V. тренинг сенситивности

Этот тренинг направлен на развитие способности осознавать чув­ства. Упражнения способствуют повышению уровня сенсорного и чувственного восприятия, концентрации внимания, осознанию взаимосвязи в цепи «тело — ощущения — чувство — энергия — действие», развитию телесного внимания.

«СТОЙКА НА ГОЛОВЕ»

Цель: тренировка телесного внимания, левополушарного внимания, правополушарного внимания. Как и любое положение тела в состоянии неустойчивого равновесия, это положение ведет к увеличению энергии.

Встать на голову (голова на мягком коврике, так как боль мешает). Дыхание глубокое. Начать умножать в уме двузначные цифры, одновременно читать хорошо известное стихотворение.

Варианты:

1. Освоившие в некоторой степени технику медитации могут попробовать проговаривать не стихотворение, а любой возникший в уме текст, кроме иллюстрирующего процесс умножения. Руководитель может предварительно дать тему свободных размышлений.

2. Если такое положение тела уже не требует больших усилий, то можно его усложнить. Перед началом упражнения задается ритм (включить фонограмму музыки с четким ритмом или чистого ритма). Задание то же самое, но поток свободных размышлений должен изливаться в заданном ритме.

3. Упражнение также может быть усложнено изменением стойки: подвернув голову, стоять на одном плече с поддержкой одной рукой, вторая свободна.

«КРАГИ ОЩЮЩЕНИЙ»

Цель: внутреннее структурирование воздействий, анализ их значимости для «Я» и тела.

Группа разбивается на пары. Опыт осознания может быть разделен на три части: внешний мир и его воздействие на нас, внутренний мир тела и мир мыслей, фантазий.

Выберите себе партнера, сядьте лицом друг к другу расслабьтесь. Делитесь по очереди осознаванием внешнего мира. Например: «Я сейчас осознаю, что за окном идет дождь, я слышу сильный шум ливня, стук

воды в оконные стекла, запах «прели», доносящийся через форточку, ровный ритм дождя успокаивает меня (или раздражает), слышу...» и т. д. Перечисляются все воздействия внешнего мира (вижу, слышу, ощущаю),

которые отражаются в сознании «здесь и теперь». Нужно избегать оценок и интерпретаций, только фиксировать воздействия. Слушающий партнер поможет не соскользнуть в среднюю зону.

Теперь обратите внимание на внутренние ощущения: напряженность отдельных мышц, зуд, неудобство позы (изменяйте позу в этом случае), сухость во рту, глубину дыхания, сердечный ритм и т. д. Средняя зона

включает в себя психическую активность, отличную от текущего опыта, — это воспоминания, планы, настроение, фантазии, тревоги.

Пройдя по всем трем зонам, попробуйте не управлять вниманием, отметьте, к какой зоне относится ваше сознание. После того как вы научились идентифицировать каждую зону, можно пробовать переключение из одной зоны в другую в разной последовательности и с разной скоростью.

Вариант: упражнение может быть осложнено музыкальным сопровождением с изменяющимся ритмом. Важно отметить, как ритм влияет на осознание. Ритмичное сопровождение может препятствовать концентрации и переключению внимания.

«ДВОЙНОЕ СОЗНАНИЕ»

Цель: активизация бессознательного, тренировка навыков управления многообъектным вниманием.

Упражнение выполняется в два этапа с предварительным тестом. Тест помогает выявить индивидуальные особенности и способности каждого участника, требуемые для достижения цели.

Тест: участники стоят «стайкой», правая рука должна совершать круговые фиксированные движения (перед собой, вверх, вниз) на четыре четверти, левая — те же движения на две четверти. Нужно добиться хотя бы минимального успеха в этом. У малоодаренных людей это упражнение без длительной «дрессуры» не получается.

Первый этап: правая рука погружается в ледяную воду, одновременно с ней левая рука — в очень горячую, какую только можно выдержать. Не нужно играть или изображать трудности погружения, надо попытаться ощутить кожей разницу этих сильных ощущений.

