Тема- психология как наука

Психология

Рзаева Елена Ивановна

1.Предмет психологии

2.Отражение как функции психики

3.Связь психологии с другими науками

4.Принципы психологи

5.Методы психологии

Учебник по психологии взять Петровского.

1.предмет психологии

Предметом психологии является изучением психики или психология человека

Психика- субъективный мир человека в виде образов, мыслей, поступков, чувств и тд.

Психика- совокупность душевных и психических явлений которые человек обнаруживает у себя. Психология изучает то чего будто бы нет вообще, но нет в материальном плане. Психика – нечто идеальное.

Поскольку психика идеальна и носит субъективный характер, то изучать ее мы можем только через внешние проявления. Психика переживается.

Психика это совокупность психических явлений которые делятся на психические процессы, на психические свойства личности и психические состояния личности.

Психические процессы- динамичны, наличием начала и конца, сменой их во времени, они делятся на познавательные процессы и эмоциональные процессы.

Познавательные процессы направленны на познание на окружающего мира

Их всего пять-ощущение(восприятие), память, мышление, воображение.

Эмоциональные процессы. С их помощью человек регулирует свои психические действия, свое поведение(это эмоции и воля).

Другие явления(психические свойства и психические состояния личности) регулируют общение человека с другими людьми, управляют поступками и действиями.

Психические свойства- устойчивое закрепившиеся определенным стилем жизни и формой деятельности, качество психики человека.

Состояние- определившиеся на данное время качество и уровень психической деятельности.

Творческий подъем ,настроение- состояние

Психология- это наука которая изучает факты, закономерности и механизм психики.

2Й вопрос- понимание психического отражения

Психика это функция мозга

особенности:

1. Психическое отражение активно, находится в движении и не лишено противоречий

2. Психическое отражение не мертво, не зеркально

3. Содержанием психического отражения являются образы реальных предметов. Существующих независимо от нас. Если бы не было этих предметов и объектов окружающего мира, то и не было отражения этого предмета. Образы возникающие при отражении окружающего мира своеобразны. Они зависят от прошлого опыта человека, от его интересов, чувств, те от его внутреннего мира.

4. Психическое отражение правильное, верное. Критерии искренности является практика.

5. Психическое отражение носит отражающий характер. В процессе многократного отражения определенных ситуаций постепенно складывается модель будущих реакций, оказавшись в аналогичной ситуации первые же воздействия вызывают всю систему ответных реакций.

Отражение присущей всей материи и живой и не живой.

Отражение вне живой природы носит разрушительный характер, а отражение живой природы носит созидательный характер.

Вывод. Таким образом особенности психического отражения в той или иной степени присущей всем живым существам и червяку человека. Высший же уровень развития психики- сознание, присуще только человеку.

Связь психологии с другими науками

Классификация психологии

Психология это наука которая состоит из множество отраслей

1. Критерий конкретной деятельности(критерий вида конкретной деятельности) с этой точки зрения выделяется психология труда, которая изучает психологические особенности человека(трудовой деятельности человека)

2. Критерий развития (аспект развития) выделяется возрастная психология. детская психология. Психология младшего возраста, психология подростка и т.д до старости. Специальная психология изучает отклонения в развитии психики. Есть олигофрены в психологии изучает патологию психического развития, связанные с врождённой дефектами мозга, есть сурдопсихология, изучает особенность нарушения развития нарушение слуха. Тифло психология-дефект зрения. Сравнительная психология. Сравнивает психику человека и животного.

3. Отношение человека и общества. Социальная психология делится на психологию личности, психологию малой группы, психология большой группы, психология коллектива.

Принципы психологического исследования

1. Принцип детерминизма. Означает причинное обусловленность. Любой психический факт, психическое явление имеет причину своего возникновения. Ни что не может возникнут на пустом месте. Причины мы ищем во внешних условиях воспитания, обучения и развития в предшествующих этапах (мы начинаем думать и искать с чего это началось)

2. Принцип единства сознания и деятельности. Деятельность позволяет открыть объективные закономерности психики. Психика формируется в деятельности.

3. Принцип объективности и научности. Предполагает использование объективных методов при проведении психологических исследований.

4. Принцип диалектический.

5. Принцип генетический. Всякое психическое явление следует рассматривать как процесс, который имеет направление или вектор своего развития

6. Принцип аналитека-синтетичного развития личности. Аналитическое изучение человека позволяет познать элементы его психики, а синтетическое изучение позволяет выявить взаимосвязи отдельных психических явлений

Методы психологии

Методы- способы получении фактов о проявлении психики

Группы основных методов и вспомогательные методы

Основные позволяют вскрыть закономерности того или иного явления. К ним относятся 2 метода- наблюдение и эксперимент. А второстепенные методы(второстепенные) они позволяют вскрыть отдельные стороны психики человека.

Нужно знать- определение, требование, достоинства и недостатки метода.

Метод наблюдение

Наблюдение- целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях.

Требования к наблюдению-

1. Перед наблюдением нужно поставить цель

2. Выбрать объект наблюдения

3. Составить программу наблюдение и продумать способы фиксации

4. Должны наладить контакт с наблюдающим

5. Наблюдатель ни в коем случае не должен вмешиваться в деятельность ребенка

6. Испытуемый не должен знать что за ним наблюдают

7. Нужно поддерживать естественность условий

Достоинства метода

1. Не зная что он объект наблюдения, испытуемый ведет себя естественно. Проявление его психики не искажены.

2. Исследователь может увидеть личность ребенка в целом.

3. Наблюдение неограниченно возрастом

Недостатки метода

1. Наблюдаемые факты слиты со множеством попутных явлений.

2. Пассивное выжидательное позиция наблюдателя

3. Исследователь или наблюдатель может пропустит те факты о существовании которых он не знает.

4. Очень сложно анализировать полученный материал из-за того что он очень большой

5. С помощью наблюдение нельзя большой фактический материал быстро

6. Субъективизм.

Метод эксперимента

Эксперимент- изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях

Требования к наблюдению-

1. Цель- объект

2. Необходимо разработать методику проведения эксперимента

Методика- конкретное воплощение метода в соответствии с целью

3. Условия нужно заранее подготовить

4. Инструкцию нужно знать наизусть

5. Установка доверительных отношений

6. В эксперимент нельзя вносить какие либо изменения т.к это стандартная процедура

7. На успехи и неудачи нужно реагировать сдержанно

Достоинства метода

1. Эксперимент позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического фактора

2. Метод экономичный тк экспериментатор занимает активную позицию п.э этот метод экономичный. За небольшое время можно получить большую информации.

3. Облегченный способ фиксации полученных данных, тк исследуемое психическое явление отделено от попутных психических явлений.

Недостатки метода

1. Поскольку испытуемый знает что за ним ведут эксперимент, то он может вести себя не естественно. Проявление психики могут быть искажены

2. Не создается целостное представление о психики

3. Эксперимент требует более длительной и тщательной подготовки

Виды эксперимента

1. Констатирующий эксперимент- определит наличный уровень развития психических явлений или процесса

2. Формирующий эксперимент- он предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования определенных качеств

3. Контрольный эксперимент- оцениваем уровень который удалось сформировать. Экспериментатор сравнивает уровень до и после формирующего эксперимента.

Наши рекомендации