Психологическое консультирование
Вопросы
К итоговому междисциплинарному государственному экзамену
(направление подготовки 030300.62 «Психология»)
Общая психология
- Психология как наука: определение, предмет, объект, место в системе научного познания.
- Особенности становления идей о душе в Античности (Аристотель, Демокрит, Платон)
- Становление психологии как самостоятельной науки в 19 веке: причины, направления, школы.
- Становление и развитие западноевропейских психологических школ в ХX веке.
- Особенности развития категориального аппарата психологии и кризис психологической науки в начале XX века.
- Основные положения теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
- Высшие психические функции человека. Определение понятия, характеристика строения и развития.
- Психика. Понимание условий и источников развития психики в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев).
- Структура и функции познавательных психических процессов. Общие и отличительные особенности.
- Понятие ощущений. Виды и классификация ощущений. Основные свойства ощущений.
- Проблема исследования порогов чувствительности (Фехнер, Вебер, Декарт). Абсолютный и относительный пороги ощущений.
- Функциональная асимметрия мозга и ее доказательства.
- Общее представление о памяти. Классификация видов памяти. Основные направления исследований.
- Определение восприятия. Классификация, свойства и особенности.
- Развитие представлений. Сравнительный анализ психики животных и человека.
- Определение, функции и условия возникновения эмоций. Классификации эмоций.
- Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов. Типы мотиваций.
- Мотив и мотивация. Закон Йеркса-Додсона.
- Концепции мотивации.
- Психология воли. Классификация воли. Методы диагностики волевых процессов.
- Особенности волевых психических процессов. Структура сложного волевого действия. Волевые качества личности и их формирование
- Психические состояния как объект исследования. Управление психическими состояниями. Проявление психических состояний в деятельности.
- Определение внимания. Основные виды и свойства внимания. Внимание как функция психического контроля.
- Категория деятельности в психологии.
- Категория сознания в психологии. Основные характеристики сознания. Принцип единства сознания и деятельности.
- Мышление и интеллект. Этапы развития мышления. Процесс мыслительной деятельности и ее структурные компоненты.
- Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.
- Виды и функции речи. Л.С. Выготский о развитии мышления и речи.
- Категория потребности в психологии. Основные подходы к классификации потребностей. Проблема базовых потребностей человека.
- Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание
- Понятие и типы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Связь темперамента со свойствами личности.
- Характер, его строение и формирование. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
- Способности, их измерение и развитие.
Психология личности
- Категория личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».
- Проблема структуры личности. Подходы к структуре личности.
- Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
- Проблема периодизации развития личности (концепции).
- Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Я-концепция личности: структура, функции.
Социальная психология
- Категория общения в психологии. Структура и функции общения.
- Психологический анализ процессов общения.
- Перцептивная сторона общения. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления.
- Коммуникативная сторона общения. Вербальная и невербальная информация.
- Интерактивная и коммуникативная стороны общения. Передача и интерпретация вербальной и невербальной информации.
- Барьеры коммуникации и способы их преодоления
- Классификация групп. Возникновение малой группы. Структура и динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления.
- Основные направления и методы исследования малых групп.
- Конфликтное взаимодействие. Понятийная схема социально - психологического анализа конфликта.
- Межличностные конфликты в условиях организации и пути их преодоления.
- Социальная установка: понятие, структура, функции.
- Социальные роли и их изучение в социальной психологии. Ролевой конфликт.
- Понятие и содержание процесса социализации.
- Виктимность. Факторы, определяющие виктимное поведение.
- Толпа как стихийная группа. Виды и свойства толпы. Приемы воздействия на толпу.
- Виды атрибуции. Атрибутивные ошибки.
- Теория каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.
- Исследование стереотипов в социальной психологии. Функции социальных стереотипов. Механизмы стереотипизации.
- Социально-психологическая характеристика гендерных и возрастных групп.
Возрастная психология
- Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии. Классификации нарушений развития с позиций различных психологических школ.
- Понятия «социальная ситуация развития» и «зона ближайшего развития». Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.
- Кризисы в психическом развитии (концепции, определение).
- Сюжетно-ролевая игра, ее значение для психического развития дошкольника.
- Обучение и развитие. Условия развивающего обучения.
- Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала. Учет индивидуально-психологических особенностей в обучении.
- Развитие познавательной сферы человека в онтогенезе
- Психологические особенности раннего детского возраста (новообразования, социальная ситуация развития)
- Психологические особенности младенчества (новообразования, социальная ситуация развития)
- Психологические особенности дошкольного возраста (новообразования, социальная ситуация развития)
- Психологические особенности младшего школьного возраста (новообразования, социальная ситуация развития)
- Психологические особенности подросткового возраста (новообразования, социальная ситуация развития, подростковый кризис).
- Психологические особенности юношества (новообразования, социальная ситуация развития)
- Психологические особенности периода молодости, среднего возраста, поздней взрослости.
Психологическое консультирование
- Практическая психология как отрасль психологической науки.
- Психологическое консультирование как направление практической психологии и его методологические основы.
- Требования к личности консультанта. Кодекс психолога и его содержание. Способы применения методов психологической коррекции.
- Эмоциональные компоненты психотерапевтического климата. Значение невербальных сообщений в консультировании.
- Понятие о психологической задаче и психологической помощи. Консультативный контакт и его параметры.
- Когнитивное консультирование и его основные этапы.
- Перенос и контрперенос в консультировании, их причины.
- Особенности взаимодействия психолога и клиента в индивидуальной беседе.
- Обстоятельства конфронтации в консультировании, техника конфронтации.
- Психодрама: критерии оценки результатов психодраматической работы.
- Психологическая коррекция как направление практической психологии (методы, направления).
- Консультирование, центрированное на клиенте. К. Роджерс о необходимых условиях психотерапевтического процесса.
- Цели и задачи арт-терапевтической практики в психологическом консультировании.
- Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Синдром «эмоционального выгорания» и его профилактика.
- Причины отказа в консультировании.
- Отношение к постановке диагноза и тестированию в консультировании. Принцип границ в профессиональной компетенции в психодиагностике.
- Особенности психодиагностического консультирования в работе с детьми и подростками.
Психодиагностика
- Получение психологической информации в работе психодиагноста.
- Критерии эффективности практической работы психодиагноста.
- Показатели валидности, надежности и дискриминативности психодиагностических процедур и методы их определения.
- Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения в социально-психологическом исследовании и сферы его применения.
- Биографический метод и метод контент-анализа. Общая характеристика, технологии применения.
- Характеристика метода опроса. Особенности проведения интервью и анкетирования. Этапы разработки анкеты.
- Общая характеристика методов сбора данных в социально-психологическом исследовании.
- Использование проекции и проективного метода в психодиагностике.
- Общая характеристика качественных методов социально-психологического исследования.
- Методы математико-статистической обработки данных в психологическом исследовании.
- Эксперимент. Планирование эксперимента.
- Взаимодействие экспериментатора и испытуемого. Артефакт. Виды артефактов и их источники.
- Экспериментальные планы. План 2х2. Понятие зависимой и независимой переменной.
Психология труда