Список цитированной и рекомендуемой литературы
1. Briggs-Myers I., McCaulley M. H. Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers Briggs Type Indicator. Consulting Psychologists Press, 1985.
ГЛАВА 2
2. DSM-III: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Third Edition), American Psychiatric Association, 1980.
3. DSM-III-R: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Third Edition — Revised), American Psychiatric Association, 1987.
4. DSM-IV: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Fourth Edition), American Psychiatric Association, 1994.
5. Erikson E. H. Childhood and society. New York: Norton, 1950.
6. Eysenck H.J. Personality, genetics, and behaviour. New York:
Praeger, 1982.
7. Gray H. Jung's psychological types in relation to occupation, race, body-build // Stanford Medical Bulleting 1946. V. 4 (3-4). P. 100-103.
8. Gray H., Wheelwright J. B. Jung's psychological types, their frequency of occurrence //J. of general psychol. 1946. V. 34. P. 3-17.
9. Loomis M., Singer J. Testing the bipolar assumption in Jung typology //J. of Analytical Psychol. 1980. V. 25(4). P. 351-356.
10. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.:
Когито-Центр, 2000.
11. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. Челябинск, 1991.
12. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. Киев: Изд-
во Международного института соционики, 1997.
13. Аугустинавичюте А. Соционика: В 2 т. СПб.: Terra Fantastica,
1998.
14. Бодунов М. В. Структура формально-динамических особенностей активности личности // Вопр. психол. 1977. № 5. С. 18-25.
15. Бриггс-Майерс И., Мак-Колли М. X., Хэммер А. Л. Типология Майерс-Бриггс // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гшшенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000.
16. Верховски А. Диалоги дыхания: Паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия // Энергия и характер. 1999. № 1. С. 20-28.
17. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.:
АПН, 1960.
18. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.:
Педагогика-Пресс, 1993.
19. Ганнушкин П. Б. Избранные труды по психиатрии. Ростов н/Д:
Феникс, 1998.
20. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ,
1988.
21. Гуленко В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск: РИ-
ПЭЛ, 1995.
22. Егорова М. С, Марютина Т. М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопр. психол. 1990, № 3. С. 28-39.
23. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер,
2002.
ПСИХОДИАГНОСТИКА
24. Завадовский М. М. Противоречивое взаимодействие между органами. М.: МГУ, 1941.
25- Зеленский В. Аналитическая психология Карла Густава Юнга: Методическое пособие к курсу «Глубинная психология». СПб., 1991.
26. Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975.
27. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М.: Совершенство, 1998.
28. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения,
М.: Педагогика, 1987.
29. Корочкин Л. И. Физиологическая и биохимическая феногенети-ка // Физиологическая генетика и генетика поведения человека. Л.,
1981.
30. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры
мозга и психические процессы. М.: МГУ, 1985.
31. Коссаковский А. Психическое развитие личности в онтогенезе // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989.
32. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: НО Научный фонд «Первая исследовательская лаборатория имени академика В. А, Мельникова», 2000.
133. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведе-ия. Ростов н/Д: Рост. Гос. ун-т, 1994. 34. Лаплапш Ж, Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. франц. Н. С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. 35. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 000. 36. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Поли-издат, 1975. 37. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппен-ейтер, В. Я. Романова. М.: МГУ, 1982. 38. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л» Медицина, 1985.
39. Личко А. Е. Типы конституциональных психопатий и акцентуации характера в подростковом возрасте // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Че-
Ро, 2000.
40. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М.: ПА-
НИ, 1996.
41. Лоуэн А. Психология тела. Телесноориентированный биоэнергетический психоанализ. М.: Независимая ассоциация психологов-
"Рактиков, 1997.
*2. Лоуэн А. Язык тела. СПб.; Ростов н/Д: Академический проект-Феникс, 1998.
ГЛАВА 2
43. Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
44. Лоуэн А. Биоэнергетика. Терапия, которая работает с телом. СПб.: Речь, 2000.
45. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
46. Мадорский С. В. Эмоциональные нарушения при поражении медиобазальных структур височной доли мозга. М.: Наука, 1985.
47. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, 1998.
48. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
49. Московичюте Л. И. Нейропсихологические синдромы при арте-риовенозных аневризмах передних отделов мозга // Функции лобных долей мозга. М.: Наука, 1982.
