Феномен запрограммированного сознания
В описанном выше случае молодой человек, получивший высшее педагогическое образование, остался без работы, так как не смог устроиться по специальности. Почему он не захотел попробовать себя в чем-либо другом? Из-за внутренней потребности заниматься любимым делом или из-за убежденности в том, что раз он учитель, то и будет только учить?
В последнем случае речь идет о феномене запрограммированного сознания, при котором человек убежден в том, что необходимо всегда и везде придерживаться определенных правил и норм поведения, четко знает, что в жизни хорошо, а что плохо, т. е. не учитывает изменчивости мира, проявляющейся в различных жизненных ситуациях.
Естественно, жизнь в обществе без определенных норм и правил невозможна: если бы их не было, мы все погрузились бы в пучину хаоса и беспорядка. Речь идет о другом: когда человек строит свою жизнь, отталкиваясь от усвоенных в детстве убеждений. он не учитывает роли внешних обстоятельств, конкретной ситуации, которая порой кардинально меняет все наши замыслы и планы.
Впервые на феномен запрограммированного сознания обратил внимание э. Бёрн, который ввел понятие «сценарий», обозначающее программу развития человека, сформированную в детстве под влиянием родителей и определяющую его поведение в моменты принятия жизненно важных решений. Основные контуры сценария, по э. Бёрну, вырабатываются в возрасте до пяти лет; завершается этот процесс в подростковом возрасте и в юности. Сценарии ограничивают свободу личности: чем жестче сценарий, тем ригиднее личность.
Хотя теория Э. Бёрна неоднократно подвергалась критике из-за упрощенного детерминизма, в ней нашли отражение определенные стороны развития личности. Так, наставления родителей, воспринимающиеся маленькими детьми некритически, становятся в дальнейшем вроде постгипнотических внушений, предопределяют в дальнейшем поведение человека. Психотерапевты неоднократно сталкивались с тем, что пациенты, которых родители в детстве часто ругали и критиковали, в жизни осуществляли «сценарий Сизифа» (Э. Бёрн): они ничего в жизни не доводили до конца из-за крайней неуверенности в себе.
Кроме того, ригидные взгляды и представления, усвоенные ребенком в семье, могут в некоторых случаях стать для него непосильным психологическим грузом. Такой случай описал американский специалист в области детской психологии и психиатрии А. Фромм .
« Познакомьтесь с историей ребенка, выросшего в семье с явным материальным достатком и твердыми моральными устоями. Родителями руководило постоянное чувство ответственности ... Ему усердно прививали опрятность, обучали хорошим манерам ... он много и прилежно занимался, добиваясь успехов, поскольку не знал, что еще мог бы делать. Когда он начал помогать отцу в его бизнесе, то оказался образцом усердия и ответственности ... Он выбрал себе жену, но из среды, указанной родителями. Он являл собой идеал последовательности: женился на подходящей девушке, жил в подходящем месте, имел подходящих друзей и его дети выросли в самой подходящей обстановке.
Ему не на что было жаловаться, если разобраться, - все в жизни складывал ось самым благополучным образом. Но он не был счастлив, как казалось со стороны. В 36 лет он сделался раздражительным и вспыльчивым. Он решил, что в этом виновата работа, и позволил себе чаще отдыхать. В 39 лет появились бессонница и болезненная возбудимость. Он не говорил об этом с родителями, но постоянно ссорился с женой. Стал проводить вечера вне дома, и отношения с супругой осложнились еще больше. Развелся, но спустя 2 года обнаружил, что его состояние не улучшилось ... Он никогда не получал никакого удовлетворения, следуя примеру отца. Многие годы он старался оправдать свое Поведение, но эмоциональная нагрузка оказалась слишком тяжелой». (Фромм А. Азбука для родителей. - Екатеринбург, 1996. - С. 230-231.)
Следует отметить, что иногда человек строит свою жизнь совсем не так, как хотят его родители. Это чаще происходит при жестком воспитании, подавлении детской личности. В этом случае человек ставит перед собой цель - не быть таким, каким «меня хотят видеть».
Что же делать педагогу, который в результате рефлексии своего жизненного опыта пришел к выводу о необходимости уменьшить влияние груза прошлого опыта? В психологии существует ряд приемов снятия программы поведения, которая по какой-то причине не устраивает человека. Один из них состоит в формулировке тех жизненных целей, которые для конкретной личности значимы. При этом рекомендуется осмыслить данные цели по возрастающей: от сегодняшних нужд до мечты, которую возможно когда-нибудь осуществить.
Разработку целей уместно увязать с вполне конкретными положительными эмоциями, которые возникнут при достижении желаемого. Думать о хорошем необходимо, ведь жизнь без эмоций пуста, и если нет позитивных переживаний, им взамен придут негативные. По мнению Э. Шарипова и С. Кронина, главное препятствие в ходе такой работы - сомнения в реализации своих планов. Поэтому чтобы реализовать поставленные цели, необходимо мысленно предвосхищать успех, представлять себя достигшим всего, что было задумано, а не настраиваться на неудачу.
Работа с жизненными целями - это прием, который используется во многих психотехниках для программирования человека на желаемое для себя будущее. К примеру, Е. Сидоренко предлагает организовать работу с целями следующим образом.
1.Определите свою цель на 5 лет вперед.
2.Ярко и образно нарисуйте себе картину будущего.
·Кем вы будете через 5 лет?
·Какое к этому времени вы получите дополнительное образование?
·Каков будет ваш ежемесячный доход?
·Как вы будете себя чувствовать?
·Какими будут ваши перспективы на будущее?
3. Определите, что вы должны сделать в течение каждого из этих пяти лет, чтобы добиться своей цели.
4. Сформулируйте свой девиз на ближайшие три месяца и напишите его на карточке.
5. Носите карточку с собой и доставайте ее каждый раз, когда будете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потерявшим цель.
6.Через три месяца сформулируйте новый девиз.
7.Повторите действия, описанные в пунктах 5 и 6, два раза в течение года.
8. В конце года сопоставьте полученный результат с вашей целью на год.
9. Поощрите себя подходящим образом, если цель достигнута (даже частично). (Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. - СПб., 2001. - С. 195-196.)
Смыслпро ведения данной работы - рефлексия своих жизненных приоритетов и планов; кроме этого, «видение» себя в будущем играет роль самовнушения, оказывающего «программирующую» роль на поведение в самом широком классе жизненных ситуаций.