Психологическое консультирование

Вопросы

К итоговому междисциплинарному государственному экзамену

(направление подготовки 030300.62 «Психология»)

Общая психология

  1. Психология как наука: определение, предмет, объект, место в системе научного познания.
  2. Особенности становления идей о душе в Античности (Аристотель, Демокрит, Платон)
  3. Становление психологии как самостоятельной науки в 19 веке: причины, направления, школы.
  4. Становление и развитие западноевропейских психологических школ в ХX веке.
  5. Особенности развития категориального аппарата психологии и кризис психологической науки в начале XX века.
  6. Основные положения теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
  7. Высшие психические функции человека. Определение понятия, характеристика строения и развития.
  8. Психика. Понимание условий и источников развития психики в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев).
  9. Структура и функции познавательных психических процессов. Общие и отличительные особенности.
  10. Понятие ощущений. Виды и классификация ощущений. Основные свойства ощущений.
  11. Проблема исследования порогов чувствительности (Фехнер, Вебер, Декарт). Абсолютный и относительный пороги ощущений.
  12. Функциональная асимметрия мозга и ее доказательства.
  13. Общее представление о памяти. Классификация видов памяти. Основные направления исследований.
  14. Определение восприятия. Классификация, свойства и особенности.
  15. Развитие представлений. Сравнительный анализ психики животных и человека.
  16. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Классификации эмоций.
  17. Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов. Типы мотиваций.
  18. Мотив и мотивация. Закон Йеркса-Додсона.
  19. Концепции мотивации.
  20. Психология воли. Классификация воли. Методы диагностики волевых процессов.
  21. Особенности волевых психических процессов. Структура сложного волевого действия. Волевые качества личности и их формирова­ние
  22. Психические состояния как объект исследования. Управление психическими состояниями. Проявление психических состояний в деятельности.
  23. Определение внимания. Основные виды и свойства внимания. Внимание как функция психического контроля.
  24. Категория деятельности в психологии.
  25. Категория сознания в психологии. Основные характеристики сознания. Принцип единства сознания и деятельности.
  26. Мышление и интеллект. Этапы развития мышления. Процесс мыслительной деятельности и ее структурные компоненты.
  27. Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.
  28. Виды и функции речи. Л.С. Выготский о развитии мышления и речи.
  29. Категория потребности в психологии. Основные подходы к классификации потребностей. Проблема базовых потребностей человека.
  30. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание
  31. Понятие и типы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Связь темперамента со свойствами личности.
  32. Характер, его строение и формирование. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
  33. Способности, их измерение и развитие.

Психология личности



  1. Категория личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».
  2. Проблема структуры личности. Подходы к структуре личности.
  3. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
  4. Проблема периодизации развития личности (концепции).
  5. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Я-концепция личности: структура, функции.

Социальная психология

  1. Категория общения в психологии. Структура и функции общения.
  2. Психологический анализ процессов общения.
  3. Перцептивная сторона общения. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления.
  4. Коммуникативная сторона общения. Вербальная и невербальная информация.
  5. Интерактивная и коммуникативная стороны общения. Передача и интерпретация вербальной и невербальной информации.
  6. Барьеры коммуникации и способы их преодоления
  7. Классификация групп. Возникновение малой группы. Структура и динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления.
  8. Основные направления и методы исследования малых групп.
  9. Конфликтное взаимодействие. Понятийная схема социально - психологического анализа конфликта.
  10. Межличностные конфликты в условиях организации и пути их преодоления.
  11. Социальная установка: понятие, структура, функции.
  12. Социальные роли и их изучение в социальной психологии. Ролевой конфликт.
  13. Понятие и содержание процесса социализации.
  14. Виктимность. Факторы, определяющие виктимное поведение.
  15. Толпа как стихийная группа. Виды и свойства толпы. Приемы воздействия на толпу.
  16. Виды атрибуции. Атрибутивные ошибки.
  17. Теория каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.
  18. Исследование стереотипов в социальной психологии. Функции социальных стереотипов. Механизмы стереотипизации.
  19. Социально-психологическая характеристика гендерных и возрастных групп.

Возрастная психология

  1. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии. Классификации нарушений развития с позиций различных психологических школ.
  2. Понятия «социальная ситуация развития» и «зона ближайшего развития». Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.
  3. Кризисы в психическом развитии (концепции, определение).
  4. Сюжетно-ролевая игра, ее значение для психического развития дошкольника.
  5. Обучение и развитие. Условия развивающего обучения.
  6. Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала. Учет индивидуально-психологических особенностей в обучении.
  7. Развитие познавательной сферы человека в онтогенезе
  8. Психологические особенности раннего детского возраста (новообразования, социальная ситуация развития)
  9. Психологические особенности младенчества (новообразования, социальная ситуация развития)
  10. Психологические особенности дошкольного возраста (новообразования, социальная ситуация развития)
  11. Психологические особенности младшего школьного возраста (новообразования, социальная ситуация развития)
  12. Психологические особенности подросткового возраста (новообразования, социальная ситуация развития, подростковый кризис).
  13. Психологические особенности юношества (новообразования, социальная ситуация развития)
  14. Психологические особенности периода молодости, среднего возраста, поздней взрослости.

Психологическое консультирование

  1. Практическая психология как отрасль психологической науки.
  2. Психологическое консультирование как направление практической психологии и его методологические основы.
  3. Требования к личности консультанта. Кодекс психолога и его содержание. Способы применения методов психологической коррекции.
  4. Эмоциональные компоненты психотерапевтического климата. Значение невербальных сообщений в консультировании.
  5. Понятие о психологической задаче и психологической помощи. Консультативный контакт и его параметры.
  6. Когнитивное консультирование и его основные этапы.
  7. Перенос и контрперенос в консультировании, их причины.
  8. Особенности взаимодействия психолога и клиента в индивидуальной беседе.
  9. Обстоятельства конфронтации в консультировании, техника конфронтации.
  10. Психодрама: критерии оценки результатов психодраматической работы.
  11. Психологическая коррекция как направление практической психологии (методы, направления).
  12. Консультирование, центрированное на клиенте. К. Роджерс о необходимых условиях психотерапевтического процесса.
  13. Цели и задачи арт-терапевтической практики в психологическом консультировании.
  14. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Синдром «эмоционального выгорания» и его профилактика.
  15. Причины отказа в консультировании.
  16. Отношение к постановке диагноза и тестированию в консультировании. Принцип границ в профессиональной компетенции в психодиагностике.
  17. Особенности психодиагностического консультирования в работе с детьми и подростками.

Психодиагностика

  1. Получение психологической информации в работе психодиагноста.
  2. Критерии эффективности практической работы психодиагноста.
  3. Показатели валидности, надежности и дискриминативности психодиагностических процедур и методы их определения.
  4. Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения в социально-психологическом исследовании и сферы его применения.
  5. Биографический метод и метод контент-анализа. Общая характеристика, технологии применения.
  6. Характеристика метода опроса. Особенности проведения интервью и анкетирования. Этапы разработки анкеты.
  7. Общая характеристика методов сбора данных в социально-психологическом исследовании.
  8. Использование проекции и проективного метода в психодиагностике.
  9. Общая характеристика качественных методов социально-психологического исследования.
  10. Методы математико-статистической обработки данных в психологическом исследовании.
  11. Эксперимент. Планирование эксперимента.
  12. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого. Артефакт. Виды артефактов и их источники.
  13. Экспериментальные планы. План 2х2. Понятие зависимой и независимой переменной.

Психология труда

Наши рекомендации