50. Наранхо К. Характер и невроз. Интегральное обозрение. СПб.; Мн.: Диалог-Лотаць, 1998.
51. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М: Просвещение, 1991.
52. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
53. Никитин В. Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998.
54. Овчинникова Т. Н. Об индивидуальных особенностях ранних форм выражения активности у детей // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. Научные сообщения к семинару-совещанию молодых ученых (Ленинград, 14-17 мая 1984 года) / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М., 1984.
55. Олдхэм Дж., Моррис Л. Узнай себя. Автопортрет вашей личности / Пер. с англ. М.: Рипол Классик, Вече, 1997.
56. Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. III. Кн. 2. М.; Л:: АН СССР, 1951.
57. Павлова Л. П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988.
58. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 39-45.
59. Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: МГУ, 1986.
60. Плюснин Ю. М., Путилов А. А. Биоритмологические корреляты личностных черт // Психол. ж-л. 1990. Т. 11. № 6. С. 22-39.
61. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. СПб.: Речь, 2000.
62. Практикум по психологии / Под ред. А. С. Кармина. СПб.: МПС РФ, Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 1996.
63. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркач. М.: Ин-т практич. психол.; Воронеж: МОДЭК, 1998.
ПСИХОДИАГНОСТИКА
64. Райгородекий Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах, 1998а.
65- Райгородекий Д. Я. Психология и психоанализ характера. Самара: Бахрах, 19986.
66. Райх В. Функция оргазма. СПб.; М.: Университетская книга-АСТ, 1997.
67. Райх В. Характероанализ. М.: Республика, 1999.
68. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. Методич. по-соб. М.: Рос. Акад. наук, Ин-т психологии, 1990.
69. Русалов В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол. ж-л. 1991. Т. 12. № 5. С. 22-34.
70. Сандомирский М. Е., Белогородский Л. С. Типология личности и периодизация психического развития в социально-профессиональной адаптации // Некоторые вопросы совершенствования профориентации учащейся молодежи в условиях перехода к рыночной экономике. Уфа: Башкирский пед. ин-т, 1996.
71. Сандомирский М. Е., Белогородский Л. С, Еникеев Д. А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. Уфа: Баш. гос. мед. ун-т, 1997.
72. Сержантов В. Ф. Психологическая структура личности и про-блема ее психофизиологической интерпретации // Теория личности. Л., 1982.
73. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, .личность. s M.: Наука, 1984.
74. Соломин И. Л. Психологическое консультирование и тестирование // Ж-л практич. психолога. 1999. № 7-8. С, 49-55.
75. Сталин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1984.
76. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
77. Таланов В. Л. Психологический портрет Владимира Путина. СПб.: Б&К, 2000.
78. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.
79. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1961.
80. Туровская 3. Г. Индивидуальные особенности вегетативного баланса и уравновешенность основных нервных процессов // Психология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Педагогика, 1977.
81. Филатова Е. С. Соционика для всех. СПб.: Б&К, 1999.
82. Филатова Е. С. Личность в зеркале соционики. СПб.: Б&К, 2001.
ГЛАВА 2
83. Франц М.-Л. фон. Подчиненная функция / Пер. с англ. // Лекции по юнговской типологии / Под общей редакцией В. В. Зеленского и А. М. Ельяшевича. СПб.: Б.С.К., 1998.
84. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М.: Медицина, 1991.
85. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
86. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ.; Под ред. В. И. Доб-ренькова: М.: Прогресс, 1990.
87. Фромм Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики / Пер. с англ. Л. А. Чернышевой. Мн.: Коллегиум, 1992.
88. Хамская Е. Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987.
89. Хорни К. О психологии женщины // Психоанализ и культура. Избр. тр. Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995а.
90. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура. Избр. тр. Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 19956.
91. ЧечельницкаяЕ, П. Тактики психотерапии пациентов с расщепленным образом Я // Интернет-журнал «Ломоносов», 2000.
92. Шутц У. Глубокая простота. Основы социальной философии. СПб.: Роза мира, 1993.
93. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ЛЕНАТО, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996а.
94. Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности // Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996.
95. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
96. Юнг К.-Г. Психологические типы / Пер. с нем.; Под общ. ред. В. В. Зеленского. Мн.: Попурри, 1998.
ГЛАВА 3КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
ТЕОРИЯ
Психоанализ — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом в конце XIX века, — развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем Фрейд создал общепсихологическую теорию, ставящую в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Фрейд разработал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в Фрейбурге (Моравия). В 1860 году семья переехала в Вену, где Фрейд прожил большую часть жизни, до 1938 года.