Второй этап: участники лежат на полу правая половина тела — на воображаемом льду, ей очень холодно; левая — на горячей поверхности (пляж, горячая ванна), ей очень жарко. Граница — позвоночник. При

выполнении второго этапа руководитель должен внимательно следить за каждым участником, так как возможен сильный озноб или значительное повышение температуры тела, а в таком состоянии нельзя оставаться долго, это может иметь физиологические последствия. Нужно вывести участников из очень сильного внушенного температурного режима при помощи регуляции дыхания, массажа грудной клетки и словесного внушения: «Вам тепло, вы вдыхаете теплый воздух, он согревает тело...» (или наоборот). Упражнение заканчивается общим брюшным дыханием.

«РАЗДВОЕНИЕ»

Цель: та же, что и в упражнении «Двойное дыхание». Помимо всего прочего развивает «телесное внимание».

Перед выполнением нужно провести разминку на раздвоение: правая рука совершает круговые движения на четыре четверти, левая - на две четверти. Добиться, чтобы это получилась в течение не менее 3 мин. Затем участникам предлагается «раздвоиться»: левая половина тела — один человек, правая — другой. Это разные люди, со своими характерами, обстоятельствами. Пробуйте сыграть этюды: встречай прощание этих людей, встреча и ссора, встреча и объяснение в любви

и т. д. Далее один из участников может показать свой этюд, группа должна угадать, что произошло. Можно усложнять задание: педагог задает характеры, а, следовательно, ритм существования этих людей.

Вариант: «два человека» существуют отдельно, каждый в своих обстоятельствах одновременно: например один забивает гвоздь на морозе, другой читает книгу в жару.

«ПУТИШЕСТВИЕ ПО СОСТОЯНИЯМ»

Цель: осознание различных психофизических состояний, взаимосвязи между энергией (усилием), дыханием, телом (мышечным напряжением), голосом.

После выполнения любого упражнения на расслабление (например, «Сон») нужно предложить участникам, лежащим на полу, вообразить себя корнем или семенем любого растения, которое начинает расти,

преодолевая толщу грунта, пробиваясь к свету и теплу (убыстренный рост, как в учебных фильмах по биологии). Необходимо помочь созданием особой атмосферы; свет, музыка. Включение музыки с минимальной громкостью является сигналом начала роста. Вид растения и окружающие обстоятельства воображаются участниками. Важно не торопить процесс, он может длиться от пяти до десяти мин. Через 10 мин. дается общее обстоятельство: начинается ветер, ветер усиливается (нужно бороться с ветром, не дать сломать себя, вырвать с корнем), ураган — сопротивление сломлено, полумертвые растения лежат на

полу.

Далее участникам предлагается вспомнить любимое стихотворение и прочесть его в этом состоянии. Оно дает силы и помогает постепенно преодолевать слабость и сломленность, но сил мало. Участники начинают привставать, помогая себе стихотворением (преодоление), встают во весь рост, читают стихи космосу, чтобы он услышал.

«ЗВУКИ»

Цель: выражение доосознанной реакции.

Должна быть приготовлена фонограмма, состоящая из смонтированных кусков разной по характеру музыки, перемежающихся различными звуками и шумами (дождь, ветер, раскаты грома, льющаяся вода и др.). Общее время звучания — не менее 15 мин. Фонограмма может включаться с любого места и собственно упражнение длится 5 мин.; важно, чтобы участники не выучили наизусть последовательность

ритмов и шумов в записи. Участники лежат на полу в свободных позах. Предварительно делается любое релаксационное упражнение. После начала звучания внимание следует сконцентрировать на этих звуках. Тело должно слышать их и отзываться соответствующим образом, следуя ритму и воспринимая шумы как воздействия на себя. Естественно, что в сознании обязательно возникнут ассоциативные картины-видения. Движения не должны носить бытовой или танцевальный характер, это может быть пластическая импровизация, отображающая чувства по поводу услышанного, звучание внутри тела.

