Направленность и мотивы
Психология и педагогика.
Основы психологии.
Психика – способность человека отражать окружающий мир (воспринимать и отражать)
Сознание – осознанное отражение окружающего мира человеком.
Объект психики – психика.
Предмет психики – закономерность и развитие психики.
Личность – адаптированный в обществе индивид, который начал осознавать себя как «я» и другие люди.
Индивидуальность – личность, имеющая свои особенности.
Индивид – человеческое существо с определенным набором хромосом.
Речь – формируется с помощью механизма подражания.
Установка определяет поведение личности.
Структура личности. Структура психики – Фрейд (Супер Эго – Сверх Я – Бессознательное ОНО ЭГО)
Генная память: способности по наследству; привычки по наследству; род занятий.
Структура личности:
1. Психические свойства
2. Психические образования
3. Психические процессы
4. Психические состояния
Психические свойства: темперамент (врожденное свойство, не меняется всю жизнь, находится на биологической подстройке человека); характер; способности; направленность.
Павлов: возбудимость и торможение.
Характер.
Задатки – врожденная предрасположенность к чему-то, если развивать, то переходит в способности.
Образования: знания; навыки; умения; опыт; привычки.
Состояния: депрессия; порыв; упадок.
Подход Платонова.
Понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность; опыт (знание, умение, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущение, восприятие, память); объединенные свойства поведения. Недостаток – общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность её биологических и социально обусловленных особенностей.
1. Знания, умения, навыки – являются основополагающими звеньями, определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда «1», но и сам формируется в труде. В трудовой деятельности – взаимосвязь «2» и «3».
2. Восприятие – осознание чувственного данного предмета и явления.
Ощущение – отражение отдельного чувственного качества.
Память – психический процесс это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.
Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.
3. Темперамент – индивидуально своеобразное свойство психики, определяющее динамику психической деятельности человека, которые везде проявляются в одинаковой мере.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.
Определение: предмет, объект психики, психика, сознание, структура личности. Индивид, индивидуальность.
Темперамент и характер.
Темперамент – это свойство личности, характеризующееся скоростью протекания психических процессов. Внешние проявления: проявляется в скорости, ритме.
Павлов, темперамент состоит из: Сила нервных процессов; подвижность; уравновешенность.
4 типа высшей нервной деятельности. Сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный – сильный. Холерик: сильный, неуравновешенный, подвижный – безудержный.
Темперамент обладает: сентизивность (чувствительность психики), реактивность (непроизвольность реакций), активность (степень энергичности), темп реакций (скорость), экстраверсия-интроверсия.
Сангвиник: подвижен, активен, впечатлителен, легко справляется с работой, но не любит её однообразие.
Холерик: неуравновешенность, резок, решителен, быстро оценивает обстановку, инициативен, общителен.
Флегматик: уравновешенный, спокойный, малоподвижен, хорошо выполняет работу.
Меланхолик: преобладают тормозные реакции, замкнут, уязвим, мнителен.
Характер – совокупность черт, определяющие своеобразие его поведения в определенных жизненных обстоятельствах.
Структура характера: 1группа: черты, выражающие направленность личности; 2 группа: волевые, эмоциональные, интеллектуальные
Направленность и мотивы.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Формы: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм лежат мотивы деятельности.
Влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
Стремление – возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой момент.
Интерес – специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующим ориентировке личности в окружающей действительности.
Различают интерес непосредственный (вызываемый привлекательностью объекта) и интерес опосредованный (средство достижения целей деятельности).
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность.
Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность.
Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности.
Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.
Убеждение – высшая форма направленности, это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
Мотив – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.
Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность, активность.
Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Направленность личности принадлежит осознанным мотивам.
Мотивы формируются из потребностей человека.
Потребность – состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах.
Пирамида Маслоу.
Физиологические потребности(голод, жажда, половое влечение);
Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач);
Потребности в принадлежности и любви (принадлежать к общности, находиться рядом с людьми);
Потребность уважения (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание);
Познавательные потребности (знать, уметь, понимать);
Эстетические потребности (гармония, порядок, красота);
Потребности в самоактуализации (реализация своих целей способностей, развитие собственной личности).
Ведущие мотивы:
- мотив достижения или избегание неудачи
- мотив власти
- мотив оказания помощи другим людям (альтруизм)
- агрессивные мотивы поведения
Теория мотивации Герцберг, Врум.