После окончания венского университета он стремился к научной карьере, однако финансовые трудности заставили его остановить свой выбор на профессии врача. Сотрудничество с И. Брейером в клинической практике, а затем учеба у знаменитого французского невролога Ж.-М. Шарко привели к разработке метода гипнокатарсиса и формулировке первых идей теории психоанализа — о роли сексуальных влечений и влиянии детских переживаний на последующую жизнь.
Дальнейшее развитие теории носило настолько инновационный характер, что Фрейд долгое время был обречен на одиночество в научных кругах. От появившихся впоследствии учеников он требовал безоговорочного следования собственной тео-
ГЛАВА 3
рии, вследствие чего произошел разрыв как научных, так и личных контактов с такими его выдающимися учениками и сотрудниками, как Альфред Адлер и Карл-Густав Юнг.
Однако, не будучи догматиком, Фрейд неоднократно пересматривал собственную теорию, дорабатывал и развивал ее. Собрание его сочинений составляет 24 тома. Он много и упорно работал даже в последние годы жизни.
С 1897 года Фрейд ежедневно проводил личный психоанализ. Он умер в 1939 году в Англии, куда эмигрировал в 1938 году после захвата Гитлером Вены.
Неоспоримым является тот факт, что именно в рамках психоанализа сформировалась психотерапия как отдельный вид профессиональной деятельности.
Термин «психоанализ» сегодня относят (вслед за Фрейдом) и к теории развития личности, и к методу исследования, и к терапевтической процедуре.
Идеи психоанализа начали формулироваться в то время, когда работа врачей-психиатров была направлена на поиск анатомо-физиологических нарушений, полагаемых естественной причиной симптомов психического заболевания. На первых этапах своей профессиональной деятельности Фрейд также попытался реализовать этот подход и в качестве методов лечения использовал массаж, электростимуляцию, водолечение.
Для развития его идей важной оказалась работа у знаменитого невропатолога Ж.-М. Шарко в Париже. Шарко широко использовал гипноз и обратил внимание на то, что при истерии, как и в состоянии гипноза, часть психологического содержания является бессознательной, происходит разделение бессознательного и сознательного. Опыты Шарко, сотрудничество с ним позволили Фрейду предположить, что причины интересующих его болезней следует искать в сфере психического, а не анатомо-физиологических нарушений.
По возвращении в Вену Фрейд возобновил сотрудничество с И. Брейером, использовавшим и ранее гипноз при лечении истерии. Эффект лечения заключался в том, что в состоянии гипноза больной мог воспроизвести свои мысли и чувства, которые он не мог высказать в обычном состоянии. Практикуя вызывание прошлых травматических переживаний, Фрейд и Брейер добивались облегчения и исчезновения симптомов заболевания. Этот метод был назван гипнокатарсисом. В 1895 году вышла книга 3. Фрейда и И. Брейера «Исследование истерии». В ней
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
высказывалась идея, что причина заболевания коренится не в анатомических и физиологических нарушениях, а в психологических переживаниях, связанных с травмирующей ситуацией.
Первоначально развитие невроза Фрейд представлял следующим образом. Некоторые события человек воспринимает как психическую травму и из-за их болезненности не может пережить во всей полноте. Поэтому раздражение задерживается, и происходит «вщемление аффекта». Для объяснения этого феномена Фрейд использовал понятие энергии. Задержанная энергия «вщемленных аффектов» не находит выхода, а попадает в тело, нарушая его функционирование. За счет этой энергии происходит формирование симптомов в телесной области.
Когда болезненные события вытесняются из памяти, уходят в бессознательное, их место занимает симптом. Симптом иногда кажется случайным, но он как бы шифрует, скрывает переживание, сохраняя его смысл и элементы внешнего проявления. При восстановлении событий прошлого высвобождаются вытесненные мысли и чувства, «вщемленные аффекты» разряжаются и симптомы исчезают. Терапия, основанная на катартическом эффекте, согласуется с описанием невроза через понятие «вщемленного аффекта».
Позже в результате обобщения практики и теоретического анализа понятия бессознательного Фрейд сместил акцент в понимании невроза с травмы на динамику бессознательных влечений. Наблюдения показывали, что в основе невроза лежат не столько реальные травмы, сколько инфантильные влечения и фантазии. Усложнилось понимание причин психических нарушений.
