Тема: Активизация, укрепление

Интеграция Взрослого.

Задания:

  1. Сцена смертного ложа (трагедия)
  2. Ваш последний час (фантазия)
  3. Освобождение от удара ловушки.
  4. Засорение Вашего Взрослого.
  5. Изучение Ваших проекций.

Задание 1.

Сцепа смертного ложа (фантазия)

Представьте, что Вы уже очень пожилой человек и находитесь на смертном одре. Ваша жизнь мысленно проходит перед Вами. Закройте глаза. Спроецируйте Вашу жизненную драму на воображаемый экран перед Вами. Следите за ней с самого её начала до настоящего момента. Не спешите. После этого опыта рассмотрите вопросы:

- Какие воспоминания были для Вас наиболее болезненными? Какие самые приятными?

- Какие обязательства, переживания и достижения придают смысл Вашей жизни?

- Испытали ли Вы сожаления о чем-либо? Если да, то что Вы могли бы сделать иначе теперь?

- Не хотели бы Вы находиться рядом с кем-нибудь больше или меньше времени?

- Не был ли Ваш выбор не осознаваем Вами ранее? Или возможно Вы просто боялись сделать его?

- Вы обнаружили то, что Вы цените? Ваши ценности оказались такими, какими Вы хотели?

- Вы обнаружили что-либо, что Вы хотели бы теперь изменить?

Задание 2.

Ваш последний час (фантазия).

Теперь взгляните на Вашу жизнь с другой стороны. Вообразите, что Вам остался час жизни и Вы можете провести его с кем только угодно.

- Кого бы Вы хотели видеть около себя?

- Как и где Вы бы хотели провести этот последний час?

- Этот человек (люди) знает о Ваших чувствах к нему?

Задание 3(а)

Освобождение от удара ловушки.

Если Вы чувствуете, что Вы пойманы в ловушку или находитесь перед стеной, то есть не видите возможных выборов или очевидных решений, попробуйте провести следующий мысленный эксперимент.

- Закройте глаза и вообразите, что вы бились (о стену) головой о высокую, кирпичную стену.

- Теперь прекратите биться и оглянитесь вокруг.

- Найдите какой-нибудь способ перебраться через стену, например, пролезть под стеной или попытаться обойти её. Если Вам потребуется что-нибудь для помощи, вообразите это.

- Если вы считаете себя запертым в ловушке, совершите воображаемое перенесение в ловушку (эту).

- Представьте, что Вы свернулись калачиком внутри нее. Что Вы чувствуете? Защищает ли она Вас от чего-нибудь или от кого-нибудь?

- Придумайте теперь несколько способов выбраться из вашей ловушки. Теперь выберетесь из неё.

- После того, как Вы покинете Вашу ловушку, представьте, что Вы сидите снаружи её, под деревом.

- Посмотрите вокруг. Посмотрите на Вашу ловушку, затем на окружающий мир.

- Если Вы чувствуете, что находитесь перед стеной или заперты в ловушке, не прислушивайтесь к старым записям, которые говорят, что: «взрослые себя так не ведут».

- Постройте для себя стену из картона, газет или т. п. Ударьтесь головой об неё.

- Оглянитесь. Нет ли более простого пути наружу?

Задание 3(б)

- Возьмите большой картонный ящик. Заберитесь в него и надвиньте крышку. Посидите там некоторое время, прислушиваясь к своим чувствам. Затем покиньте ящик. Посмотрите на него. Посмотрите на окружающий Вас мир. Затем спросите себя:

- Не могло ли так случиться, что я сам построил свою стену, сам залез в свою ловушку?

- Если это так, то что это дает мне?

- Как это влияет на других?

- Какие позиции я укрепляю в себе?

- Какие ярлыки я собираю, поступая таким образом?

- Как это соответствует моему сценарию?

- Это то, что я действительно хочу для себя?

«Теперь прекратите биться об одну и ту же ситуацию» и оглянитесь вокруг.

