Психотерапия и медитация
Перчикова Елена, в саньясе Ма Анураг Нирмала (с 1993 года) -
профессиональный психолог.
Любил ли я как следует?
Даже состояния наибольшей экзальтации и
особые духовные достижения ничего не стоят,
если мы не можем быть счастливы
в самом обычном смысле этого слова,
если мы не можем соприкасаться друг с другом
и с нашей жизнью сердцами.
Дж. Корнфилд, "Путь с сердцем"
Духовное развитие человека - долгое и нелегкое путешествие через неизведанные земли, полное неожиданностей, трудностей и даже опасностей. Оно предполагает радикальное преобразование "нормальных" черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность деятельности.
Не удивительно, что такая великая перемена, такая фундаментальная трансформация проходит несколько критических стадий, которые нередко сопровождаются расстройствами психики. При объективном анализе состояния человека, страдающего подобными расстройствами, психотерапевт может обнаружить симптомы, сходные с симптомами обычных психических или нервных расстройств. Однако, в действительности, они обусловлены совершенно другими причинами и требуют принципиально иного вида помощи.
В наши дни сфера распространения расстройств, имеющих духовное происхождение, быстро увеличивается из-за появления все большего числа людей, которые сознательно или неосознанно ищут свой собственный путь к полноте жизни. Кроме того, повышение уровня развития и усложнение личности современного человека сделало духовное развитие более трудным и сложным процессом по сравнению с давним прошлым.
Расстройства, вызываемые напряжением или борьбой на разных этапах пути к Самопостижению, имеют прогрессивный характер и связаны с выходом на новую стадию развития. Они возникают из-за активизации потенциальных возможностей сверхсознательного, из-за сильного "зова небес" и обусловлены возникающими вслед за этим конкретными несостыковками и противоречиями со "средней" и "низшей" частями личности.
Этот кризис замечательно описан Юнгом:
"Быть "нормальным" - идеал для неудачника, для всех, кому еще не удалось подняться до уровня общих требований. Но для тех, чьи способности намного выше среднего, кому нетрудно достичь успеха, выполнив свою долю мирской работы, - для таких людей рамки нормы означают прокрустово ложе, невыносимую скуку, адскую беспросветность и безысходность. В результате многие становятся невротиками из-за того, что они просто нормальны, в то время как другие страдают неврозами оттого, что не могут стать нормальными".
Особенность психотерапевтической помощи людям, двигающимся по пути духовного развития, заключается в гармоничном разрешении внутреннего конфликта путем правильного усвоения привходящих сверхсознательных энергий и интеграции их с существующими частями личности.
Благодаря более просвещенному отношению к превратностям духовного развития можно избежать многих ненужных страданий. Следовательно, многие вовлеченные в этот процесс люди смогут гораздо легче и быстрее достичь цели своих стремлений - все более полной Самореализации.
Что такого может сделать западная психотерапия, чего не может традиционная духовная практика и медитация?
Многие практикующие медитацию сегодня травмированы развалом семьи, детскими обидами и несовершенством современного общества. Психотерапия призвана исцелять таких людей и помочь им обрести здоровое представление о собственном "я", развеяв их страхи.
По мере открытия нашего тела, сердца, разума и духа каждый из новых слоев, выходящих на поверхность, содержит большую свободу и сострадание, но под каждым из этих слоев открывается слой обмана и иллюзий.
Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в духовной жизни, не могут быть решены только с помощью медитации. Такие проблемы, как психические травмы, наркологическая зависимость, трудности в любви и сексе, детские обиды нуждаются в непосредственной и постоянной помощи искусного психотерапевта.
В духовных общинах и группах гуру, лама или учитель, как правило, не имеют времени заняться всеми нашими проблемами. Многие духовные учителя не компетентны в таких вопросах. Многие даже не сталкивались с такими проблемами на собственном опыте.
Прославленный мастер медитации Бирмы Махаси Сайядо, признал, что западным ученикам необходимо обращаться к психотерапии. Когда он впервые посетил Америку, он ужаснулся тому, что его новые ученики страдают от ряда проблем, неизвестных в Азии. Он назвал их "психологическими страданиями".
Далай Лама в своей беседе с западными психологами тоже выразил тревогу по поводу количества людей, получивших глубокие травмы и утративших самоуважение. Эти задачи необходимо решать специалистам.
Распространенное ошибочное мнение о том, что искренняя практика молитвы и медитации может преобразовать их жизнь, отвратила многих учителей и учеников от западной психологии. К сожалению, ряд учеников восточных и западных духовных направлений пришли к мысли, что если они испытывают трудности, то только потому, что практиковали недостаточно долго или не строго придерживались учения.
Другое ошибочное мнение - это то, что ученик должен самостоятельно продвигаться по духовному пути, и обращение за помощью к посторонним - признак слабости. Некоторые духовные общины боятся воспользоваться поддержкой со стороны западной психологии. Для них не выносима мысль о том, что их учителя и авторитеты не могут дать ответов на все вопросы. Неправильное понимание места терапии проистекает из ложной идеи о том, что существуют две отдельные сферы - "мирская" и "духовная" и что "духовное" - выше, а мирское "ниже".