С развитием теоретических представлений для описания генезиса невроза в психоанализе стали использоваться понятия различных подходов: динамического (взаимодействие сил, конфликтных влечений), топографического (способы функционирования сознательного и бессознательного), энергетического (Распределение психической энергии) и структурного (функциональные единицы психики).
Используя понятия энергетического подхода, Фрейд выделил два фактора возникновения невроза: сексуальная конституция и инфантильные переживания. Сексуальная конституция мыслилась как физиологический фактор, содержание которого для Фрейда не было до конца ясным. Больше внимания он уделил Инфантильным переживаниям. По мнению Фрейда, в них оста-
ГЛАВА 3
лась фиксированной энергия либидо. Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации (см. главу «Психодиагностика»).
На латентной стадии психосексуального развития (с 5-6 лет до полового созревания) сексуальность не проявляется. В этот период формируются представления о нормах, которые буду регулировать последующую жизнь.
На последней — генитальной — стадии происходит окончательное осознание половой принадлежности и осуществляется поиск путей генитального удовлетворения, в отличие от удовлетворения, основанного на аутоэротической активности (при помощи участков своего тела без участия внешнего объекта). Происходит полное созревание человека, частные влечения подчиняются либидо, удовлетворение наступает путем нормальной половой активности.
Как видно, фиксацию создают одновременно присутствующие удовольствие и запрет удовлетворения инфантильного желания. Конфликтные импульсы не находят интеграции и вытесняются. Например, на эдиповой стадии отец становится для мальчика объектом амбивалентных переживаний: любви и враждебных чувств. Фиксация возникает как соединение стремления к максимальному удовольствию, нарисованному детской фантазией, и связанного с ним страдания. Столкновение конфликтных тенденций не дает высвободиться либидо и является предпосылкой для возникновения невроза.
Невроз развивается, если в жизни взрослого появляется травмирующее событие. Причину травматизации Фрейд видел в том, что реальность, как ее представляет человек, не позволяет разрядить накопленную энергию. Новый конфликт оживляет детские влечения, и человек регрессирует на какую-либо фазу психосексуального развития. Возникают симптомы, которые напоминают ранее получаемое человеком удовлетворение, смешанное со страданием. Детские переживания вносят свой вклад в определение специфических характеристик симптомов. Возвращение к ним (регрессия) происходит из-за того, что в них осталась фиксированной энергия либидо. Симптом как бы замещает в сознании переживание, которое не может проявиться.
Регрессия может быть обширной, охватывающей все подструктуры личности, а может быть частичной. Например, регрессия в инстинктивных целях не обязательно приведет к регрессии в объектных отношениях. Человек может стремиться к сек-
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
суальному удовольствию, но направлять свое либидо не на мать, а на других женщин. Функция Эго также может регрессировать в неодинаковой мере: человек проецирует на других свою слабость и зависимость, но в то же время сохраняет критичность мышления взрослого в большинстве жизненных ситуаций. С точки зрения энергетического подхода необходимо разрядить накопленную энергию через возвращение к точкам фиксации.
Важнейшим условием возникновения невроза с позиции топографического подходаявляется вытеснение переживания в бессознательную сферу. Когда вытесненное переживание становится осознаваемым, когда удается отыскать смысл симптома, происходит излечение.
С позиций динамического подходаневроз описывается как конфликт между инстинктивными влечениями и силами, противодействующими их разрядке.
Энергия — основное объяснительное понятие у Фрейда. Любое психологическое явление считалось понятным, если объяснялось в терминах динамики энергии, сводилось к ее перемещениям. Инстинкты либидо и танатос — главные источники энергии.
Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно, оно бывает связано с опасностью. Поэтому происходит перемещение энергии с первоначальных объектов на другие. Инстинктивная энергия не специфична, она может переходить от одного содержания к другому, может обеспечивать разную активность.
В бессознательном отсутствует логика, упорядоченность, поэтому его части связаны лишь ассоциативно. Разрядка напряжения может осуществляться в разных действиях. Так, агрессивная энергия может разряжаться и в реальном нападении, и в спорте, и в остроте переживаний, и в воображении страшной мести, и в поклонении обидчику. Перемещение энергии от одного содержания к другому происходит в соответствии с так называемым первичным процессом. Согласование внутреннего образа с физической и социальной реальностью, позволяющее в соответствии с рациональной логикой удовлетворять потребности, опирается на вторичный процесс. Энергия инстинктов посредством вторичных процессов направляется не только на удовлетворение потребностей, но и на осуществление мыслительной деятельности и даже на удержание от активности.