Задание 4. (а)

Засорение Вашего Взрослого.

Один эффективный метод избавления от «засорения» Вашего Взрослого от предубеждений Родителя и заблуждений ребенка заключается в изменении Ваших утверждений на противное.

Засорение от Родителя.

Один эффективный метод избавления от «засорения» Вашего Взрослого от предубеждений Родителя и заблуждений ребенка заключается в изменении Ваших утверждений на противное.

Засорение от Родителя.

- Напишите четыре прилагательных, которые Вы используете, когда говорите о людях различного пола, национальности, возраста, религии, образования, класса, происхождения.

Мужчины_______ ____________________________

Женщины_______ ____________________________

Евреи__________ _____________________________

Нехристиане____ _____________________________

Черные_________ _____________________________

Белые __________ _____________________________

- Вы располагаете достаточными и точными сведениями, чтобы проверить Ваши утверждения, или какое - либо событие побудило Вас принять такую позицию?

- Теперь измените Ваши высказывания на противоположные ним, которые Вы применили. Что Вы обнаружили?

Засорение от Ребенка

- Вы часто используете слова, свидетельствующие о том, что Вы ожидаете сказочную личность или необычное событие? Такие, как:

Когда (если только) он/ она измениться...

я женюсь...

я разведусь...

я найду хорошую работу...

дети подрастут.

Задание 4 (б)

- Вы часто используете слова, которые говорят о том, что Вы думаете о себе определенным образом и ничего не можете в себе изменить? Такие, как...

Я такой беспомощный, что...

Я такой глупый, что...

Я такой подавленный, что...

Я такой робкий, что...

Какую позицию наиболее часто Вы занимаете в отношении себя?

Я такой ... что...

- Теперь измените несколько ваших утверждений на противоположные, например: он/ она может никогда не измениться, поэтому:

Я такой сильный, что..._________________________

Я такой... что...________________________________

После того, как Вы рассмотрели возможные «засорения», от Родителя и Ребенка, задайте себе следующие вопросы:

- Удовлетворяет меня то, что я обнаружил?

- Что мне необходимо оценить заново? Что мне необходимо изменить?

- Какие контракты мне необходимо заключить? Какие вопросы Взрослого необходимо поставить?

Задание 5.

Изучение Ваших проекций.

Другие часто служат для нас зеркалом. Когда Вы смотрите на кого-нибудь, то можете увидеть в нем себя самого. Изучение Ваших проекций является полезным методом самопознания.

Вообразите кого-нибудь, кто Вам особенно не нравиться.

- Что вам не нравиться в этом человеке?

- Не знаете ли Вы других людей с такими чертами? Они так же не нравятся Вам?

- Теперь представьте, что Вы обладаете этими же чертами. Представьте себя в действии.

- Делайте то, что делают люди, которые раздражают Вас. Поступайте так, как они.

- Теперь спросите себя «Может ли так быть, что я сам себя веду подобным образом или что эти черты принадлежат мне самому?»

Теперь представьте кого-нибудь, кто особенно восхищает Вас.

- Что Вам нравиться в этом человеке?

- Вы знаете других людей, которые обладают подобными чертами? Вы также восхищаетесь этими людьми?

- Далее представьте, что Вы говорите, ходите, ведете себя так же, как и те, кто восхищает Вас. Представьте, что Вы обладаете их чертами.

- Теперь задайте вопрос: «Может ли быть, что я обладаю этими способностями и чертами?»

ОбвиненияВосхищения

   
   
   

Подведение итогов: Не видите ли каких-нибудь шаблонов?

- Теперь поставьте вопрос: «может ли так быть, что Я...?»

- Например: Может ли так быть, что. Я хотела бы избежать этого брака и поэтому обвиняю его в том, что он желает этого?

- Может ли так быть, что я отвергаю Лолу лишь потому, что полагаю, будто она отвергает меня?

Практическое занятие № 7.

Наши рекомендации