Вариант: к описанному выше добавляется задание

руководителя, определяющее тематическую направленность движений.

Примеры:

1. «Вам снится сон, что вы семя или корень какого-то несуществующего растения. С началом звучания прорастайте, растите и живите в обстоятельствах, подсказанных звучанием».

2. «Сядьте на корточки, голова опущена, руки обхватывают колени. Вы — яйцо неизвестного животного. Пробивайте скорлупу и выходите на свободу». (Фонограмма включается сразу после появления детеныша на свет, она задает обстоятельства среды, в которую он попал. Участник сам оправдывает все звуки-обстоятельства.)

Упражнение может выполняться не только индивидуально, но и коллективно (на втором этапе). В этом случае обстоятельства задаются не только звуками, но и партнерами по площадке (взаимодействие). Вылупившиеся существа могут не существовать реально; что это за существо и, соответственно, как реагировать на обстоятельства, подскажет тело. При втором и последующем выполнениях руководитель может задать тип, например хищное животное, крупное и т. д.

3. После окончания этапа, связанного с традиционным заданием «Животные», это упражнение может приобретать более конкретный вид.

Задание: все участники — куры и петухи в общем курятнике, тогда звуки задают обстоятельства жизни всего курятника.

«ПАРТИТУРА ЖЕСТОВ»

Цель: осознание связи между движениями тела и психическими импульсами.

Участникам задается определенная последовательность жестов; необходимо придумать пластический этюд (танец тела), оправдывающий заданную последовательность. Каждый новый жест начинает новое действие, Жесты не бытовые, а преувеличенные, выражающие некое состояние («психологический жест» М. Чехова), Участникам не нужно комментировать состояния, надо лишь показать жесты. Музыку своего «танца» можно озвучивать голосом. Важно отмечать, как меняются громкость, ритм, каков диапазон звучания.

Вариант: участники делятся на две группы. Одна группа сговаривается о событии и показывает партитуру жестов (в событии участвует вся группа). Другая группа угадывает событие и воспроизводит его целиком.

«ВНУТРЕННЯЯ ПРИСТРОЙКА»

Цель: осознание взаимосвязи между энергией, дыханием, телом; их взаимодействия в различных предлагаемых обстоятельствах.

Речь еще не идет о верном сценическом самочувствии, как в упражнении с аналогичным названием у С. Гиппиуса, а только о фиксации и анализе различий в жизни тела, влекущих за собой различия в состоянии ума в различных обстоятельствах.

Все участники вспоминают любимое стихотворение, задается цепочка обстоятельств большого и среднего круга, обстоятельства малого круга выбираются участниками. Варьирование обстоятельств требует разного поведения во время чтения стихотворения (разного чтения). Важно, что в упражнении участвует весь психофизический аппарат, включая голос.

На первый взгляд, упражнение кажется сложным, так как участники получают «право на слово», но данные предлагаемые обстоятельства близки вчерашним абитуриентам театрального института.

Пример:

1. Вы учите стихотворение, готовясь к отборочной консультации.

2. Вы читаете стихотворение на первом туре.

3. Вы читаете стихотворение себе в своей комнате.

4. Вы читаете стихотворение себе, гуляя в лесу.

5. Вы заблудились в лесу и читаете стихотворение, чтобы успокоить себя.

По окончании производится обмен впечатлениями о разных состояниях в различных обстоятельствах. Анализ состояний включает осмысление темпоритма существования, изменений в поведении тела, звучании голоса.

«ПАРТИТУРА СОСТОЯНИЙ»

Цель: переход к анализу партитуры состояний этюда. Это становится возможным после освоения упражнений «Путешествие по состояниям» и «Внутренняя пристройка». Такого рода анализ необходим для осознания связи между действием, состоянием, обстоятельствами, темпоритмом.