Энергия может «привязываться» к какому-либо объекту, сладываться» в образ человека, идею, вещь. Такой процесс на-
ГЛАВА 3
зывается катексисом. Катектированная энергия оказывается связанной и не может быть направлена на удовлетворение актуальных потребностей. Это фактор невротического развития. Терапевтический эффект достигается, когда энергия освобождается. При этом конфликт выступает в явном виде и разрешается.
Невроз можно также описать с позиций структурного подхода как конфликт между подструктурами личности.
Структура личности описывалась Фрейдом как состоящая из трех подструктур (табл. 3.1): Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я) (см. главу «Психодиагностика»).
Таблица 3.1 Структура личности по 3. Фрейду
Название подструктуры | Происхождение | Способ образования | Функции |
Ид | Генетически обусловленная | Врожденная | Удовлетворение потребностей |
Эго | Из индивидуального опыта | Отделение от Ид | Удовлетворение потребностей, контроль над инстинктами, сохранение организма, сбережение опыта, мышление, согласование требований всех |
Супер-Эго | Супер-Эго родителей | Идентификация с родителями, интроецирование социальных норм | Совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Контроль поведения со стороны общества |
Как видно, требования разных подструктур противоречивы, согласовать их трудно. Эту функцию берет на себя Эго, используя разные «дипломатические линии», чтобы не привести к открытой конфронтации. Пути достижения мирного сосуществования определяются личностными особенностями. Фрейд описал несколько специфических механизмов, которые Эго вырабатывает для примирения конфликтных импульсов (вытеснение, регрессия, сублимация).
Наиболее эффективным, по мнению Фрейда, способом функционирования человека в условиях подавления влечений является сублимация. Энергия вытесненного желания может найти
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
выход в социально одобряемой деятельности, не вступая в противоречие с Супер-Эго. Например, агрессивные импульсы найдут выражение в спорте, сексуальные — в литературе, искусстве, ДРУГИХ видах активности.
Дочь Зигмунда Фрейда — Анна Фрейд — детально описала специфические механизмы, которые позволяют сохранить целостность личности в условиях внешней либо внутренней угрозы. В ситуациях опасности человек может переживать тревогу, не понимая ее причины и не осознавая источника. Выделяют три вида тревожности: вызванная реальностью, имеющая источником давления Ид и Супер-Эго. Снизить тревожность можно, либо обратившись к ситуации, изменив ее, либо исказив восприятие. Этот второй путь связан с формированием механизмов психологической защиты. Они являются специфическими способами взаимодействия с реальностью, которые позволяют либо игнорировать ее, либо избегать, либо искажать (см. главу «Психодиагностика»).
В вопросе о механизмах психологической защиты много неясных аспектов, по поводу которых высказываются разноречивые суждения. Защиты определяются через разные основания: как формы реагирования, способы переработки информации, механизмы поддержания целостности сознания, способы канализации энергии либидо и т. д. Нет единства ни в их классификации, ни в определении их количества. В разных теориях по-разному оцениваются факторы их возникновения и их последствия. В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.
Защиты Эго мешают разрядить энергию влечения и предотвращают осознание. Эго ослабевает и оказывается подавленным. В этой борьбе далеко не второстепенную роль играет Супер-Эго, либо действуя на чьей-то одной стороне, либо активно вмешиваясь в действия обеих сторон. Супер-Эго запрещает Эго любую попытку, даже символическую, разрядить инстинктивную энергию, вселяя чувство вины. В результате этого Эго тра-Тит энергию не на удовлетворение потребности, а на ее подавле-ие, стремясь не допустить запретные импульсы в сознание и не проявить их в действии.
ГЛАВА 3
В процессе психотерапии защиты снимаются при одновременном укреплении Эго для того, чтобы оно могло управлять поведением, не искажая реальности, и высвобожденные им-пульсы не разрушили функционирование личности.
Сильное Эго возможно при достижении его независимости от Ид и Супер-Эго. Поэтому психоанализ был направлен на расширение поля восприятия и реорганизацию Эго с тем, чтобы оно могло освоить новые сферы Ид.
