Феномен запрограммированного сознания

В описанном выше случае молодой человек, получивший высшее педагогическое образование, остался без работы, так как не смог устроиться по специальности. Почему он не захотел попро­бовать себя в чем-либо другом? Из-за внутренней потребности заниматься любимым делом или из-за убежденности в том, что раз он учитель, то и будет только учить?

В последнем случае речь идет о феномене запрограммирован­ного сознания, при котором человек убежден в том, что необхо­димо всегда и везде придерживаться определенных правил и норм поведения, четко знает, что в жизни хорошо, а что плохо, т. е. не учитывает изменчивости мира, проявляющейся в различных жиз­ненных ситуациях.

Естественно, жизнь в обществе без определенных норм и пра­вил невозможна: если бы их не было, мы все погрузились бы в пучину хаоса и беспорядка. Речь идет о другом: когда человек строит свою жизнь, отталкиваясь от усвоенных в детстве убеждений. он не учитывает роли внешних обстоятельств, конкретной ситуации, которая порой кардинально меняет все наши замыслы и планы.

Впервые на феномен запрограммированного сознания обра­тил внимание э. Бёрн, который ввел понятие «сценарий», обо­значающее программу развития человека, сформированную в детстве под влиянием родителей и определяющую его поведение в моменты принятия жизненно важных решений. Основные контуры сценария, по э. Бёрну, вырабатываются в возрасте до пяти лет; завершается этот процесс в подростковом возрасте и в юно­сти. Сценарии ограничивают свободу личности: чем жестче сценарий, тем ригиднее личность.

Хотя теория Э. Бёрна неоднократно подвергалась критике из-за упрощенного детерминизма, в ней нашли отражение опреде­ленные стороны развития личности. Так, наставления родителей, воспринимающиеся маленькими детьми некритически, становятся в дальнейшем вроде постгипнотических внушений, предопределяют в дальнейшем поведение человека. Психотерапевты неоднократно сталкивались с тем, что пациенты, которых родители в детстве часто ругали и критиковали, в жизни осуществляли «сценарий Сизифа» (Э. Бёрн): они ничего в жизни не доводили до конца из­-за крайней неуверенности в себе.

Кроме того, ригидные взгляды и представления, усвоенные ребенком в семье, могут в некоторых случаях стать для него непосильным психологическим грузом. Такой случай описал американский специалист в области детской психологии и психиатрии А. Фромм .

« Познакомьтесь с историей ребенка, выросшего в семье с явным материальным достатком и твердыми моральными устоями. Родителя­ми руководило постоянное чувство ответственности ... Ему усердно при­вивали опрятность, обучали хорошим манерам ... он много и прилежно занимался, добиваясь успехов, поскольку не знал, что еще мог бы де­лать. Когда он начал помогать отцу в его бизнесе, то оказался образцом усердия и ответственности ... Он выбрал себе жену, но из среды, указанной родителями. Он являл собой идеал последовательности: же­нился на подходящей девушке, жил в подходящем месте, имел подхо­дящих друзей и его дети выросли в самой подходящей обстановке.

Ему не на что было жаловаться, если разобраться, - все в жизни складывал ось самым благополучным образом. Но он не был счастлив, как казалось со стороны. В 36 лет он сделался раздражительным и вспыльчивым. Он решил, что в этом виновата работа, и позволил себе чаще отдыхать. В 39 лет появились бессонница и болезненная возбудимость. Он не говорил об этом с родителями, но постоянно ссорил­ся с женой. Стал проводить вечера вне дома, и отношения с супругой осложнились еще больше. Развелся, но спустя 2 года обнаружил, что его состояние не улучшилось ... Он никогда не получал никакого удов­летворения, следуя примеру отца. Многие годы он старался оправдать свое Поведение, но эмоциональная нагрузка оказалась слишком тяжелой». (Фромм А. Азбука для родителей. - Екатеринбург, 1996. - С. 230-231.)

Следует отметить, что иногда человек строит свою жизнь совсем не так, как хотят его родители. Это чаще происходит при жестком воспитании, подавлении детской личности. В этом случае человек ставит перед собой цель - не быть таким, каким «меня хотят видеть».

Что же делать педагогу, который в результате рефлексии своего жизненного опыта пришел к выводу о необходимости уменьшить влияние груза прошлого опыта? В психологии существует ряд приемов снятия программы поведения, которая по какой-то причине не устраивает человека. Один из них состоит в формулировке тех жизненных целей, которые для конкретной личности значимы. При этом рекомендуется осмыслить данные цели по возрастающей: от сегодняшних нужд до мечты, которую возможно когда-нибудь осуществить.

Разработку целей уместно увязать с вполне конкретными положительными эмоциями, которые возникнут при достижении желаемого. Думать о хорошем необходимо, ведь жизнь без эмоций пуста, и если нет позитивных переживаний, им взамен придут негативные. По мнению Э. Шарипова и С. Кронина, главное препятствие в ходе такой работы - сомнения в реализации своих планов. Поэтому чтобы реализовать поставленные цели, необхо­димо мысленно предвосхищать успех, представлять себя достигшим всего, что было задумано, а не настраиваться на неудачу.

Работа с жизненными целями - это прием, который исполь­зуется во многих психотехниках для программирования человека на желаемое для себя будущее. К примеру, Е. Сидоренко предла­гает организовать работу с целями следующим образом.

1.Определите свою цель на 5 лет вперед.

2.Ярко и образно нарисуйте себе картину будущего.

·Кем вы будете через 5 лет?

·Какое к этому времени вы получите дополнительное образование?

·Каков будет ваш ежемесячный доход?

·Как вы будете себя чувствовать?

·Какими будут ваши перспективы на будущее?

3. Определите, что вы должны сделать в течение каждого из этих пяти лет, чтобы добиться своей цели.

4. Сформулируйте свой девиз на ближайшие три месяца и на­пишите его на карточке.

5. Носите карточку с собой и доставайте ее каждый раз, когда будете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потеряв­шим цель.

6.Через три месяца сформулируйте новый девиз.

7.Повторите действия, описанные в пунктах 5 и 6, два раза в течение года.

8. В конце года сопоставьте полученный результат с вашей целью на год.

9. Поощрите себя подходящим образом, если цель достигнута (даже частично). (Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. - СПб., 2001. - С. 195-196.)

Смыслпро ведения данной работы - рефлексия своих жизненных приоритетов и планов; кроме этого, «видение» себя в бу­дущем играет роль самовнушения, оказывающего «программирующую» роль на поведение в самом широком классе жизненных ситуаций.

Наши рекомендации