Участникам дается задание придумать этюд, состоящий из трех событий. «Попробуйте играть его, определив действия. Осознайте, как изменилось состояние при переходе из одного события в другое, как изменился темпоритм существования. Далее придумайте и оправдайте в этом же этюде другие состояния (темпоритм). Это влечет за собой изменение предлагаемых обстоятельств. Играйте этюд с тем же действием, но с другими обстоятельствами, в других состояниях. Важно, чтобы обстоятельства возникали в теле от изменившегося темпоритма, а потом оправдывались сознательно». Далее проводится обсуждение изменения этюда, того, как состояние меняет эмоциональную окраску действия.

Это упражнение помогает осознать обратную связь в зависимости «действие — психоэмоциональное состояние»: меняется состояние — иначе ведет себя тело. Почему? Изменились обстоятельства — изменилось

действие.

Пример: событие — подготовка к встрече гостей. Ведущее предлагаемое обстоятельство — дефицит времени. Действие — успеть убрать квартиру, накрыть на стол и т. д. Состояние — радостный подъем, «летаю» по квартире.

Обратная связь: состояние — горестная удрученность, накрываю на стол, еле передвигаясь по комнате, хотя обстоятельство времени осталось — нет сил и желания. Иначе ведет себя тело. Почему? Текут слезы?! Новое обстоятельство (подсказано телом — темпоритмом, поведением): оказывается, гости придут на поминки.

«ПРОБА ЖАНРА»

Цель: приближение к характерности, изменение поведенческих программ, поиск «вымышленного тела» (М. Чехов), осознание понятия «природа чувств».

Участникам задается цепочка действий. Пример: готовиться, спровоцировать, прогнать. Каждый участник при помощи набора прилагательных задает себе «вымышленное тело» — тип человека, в тело которого он «вселяется».

Затем группа делится на несколько частей, каждой группе задается жанр. Это могут быть классические жанры или более сложные, заданные описанием природы чувств. Индивидуальная задача каждого: «вселиться» в «вымышленное тело» и действовать в задан­ном жанре, выполняя определенную цепочку действий.

VI.МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ

Прежде чем приступить к описанию упражнений ментального тренинга, нужно остановиться подробнее на его взаимодействии с телесным тренингом. Телесный тренинг направлен на овладение телом, что следует из его названия, на такое его развитие, которое не препятствует психическому импульсу, а безусловно ему подчиняется. В результате развивается, если можно так выразиться, практика, или техника реагирования. Но на что реагирует тело? Плоская однозначная логика мышления диктует однозначные реакции и линейное поведение. Поэтому ментальный тренинг является важнейшей составляющей любой школы воспитания актера.

Всякое поведение определено логикой. Логика в данном случае есть серия мотиваций и последовательность переходов от одного звена логической цепи к другому. Обыденная логика, «логика здравого смысла», работает по принципу наименьшего действия, имеющего физический смысл. Этот принцип ведет к затуханию колебаний, устранению или уравновешиванию внешнего воздействия в физической

системе, каковой является и человек. В этом выражается стремление системы сохранить саму себя, но это же препятствует обмену с внешней средой (энергией, информацией и т. д.).

Другой принцип — принцип экстремального действия — связан с

выплеском энергии вовне. То есть за пределы человека выходит только парадоксальная логика, она результативна и заражает своей энергией окружающее.

«Думать мысль» (так определил этот способ Э. Барба) значит искать парадоксальные связи не в логической цепи, а в логическом пространстве. Целью телесного тренинга является живое тело — «тело жизни» (по Э. Барбе), целью ментального — «разум в жизни». Когда отбрасывается все очевидное, связанное с темой, но она удерживается на

«внутреннем экране» внимания, тогда возникает состояние творческого предусловия, сопровождающегося открытием нового (парадоксальная логика). Эйзенштейн называл это состояние и способ думать «экстазом монтажа». На этом же основаны известные ментальные упражнения «Мозговой штурм», «Рэнга» (коллективное поэтическое сотворчество).