Давно подмечена тенденция психоаналитиков утаивать от других технические нюансы своей работы. Это объясняется тем, что практика психоаналитика основана на его собственных сугубо интимных процессах. Это касается и сферы чувств, и мышления. Поэтому изучение техники психоанализа тесно связано с анализом самого психоаналитика. Следует различать понятия метод психоанализа и техника психоанализа. Первое подразумевает направление, стратегию, в конечном итоге — цель; второе — средства ее достижения.
Следует отдать должное тому факту, что основы психоаналитической техники, которые заложил Фрейд в своих работах более чем 100 лет тому назад, до сих пор являются основой психоаналитической практики. Ничего принципиально нового в технику психоанализа за этот период времени, несмотря на огромное количество работ, внесено не было.
Фрейд начал свою практику с гипноза. Потом он использовал гипноз в целях катарсиса. Техника катарсиса проста: он гипнотизировал пациента и внушал ему в состоянии гипноза, чтобы тот рассказал о происхождении каждого из своих симптомов. Пациент отвечал серией воспоминаний, что обычно сопровождалось бурным аффектом. В конце сеанса Фрейд внушал пациенту, чтобы он забыл все свои воспоминания.
Примерно в 1892 году Фрейд осознал, что возможность погружать пациентов в гипноз не безгранична. Он встал перед выбором: либо отказаться от катарсиса как метода лечения, либо попытаться применять его без сомнамбулической стадии гипноза. Опыт показал, что пациента можно заставить вспомнить многие события из его жизни путем простого внушения. Фрейд приказывал пациенту лечь на кушетку, закрыть глаза и сконцентрироваться. Затем он надавливал на лоб пациента рукой и настойчиво внушал, что воспоминания должны появиться.
В 1896 году Фрейд полностью отказался от гипноза, а в последующем — и от внушения, перейдя к интерпретации спон-
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
тайной вербальной продукции пациента. Зародилась процеду-» свободных ассоциаций.
Сейчас свободная ассоциация является основным методом получения информации от пациента в ходе психоаналитического лечения, точно так же, как интерпретация этой информации является наиболее важным инструментом аналитика.
Началом психоанализа может считаться работа Фрейда «Об истерии» (цит. по: Кондратенко и др., 2001), в которой он описывает сущность терапевтического процесса при лечении истеши. Фрейд утверждал, что «каждый отдельный истерический симптом немедленно и надолго исчезает, когда мы добиваемся успеха, проливая свет на воспоминания о событии, которым этот симптом был спровоцирован, и в возбуждении сопровождающего аффекта, и когда пациент описывает это событие как можно детальнее и переводит аффект в слова». В тот период развития психоанализа процессы отреагирования и разрядки рассматривались как основные в терапевтической практике, причем акцент делался на отреагировании.
Постепенно у Фрейда сложилось представление, что в каждом пациенте существует некая сила, сопротивляющаяся лечению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна — защита. Задача психотерапевта, как считал Фрейд, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление. Со временем сопротивление было отнесено к тем силам, которые вызывают репрессию, и стало краеугольным камнем психоаналитической теории.
Вторым по значимости «препятствием» на пути к бессознательному, по мнению Фрейда, является эффект переноса. В этой связи Фрейд подчеркивал, что «перенос, которому, кажется, предписано быть самой большой помехой психоанализу, становится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту».
Хотя в последние годы границы психоаналитических исследований расширяются в области психологии, социологии и даже истории, тем не менее теория и техника психоанализа базируются преимущественно на клинических данных, полученных пРи изучении неврозов. Поэтому, чтобы понять технику психоанализа, читателю необходимо ориентироваться в психоаналитической теории неврозов.
Психоанализ утверждает, что причиной невроза является невротический конфликт между Ид и Эго.
ГЛАВА 3
Основной целью аналитической психотерапии является разрешение невротического конфликта, то есть воссоединение бессознательного с сознательной частью Эго. Психоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты. Эти дериваты, или заменители, проявляются в свободных ассоциациях, в обмолвках, в ошибочных действиях и пр.
Пациента просят, сообразуясь с его способностями, постараться вызывать в памяти какие-то мысли и без всякой логики и порядка высказывать их врачу. Пациенту объясняют, что он должен говорить даже такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными, неожиданными и т. п. Такой процесс свободной ассоциации облегчает выявление дериватов бессознательного. Задача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти дериваты и довести их истинный смысл до пациента.
