза. Спроецируйте Вашу жизненную драму на воображаемый экран перед Вами. Следите за ней с самого её начала до настоящего момента. Не спешите. После этого опыта рассмотрите вопросы:
- Какие воспоминания были для Вас наиболее болезненными? Какие самые приятными?
- Какие обязательства, переживания и достижения придают смысл Вашей жизни?
- Испытали ли Вы сожаления о чем-либо? Если да, то что Вы могли бы сделать иначе теперь?
- Не хотели бы Вы находиться рядом с кем-нибудь больше или меньше времени?
- Не был ли Ваш выбор не осознаваем Вами ранее? Или возможно Вы просто боялись сделать его?
- Вы обнаружили то, что Вы цените? Ваши ценности оказались такими, какими Вы хотели?
- Вы обнаружили что-либо, что Вы хотели бы теперь изменить?
Задание 2.
Ваш последний час (фантазия).
Теперь взгляните на Вашу жизнь с другой стороны. Вообразите, что Вам остался час жизни и Вы можете провести его с кем только угодно.
- Кого бы Вы хотели видеть около себя?
- Как и где Вы бы хотели провести этот последний час?
- Этот человек (люди) знает о Ваших чувствах к нему?
Задание 3(а)
Освобождение от удара ловушки.
Если Вы чувствуете, что Вы пойманы в ловушку или находитесь перед стеной, то есть не видите возможных выборов или очевидных решений, попробуйте провести следующий мысленный эксперимент.
- Закройте глаза и вообразите, что вы бились (о стену) головой о высокую, кирпичную стену.
- Теперь прекратите биться и оглянитесь вокруг.
- Найдите какой-нибудь способ перебраться через стену, например, пролезть под стеной или попытаться обойти её. Если Вам потребуется что-нибудь для помощи, вообразите это.
- Если вы считаете себя запертым в ловушке, совершите воображаемое перенесение в ловушку (эту).
- Представьте, что Вы свернулись калачиком внутри нее. Что Вы чувствуете? Защищает ли она Вас от чего-нибудь или от кого-нибудь?
- Придумайте теперь несколько способов выбраться из вашей ловушки. Теперь выберетесь из неё.
- После того, как Вы покинете Вашу ловушку, представьте, что Вы сидите снаружи её, под деревом.
- Посмотрите вокруг. Посмотрите на Вашу ловушку, затем на окружающий мир.
- Если Вы чувствуете, что находитесь перед стеной или заперты в ловушке, не прислушивайтесь к старым записям, которые говорят, что: «взрослые себя так не ведут».
- Постройте для себя стену из картона, газет или т. п. Ударьтесь головой об неё.
- Оглянитесь. Нет ли более простого пути наружу?
Задание 3(б)
- Возьмите большой картонный ящик. Заберитесь в него и надвиньте крышку. Посидите там некоторое время, прислушиваясь к своим чувствам. Затем покиньте ящик. Посмотрите на него. Посмотрите на окружающий Вас мир. Затем спросите себя:
- Не могло ли так случиться, что я сам построил свою стену, сам залез в свою ловушку?
- Если это так, то что это дает мне?
- Как это влияет на других?
- Какие позиции я укрепляю в себе?
- Какие ярлыки я собираю, поступая таким образом?
- Как это соответствует моему сценарию?
- Это то, что я действительно хочу для себя?
«Теперь прекратите биться об одну и ту же ситуацию» и оглянитесь вокруг.
Задание 4. (а)
Засорение Вашего Взрослого.
Один эффективный метод избавления от «засорения» Вашего Взрослого от предубеждений Родителя и заблуждений ребенка заключается в изменении Ваших утверждений на противное.
Засорение от Родителя.
Один эффективный метод избавления от «засорения» Вашего Взрослого от предубеждений Родителя и заблуждений ребенка заключается в изменении Ваших утверждений на противное.
Засорение от Родителя.
- Напишите четыре прилагательных, которые Вы используете, когда говорите о людях различного пола, национальности, возраста, религии, образования, класса, происхождения.
Мужчины_______ ____________________________
Женщины_______ ____________________________
Евреи__________ _____________________________
Нехристиане____ _____________________________
Черные_________ _____________________________
Белые __________ _____________________________
- Вы располагаете достаточными и точными сведениями, чтобы проверить Ваши утверждения, или какое - либо событие побудило Вас принять такую позицию?
- Теперь измените Ваши высказывания на противоположные ним, которые Вы применили. Что Вы обнаружили?
Засорение от Ребенка
- Вы часто используете слова, свидетельствующие о том, что Вы ожидаете сказочную личность или необычное событие? Такие, как:
Когда (если только) он/ она измениться...
я женюсь...
я разведусь...
я найду хорошую работу...
дети подрастут.
Задание 4 (б)
- Вы часто используете слова, которые говорят о том, что Вы думаете о себе определенным образом и ничего не можете в себе изменить? Такие, как...
Я такой беспомощный, что...
Я такой глупый, что...
Я такой подавленный, что...
Я такой робкий, что...
Какую позицию наиболее часто Вы занимаете в отношении себя?
Я такой ... что...
- Теперь измените несколько ваших утверждений на противоположные, например: он/ она может никогда не измениться, поэтому:
Я такой сильный, что..._________________________
Я такой... что...________________________________
После того, как Вы рассмотрели возможные «засорения», от Родителя и Ребенка, задайте себе следующие вопросы:
- Удовлетворяет меня то, что я обнаружил?
- Что мне необходимо оценить заново? Что мне необходимо изменить?
- Какие контракты мне необходимо заключить? Какие вопросы Взрослого необходимо поставить?
Задание 5.
Изучение Ваших проекций.
Другие часто служат для нас зеркалом. Когда Вы смотрите на кого-нибудь, то можете увидеть в нем себя самого. Изучение Ваших проекций является полезным методом самопознания.
Вообразите кого-нибудь, кто Вам особенно не нравиться.
- Что вам не нравиться в этом человеке?
- Не знаете ли Вы других людей с такими чертами? Они так же не нравятся Вам?
- Теперь представьте, что Вы обладаете этими же чертами. Представьте себя в действии.
- Делайте то, что делают люди, которые раздражают Вас. Поступайте так, как они.
- Теперь спросите себя «Может ли так быть, что я сам себя веду подобным образом или что эти черты принадлежат мне самому?»
Теперь представьте кого-нибудь, кто особенно восхищает Вас.
- Что Вам нравиться в этом человеке?
- Вы знаете других людей, которые обладают подобными чертами? Вы также восхищаетесь этими людьми?
- Далее представьте, что Вы говорите, ходите, ведете себя так же, как и те, кто восхищает Вас. Представьте, что Вы обладаете их чертами.
- Теперь задайте вопрос: «Может ли быть, что я обладаю этими способностями и чертами?»
ОбвиненияВосхищения
Подведение итогов: Не видите ли каких-нибудь шаблонов?
- Теперь поставьте вопрос: «может ли так быть, что Я...?»
- Например: Может ли так быть, что. Я хотела бы избежать этого брака и поэтому обвиняю его в том, что он желает этого?
- Может ли так быть, что я отвергаю Лолу лишь потому, что полагаю, будто она отвергает меня?
Практическое занятие № 7.