«ДУМАТЬ О КАРАНДАШЕ»

Цель: тренировка концентрации внимания.

Участникам дается задание — думать о карандаше, глядя на него в течение 3 мин. После этого участники восстанавливают вслух цепочку размышлений: кто-то увидел лицо человека в чернильном пятнышке на карандаше, у кого-то возникло море от переливов граней, кто-то изучал количество крапинок и дату выпуска. Все стараются изложить подробности, выученные и вызывающие ассоциации, думая, что количество подробностей подтверждает непрерывность размышлений. Но подробности — только первый этап сосредоточения внимания, вы думали не о карандаше, а о подробностях. Теперь попробуйте не изучать карандаш, а думать о карандаше 3 мин. Ничего не получается. Попробуйте для начала более простой вариант: выберите на потолке точку, реальную, видимую, смотрите на нее, держите внимание

только на ней, не пускайте ассоциации! Вместо реального объекта можно вообразить голубое небо, чистый голубой цвет.

Систематическое выполнение упражнения поможет удерживать внимание на воображаемом объекте столько времени, сколько необходимо, оно является подготовительным для освоения техники

медитации.

«НЕОТСТУПНАЯ ТЕМА»

Цель: тренировка управляемого внимания.

Упражнение выполняется после освоения упражнений, предложенных С. В. Гиппиусом (Гиппиус, 2001), — «Кинолента видений», «Ассоциация на привязи» и т. п. Предлагается общая тема размышлений, достаточно узкая, от которой запрещено отступать, например «любить мать». Важно, чтобы внутренние видения, «кадры», были связаны не вообще с матерью,

а с темой. Необходимо, чтобы участник сам себя контролировал и не отходил от темы. Время от времени можно просить озвучить ход размышлений и проконтролировать выполнение со стороны.

Вариант: предложенная тема носит более общий характер, например «жизнь», «движение», «развитие», любая из заповедей, изречение (к примеру фраза Н. Рериха «Благословенны препятствия — ими растем»),

«СОИДЕНЕНИЕ НЕСОЕДИНИМОГО»

(«ДУМАТЬ МЫСЛИТЬ»)

Цель: та же, что и в предыдущем упражнении; обогащение ассоциативного ряда, тренировка парадоксального мышления.

В качестве темы может быть предложено любое высказывание, странное с точки зрения обыденной логики, например: «мертвая жизнь», «видеть звук», «чувствовать пустоту» (поэтические метафоры должны быть отброшены в первую очередь).

«МОЛЧАНИЕ»

Цель: тренировка концентрации внимания на внутренних объектах и обретение независимости от внешних раздражителей.

Речь в повседневной жизни — не только средство общения, но и — в значительной степени — психологическая защита для ухода от переживаемого момента, средство избавиться от переживания, скрыть его

от других, средство сброса энергии, снятия беспокойства. Известно, что если не о чем говорить с человеком, то вы уклоняетесь от общения с ним. Когда мы молчим, начинают действовать другие механизмы общения: телесные, взгляд, выражение лица, подсознательные невербальные сообщения, передаваемые от одного человека к другому.

В качестве тренинга удержания внимания в течение дня необходимо поставить задачу молчания на весь день. Это заставит, во-первых, наблюдать за собой, во-вторых, практика молчания сохраняет энергию и расширяет осознание повседневности, ставшее автоматическим. Чем меньше самовыражения, тем шире восприятие и осознание. Если практиковать молчание хотя бы раз в неделю, то обнаружится осознание остроты непосредственных впечатлений как наедине, так и в общении с другими.

«ТЕХНИКА КОНЦЕТРАЦИИ»

Цель: тренировка концентрации внимания и сосредоточенности как условий входа в медитационное состояние.

Медитация — это способ тренировки неразвитого, неупорядоченного сознания, способ актуализации творческого потенциала. Основатель йоги Патанджали определяет медитацию как управление волнами мысли, рождаемыми сознанием. Это путь от мысли к действию через эмоцию, путь произвольного изменения умственных и психических состояний при помощи концентрации внимания особого рода и силы.