Несмотря на то, что больной неврозом начинает лечение сознательно, с желанием излечиться, существуют силы, которые «защищают» невроз, препятствуют лечению, — силы сопротивления. Истоки сопротивления заложены в защитных силах Эго, которые формируют невротический конфликт. В процессе лечения у пациента «работают» те же защитные механизмы, что и в повседневной жизни. Поскольку сопротивление есть не что иное, как проявление защитных и искаженных функций Эго, именно оно должно быть проанализировано в первую очередь. Без преувеличения можно сказать, что анализ сопротивления является краеугольным камнем психоаналитической техники.
Вторым важным источником материала для психоанализа являются реакции переноса. Психоаналитики считают, что больной неврозом бессознательно ищет объекты, на которые он мог бы перенести свои либидозные и агрессивные побуждения. Перенос в понимании психоаналитиков — это освобождение от прошлого, точнее, ошибочное понимание настоящего посредством прошлого. Грамотный анализ реакций переноса помогает пациенту правильно понять прошлое и настоящее, принять точку зрения терапевта и понять истоки своих невротических реакций.
Представленное выше описание психоанализа базируется на классических положениях теории Фрейда. Однако при всем стремлении автора к сохранению чистоты теории ее развитие было связано с инновациями как в концептуальных положениях, так и в психотерапевтической практике.
В последние годы жизни Фрейда в психоаналитической работе появилась новая ориентация, направленная на расшире-
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
ние сферы Эго. В процессе освоения бессознательного материала пациент приобретает новый опыт, обучается разрешению своих личностных проблем и становится способным изменить свою жизнь, отношения с близкими. Постепенно цели психотерапии расширяются, и она направляется на решение новых задач: достижение изменений в поведении и взаимоотношениях пациента в настоящем.
После смерти Фрейда эта идея получила еще большее распространение. Теоретические положения, обеспечивающие новый подход, сформулированы в так называемой эго-психологии (Г. Гартман, Р. Уайт). Было выдвинуто предположение о независимости Эго и Ид, его врожденном характере. Наибольшее внимание в этом направлении было уделено функции приспособления, интеграции личности. Была высказана идея, что в Эго может быть бесконфликтная сфера, защиты не обязательно носят патологический характер, в Эго есть собственная энергия, независимая от Ид. Таким образом, происходил постепенный отход от представления о личности как арене постоянных конфликтов противоречивых тенденций. В терапии ставилась цель выстраивания Эго, коррекции его структуры, смягчения побуждений.
Важно не только понимание прошлого, но и прослеживание его влияния на актуальные события, выяснение того, как жесткие поведенческие структуры, невротические потребности направляют жизнь человека в настоящем, определяя характерные для него внутриличностные и межличностные конфликты. Пациент должен понять сходство в постоянно возобновляющихся проблемах и отыскать их источник в травматических событиях прошлого.
Последователи Фрейда больше внимания стали уделять травмам взрослого. Акцент стал переноситься на улучшение функционирования Эго за счет создания условий для интеграции эмоционального опыта. Предметом анализа становились актуальные события настоящего, рассматривались отношения не только с аналитиком, но и с людьми из ближайшего окружения.
Эти цели существенно шире, чем те, которые ставились на первых этапах развития психоанализа* (снятие невротических симптомов). В начале своей работы Фрейд полагал, что задача лечения решается, когда выявляются сексуальные корни влечения (отыскиваются определенные эрогенные зоны) или детская травма, неудачные попытки разрешения которой повторяются 8 течение всей жизни. Против пансексуализма Фрейда выступа-
ГЛАВА 3
ли его ближайшие ученики А. Адлер и К.-Г. Юнг, отошедшие от психоанализа и создавшие собственные школы психотерапии.
По мере развития психоаналитической практики другие исследователи (Карен Хорни, Эрик Эриксон) также обращали внимание на неинстинктивные детерминанты личности. Постепенно становилось ясным, что внутриличностный конфликт может быть обусловлен не только сексуальным влечением, но и потребностями в независимости, в поддержке. М. Клейн обратила внимание на важность отношений, сложившихся на доэдипо-вых (оральной и анальной) стадиях психосексуального развития. Фрейд не считал возможным изменять нарушения, возникшие на этих стадиях, поскольку они не проявляются в трансфер-ных