Медитация как универсальный практический метод

для развития сознания (расширения сознания) практикуется многими религиозными конфессиями. Ее форма зависит от духовных традиций времени и места применения, от степени «готовности» индивидуума.

Процесс медитации выводит содержание бессознательного в сознание, где оно может быть проконтролировано и исследовано, где могут быть осознаны причинно-следственные связи потока ассоциаций. Медитация — не уход от внешних реалий, от активной деятельности, а способ ее активизации, способ расширения возможностей сознания. Равновесие ума есть не отказ от действия, а достижение состояния «готовности к действию», освобождение ума оттого, что мешает действию. Это иллюстрирует древняя восточная притча: молодая женщина попросила встретившихся монахов помочь ей перейти речку, один не ответил, а второй перенес ее. Когда они пошли дальше, первый упрекнул второго: «Мы не должны общаться с женщинами». На что второй ответил: «Я оставил ее на том берегу, а ты ее еще несешь!»

Существует множество видов медитации. Здесь мы приводим технику входа в состояние, которую можно применять начинающим.

Помещение должно быть привычным, хорошо проветренным и слабо освещенным, а также максимально тихим. Поза удобная, ненапряженная.

Условие — абсолютно прямая спина. Представьте, что ваш позвоночник состоит из монеток, положенных друг на друга; если столбик не абсолютно вертикален, то он развалится. Дыхание глубокое, ровное.

Перед медитацией необходимо выполнить любой вид релаксации типа «напряжение—расслабление». Темой медитации для начинающих может быть нечто реальное, например звуки, доносящиеся извне в помещение. Нужно осознавать не только звуки, но и пространство между ними, пустое, беззвучное пространство между источниками звука. Необходимо отмечать интервалы времени между звуками, в течение которых сохраняется тишина.

Минимальное время концентрации — 20 мин. Работа по этому методу продолжается от нескольких дней до нескольких недель без перерывов, пока не удастся сохранять внимание на звуках в течение не

менее 20 мин. «Медитировать» время от времени — пустая трата сил. Более сложной темой может стать концентрация на дыхании, на движении диафрагмы. Процесс медитации может сопровождаться традиционной йоговской мантрой «Сохум» (как уже говорилось, в переводе с санскрита означающей «Это — я»). Во время вдоха впускается в сознание «Со» («Это»), во время выдоха произносится «Хум». Это естественные звуки, сопровождающие вдох и выдох, поэтому,

произнося их, не следует напрягать связки.

Правильное медитационное отношение состоит в наблюдении избранного объекта, при этом в уме могут проноситься другие ассоциативные мысли; не поощряя их и не вытесняя, нужно установить к ним нейтральное отношение. Возмущающие мысли постепенно уйдут. Психология йоги и других духовных традиций подчеркивает важность слова «препятствие», ибо все есть препятствие. Процесс медитации приводит рассеянный ум к освобождению от препятствий, это состояние контролируемого, направленного внимания. Находиться в медитативном состоянии можно постоянно и в повседневной жизни, то есть при­

учить свой ум к контролируемому вниманию. Для этого уже не потребуется специальных условий.

Известно много медитативных методов. Это и наблюдение за дыханием (дзен), и наблюдение за движением диафрагмы (буддистский), и наблюдение за звуками и пространством вокруг (тибетский), и наблюдение за волнами мыслей, цепочек ассоциаций.

Более сложным видом является медитация «на тему». Молитва — вид медитации на тему. В восточной ортодоксальной церкви молитва — мантра, «молитва сердца» — используется как техника сосредоточения. Темой может быть любой объект, мысль, живой человек или воображаемый персонаж. Традиционная тема — «Я — Будда». Один из главных принципов медитации — возвращение ума к текущему проживаемому моменту «здесь и сейчас».

«РЭНГА»

Цель: тренировка воображения, фантазии на заданную тему. «Рэнга» в переводе с японского означает «сплетенные строфы».

Упражнение относится к типу коллективной медитации и требует определенной подготовки от участников и руководителя.

Опишем технологию выполнения. Коллективное поэтическое сотворчество — ритуал, требующий личного настроя и создания внешней

атмосферы, способствующей погружению. Для начинающих последнее особенно важно. В помещении необходимо оставить минимальный свет, максимально изолировать его от внешних звуков. Темой коллективной медитации может быть любая словесная формула или слово (любовь, жизнь, творчество) либо музыка или один звук (звук капающей воды, «жужжание мухи», «рычание тигра»).

Перед выполнением в первый раз необходимо рассказать весь порядок проведения упражнения, представить его как важные и строгие условия игры. Приготовление должно проводиться в другом помещении,

Еще одно условие — свободная одежда, лучше специальная «ритуальная», обувь отсутствует.

Комната, в которой будем творить, — храм, где вести себя нужно соответствующим образом: войти, совершив установленный поклон, не говорить ни одного лишнего слова, внимание — на черном круге или квадрате в центре любой стены (больше на стене ни­

чего не должно быть), сесть на пол лицом к черному кругу, расслабиться.

Руководитель, участвующий в процессе, называет тему или включает фонограмму звука. Некоторое время (5—20 мин.) все слушают звуки, глядя на черный круг и «думают мысль» (упражнение «Неотступная тема»). Это задание выполняется до тех пор, пока не возникает первая строка; если этого не происходит, начинает руководитель. Затем по порядку каждый уча­стник проговаривает свою строку, она не должна привязываться к предыдущей, а должна соответствовать мыслям этого участника. Но законом становится общий ритм (общий ритм может быть задан постоянно звучащей фонограммой). Если тема медитации словесная, а не музыкальная, ритм задается при входе в помещение руководителем или помощником. До тех пор пока не объявлена тема, участники должны удерживать этот ритм внутренне. Слушая ассоциации товарищей, нельзя бросать свою ассоциативную цепочку, она, конечно, будет несколько изменяться, но нужно стремиться сохранить свою логику, «сочинять свою мысль», а не продолжать чужую. Через некоторое время общий ритм, общая тема и воздействие друг

на друга сотворят некую общую логику возникающего здесь и сейчас стихотворения.

Важно, чтобы руководитель, проводящий «Рэнга» с новичками, высоко оценил результат, даже если объективно это не так.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л.,1988.

2. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. СПб., 2001.

3. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене. М., 1965

4. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969.

5. Кандинский В. В. О сценической композиции // Изобразительное искусство / Журнал отдела изобразительных искусств Наркомпроса. (Пг.) 1919. N 1.

6. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968.

7. Охнянская Л. Г., Мишин В. П. О роли колебательных и волновых процессов в

жизнедеятельности организма // Физиологическая кибернетика. М., 1981.

8. Станиславский К. С. Из записных книжек: В 2 т. М.: ВТО, 1986. Т. 2.

9. Смолянинов В. В. Локомоторная теория относительности. Препринт / ИПИ

АН СССР. 1984.

10. Ухтомский А. А. Собр. соч. Л.,1951. Т.2.

11. Ухтомский А. А. Учение о доминанте. М., 1966.

12. Barha E. Dilated body. Rome. 1985.

13. Lowen A. Bioenergetics. Rome, 1976.

14. Olsen P. Emotional flooding. N. Y. 1976.

15. Schilder P. The image and appearance of the human body. N. Y. 1950.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лотман А. Ю. Асимметрия и диалог // Текст и культура: Труды по знаковым

системам. Вып. 16. Тарту, 1989.

2. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

3. Станиславский К. С Собр. соч.: В 8 т. М., 1961. Т. 2, 3, 4.

4. Goldstain A. Structured Learning Therapy. N. Y 1973.

5. Grotowski J. Towards a Poor Theatre. Holstebro. 1975.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наши рекомендации